Две классические фразы могут послужить нам ориентиром при посещении Акрополя. «Большое видится на расстоянии» и... «аршином общим не измерить». Продолжая Тютчева, осмелюсь подытожить: «в Акрополь можно только верить». Он — полное опровержение логики.
2
На самом деле мы имеем дело не с «комплексом зданий религиозного предназначения языческих времен», как пишут традиционные путеводители, но с воплощенной в архитектуре и в пространстве Идеей. Это сакральный сигнал, месседж, follow. Человечество расшифровывает его на протяжении всей своей истории. И, судя по специальной литературе, посвященной Акрополю, современный мир еще далек от понимания, от принятия этой Идеи.
Впрочем, здесь важен не результат, а процесс. Не измерить, а верить.
Что представляет из себя эта скала? Почему еще древнегреческий поэт Гомер называл ее «Священной»? Что вообще такое Акрополь? Дворец царя? Большая церковь? Когда и кем он был построен? На какие деньги? Где спрятана одиннадцатиметровая статуя богини Афины, стоявшая в центре храма? А ведь только золота на её украшение пошло около полуторы тонны.
Загадки, загадки, загадки...
Ответ дает сам Акрополь. Зигмунд Фрейд, по его собственному признанию, рыдал перед этими строениями от восторга. На уровне любимого им подсознания, психоаналитик почувствовал ту силу, которую считал двигателем человеческого поведения. Главную роль в создании замечательного ансамбля зданий на Афинском Акрополе сыграла любовная связь руководителя города Перикла с гетерой Аспазией. Возник бы вообще этот шедевр строительного зодчества, не будь тех эротических отношений, покрытых тенью интриг и мраком таин?
Храм Девы
Идея Божественной Мудрости и Энергии. Ведь именно Ей посвящен храм богини Афины Парфенос. Девы, то есть. Отсюда и второе название — Парфенон. Девственный храм.
Если пробежаться по традиционной информации о Древней Греции, то бросается в глаза забавный парадокс. Глубинные философские идеи Античной Эллады, сложнейшие теории человеческой жизнедеятельности и космического устройства, революционные достижения в различных областях — от здравоохранения до металлургии (по отношению к которым все нынешние изобретения являются, по меткому выражению, «лишь комментариями») основаны, получается, на наивной религии, на мифах об олимпийских богах. Чтение для детского возраста.
О том, что это не так, говорят не только дошедшие до нас письменные источники, показывающие насколько тонкими и сложными были связи и отношения эллинов с высшими силами, с метафизикой. Но и сам Акрополь.
Возьмем известняковый холм, на котором он расположен. Вершина было обрублена и утрамбована человеком в соответствии с собственными требованиями. Со стороны видно, что это естественное, созданное природой убежище с отвесными, неприступными стенами. Здесь можно укрыться, как от диких зверей, так и от неприятеля. Так и от стихии. Согласно мифам, низину вокруг Акрополя («города на высоте») минимум дважды затапливало море.
Когда в современную эпоху, после обретения Грецией независимости, архитектурный памятник стали приводить в порядок, а известняковую гору, точнее, пространство вокруг античных храмов, расчищать от средневекового города, то в радостном рвении убрали древний настил. Благо, центральные пункты сохранили свой читаемый смысл.
Холм примечателен тем, что на нем имелась вода. Причем речь идет о минеральном источнике. Вспомним легенду обретения покровителя населенным пунктом, который в мифические времена еще не назывался Афины, а Кекропия. Спор возник между Посейдоном и Афиной. Первый ударил о землю трезубцем. Экскурсоводы до сих пор показывают трещину, откуда устремился целебный источник.
Афина подарила маслину, воткнув в поверхность Акрополя копье. Оно пошло ветвями, покрывшимися листьями. Вскоре дало плоды. Это дерево, значительно помолодевшее, можно обнаружить на вершине Акрополя у храма Эрехфеон. История его имеет отношение к России.
Доходят до нас сведения, что Посейдонов источник был с непресной, как говорят греки, с несладкой водой. Такое могло быть при наличии в ней минеральных солей.
