Это Еврейский музей и центр толерантности. Расположен он почти в самом центре, на улице Образцова,11. (там, где раньше был центр Гараж, который переехал в Парк Культуры).
Это Еврейский музей и центр толерантности. Расположен он почти в самом центре, на улице Образцова,11. (там, где раньше был центр Гараж, который переехал в Парк Культуры).
Взрослый билет 400 рублей, детский 200. И это стоит не просто этих денег, а и бОльших. Интересно будет и взрослым, и детям, т. к. музей полностью интерактивный, везде айпады, голографические фигуры, сенсорные столы. Кроме того есть отдельная детская комната для самых маленьких, есть кафе, лаунж зона, библиотека, лекторий, авангардный зал. Зал временных экспозиций. Ну, начну по-порядку. При входе тебе дают карту музея, и осмотр начинается с просмотра фильма о том, кто такие евреи и откуда они взялись.
Фильм минут 7–10, в формате 4Д. Кресла качает, водой поливает, насекомые за ноги щекочут. Супер здорово. Зал круглый, в центре еще и стол, на который «падают листья» и т. д. При входе дают стереоочки.
После просмотра фильма начинаются экспозиции. Там можно взять экскурсию — обзорную или тематическую. Мы не брали, но по-ходу примкнули к экскурсионной группе, и не зря. Расскажу вам, что я запомнила из повествований экскурсовода.
Первый зал — Миграции: Еврейская диаспора.
В древности большинство евреев жили в пределах Земли Обетованной — Земли Израиля. В 70-х годах н. э. второй храм был разрушен римскими войсками. Тогда же римляне жестоко расправились с иудейскими повстанцами. Оба этих события стали поворотными в истории евреев. За ними последовал закат Иерусалима как духовного и религиозного центра еврейского народа. Начался период изгнания. Евреи осознали, что Господь изгнал их из земли Обетованной за грехи и что рассеяние закончится только с приходом Мессии. Век за веком евреи отдалялись от Иерусалима, все шире расселялись по Ближнему Востоку и Европе, основывая новые общины. Куда бы ни привела их судьба, всюду они несли свою веру, священные тексты и традиции. Однако со-временем евреи приспосабливали свои обычаи к новым условиям существования. Россия обрела многочисленное еврейское население, когда в 18 веке присоединила к себе Восточную Польшу.
В центре зала интерактивная карта, на которой можно увидеть, как расселялись евреи по миру в разные времена. По кругу дисплеи с различными историческими событиями в разные времена. От начала до наших дней.
Еще в этом зале есть интерактивная доска, на которой можно услышать на идише и прочесть на 3-х языках (иврит, русский и английский) различные еврейские афоризмы, крылатые фразы, высказывания мудрецов.
Обычно евреи говорили на языках тех народов, среди которых жили, но часто создавали еврейские диалекты, добавляя слова из иврита и используя на письме еврейский алфавит. К числу таких языков относится еврейско-арабский, ладино (еврейско-испанский), идиш (еврейско-немецкий) и др. В общинах Восточной Европы иврит и идиш переплетались в повседневной жизни. Иврит — древний библейский язык — был языком литературным, а не разговорным; он использовался для изучения священных книг, для молитвы мужчин. На идише говорили в быту и молились женщины, т. к. их образование не предполагало изучение иврита.
Штетл — еврейское местечко.
В этом зале мы видели, как было устроено еврейское местечко, а позднее и еврейский город. Евреи стали селиться в Польше еще в 11 веке, а начиная с 17 века их стало значительно больше. Городки, где селились евреи, становились ремесленными центрами, и сами евреи называли их штетлами. В этом зале множество фигур, образов — чем занимались евреи в таких местечках.
В центре любого местечка обязательно была синагога.
Здание обычно было большое и заметное, служба велась с расположенного в середине зала помоста (бима), молящиеся во время богослужения были обращены лицом к ковчегу со свитками Торы. В общественном богослужении женщинам отведена второстепенная роль, поэтому мужчины и женщины в синагоге сидят порознь.
