Парк и усадьба Кузьминки расположилась в самой Москве, между Волгоградским и Рязанским проспектом. По преданию, название местности происходит от имени мельника Кузьмы, который владел мельницей, стоящей на реке Голедянке, протекающей через парк. В писцовой книге XVII века упоминается «пустошь, что была Кузьминская мельница». В этом месте с начала XVIII века находилась усадьба Кузьминки. Первым владельцем имения был Григорий Строганов, земли ему были подарены Петром I. Был возведен Храм Влахернской иконы Божьей Матери. Позже церковь сгорела и была заменена другой, также деревянной. Затем усадьба перешла во владение к Голицыным. С конца XVIII века большое внимание уделялось благоустройству парка: был построен каскад из четырех прудов, которые можно увидеть в парке и по сей день. XIX век также оказался плодотворным на строительные работы в парке — в первую очередь, были построены новые въездные ворота (на Липовой аллее), отлитые из чугуна на заводе самих Голицыных. Также здесь располагались: конный двор и музыкальный павильон, дом на плотине (мельничный флигель), скотный двор, кухня, оранжерея, флигеля, гроты. Теперь обо всем этом подробнее.
Для начала. когда въезжаешь в парк, по обе стороны дороги сделаны площадки для детей. С очень причудливым дизайном.
2
Прямо перед входом в парк — стоит церковь.
В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви. Первая из них была сооружена в 1716 году Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на ее строительство. Та церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок — Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название — село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 году, тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери, тоже деревянную. Она в сою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 года.
Ныне существующая церковь и есть третья по счету. Ее сооружали в два этапа. В 1759–62 годах были выстроены церковное здание, а также отдельно стоящая деревянная колокольня, автором проекта которой был Жеребцов. Однако уже к 1779 году здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М. М. Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р. Казакова в 1784–85 годах.
В церкви находилась семейная реликвия — Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия), датируется VII веком нашей эры. Одна из особо чтимых в Москве греческих икон. Привезена их Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 году. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в успенском соборе московского кремля, царь брал ее с собой в военные походы.
3
Дальше, от церкви можно пойти через центральный ход, а можно левее, через лес — что мы и сделали. И попали в самый настоящий лес. С деревьями и речкой.
1
2
1
С рыбаками и отдыхающими. С утками и белками (белка отказалась от фотосессии).
1
5
И это посреди Москвы! Есть несколько схем, несколько маршрутов по пути следования. Мне понравилось, что по лесочку полно лавочек и раздельные контейнеры для сбора мусора.
1
Лес чудесный — можно погонять на великах, роликах, пожарить шашлыки, позагорать, покататься на лодке. В общем на любой вкус.
5
2
5
1
Погуляв вдоволь по лесу можно выйти и на культурную часть парка-усадьбы. Для начала идем через Горбатый мостик — одно из самых удачных оригинальных творений М. Д. Быковского.
5
Дальше конный двор и музыкальный павильон.
Конный двор с его замечательным павильоном в усадьбе Голицыных, шедевр московского ампира, лучшее творение Доменико Жилярди. Конный двор сооружен в 1819—1823 гг. и включает: здание конюшни, фуражные и каретные сараи, флигели, расположенные П-образно вокруг Музыкального павильона.
Павильон украшала скульптура Аполлона и муз. Перед павильоном поставлены две скульптурные конные группы П. К. Клодта — копии тех, что стоят в Петербурге на Аничковом мосту.
1
Умелая рука зодчего Доменико Жилярди превратила Конный двор в одно из лучших достижений стиля «ампир» в России. Изюминкой двора является знаменитый Музыкальный павильон, вошедший в каталог мировых шедевров.
Музыкальный павильон спроектирован так, чтобы усилить акустический эффект. Здесь исполнялась роговая музыка. Павильон расположен прямо напротив Главного дома, что давало возможность хозяевам наслаждаться этой музыкой, не покидая стен своего дворца.
Обычно музыка исполнялась в дни праздников, и была слышна по всей усадьбе. Создавалось впечатление игры на огромном органе.
Под Классическим павильоном расположены два грота. Один из них называется Трехарочный, т. к. имеет три арки-входа. Другой — Большой, или Одноарочный. Само понятие и слово «грот» пришли к нам из далекой Италии, и поэтому гротами называют искусственные земляные пещеры, вырытые в крутых склонах рек и оврагов. Это — своеобразные парковые павильоны. Здесь температура воздуха всегда на несколько градусов меньше.
2
В Кузьминках нет крутых перепадов поверхностей, но когда строили парадный двор и выравнивали под него площадку, образовывался откос на берегу пруда. В нем-то и сделали гроты. Они были созданы между 1811 и 1830 гг. Первая из этих дат — время начала разработки на территории имения Английского, то есть пейзажного парка (сада), в общий характер которого вполне вписываются такие романтические «руинные» композиции. Элементы гротов выложены декоративной кладкой, в которой чередуются невысокие ряды гладко тесаного белого камня с более высокими рядами ноздреватого декоративного камня. Другая дата (1830) приводится в документах, в которых упомянуты ремонтные работы в гротах. Одновременно в парке привели в порядок некие «гипсовые фигуры», которые, возможно, были установлены перед «трехарочным» гротом. Во всяком случае, у его крайних арок расположены пьедесталы, на которых, судя по всему, изначально находились какие-то декоративные фигуры.
Большой грот во время праздников использовался для театральных постановок. Любительские театральные спектакли иногда ставились силами хозяев и их гостей. Любопытно, что, если через центр Музыкального Павильона провести ось, то она попадет в Большой грот. Таким образом, он является своеобразным резонатором, отражателем звука.
Гроты были отреставрированы в 2006 г. Напротив павильона мостик, где влюбленные скрепляют узы замочками.
1
Но то ли еще будет!
Идем дальше, через множество кафешек и магазинчиков и видим птичник
1
мостик через речку с причудливым водопадиком
4
3
и выходим к ванному домику.
Недалеко от мест, где были памятник Петру I и Проволочный мост, на том же берегу Нижнего пруда за современным металлическим забором находится один из парковых павильонов — Мыльная. В литературе о Кузьминках это здание с легкой руки А. Н. Греча обычно называют Ванным домиком.
После создания Парка культуры и отдыха «Кузьминки» в 1977 г. в Мыльной был открыт зал игровых автоматов. В середине 1980-х гг. все структуры Парка культуры, в том числе и этот зал, были выведены за пределы бывшей территории имения.
В 1994 и 1995 гг. Мыльная дважды горела. Ее остатки были разобраны и вывезены из Кузьминок. В 2008 г. завершено воссоздание постройки и фонтана. А сразу за ним — уникальное место — (я же обещала-то ли еще будет) — место, где положено официально вешать замочки на счастье и любовь,
2
3
1
и где можно посидеть на скамье любви и верности (что мы и сделали).
Ну и в завершении мы вышли к парадному двору усадьбы, который был закрыт для посещения.
Парадный двор усадьбы Кузьминки включает следующие сооружения:
Господский дом (сооружен на месте сгоревшего в 1927—1931 гг.) Западный флигель, 1814—1815 гг., воссоздан в 1953 г.
Восточный флигель, Въездной мост с фонарями — канделябрами и ворота Парадного двора, 2-я пол. XIX в. Удалось снять часть въездной группы и господский дом через прутья забора.