Во Франции умеют ценить традиции, хотя поиск новых форм, которые способны выразить мирочувствование человека в новом мире XXI века также всегда отмечал культуру Франции.
Были президенты, которым благодарные потомки установили памятники. Вот-Де Голь, шагающий, долговязый, такой, каким его запомнили соотечественники, в общем «как в жизни».
К сожалению я на этой фотографии поставила его на крышу авто, но его походка столь стремительна, что, кажется ему это не мешает маршировать или «плыть» по улицам родного Парижа, чуть возвышаясь над обыденностью.
2
Однако есть президенты, которые еще при жизни сами позаботились о своем памятнике.
Когда-то французский президент Жорж Помпиду, который очень любил именно современное искусство, писал: «Мне хочется, чтобы в Париже был выстроен культурный центр — одновременно музей и творческая мастерская, где пластические искусства соседствовали бы с музыкой, кино, книгами и аудиовизуальными исследованиями…»
Создание такого центра осуществилось в 1977 году, и он стал действительно достойным памятником президенту.
6
Статистика говорит о том, что этот культурный центр в Париже сегодня является третьей по посещаемости культурной достопримечательностью после Эйфелевой башни и Лувра.
3
Как он строился?
В 1969 году был объявлен международный конкурс на проект крупнейшего в Европе культурного центра. В нем приняли участие архитекторы из 49 стран, представившие 680 проектов. Наши соотечественники тоже принимали участие и представили тридцать проектов, однако победили итальянец Ренцо Пиано и англичанин Ричард Роджерс. Строительство продолжалось почти пять лет и обошлось в кругленькую сумму 900 миллионов франков.
Не всем новая архитектура центра понравилась. Наряду с положительными эпитетами типа «кафедральный собор искусства…" «европейский дом культуры», острые на язык форанцузы прозвали его и «эклектостанция», и «Помпидолиум», и «супермаркет культуры».
Действительно, новое здание очень экстравагантно даже для современника, а что говорить о 1977-м! Монументальное строение напоминает нефтеперегонный завод, как символ массового производства и распространения современной культуры.
Масштабы тоже очень впечатляют — общая полезная площадь 100000кв. м.
Утилитаризм — тоже одно из направлений современного искусства и здание не лишено этих тенденций. Так для того чтобы разгрузить внутреннее пространство, все коммуникационные системы вынесли наружу в виде огромных труб. Цвет труб — некий код, символ предназначения. Красные трубы это-эскалаторы и пассажирские лифты. Синие трубы — кондиционирование воздуха, зеленые — водопровод, желтые — электричество.
Внешне Центр Помпиду — здание, которое словно «вывернуто наизнанку» и эта эмоциональная открытость присутствует во внутреннем содержании (как может быть иначе в современном искусстве) и в атмосфере того, что окружает центр, ведь он словно сам созидает «среду своего обитания».
3
Зрителям нравится: неплохо получается!
Обширную площадь перед Центром Помпиду любят художники, артисты, музыканты. Здесь может выступить каждый, хотя если вы задумаете поразить своим искусством жаждущую зрелищ публику, то лучше уточнить «правила игры», ведь в Париже даже музыканты, выступающие в метро должны получить одобрение специальной комиссии. Вот эти учащиеся танцевали вместе со своими учителями и им, как и зрителям было очень весело.
3
1
Справа от Центра Помпиду небольшую площадь Стравинского украшает одноимённый экстравагантный фонтан. Этот фонтан очень любят дети, потому что он красочный, лубочно-веселый, как балаганный Петрушка Игоря Стравинского. И еще, потому что он немного «хулиганит». Фигуры двигаются и «плюются» водой, стараясь облить друг друга.
6
Но войдем в центр и минуя этажи вознесемся как можно выше, чтобы насладиться удивительной панорамой Парижа, которая открывается только с этого места.
Ну, разве это не современное решение, когда в диалог вступает сама Эйфелева башня и простой работяга, подъемный кран.
