Воспоминание о Гранд Опера. Это знакомство было восхитительно!
«Над вымыслом слезами обольюсь»… Ради этого мы прикасаемся к искусству…
А в театре, этот вымысел, эта вторая реальность подступает настолько близко, что мы готовы поверить в нее, как в нечто реальное.
Достоевский говорил, что время — это отношение бытия к небытию, поэтому в театре, время имеет совсем другие измерения и это тоже удивительно.
6
Вы были когда-нибудь за кулисами!
3
Нет, не во время спектакля, а в тот момент, когда сцена пуста и зрительный зал еще грезит отзвучавшими аплодисментами…
6
Поверьте! Это тайна! Писатель Гастон Леру, страстный театрал, завсегдатай Гранд-опера, конечно же, оставался здесь после спектакля, иначе как бы он написал свой знаменитый роман «Призрак оперы». Эта странная история послужила основой для множества фильмов (около двадцати), но именно мюзикл Уэббера прославил этот сюжет особенно.
4
Говорят, что и сегодня в ложу № 5 второго яруса, билеты не продают, потому что это ложа призрака. Да кто ж это знает! Но поверить очень легко.
Впрочем, Гранд опера — это место, где подступает столько воспоминаний, причем каждый может вспомнить то, что случилось, совсем не с ним, а с кем-то иным, когда-то. Но когда ты ходишь в полумраке по пустым коридорам и фойе знаменитого храма искусства в Париже, эта чужая память вдруг становится реальностью.
4
Говорят, что театр начинается с вешалки.
2
Не понятно, почему этот скульптурный портрет, достойнейшего артиста, поставили здесь, на задворках…
3
Впрочем, этому бывшему декоратору совсем не повезло.
2
Место пребывания этого скульптурного портрета, который так талантливо изваял когда-то художник, более чем прозаично…
1
Почему? Наверное, оттого, что история Новой оперы столь масштабна, все хочется вспомнить, увековечить, так что осваивается каждый уголок жизненного пространства этого монументального здания.
3
Конечно, история французской оперы началась задолго до того, как стали строить именно это здание.
4
В 1669 году король Людовик XIV дал поэту П.Перрену и композитору Р.Камберу патент на право организовать постоянный оперный театр в Париже. Оперный то, конечно (можно ли отстать от итальянцев!), но балет! Обязательно балет — это детище французов должно присутствовать обязательно!
5
Так оперный театр в 1671 году объединился с Королевской академией танца, что жила под руководством знаменитого П.Бошана и… началась мировая история театров оперы и балета!
Впрочем, родоначальник французской оперы Жан Жак Батист Люлли был не только великим композитором, но и прекрасным хореографом.
Но оставим привычку заглядывать за кружевные манжеты, под которыми скрыты костяные этикетки (отсюда — этикет), где записан регламент королевский приемов пышной эпохи «Короля солнца»: кому сколько реверансов… Столько великих имен! Все не обозначить, даже не упомянуть. Перейдем сразу же в век XIX-й, когда в 1875 году открылось новое здание, созданное по проекту и под руководством Шарля Гарнье, который выиграл конкурс на лучший проект.
Никто и не предполагал, что строительство займет почти 15 лет, переживет войну, революцию и будет закончено уже в республике. Но в 1860 году, никто еще не знал, с чем придется столкнуться при строительстве.
Дело в том, что участок, выделенный для новой оперы, оказался очень сырым. Здесь протекало множество маленьких речек и ручейков, питавших Сену, поэтому когда копали котлован, паровые насосы постоянно откачивали воду. А ведь его глубина должна была составить15 метров! Говорят, что в Гранд опера 17 этажей и подвалы — это скрытая, но очень важная часть.
1
Об этой подземной части Новой оперы ходит немало легенд и мифов, хотя потом, вдруг оказывается, что даже самые невероятные — правда!
Гранье построил двойную стену вокруг всего здания и оградил подвалы от сырости, но, оказывается внутри ЕСТЬ(!) не озеро, о котором толкуют, а большой резервуар, накапливающий воду! Там водятся сомы (!) и дайверы следят за состоянием этого подземного водоема.
3
Я гоню от себя память о том, что в этих подвалах во время Французской революции растеривали монархистов, в то время как на сцене исполнялись оперы «Дар свободе» Госсека (с балетом на музыку Марсельезы), а может быть «Республиканская избранница» Гретри…
Впрочем, потом, когда коммуна пала, здесь же расстреливали и коммунаров.
Я хожу по невероятным пустынным коридорам и фойе Гранд Опера и думаю о том, что в этих стенах выступал великий Энрико Карузо, гремел бас Федора Шаляпина, блистала несравненная Мария Каллас! А балет! Анна Павлова, Ольга Спесивцева — эта сцена еще многое помнит из того, что может быть в суете дней подзабыли и мы.
3
Дягилевские русские сезоны! Серебряный век…
4
Плафон, выполненный Марком Шагалом, и сейчас поражает необыкновенным танцем горячих красок! А ведь вписалось! Влилось! Вжилось в пиршество ампира!
10
Сколько премьер состоялось здесь!
Шелестят страницы перечислений. «Я список кораблей прочел до середины»… Оказывается перечисления тоже могут нести романтическую информацию, а не сухую статистику.
3
Мне так хочется рассказать о балетной реформе Ж.Ж Новерра. Кажется в последний раз я рассказывала о ней перед спектаклем, в другом театре, на моей родине.
6
Выход на сцену, даже с простым словом искусствоведа, это событие! Длинное бархатное платье, украшения, подаренные бабушкой… Меня передают " с рук на руки», пока чья-то невидимая рука не отодвигает край тяжелого занавеса, выпуская на залитую софитами сцену. Привычно и… всегда впервые! Я одна перед залом. Я рассказываю о Гранд Опера… Как давно это было!
7
4
Я брожу по фойе настоящей Парижской оперы и мне не хочется уходить. Я дышу, я вспоминаю, я обживаю чужое, и такое до боли знакомое мне пространство.
5
Выхожу на балкон.
5
Париж, машины, как когда-то кареты. Понимаешь, как примечтался известный фильм «Полночь в Париже» Вуди Аллену, ведь «Время — это отношение бытия к небытию».
7
Наконец, я понимаю, что нужно прощаться. Я спускаюсь в сувенирный магазин, где можно купить вот такое кресло (совсем как в зрительном зале)
4
или светильник.
7
Можно купить книгу, диск — здесь прекрасный выбор!
3
Я что-то покупаю на память, в том числе и майку с миниатюрными балетками на груди, чуть обозначенными стразами. Чувство меры — чувство стиля. Французы умеют и в этом конечно же «впереди планеты всей»…
7
Вот и еще одна достопримечательность Парижа внесена в мой путевой дневник впечатлений. Но разве это осталось в прошлом!