Почему Багач? Да потому что всего багата (богато, много).
Этот осенний праздник является отличительной чертой беларусов, так как подобного и богатого на обряды дня нет у соседних народов. В этот день наши предки подводили итоги своей летней работе, оценивали собранный урожай и благодарили своих богов и духов за помощь.
До этого времени все работы на полях заканчивались, а если где и перепахивали землю, то только под поздние весенние теплолюбивые культуры — овёс и гречку. Настоящий же хозяин стремился до Багача закончить все полевые работы и даже почистить и спрятать до весны сельскохозяйственный инвентарь, который в присказках к этому народному празднику называется «рагач». В народе говорили: «Прыйшоў багач — кiдай рагач», «Хто на Багача шкадуе (жалеет) на вячэру (ужин) зарэзаць барана, то таго барана воўк яму парве», «Да Багача баба рабача, па Багачы — хоць за плот (забор) валачы». Основная работа у селян в это время продолжалась в доме, хлеве, мельнице.
Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. К празднику приурочены и осенние ярмарки, являющиеся наилучшим местом для представления результатов своих трудов, местом, где можно и себя показать, и людей посмотреть.
В эти дни парни высматривают девчат, девушки знакомятся с парнями. В многочисленных регионах Беларуси свадьбы проходили именно осенью.
«Багачом» называли также корзинку с зерном и свечкой. Зерно намолачивали с первого снопа и приносили по жмене с каждого двора. С «багачом» обходили все дворы в деревне, а затем выводили на выгон стадо и обносили «багач» вокруг него. После этого его ставили в хате лучшего хозяина и оставляли до следующего года. За это он угощал участников праздника.
Прячет хозяин лицо за дарами. «Видно ль меня?» — вопрошает. «Видно!» — хором отвечают. Тогда велит он пирогов добавить. За такое завершение года, и с таким урожаем — только пировать. Пироги из общей горы берут гости, и каждый ест то, что товарищи изготовили. Так общим братским пиром скрепляются люди. Не забывают они и о птицах, которым либо дальний путь, либо нелегкая зимовка предстоит. На четыре стороны света раскрошенные пироги разлетаются. Народ верил, что «багач» приносит в дом богатство и счастье.
Важным атрибутом праздника также был общий сход — братчина — для решения общественных вопросов.
И, конечно, гуляния с песнями и танцами.
Вот так выглядела изнутри типичная беларуская хата в 19 веке. Вся семья жила в одной большой комнате: старики на печке, помоложе на кроватях, дети в люльках.
Прялка, утюг (по-беларуски «прас»), зеркало (по-беларуски «люстэрка»).
Ну и вот такое приспособление.
Кто знает, для чего оно?
Вот так прошёл праздник «Багач» в этом году. И природа, и погода не подвела.