Женская часть расположена либо на галерее, что-то типа второго этажа, либо в смежном с молельным залом помещении, отделенном окном или решеткой. В центре синагоги огромная интерактивная тора.
Корни Российского еврейства.
Расширяя свои границы в процессе политической и военной экспансии, Россия приобрела территории, на которых уже несколько веков проживало многочисленное еврейское население. Небольшие общины жили у южных границ империи — на Кавказе и в Средней Азии. При этом у западных ее пределов — в Польше — существовали довольно крупные общины евреев, бежавших от преследований из Франции и Германии. Пользуясь общинным самоуправлением, польские евреи жили здесь уже сотни лет. Осознавая себя важной частью польского общества, они рассматривали свою религию и культуру не только как автономные, но и как боле совершенные по отношению к культуре и религии поляков. В конце 18 века Польша была разделена между Прусским королевством, Габсбурской и Российской империями. России при этом досталась львиная доля польских земель — и вместе с ними польские евреи. Вот карта еврейских общин в то время.
Большинство нынешних русских евреев являются потомками тех ашкеназских евреев, которые мигрировали из Западной Европы в Восточную. Однако в древности и в средневековье, на территориях, которые позднее отошли к Российской империи, проживали другие группы евреев. Более 1500 лет назад евреи с Ближнего Востока и из Персии переселились на Кавказ и в Среднюю Азию, образовав уникальные по своему характеру общины горских, бухарских и грузинских евреев. Оказалась в России и еврейская религиозная группа караимов. Исторические документы повествуют о евреях, живших в Киеве, столице Древней Руси. А в Хазарском каганате иудаизм стал в 8 веке главенствующей религией.
Иудаизм — живая религия.
В этом зале представлены различные предметы религиозного культа, быта, связанные с иудаизмом.
В этой витрине представлены предметы иудейского религиозного культа.
Некоторые из них предназначены для ежедневного использования, некоторые — для субботы и праздников. Эти предметы можно увидеть в каждом еврейском доме во всех странах диаспоры. Слева направо: Тора 1888 года — традиционное печатное издание Торы (Пятикнижия Моисеева) с комментариями еврейских религиозных авторитетов; дальше субботние подсвечники. Древний ритуал зажигания свечей в ознаменование наступления субботы и праздников, традиционно совершается женщинами; дальше кубок для кидуша — в такие кубки наливают вино для обряда освящения (кидуша), совершаемого в канун субботы и праздников; потом тфилин — коробочки, в которые помещены написанные на пергаменте фрагменты Библии. Мужчины накладывают тфилин во время ежедневной утренней молитвы в будние дни, укрепляя одну коробочку на руке, вторую на лбу; и справа с краю сумка для хранения тфилин.
Это свиток торы.
Тора является самым священным текстом иудаизма. По преданию, Бог даровал пять книг торы Моисею на горе Синай. Изучение Пятикнижия и переписывание свитков Торы специально обученными писцами стало традицией, неукоснительно соблюдавшейся всюду, где селились евреи.
Это чехол для свитка Торы.
Тору принято облачать в мантию, которая всегда богато вышита и украшена.
Корона и щит Торы.
Самый священный предмет в синагоге — свиток Торы — увенчан короной, которая символизирует царские почести, воздаваемые священному тексту — дару Бога, Царя царей. Щит, который вешается на чехол для Торы, символизирует нагрудник первосвященника.
Мезуза —
свиток пергамента с отрывками из Торы, который обычно помещается в футляр и прикрепляется к дверному косяку в еврейских домах.
Мизрах —
декоративная табличка, которую вешают на восточную стену, обозначая направление в сторону Иерусалима, куда следует обращаться лицом во время молитвы.
Сосуд для благовоний или специй.
В таких миниатюрных башенках хранились благовония для церемонии хавдалы, знаменующей отделение субботы от будних дней.
Нож для обрезания.
