Продолжим прогулку по Солнечной, или Горизонтальной тропе, соединявшей царскую Ливадию с имением «Ай-Тодор», хозяином которого был великий князь Александр Михайлович, Сандро, как его называли в семье Романовых.
Великий князь Александр Михайлович
Александр Михайлович (1866–1933) генерал-адъютант, адмирал, посвятил свою карьеру флоту: с 15-летнего возраста плавал на крейсерах, с 1892 года командовал отрядом миноносцев Балтийского флота. В течение ряда лет занимал руководящие должности в управлении делами российского торгового мореплавания. Однако более Александр Михайлович известен в истории, как организатор военной авиации в России.
Имение Ай-Тодор было приобретено великим князем Михаилом Николаевичем в 1869 году для супруги Ольги Федоровны. Довольно быстро в имении были возведены небольшой дворец, Свитский дом, хозяйственные службы и заложен парк.
Вилла в имении "Ай-Тодор"
Однако большая часть земли отводилась под виноградники, при которых был построен винподвал. По завещанию матери, имение перешло к Александру Михайловичу, который выделил из него участок своему брату Георгию.
Александр Михайлович активно скупал земли у местных татар, и к 1902 году имел около 200 десятин земли. Вскоре «Ай-Тодор» превратился в образцовое имение, приносящее неплохие доходы от продажи винограда и собственного вина, фруктов, цветов.
Виноградники в имении "Ай-Тодор"
Одним из любимых занятий Александра Михайловича во время его приездов в Крым было садоводство.
«Я испытывал громадное наслаждение, сажая новые деревья, работая на виноградниках и наблюдая за продажей моих фруктов, вин, цветов. Было что-то необыкновенно ободряющее в возможности встать с восходом солнца и говорить самому себе, скача по узкой тропинке, окаймленной непроходимыми насаждениями роз: „Вот это реально! Это все мое! Это никогда не изменит!“ Здесь мое место и здесь я хотел бы остаться на всю жизнь», — говорил Александр Михайлович.
Второй его страстью была археология. Под его руководством в 1896 году начались раскопки древнеримской крепости Харакс на мысе Ай-Тодор. Раскопки привели к большим успехам, и значительная часть ценностей была передана великим князем в Херсонесский музей древностей. Под влиянием Сандро многие Романовы (и даже лично Александр III и Николай II) тоже пытались «пробовать себя» в археологии.
Кстати, несколько белокаменных барельефов с изображением сцен из жизни древнего Рима, найденных великим князем при раскопках Харакса, украсили фасады и интерьер нового дворца, который был построен для детей Александра Михайловича архитектором Н. П. Красновым в 1912 году.
Из всех построек имения Ай-Тодор до нашего времени сохранился этот дворец
2
1
(сейчас это один из корпусов детского санатория им. Розы Люксембург, территория для посещения закрыта) и винподвал.
…Ближе к концу Солнечная тропа раздваивается, ориентиром служит этот камень.
2
Направо уходит «новая» часть тропы, по ней можно дойти до остановки «Гаспра» и уехать обратно в Ялту на маршрутном такси. Мы же перед камнем свернем налево, перейдем дорогу, пройдем немного вперед (ориентир — белые перила),
1
спустимся по лестнице и продолжим путь по «старой» дорожке. Тенистая балка под современным мостом, несколько поворотов и развилка — здесь нам нужно повернуть налево и начать спуск в направлении санатория «Днепр» (название высечено на маленьком камне).
2
От маленького камня влево и вниз уходит дорожка. Надпись на камне - "Санаторий Днепр"
Тропа же уходит за поворот, огибает склон и через несколько сотен метров заканчивается.
Спустившись по небольшому живописному серпантину под деревьями, выйдем к ограде детского сада. Его обойдем по тропке слева, продолжим спуск по дороге и выйдем на Алупкинское шоссе к автобусной остановке «Санаторий Днепр». Рядом видна небольшая церковь, построенная в имении «Харакс» великого князя Георгия Михайловича.
