Монастырь Св. Екатерины на Синае — прославленный монашеский центр, существующий без перерыва с VI века.
Монастырь Св. Екатерины на Синае — прославленный монашеский центр, существующий без перерыва с VI века.
Вот уже 1400 лет стоит он в сердце синайской пустыни, сохраняя свой особый характер с тех пор, как был построен в период правления византийского императора Св. Юстиниана (527–565 гг.). Основатель ислама пророк Мухамед, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто поврежден. Сквозь века пронес он свой образ священного библейского места.
Монастырь Св. Екатерины был местом традиционного паломничества русских людей. Здесь много икон, колоколов, церковной утвари русской работы, старинных книг на славянском языке.
Кроме того, в монастыре бесценная коллекция икон византийского «реалистичного» письма. В частности в монастыре сохранилась икона «Спас» предположительно V–VI века, на которой, по мнению некоторых исследователей, сохранились черты настоящего облика Иисуса Христа. Правда икона не реставрировалась и не «очищена» от поздних «правок». Туда стоит съездить без экскурсии, самостоятельно и на подольше. Там есть русско-говорящие монахи — поговорить и посмотреть там, точно есть чего. Иконы просто феноменальные, я раньше представить себе не мог что полторы тысячи лет назад существовала настолько реалистичная иконопись. На иконах люди (т. е. святые конечно) — живые! При всё уважении к русской иконописи — это мне гораздо ближе.
Ранний монастицизм
Стремление быть поближе к Богу и подальше от преследований со стороны римских язычников привело большое число первых христиан на Синай. Они нашли там спокойствие, тишину, уединение и святость. Начиная с III века монахи селились небольшими группами вокруг горы Хориву — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран и других местах Южного Синая. Точное местоположение этих святых мест до сих пор сохранилось в памяти местных жителей.
Поиски святости привели других верующих в это же время в Святую землю, в гористую и знойную Иудейскую пустыню. Первые монахи постоянно терпели лишения. Природа была неласкова к ним, многие стали жертвами набегов кочевников. Но монахи продолжали прибывать на Синай. Первые монахи были, главным образом, отшельниками, жившими в одиночку в пещерах в крайней нужде. Они молились одни и сами добывали себе пропитание. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, чтобы послушать своих духовных наставников и получить святое причастие.
Поскольку отшельники вели праведный образ жизни, они были естественными миссионерами среди населявших Синай языческих племён.
К моменту арабского завоевания в VII веке большинство жителей Синая были христианами.
В 313 году император Константин Великий даровал христианству статус признанной религии и предоставил свободу вероисповедования во всей Византийской империи. Как и большинство последующих византийских правителей, он покровительствовал монашеским орденам, распространившимся в библейских землях. Эта атмосфера религиозной свободы вдохнула в монастицизм новую жизнь.
Монахи Синая обратились с прошением к матери Константина, Елене, ища её поддержки. В 330 году по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня — убежище для монахов на случай набегов кочевников. Паломники конца IV века сообщали, что на Синае была важная и процветающая община монахов. Среди них прославился бывший высший офицер императора в Константинополе, Св. Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие.
История
Св. Юстиниан и покровительство византийских императоров Поворотным пунктом в истории синайского монастицизма стал VI век, когда император Юстиниан (527–565 г.г.) приказал построить мощные монастырские стены, окружившие предшествующие постройки Св. Елены, и замечательную церковь, сохранившуюся по сей день. Юстиниан прислал также солдат для охраны монахов. Надпись по-гречески, сделанная на одной из балок церковной крыши, обессмертила имена Юстиниана, его жены Теодоры и архитектора Стефаноса. Летописец императора, Прокопиус, рассказывает о возведении монастыря в своей книге «О строительстве». В монастырской библиотеке хранится ещё один любопытный манускрипт. Его автор, Евтихиос (Ибн аль-Батрак) — патриарх Александрийский, живший в IX веке, очень детально описывает строительство монастыря. Правда, в этих записях немало недостоверных сведений, поскольку они были сделаны много лет спустя после этого события.
Как и Св. Елена, Св. Юстиниан посвятил церковь и сам монастырь Богоматери, поскольку согласно толкованию святых отцов, Неопалимая купина символизирует Благовещенье.
