Можно ли сегодня представить Санкт-Петербург без знаменитых сфинксов у Академии художеств! Но кто сегодня вспоминает историю их непростого путешествия в Санкт-Петербург!
Можно ли сегодня представить Санкт-Петербург без знаменитых сфинксов у Академии художеств! Но кто сегодня вспоминает историю их непростого путешествия в Санкт-Петербург!
«Глаза в глаза вперив безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон — виденья этих мест»… Эти строчки Валерия Брюсова и о петербургских, знаменитых сфинксах, а может быть именно о них. Ведь так они и стоят — «глаза в глаза».
Как эти сфинксы были расположены в Фивах в XV веке до нашей эры? Можно только догадываться, но то, что они были сооружены в правление Аменхотепа III, не вызывает сомнений, ведь иероглифы, запечатленные на них, все же отчасти прочитал в 1822 году молодой французский ученый Франсуа Шампольон.
Сейчас табличка на постаменте гласит:
Но как случилось это великое перемещение! Как оказались эти сфинксы на берегах Невы?
Когда в XIX веке в Европе возникла новая волна моды на египетские древности, это побудило многих предпринимать экспедиции не только научного, но и коммерческого характера.
Грек с острова Лемнос Дж. Атанази не был исключением и начал раскопки на окраине древних Фив, дабы что-нибудь отыскать. Его не пугали легенды о том, как целое войско Александра Македонского, которое когда-то остановилось здесь на отдых, в ужасе бежало ночью от какого-то мистическо кошмара.
Его желание обогатиться и смелость были вознаграждены, так что работники, нанятые им, очень скоро в песках откопали двух, прекрасно сохранившихся сфинксов, с лицом Аменхотепа III.
Однако дальше дело не продвинулось. Начались проблемы и вскоре Атанази понял, что если он займется транспортировкой двух гигантов, то окончательно обанкротится. Об обогащении уже не могло быть и речи.
Покупатель, решивший купить сфинксов и перевезти на пристань в Александрию все же быстро нашелся — им стал английский консул мистер Солт.
Однако, сфинксы не благоволили и новому владельцу, который вскоре также вынужден был их продавать, уже в Александрии.
Именно в этот момент сфинксов, находящихся на палубе баржи, что стояла в водах Нила, обратил внимание выдающийся наш соотечественник замечательный писатель и историк Церкви, поэт, камергер российского императорского двора, почётный член Императорской Академии наук, паломник и путешественник Андрей Николаевич Муравьев. О личности этого удивительного человека можно рассказывать много, но вернемся именно к сфинксам. Муравьев решил, что сфинксы обязательно должны находиться в России и начал действовать.
Он написал письмо своему знакомому русскому посланнику при турецком дворе с просьбой помочь в совершении покупки.
Далее история сфинксов, символизирующих вечность, плавно перетекает в историю бессмертной российской бюрократии. О забавной и долгой истории покупки сфинксов вы можете прочитать на моем сайте http://www.shans-yes.ru/publ/znamenitye/sfinksy/4-1-0-27 и еще раз убедиться, что, кажется ничего не изменилось в психологии нашего чиновничества и властьпридержащих.
Когда же вердикт о покупке все же был получен, то оказалось, что сфинксов уже купил король Карл X.
Но сфинксы «не хотели» к Карлу. Французская революция изменила планы и Муравьев купил сфинксов за меньшею сумму, так как Солт был намного сговорчивее.
Когда сфинксов грузили на парусник «Буэна Сперанца», один из них сорвался и упал в воду, но не разбился, лишь получил повреждение.
Парусник отправился в Петербург и через Гибралтар, мимо берегов Испании, Франции, Германии благополучно (через год) достиг Петербурга.
Сфинксов выгрузили во дворе Академии художеств, так как именно отсюда прозвучало подтверждение просьбы Муравьева, после чего о сфинксах немного подзабыли, так как никто не знал — что же с ними дальше делать.
Вот в этом дворике они и отдыхали после путешествия.
А история продолжалась.
В это время ректор архитектурного отделения академии К. А. Тон уже работал над проектом гранитной набережной у Акадении Художеств. Ведь для осуществления учебного и творческого процесса в Академию нужно было доставлять различные материалы: гранит, глину, другие материалы, и наиболее удобным способом доставки — была доставка по воде.
По сторонам гранитной лестницы, которая спускалась к воде, должны были стоять, по замыслу Тона, две конные статуи, стоимость которых оказалась слишком высокой (500 тысяч рублей).
Проект оказался на грани срыва, но тут кто-то счастливо вспомнил о сфинксах, бесславно «отдыхающих», во дворе Академии. Когда сфинксов водрузили на гранитные постаменты, всем показалось, что никакое другое решение, просто невозможно. Сфинксы, словно были созданы для этого исторического места, они слились с ним благозвучно и гармонично.
Но есть в Петербурге и другие сфинксы — творение Михаила Шемякина. Это Памятник жертвам политических репрессий, который находится на другом берегу Невы, напротив знаменитой тюрьмы «Кресты».
Именно сюда приходила Анна Ахматова в поисках мужа и сына. Именно после этих посещений она ночами писала свой «Реквием».
Сфинксы в Египте, хотя и должны были иметь точное портретное сходство с Фараоном, выполнялись по определенным канонам: левая половина лица была зеркальным отражением правой, губы плотно сжаты, голова поставлена прямо, а взгляд словно озирал далекое, невидимое простому смертному, будущее.
Сфинксы Шемякина — это диссонанс, половины лица намеренно неравны и страшный оскал неприкрытого зла, заставляет задуматься о многом.
Как и египетские сфинксы, сфинксы Шемякина расположены «глаза в глаза», а между ними на парапете вначале была установлена решетка, сквозь которую человек, стоящий между сфинксами мог смотреть на Кресты. Но решетку выломали местные вандалы, и замысел Шемякина долгое время был не выполнен.
Сегодня на парапете установлен новый фрагмент, более законченный и монументальный.
Конечно, очень жаль, что в таком месте, желтая брезентовая крыша местечка для отдыха на воде, вносит свою фальшивую ноту, но что делать!
Как известно Сфинксы — аллегория Вечности, над которой не властно Время… Что символизируют новые Сфинксы, неужели вечное Зло?
Нет! Но они заставляют задуматься об этой опасности. Заглянуть в себя и задать вопросы, а может быть и попытаться ответить на них и «перед лицом истории», и на фоне обыденности, которая в каждое новое мгновение также становится историей…