Георгий Михайлович (1863–1919) — генерал-лейтенант, генерал-адъютант, начал свою военную карьеру службой в Лейб-гвардии Егерском полку, отличался меткой стрельбой, за что представлялся к высоким наградам. Затем назначался на командные должности кавалерийских частей, но из-за больной ноги службу в кавалерии пришлось оставить. В годы первой мировой войны состоял при Ставке Верховного Главнокомандующего. Страстью Георгия Михайловича была нумизматика; его уникальное собрание старинных русских монет не имело себе равных. Кроме того, он увлекался искусством, имел незаурядные способности к живописи. Последнее нашло очень удачное применение: в 1896 году Николай II назначил его директором Русского музея в Петербурге, и великий князь принимал самое горячее участие в создании музейной коллекции живописи и скульптуры.
…Церковь Преображения Господня и Святой Нины была заложена 14 января (по ст.ст.) 1906 года, к возведению приступили в марте, и в 1908 году все работы были завершены. Именно эту церковь, построенную «в стиле грузинских и армянских церквей на Кавказе», архитектор Н. П. Краснов считал «одной из своих самых больших удач».
1
Церковь Преображения Господня и Святой Нины
Вот как объяснил великий князь двойное название храма в одном из писем к отцу. Летом 1905 года старшая из его дочерей — четырехлетняя Нина — заболела дифтеритом, спасла ее от верной гибели операция, проведенная 6 августа немецкими хирургами в Хомбурге. 6 августа по старому стилю православная церковь отмечает Преображение Господне, известное в народе как «яблочный Спас»…
Сейчас церковь возвращена верующим, и недавно начались работы по восстановлению ее купола.
2
Несмотря на то, что проводятся они по старым чертежам и фотографиям, впечатление от использования «ракушечника» и бетона почему-то остается неоднозначное. Тут хочется вспомнить небольшой эпизод из истории ее строительства.
Летом 1906 года по приглашению Георгия Михайловича прибыл из Петербурга известный архитектор В. Ф. Свиньин. Взгляды двух зодчих на некоторые вопросы, связанные с оформлением основных построек «Харакса», во многом расходились. Однако Краснов умело обходил спорные моменты: «Василию Федоровичу, как художнику, удобнее сделать свои замечания, а мне удобнее умолчать. Я лично считаю, что церковь должна получиться хорошей». Однако кое-в чем Николай Петрович полностью согласился с мнением своего маститого коллеги, в основном это касалось применения новых способов художественной обработки камня: «В способе отделки камня для церкви приходится делать изменения, которые указал Василий Федорович… камни должны быть насечены мелкими ударами инструментов… Нечего и говорить, что обделка получается безукоризненной чистоты…»
Церковь и звонницу при ней архитектор расположил в отдалении на холме, они как бы парили над имением. Ниже располагался дворец, окруженный парком.
1
Дворец в имении "Харакс". Вдалеке на холме видна церковь.
…В 1904 году Н. П. Краснов получил приглашение от великого князя Георгия Михайловича сделать проект и возглавить строительство комплекса зданий на принадлежавшем ему участке земли. Из-за отсутствия источников воды на некоторое врмя пришлось отложить начало строительных работ: к ним приступили в марте 1905 года, когда гаспринские татары сдали в аренду источник «Хачамалар» (в 1906 году он был выкуплен). В 1908 году все строительные работы в имении были завершены.
Дворец, по собственному определению Н. П. Краснова, был «исполнен в современном шотландском вкусе из местного известняка мозаичной кладкой со вставкой орнаментальных частей, высеченных из того же камня, и покрыт английской черепицей». В том же стиле были выдержаны все жилые и хозяйственные постройки имения. При создании парка проявился талант Н. П. Краснова, как ландшафтного архитектора. В письмах к Георгию Михайловичу он объясняет, почему он располагает тот или иной вид растений тем или иным образом, как подобранные им сочетания деревьев и кустарников будут смотреться через год или несколько лет спустя…
Парк Харакс является памятником садово-паркового искусства; сейчас это территория санатория «Днепр».