Другим доказательством версии о целебности родника служит факт наличия на Акрополе, с южной стороны, храма бога врачевания Асклепия (Эскулапа). Эти заведения у древних являлись не столько больницами, сколько здравницами. Источник с целебными водами тут обязателен.
Афина, как известно, победила в споре и стала покровителем города, дав ему свое имя.
То есть изначально мы видим, что это далеко не случайный холм, «один из многих». Тем более что неподалеку находиться не менее удобный Ликавитос (277 метров над уровнем моря). Теоретически можно было бы выбрать для строительства крепости его, также стесав вершину. Но божественное провидение указало на Акрополь. Археология говорит нам, что первые поселения, судя по обнаруженным керамическим осколкам, датируется седьмым тысячелетием до нашей эры. Девять тысяч лет не могут быть случайностью!
2
Космическая антенна
Степенно восходим на Акрополь и замечаем (прислушайтесь), что на определенном этапе шум города пропадает. Человек остается один на один с древними стенами и колоннами. Если вы решились подняться летом, то выбирайте вторую половину дня, часа за два до закрытия.
Нынешний ансамбль величественных зданий, созданный в классическую эпоху (пятый век до нашей эры), после побед над персами, не имел единого чертежа. Каждый объект возводился отдельным архитектором, оформлялся целыми коллективами скульпторов. Но вместо хаоса мы получили удивительную гармонию, ставшую образцом для подражания, азбукой строительства. Весь архитектурный комплекс полностью согласован и сориентирован относительно законов астрономии и геодезии.
Даже мрамор, привезенный из карьеров горы Пендели был предпочтен не только за его идеальный цвет (чисто белый), но и потому что в нем велико содержание железа. А оно в свою очередь аккумулирует энергию, являясь если хотите антенной, передатчиком и трансформатором Космической Идеи. Могло ли такое чудо могло возникнуть без божественного вмешательства?
Даже с материалистической точки зрения, Афины не способны были финансово потянуть сооружение столь масштабного объекта. Ведь это была демократия небольшого города-государства, где расход средств контролировался гражданами. Они призывали выдающегося правителя Перикла не тратиться за счет казны на украшение полиса, «словно на свою гетеру». Это намек на его возлюбленную — Аспазию, под влиянием которой находился политик. Перикл вынес план строительства на народное собрание. И убедил афинян, пойдя на легкий шантаж: «либо строим, под эгидой города, либо на мои личные средства, но под моим именем». Говорят, что этот аргумент возымел действие. Оппозиция проиграла.
Афины воспользовались тем, что в их руках была казна всегреческого Морского Союза. Мы понимаем, что деньги можно было бы потратить на другие нужды.
Но был создан Храм.
2
Большое видится на расстоянии
В отношении Акрополя это правило является аксиомой. Даже окруженный современной архитектурой, он возникает сквозь бетонные джунгли, реет в небе над Афинами, плывет над всем миром.
Открою тайну. Чтобы увидеть и понять Акрополь, нужно взглянуть на него с окрестных холмов Нимф и Муз (Филопаппу), где существуют несколько удобных точек обзора. Именно отсюда вся затея Мастера открывается нам в полном своем воплощении. Глаз наслаждается игрой пропорций, сочетанием храмов и пространства, природы и искусства. Даже нависающий, более высокий Ликавитос оказывается лишь оттеняющим фоном, на котором проявляется божественный шедевр.
Современному человеку удалось внести свою лепту. Как только стемнеет, включается подсветка Акрополя, начиная со стен скалы.
2
Это создает впечатление начинающегося театрального представления. Где главная роль принадлежит Парфенону.
У подножия лежит театр Диониса. Огромное ухо, раскрытое к вибрациям космоса. Первоначально представления здесь носили религиозный характер. Являлись по сути церковными службами в честь бога Диониса.
Второе ухо — действующий и по ныне Одеон Ирода Аттика. Его уникальная акустика заставляет умолкнуть даже непослушных муз на холме и шаловливых нимф в зарослях маслиновых рощ.