У каждого моэля (специалист, делающий обрезание) есть свой собственный набор инструментов для проведения этого обряда, который называется брит мила.
Талит или талес —
молитвенная накидка. Мальчики ее впервые одевают в день совершеннолетия (бар мицва) в 13 лет. В Восточной Европе неженатые мужчины молятся без талита.
Шофар — бараний рог.
Музыкальный инструмент, который звучит в праздник Рош-А-Шана и знаменует окончание праздника Йом Кипур.
Зал города и дали.
В зале несколько плакатов, коротких фильмов, которые рассказывают о расселении евреев по русским городам.
Есть такая комнатка с интерактивными столами. На столах виртуальные книги, видеоролики.
Зал война и революция.
Зал Советский Союз 1922–1941 год
После большевистской революции 1917 года и кризиса, вызванного первыми годами советского правления, следующие два десятилетия стали для евреев СССР временем социально-экономических преобразований и прогресса. Однако для многих платой за это оказалась утрата традиций и еврейского самосознания. Поначалу евреи почитали себя ущемленными в отношении некоторых своих привычных профессиональных занятий, например торговли, которая была запрещена большевиками. Но вскоре новое поколение советских евреев по достоинству оценило все преимущества открывшихся возможностей и свобод. Теперь они на равных правах могли получить высшее образование и влиться в ряды нового профессионального класса. Однако нетерпимость новой власти к религии и выражению национального самосознания привела к ликвидации большинства синагог.
В этом зале интерактивный стол в виде советской пятиконечной звезды. На нем плавают портреты евреев — советских деятелей. На каждый портрет можно нажать и прочесть кто это и чем знаменит.
Зал Холокост и Великая Отечественная Война.
Самый жуткий зал. В центре большой экран, на котором транслируются хроники военных действий. Известно, что во время ВОВ немецкие оккупационные власти отличались неслыханной жестокостью, особенно по отношению к евреям. Их, подобно скоту, сгоняли в гетто с невыносимыми условиями жизни. Массовые убийства евреев начались на оккупированной еврейской территории, где специальными мобильными отрядами карателей и их пособниками из местного населения было бито около 2,5 млн. человек. В зале множество документов военных лет. Некоторая военная техника.
Это зал памяти. На экране множество фамилий погибших во время ВОВ евреев, каждую секунду фамилии меняются.
Зал послевоенный период.
Это очень интересная комната. Воссоздана квартира, ведут беседу голографические фигуры. Полный эффект присутствия. Здорово.
Также в этом отделении типа березовой рощи
Зал от перестройки до наших дней
В этом зале рассказывали о том, что происходит с евреями в России сейчас.
Вот что понравилось — еврейский календарь на 50 лет.
Еврейский календарь основан на солнечном и лунном астрономических циклах. Большинство праздников восходит к древним земледельческим обрядам, при этом они связаны с важнейшими историческими событиями, описанными в Библии. Три главных праздника установлены в память об Исходе из Египта. Издавна они назывались паломническими: в это время древние израильтяне отправлялись в Иерусалим для принесения жертв и богослужения в Храме. Два других праздника — дни покаяния — были отведены для раскаяния, очищения и обновления.
Печатня форма для изготовления флажков.
Дети с флажками — непременные участники праздничной церемонии.
Ханукия.
Это подсвечник (менора) восемь лампадок, расположенных внизу зажигают в каждый день праздника хануки. А боковые свечи — для субботы.
Блюдо для пасхального седера и салфетка для мацы.
После всех экспозиций музея можно пройти в зал толерантности. Это уже не музей, но такая площадка, где ты сам при помощи электронных устройств типа айпадов можешь либо посмотреть фильмы о толерантности от 5 до 20 минут, либо пройти тесты: насколько ты терпим, неконфликтен и т. д.
Дальше, двигаясь к выходу — лавка с книгами и сувенирами, и кафе Шоколадница.
Еще можно поднятья на 2-й этаж, там лекторий, библиотека, зона отдыха.
И прекрасный вид на залы музея сверху.