3
Сохранился дворец Георгия Михайловича,
4
4
кроме того, в парке можно увидеть так называемую «античную беседку», основу которой составили колонны из атриума разрушенного пожаром дворца в Ореанде.
2
Вход на территорию находится в нескольких десятках метров восточнее церкви, стоимость посещения — 30 гривен (около 120 рублей).
От санатория «Днепр» наш путь лежит по Алупкинскому шоссе в западном направлении. Еще раз пройдем мимо церкви, обратим внимание на стоящий у моря белоснежный корпус санатория «Украина» (1954 года постройки), при виде которого гости курорта обязательно задают вопрос «А это чей дворец?», минуем весьма оживленное место с кафе и магазинами… и на нашем пути еще несколько имений Романовых.
…Имение «Сосновая Роща» было подарено великим князем Александром Михайловичем дочери Ирине и князю Феликсу Юсупову-младшему в честь их свадьбы.
«Великий князь Александр подарил нам небольшой сосновый лес на крутом морском берегу, — вспоминал впоследствии Феликс. — Это было необыкновенное место. Там мы построили дом сельского типа, весь побеленный внутри и снаружи и с крышей из зеленой черепицы. Поскольку он был построен на склоне, часть дома стояла ниже и его главной особенностью было полное отсутствие симметрии… Внутри разница уровней приводила к неожиданному и забавному расположению лесенок, площадок, балкончиков…»
Этот дом, построенный архитектором Красновым в 1915 году, до наших дней не сохранился. На территории расположен парк-отель «Сосновая роща».
Западнее находилось имение «Чаир», принадлежавшее Анастасии Николаевне — супруге великого князя Николая Николаевича (младшего).
Великий князь Николай Николаевич (младший)
Николай Николаевич (1856–1929) окончил Николаевское инженерное училище и Военную академию с серебряной медалью. Участвовал в русско-турецкой войне 1877–78 годов. Служил в гвардейской кавалерии, был командующим войсками гвардии и Петербургского военного округа, впоследствии — Верховным Главнокомандующим российской армией…
Дворец в усадьбе Чаир был второй крупной работой Н. П. Краснова по заказу Романовых. Он был построен в 1903 году в «неогреческом» стиле, которым в то время увлекался архитектор.
1
Дворец "Чаир"
Построенный из местного серого камня небольшой (около 40 помещений) дворец был очень уютным.
"Чаир", вид с юга
Вокруг дворца был разбит парк, прославившийся впоследствии своей необыкновенной коллекцией роз (вспомним романс «В парке Чаир распускаются розы»).
Дворец этот также не сохранился, на его месте стоит современное здание госдачи № 7. Соответственно, территория для посещения закрыта, увидеть часть парка можно лишь сквозь бетонную ограду.
Напротив въезда на территорию «Чаира» находится каменная арка, на которой высечено название «Мурад-Авур».
2
Это имение принадлежало генерал-майору свиты Его Императорского Величества, начальнику охраны императора Н. Н. Комстадиусу. Сохранился дворец, построенный в 1911 году по проекту Н. П. Краснова, сейчас он находится в частной собственности и для осмотра недоступен.
Вскоре дорога приведет нас к белоснежным воротам с башенкой — входу на территорию имения «Дюльбер» (в переводе «прекрасный»), хозяином которого был великий князь Петр Николаевич.
Великий князь Петр Николаевич
Петр Николаевич (1864–1931) — военный инженер, специалист по фортификационным сооружениям. Однако в отличие от других великих князей, блестящей карьеры он не сделал. Великий князь серьезно увлекался гражданской архитектурой, особенно восточной. Часто путешествовал по странам Магриба и Ближнего Востока, откуда привозил альбомы с собственными зарисовками памятников зодчества населявших их народов.