Неопалимая купина — объятый пламенем, но не сгоравший куст, некогда виденный пророком Моисеем, — является одним из ветхозаветных прообразов Богоматери и знаменует собою непорочное зачатие Христа от Духа Святого: быв Матерью, Богородица осталась Девою и в рождестве, и после рождества. В церковных песнопениях мы слышим: «Якоже купина не сгараше опаляема, тако, Дево, родила ecu»; «Радуйся, Купино неопалимая».
На фото: Внутренний двор монастыря. Слева стена с крестом — стена церкви Св. Юстиниана, под ней, чуть правее, сохранившаяся часть церкви Богоматери (часовни Неопалимой Купины). Ещё правее — собственно куст Неопалимой Купины.
В конце VI века, после смерти Св. Юстиниана и через несколько десятилетий после строительства церкви, было создано удивительное произведение искусства — мозаика Преображения Иисуса Христа (Матфей, 17:1–3; Лука, 9:28–36). Её авторами по-видимому, были сами монахи. Просветлевшее лицо Христа и восклицание Петра «Наставник! хорошо нам здесь быть» (Лука, 9:33) означали для святых отцов духовную вершину, на которую некоторые из них смогли подняться ещё при жизни. Так что смысл мозаики для первых священников монастыря очевиден. Более того, оба пророка, беседовавшие с Господом во время его Преображения — Моисей и Илия — слышали Его голос и общались с Ним много веков назад на той же самой горе Хориву. Поэтому церковь получила название «Церковь Преображения Христа-Спасителя».
Арабское завоевание
Согласно преданию, монахи монастыря Св. Екатерины в 625 году направили делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. И оно было даровано. Копия охранной грамоты, выставленная в галерее икон, провозглашает, что мусульмане будут защищать монахов. Монастырь был также освобожден от уплаты налогов. Легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца Мухаммед посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Так что когда полуостров был завоёван арабами в 641 году, монастырь и его обитатели продолжали вести привычную им жизнь. Но число монахов стало сокращаться. К началу IX века их осталось всего 30. Внутри монастыря была построена мечеть, чтобы добиться расположения менее великодушных правителей. По всей видимости, это произошло в XI веке.
Вторая половина XIX и первая половина XX веков оказались неблагоприятными для монастыря. Он потерял свои владения в России, Румынии, Турции и других местах. Тем не менее он продолжал существовать и выполнять свои духовные и культурные функции. В 1966 году монастырь отметил 1400-летие своего существования. На торжествах присутствовали представители православных церквей и бывший король Греции Константин.
Монастырь-крепость Юстиниана
Чтобы защитить многочисленных монахов, поселившихся вокруг Неопалимой купины, от набегов кочевников строители Св. Юстиниана под руководством архитектора Стефаноса Айлисиоса возвели столь монументальную крепость, что её стены за 14 веков почти не обветшали. Исключение составляет северная сторона, которая была повреждена несколько раз. Последний её ремонт относится к 1801 году, периоду египетской авантюры Наполеона. Эта стена толщиной от двух до трёх метров построена из местного гранита. Высота её различна в зависимости от конфигурации местности — от 10 и местами до 20 метров.
Основной древний вход в монастырь, с его западной стороны, сейчас закрыт. Согласно методам обороны того времени, над ним сделана бойница, через которую можно было поливать нападающих кипящим маслом. Слева от этого входа есть другой, поменьше, которым и пользуются сейчас. Он тоже древний, с тремя обшитыми металлом дверьми.
Вдоль внутренней стороны стен находятся жилища монахов и другие строения. Внутри монастыря — двенадцать часовен. Поскольку монастырь построен на склоне горы, пришлось возвести арки, чтобы поддерживать кельи и другие строения. 60 из них до сих пор сохранились со времени строительства монастыря.
В 1951 году к южной стене было пристроено новое здание. В нём размещаются библиотека, галерея икон, трапезная, а также резиденция архиепископа. Среди новых зданий — гостиница, построенная с западной стороны монастыря.
