Попав впервые в Любляну, сперва умиляешься: совсем маленький городок, населенный всего-то тремястами тысячами жителей, никак не похожий на расхожие представления о столице (пусть и крошечной Словении). Его так просто обойти весь пешком за час, а второй час потратить на то, чтобы заглянуть в каждый переулок, едва ли не каждый дом. Моя словенская коллега наградила его английским эпитетом walkable, кажется, несуществующим в литературном британском. На русский и вовсе не возьмусь перевести («пешеходный» — не точно, ибо авто по Любляне ездят, «в пределах пешей доступности» — точнее, но уж больно длинно). На вершине горы — небольшая и нестрашная крепость, почти не видная среди крон дубов (основана в XII веке, но от тех времен лишь фундаменты остались). Внизу — речка Любляница, неширокая, спокойная и с чистой водой (вроде бы, мутная и зеленая, но форель и другие лососи в ней охотно живут — и какие: до 20 кг весом!), пара площадей и дюжина улиц. Все зелено, чисто и ухожено, как-то очень по-домашнему.
По мере прогулки возникает вторая мысль, а точнее — ощущение: где-то я это уже видел. И точно. Альпы, нависающие почти над городом, напомнят Швейцарию, Австрию и Северную Италию; дома ар-нуво, щедро расставленные вдоль тихих нешироких улиц, устраивают перекличку с Веной, Прагой и немного — Парижем. Мосты через Любляницу превращают ее в миниатюрную Сену. Ресторанчики и кафе под открытым небом, заполнившие набережные, артисты на центральной площади — те и вовсе интернационально-общеевропейские. Что-то забыл… Ну да, возле ратуши обелиск-фонтан — аллегория трех главных рек Словении в первый момент кажется уменьшенной копией фонтана «Четыре реки» на римской Пьяцца Навонна!
Всего понемногу, все сконцентрировано на одном квадратном километре. Но не перемешано в безвкусный кич, все как-то по отдельности. В общем, как в рецепте водки с мартини от Джеймса Бонда: «Смешать, но не взбалтывать».
Любляна маленькая, но здесь всегда есть чем заняться: каждый выходной то ярмарка, то фестиваль, то антикварный рынок. В одном из парков по выходным открывается библиотека под открытым небом. Бери книгу — и читай, сидя на лавочке. Выставки — постоянно. И даже облицованный гранитом берег Любляны превращен в галерею: на граните развешаны картины, экспозиция обновляется. Можно сесть в прогулочный катер и наслаждаться современным искусством одновременно с историческими древностями.
Но лучше пройтись пешком. Прогулку обычно начинают от центральной площади, где стоит памятник знаменитому поэту Франсу Пешерену и его музе — местной обывательнице Юлии. Почему муза изображена с голой грудью — непонятно, одно время это очень возмущало местных ревнителей нравственности: каждую ночь ее закутывали простыней, чтоб они с поэтом — ни-ни (тем более, что замуж она за другого вышла). На площади каждый вечер можно послушать самодеятельный оркестр, а на возведенной тут же сцене — балет, лаконичное смешение классики и постмодерна.
От памятника можно пойти по улице Миклошича и разглядывать подлинные шедевры ар-нуво, созданные Максом Фабиани, Франсом Вюрником и Кирилом Кочем.
Можно сделать два шага в другую сторону и очутиться на Трехмостье: через Любляницу был перекинут неширокий мост. Со временем обветшал, да и тесноват стал. Лет сто назад взялся его перестраивать наипервейший словенский архитектор Плечник (настолько знаменитый, что его именем назван аэропорт Любляны). Подошел творчески: перестроил, но сам мост расширять не стал — пристроил с двух сторон два пешеходных мостика, расположил их под углом, сделав тем самым мост визуальным центром амфитеатром сбегающих к площади улиц.
Поблизости — самый старый в городе собор. Впрочем, соборы Любляны меня как-то не слишком впечатлили, не буду про них.
Рядом вдоль набережной расположил Плечник здание рынка. Теперь тут рыбный рынок (не слишком колоритный), а на улице рядом — рынок обычный, где и овощи-фрукты, и изделия местных умельцев. Ароматно, весело, симпатично!
Но лучшее, что создал Плечник, на мой взгляд, это другой мост — Драконов мост. Четыре бронзовых крылатых драконов охраняют въезды на него, обвив хвостами-стрелами гранитные тумбы. Страшные, но очень милые. Местные называют мост еще и Тёщиным — намек вполне прозрачен. Про драконов, впрочем, отдельная история: говорят, что эти рептилии начинают бить хвостами, когда по мосту проходит девственница. А поскольку что-то никто давненько не видел такого, то… (тут следуют притворные вздохи по поводу нравственности нынешней молодежи).
А молодежь на это внимания не обращает, сидит на набережной в кафешках, потягивая пиво и коктейли, поедая сочную оленину в брусничном соусе, запивая крепким кофе (ей-богу, не хуже, чем в Италии) венский штрудель. В одном из ресторанчиков присел и я, заказал на десерт пирог под названием gibanka. Название какое-то странноватое, но вкус… Легкое, чуть хрустящее слоеное тесто, внутри которого — яблоки и свежайший нежный творог. Блюдо, достойное ангелов. И ангельской жизни в эфемерно-воздушной от близости Альп Любляне.