4
Никто не создавал этот шедевр, но он есть и он читается современным глазом, радуя неожиданностью сопоставления.
Современное искусство — это не только созидание нового, но и интерактивное вовлечение зрителя, слушателя в созидание.
Если посмотреть вниз, то расчерченная на квадратики площадь — это тоже живое пространство, которое постоянно предлагает зрителю там, наверху, новые решения. Люди внизу живут, двигаются и как стеклышки в мозаике, что складываются в новые и новые сочетания, пробуждающие фантазию, дарят зрителям новые узоры, ассоциации…
4
3
А вот - совсем иное. Люди, как разоцветные стеклышки мозаики в детском калейдоскопе...
Центр Помпиду включает в себя Музей современного искусства, библиотеку, с миллионами книг, дисков, видеофайлов и микрофильмов. Здесь есть и мониторы для просмотра фильмов, и лингафоны для прослушивания аудиозаписей. Научный институт исследования акустики и музыки также знают во всем мире. Если будут концерты — вы можете посетить концертные залы, но скорее всего, пойдете в залы выставочные.
3
7
На первом этаже Центра располагается кинотеатр — место проведения кинофестивалей. На пятом этаже в основном демонстрируются временные экспозиции, а третий и четвертый этажи занимает Музей Современного Искусства, где можно познакомиться и с творчеством современников и с творчеством таких гениев как, Матисс, Пикассо, Кандинский, Шагал и многих-многих других.
2
2
1
1
1
2
В центре представлены абсолютно все виды современного искусства: живопись, скульптура, дизайн, фотография, архитектура, видео, перфомансы и инсталляции.
4
3
3
5
1
1
На каждом шагу вас ожидает открытие и приглашение к сотворчеству.
Взаимодействие объемов (неровные поверхности) и линий, которые определенным образом решают эти объемы, надо просто почувствовать. Это не передаваемо на словах.
8
А этот шевелящийся куб надо пройти так, чтобы не потревожить висящие блестящие нити.
3
7
Очередь желающих наблюдает за разными способами прохождения диагонали куба. Здесь сразу раскрываются и характеры (осторожный, опрометчивый, думающий, решительный), и способность к творческому решению поставленной задачи. А самое главное, что возможность «созидания» своего пространства дает и неповторимость ощущения.
А здесь можно помедитировать под соответствующую музыку в царстве теней…
6
А здесь можно пройтись и пофилософствовать о проблеме унификации, омассовления личности в современном мире и искусстве…
4
В современной музейной практике о юных посетителях тоже принято заботиться, а уж в музее современного искусства и тем более. В художественных мастерских, под чутким руководством мастера, ребята могут сами что-то выполнить. Ведь как приятно испачкаться красками, глиной и все-таки создать свой шедевр!
Среди взрослых посетителей, в музее было немало детей. Эти ребята. видимо из Италии, так как их учительница рассказывала о соотношении формы и цвета на итальянском языке.
4
Ах! Кандинский. его замечательный эстетический трактат это музыка. Да и как иначе, ведь он обладал удивительным свойством СЛЫШАТЬ краску.
4
Чтобы понять его картины, нужно тоже прислушаться. Вот, хотя бы синее.
«Синее есть типично небесная краска. Очень углубленное синее дает элемент покоя. Опущенное до пределов черного оно получает призвук человеческой печали…В музыкальном изображении светло-синее подобно звуку флейты. темно-синее — виолончели. все углубляясь и углубляясь, оно уподобляется удивительным звукам контрабаса. В глубокой торжественной форме звук синего равен звуку глубокого органа».
2
Как хорошо (иногда в полумраке) ходить по залам.
3
Смотреть, слушать. творить, искать. удивляться…
3
Но если вы устали от впечатлений, то можно вновь подняться повыше.
6
Полюбоваться панорамой на Сакри-Кер или Монмартр.
4
А потом зайти в ресторан и красиво покушать, или просто выпить бокал хорошего вина, думая о вечном и суетном.