На фото вид на двор: за колокольней — мечеть, построенная во времена захвата Синая арабами, или турками, не помню точно. После ухода захватчиков монахи надстроили колокольню — чтобы она была выше мечети. Напротив колокольни под жилыми сооружениями, плавно переходящими в крепостную стену — колодец (источник) Моисея. Реально колодец, глубиной метров 30.
Церковь
Стефанос, архитектор монастырских стен, построил также церковь в северной части монастыря. Работы начались в 542 году и завершились через девять лет. Часовня Неопалимой купины, возведённая Св. Еленой, стала составной частью церкви. Церковь построена из гранита в форме базилики, с проходами по обеим сторонам просторного центрального нефа, с апсидой и притвором. Стены и колонны, кровля и надписи сохранились с времён Юстиниана. В XVIII веке под древней кровлей был сделан потолок. Самые ранние из икон, находящихся в церкви, были написаны ещё в VI веке. Пол, внутреннее убранство и иконостас относятся к XVII — XVIII векам.
Деревянным входным дверям в церковь 1400 лет. Над ними — надпись по-гречески: «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Псалтырь, 117:20).
Двери искусно украшены резьбой, выполненной византийскими мастерами, использовавшими ливанский кедр. Они состоят из четырёх частей, с рельефами животных, птиц, цветов и листьев. Двери притвора сделаны крестоносцами в XI веке.
Вдоль базилики установлены двенадцать колонн — по числу месяцев в году. Над каждой — византийская икона со святыми, поминаемыми в определенный месяц. Монолитные колонны сделаны из гранита и отштукатурены. Капители выполнены в необычном стиле. На них — кресты, флаги, кисти винограда, ягнята — традиционный символ Господа Иисуса Христа — и другие христианские символы.
Вдоль каждого из боковых проходов находятся по три часовни, а за ними — часовня Неопалимой купины.
На фото: Сохранившаяся часть церкви Богоматери — часовни Неопалимой Купины — одного из древнейших сооружений христианства вообще.
Мозаика Преображения
Апсида церкви украшена великолепной мозаикой, изображающей Преображение Иисуса Христа. Это самая ранняя и одна из лучших мозаик православной церкви, полностью дошедшая до наших дней. Её художественный стиль близок к итальянской школе того периода, особенно к мозаикам в церкви Св. Виталия и в Софийском соборе в Константинополе.
Тема мозаики Преображения почерпнута из Евангелия от Матфея, 17:2. В центре её — Иисус, по бокам — Моисей и Идия, у ног Иисуса — его ученики Петр, Иаков и Иоанн.
Утром солнечный свет проникает в церковь через восточные окна, напоминая нам, что «просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Матфей, 17:2). По краям апсиды — мозаичные изображения двенадцати апостолов, двенадцати пророков, Лонгинуса, настоятеля монастыря в период создания мозаики, и диакона Иоанна (возможно, Иоанна Лествичника).
Часовня Неопалимой купины
«В начале долины было много келий отшельников, и ещё церковь с кустом. Куст растет до сих пор и даёт отростки. Это куст, о котором я уже рассказывала, из которого Бог в пламени огня обратился к Моисею. Там, где перед церковью растет куст, разбит очень приятный сад».
Такое описание этого места дала паломница из Испании по имени Этерия, посетившая его в конце IV века. Примерно также выглядит оно и сейчас. Часовня Неопалимой купины находится за алтарём главной церкви. Паломники входят в это самое святое место монастыря без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: «сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, и некоторые висящие в ней иконы написаны на ту же тему. На других иконах — изображение Богоматери с Иисусом Христом на руках, сидящей в центре Неопалимой купины.
Святой алтарь часовни расположен не как обычно — над святыми мощами мучеников, а над корнями Неопалимой купины. В апсиде часовни — мозаичное изображение креста, относящееся к Х веку Каждую субботу в часовне служат божественную литургию.
Куст буйно растет в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы можно было построить святой алтарь над его корнями. Это единственный куст такого рода на всём Синайском полуострове, причём ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела (исключение составляет Русский Горненский монастырь в Иерусалиме, где куст прижился).
История монастыря взята с сайта http://www.russia-hc.ru/ правда он уже не существует, увы.