Впечатлений от поездки осталось очень много. Тем более, что программа пребывания в Хельсинки оказалась насыщенной.
В первый день (а это была пятница) сразу по приезду побежали на Сенатскую площадь смотреть парад финской гвардии. Едва успели на прохождение ее с оркестром.
2
От Сенатской площади через Торговую к зданию гауптвахты маршировали вместе с ними под музыку достаточно быстро. Затем смена караула и небольшое выступление военного оркестра. Что удивило — никакого оцепления вокруг, только сопровождали 3 полицейских на мотоциклах. Можно было стоять почти вплотную к гвардейцам и оркестру. Во время выступления пошел дождь. Но оркестр продолжал играть, а народ подбадривал апплодисментами. По окончанию оркестр и гвардия двинулись дальше, основная часть выступления должна была проходить в другом месте. Но мы решили не терять время, ведь впереди было очень большая вечерняя программа.
Парусники начали приходить в город еще 17-го июля. В центре Хельсинки было много рекламы этого события и разгуливали моряки (больше всего было мексиканцев). Т. к. не все команды имели свою форму, а эти здорово выделялись. Те, кто не боялся прохладной погоды, были в белых брюках и в белых рубашках с короткими рукавами. На ногах белые резиновые ботинки. Те же, которым было холодно, были одеты в черные бушлаты или шинели.
2
В экипаже было порядка 250 человек. Поэтому они и были так заметны в центре города.
Но начну по порядку. Уточнив у местных жителей место дислокации кораблей, мы пошли разыскивать нужную бухту. Отыскали ее быстро, т. к. многие пешеходы (проезд в этот район был открыт только для специального трамвая) активно двигалось в нужную сторону.
Да! Зрелище было необычное и неожиданное. Лес мачт, свернутые в бухты канаты, зачехленные паруса.
Бриги, барки, корветы, яхты — вообщем, все они называются по-разному, но здесь я веду речь о самОм красивом зрелище.
4
Представьте, что в одной, достаточно небольшой бухте, находится более 100 различных парусников!
1
Конечно, были и небольшие. Но из-за этого выделялись огромные суда на фоне маленьких суденышек. Сначала у меня был план подняться на пару-тройку кораблей и просто погулять вокруг. Но оказалось, что это ужасно затягивает.
3
Моряки с удовольствием общались с гостями, охотно шли на контакт, сами позировали и фотографировались со всеми.
На одной из яхт было даже предложение присоединиться к ним в переходе в следующий порт регаты. На многие суда стояли большие очереди из желающих подняться на палубу. Пускали кое-где и во внутренние помещения. Давали крутить штурвал, дети вообще лазали везде, где хотели, повисали гроздьями на этих штурвалах, канатах. Бразильский и мексиканский парусники были самыми привлекательными для гостей. Там гремела музыка (самба-румба), посетители танцевали на палубе. Была организована торговля сувенирами. В общем, очень яркие корабли оказались. Уже позже я выяснила, что мексиканский парусник входит в число мировых знаменитостей.
1
С дамой-морским волком и моряком с абордажной саблей на перевязе (мексиканский парусник)
Да и в описании регаты были ссылки на многие сайты парусников. Так что кое-что мы прочитали еще дома. А какая оказалась специфическая форма у оманских моряков! Что касается наших, то очередь большая была на «Мир». Издалека был виден «Крузенштерн». Но самым замечательным ИЗ ВСЕХ оказался «Штандарт» — кто осилит мой рассказ до конца, тот поймет, почему я так считаю.
В 9 вечера в светлом небе засверкал небольшой фейрверк с цветными дымами, все корабли загудели в его конце. На этом закончился для нас первый день. Впереди была суббота с «парадом парусов» и посещением еще одного интересного корабля. Парусник «Гетеборг» (Швеция) был построен лет 7 назад на основе судов 18-го века. Вид у него — самый старинный из всех присутствующих.
4
Даже не скажешь, что он такой молодой. Короче — вылитый «Васа» (только без этиленгликоля). Да и форма у команды соответствующая, историческая.
2
В объявлении накануне рядом с парусником было указано, что впуск на борт будет на следующий день с 10.00. Ха! Уже утром в 9.30 стояла большая очередь, которая все увеличивалась.
1
Ровно в 10.00 начали прием желающих на палубе. Народ бродил, фотографировался и никто не спешил уходить. А т. к. «Гетеборг» не резиновый, то очередь шла достаточно медленно. Любители фотографировались с пушками, инсталяциями и т. д.
3
Спуск по трапам тоже был достаточно не простым, т. к. лестницы очень крутые. А ведь надо еще и фотоаппарат не разбить!
Вдоволь набродившись по «Гетеборгу», мы двинулись к конечной точке нашего маршрута — в Свеаборг. Именно оттуда и планировали смотреть уход судов. Удобно расположившись на камнях укреплений, мы стали ждать выхода кораблей из порта. Правда с сожалением увидели, что один уже умудрился уплыть достаточно далеко. Интересно, почему его выпустили раньше всех?
5
А затем началось то, ради чего жители и гости Хельсинки облепили камни крепости и часть бухт береговой линии города,
3
а те, кто обладал возможностью, вышли на своих плавсредствах в залив (был замечен даже один байдарочник + несколько вертолетов, легкомоторных самолетов, 1 гидроплан и 2 парома из/в Таллинн). Чуть позже часа дня, стало видно, как двигаются высокие мачты за строениями порта города и достаточно быстро выходят из бухты. Правда шли они большей частью под дизелями и только уже на определенном расстоянии от выхода начинали ставить паруса. Первым покинул порт в сопровождении военного корабля «Мир».
3
За ним начали выходить и остальные. Иногда слышались выстрелы (как из пушек). На подходе к Свеаборгу «Мир» был встречен судном с водяной пушкой — это какая-то традиция, связанная с парусниками. А вокруг огромных судов там и сям мелькали яхты, яхточки, катера и катерочки, очень похожие на тараканов (нет, водомерок, скорее). И вот тут-то проявил себя во всей красе «Штандарт». Небольшой сравнительно парусник вышел из бухты сразу почти со всеми парусами. Наверное, и дизель также помагал двигаться, но зрелищности это здорово прибавило на фоне остальных!
3
Парусники шли очень затейливым курсом, несколько раз делая развороты под 90 градусов, поэтому их было видно со всех сторон. Хоть большие суда и выходили не друг за другом, а на определенном расстоянии, но в море они выстраивались как на старинных гравюрах. Такое зрелище можно увидеть, наверное, только в современных фильмах — а здесь ведь все настоящее, ни муляжи, и ни компьютерная обработка!!!!
3
Примерно в пять вечера все закончилось. Паруса еще долго были видны далеко-далеко в море.
4
И на улицах больше не встречались иностранные моряки.
Вот так необычно в очередной раз была «откатана» финская виза.