Эти зарисовки впоследствии стали основой для проекта дворца в имении великого князя. Проектирование и строительство было поручено архитектору Н. П. Краснову, накопившему за время работы в должности ялтинского городского архитектора богатый опыт строительства зданий на Южном берегу с его сложным рельефом, оползневыми участками и сейсмоопасностью. Кроме того, архитектор, так же, как и великий князь, увлекался изучением традиций восточного зодчества…
Николай Петрович Краснов
Николай Петрович Краснов (1864–1939) двенадцатилетним мальчиком поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. После окончания учебы в 1887 году приехал в Ялту, где жил и работал вплоть до эмиграции из России в 1919 году. С 1887 по 1899 г. — ялтинский городской архитектор. С 1899 года целиком посвятил себя частной практике. С 1913 года — академик Петербургской академии художеств.
Именно Петр Николаевич «открыл» для семьи Романовых этого талантливого зодчего, ставшего впоследствии «архитектором Высочайшего Двора»…
Возведенный в 1895–1897 годах на очень сложном для крупного строительства земельном участке, дворец стал значительной удачей в творческой биографии архитектора. Академик Н. П. Кондаков в статье, посвященной «Дюльберу», дал высокую оценку работе Краснова, охарактеризовав дворец как «здание столь же удачное, сколь и необычное, в высшей степени истинно-изящное и целесообразное». Дворец был возведен в восточном стиле, «как бы воссоздан по сказкам Шахерезады».
Дворец "Дюльбер", восточный фасад
Кроме строительства дворца, архитектору была поручена разбивка парка и сада. Деревья и кустарники пришлось высаживать на террасах, образованных с помощью мощных подпорных стен.
2
Зимой 1917–18 года на крыше этого дворца были установлены пулеметы и мощные прожекторы, а отряд вооруженных революционных матросов вел непрерывное наблюдение за всем происходящим вокруг. В «Дюльбере» тогда находились под домашним арестом ближайшие родственники Николая II, которые вошли в историю как «Крымская группа Романовых» и которым в апреле 1919 года удалось эмигрировать из Ялты за границу…
В годы Великой Отечественной войны дворец был сильно разрушен. В 1946–1959 годах был восстановлен, однако окраска орнаментации была выполнена очень грубо. Сейчас дворец является одним из корпусов санатория «Дюльбер».
1
2
2
3
Дворец можно осмотреть, вход на территорию платный, стоимость 30 гривен (ок. 120 рублей).
Дворцом «Дюльбер» заканчивается наша прогулка. С автобусной остановки, расположенной возле ворот, можно уехать в Ялту на маршрутном такси, а можно пройти еще немного в западном направлении, спуститься на Мисхорскую набережную (ориентир — стелла «Мисхор» с левой стороны), посмотреть на знаменитую «Русалку» и фонтан «Девушка Арзы и разбойник Али-Баба» работы скульптора Адамсона
1
и уехать в Ялту на рейсовом теплоходе, полюбовавшись с моря панорамой побережья.
5
(стоимость 60 гривен — ок. 240 рублей).
Протяженность пешеходного маршрута — около 13 км.
С учетом посещения храмов в Ореанде и Хараксе, двух дворцов и парка при одном из них, мероприятие может растянуться почти на весь день.
Литература:
Николай Калинин, Александр Кадиевич, Марина Земляниченко
Архитектор Высочайшего Двора
Симферополь: Бизнес-Информ, 2011
Татьяна Брагина, Наталья Васильева
Путешествие по дворянским имениям ЮБК
Симферополь: Таврия, 2001
И конечно же, мой верный спутник на этой прогулке — замечательная книга с массой старых фотографий и интересных фактов, которую я смело могу порекомендовать в качестве сувенира из Крыма:
Николай Калинин, Марина Земляниченко
Романовы и Крым. «У всех нас осталась тоска по Крыму…»
Симферополь: Бизнес-Информ, 2010
Все старые фотографии найдены на просторах интернета.