2
Леонардо ДаВинчи и Парфенон
Следует отметить, что новый музей Акрополя эксплуатирует тот же принцип: «большое видится на расстоянии». Он является условным конкурентом с холмом Филопаппу. Более низким, но зато с кондиционером и в окружении шедевров. Музей стремиться зрительно соединить Храм с принадлежащими ему артефактами. Это замечательное, правильное решение, дающее необходимое прочтение Акрополя, как Идеи. Как Божественной Мудрости, которой посвящен Храм.
Ибо таково эзотерическое значение богини Афины в существующей параллельно нам Великой Цивилизации, посылающим сигналы в тысячелетия.
Об этом расскажет нам мрамор. Он звенит как колокол. Кусок в пару тонн стоит около миллиона евро. Приобретает свой телесный цвет из-за плотного содержания железа, которое окисляется в современных условиях. Месторождение на горе Пендели стали разрабатывать специально к строительству комплекса зданий на Акрополе в середине пятого века до нашей эры. До этого мрамор завозили с островов. Что обходилось дороже.
Парфенон — самое крупное в мире здание, построенное целиком из мрамора. Каждая деталь его уникальна, занимает только ей отведенное место. Ныне детально описана, отцифрована и занесена в компьютер.
При строительстве использовалась не метрическая, а иная система расчетов и измерений. Даже три — дорическая, ионическая и объединенная, центром которых был человек. Точнее его части тела: ступня, ладонь, локоть, размах рук.
2
Античные эллины возводили здания, исходя из принципов соответствия помещений параметрам человеческого существования. Человек, создан Богом. «По образу и подобию Бога», уточнят христианские мыслители (все они были в основном греки, или воспитанны в эллинистической культуре). Следовательно пропорции человека — божественны. Идеальны. Их-то и следует использовать для возведения домов. И уж тем более для строительства Храмов. Жилищ, предназначенных для Бога.
Лишь через две тысячи лет эту идею верности человеческих пропорций осознает Леонардо Да Винчи, чей «секретный» код теперь так модно разгадывать. А тогда он считался чудаковатым гением, масштабность дарования которого была осознана век спустя после смерти. Леонардо всего лишь повторил то, что было известно и применялось в быту античными эллинами. Он использовал принципы, на которых основывается возведение Парфенона. Сам Да Винчи и не скрывал первоисточник. Он назвал своего «человека пропорций» — «человеком Ветрувия». В честь римского архитектора и исследователя, в первом веке до нашей эры посвятившего свою деятельность изучению и копированию пропорций и принципов архитектурного зодчества Античной Эллады. Благодаря трудам Ветрувия до нас (и до Леонардо) дошло понимание законов строительства тех классических времен. Золотые правила пропорций. Главная ценность и мера отсчета — сам человек. Именно в этом секрет Акрополя.
Пропорции человеческого тела дают нам математическую формулу красоты. Соотношение единицы к одной шестой. Так называемое «золотое сечение». И четырех к девяти, как развитие этой идеи.
Все эти факты лишь дополняют ощущение точности и скрупулезности, с какой возведен Храм Афины, где блоки между собой подогнаны с такой тщательностью, что расстояние между ними тоньше волоса. Еще одна загадка — как это все делалось с такой микроскопической точностью?
Утолщение колон на уровне двух третей от основания, создающее иллюзию напряженного мускула, настолько филигранно, что если мысленно провести перспективу этого закругления, то в радиусе оно даст круг в одну милю.
Человек — это часть природы, часть Космоса. Вот что говорит нам Парфенон. Невероятно, но радиус вот этого утолщения колон и радиус их диаметра соответствует солнечному календарю. То есть полному периоду прохождения светила.
Храм является гимном человеку, и вместе с тем он убеждает нас в божественном происхождение людей. Не материализм, противопоставленный идеализму, а синтез, гармоничное сосуществование. Сегодня нам разрешено принять это Знание. Античные эллины оставили нам послание, зашифрованное в Парфеноне.