Площадь Искусств — одна из центральных в Санкт-Петербурге. Она была создана архитектором Карлом Росси при постройке здесь Михайловского дворца, который построил тот же великий архитектор.
Площадь Искусств — одна из центральных в Санкт-Петербурге. Она была создана архитектором Карлом Росси при постройке здесь Михайловского дворца, который построил тот же великий архитектор.
Михайловский дворец начал строиться 26 июля 1819 года для Михаила — младшего сына Павла I. Строительство было закончено в 1825 году. Дворец вместе с садом и боковыми флигелями (корпус Бенуа)
а также здание этнографического музея
занимает обширную территорию между Мойкой и площадью Искусств, Садовой улицей и каналом Грибоедова. Сегодня в Михайловском дворце находится знаменитый Русский музей и это здание, расположенное в глубине парадного двора, по-прежнему выполняет функцию архитектурной доминанты.
Скульптурные детали фасадов выполнены С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским, которые участвовали и в работах по внутренней отделке, как и другие художники.
В 1894 году ставший при новых владельцах доходным домом, Михайловский дворец стал разрушаться. В 1895 году он специальным указом императора Николая II был приобретен в казну для устройства в нем Русского музея, который был открыт для посетителей в 1898 году. Это был первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. За приспособлением здания под музей, присматривала специальная комиссия которую возглавлял Л. Н. Бенуа. Работы по перестройке вел и архитектор В. Ф. Свиньин, который строил здание Этнографического музея значительно позднее.
Сегодня Русский музей — это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, который курирует работу 260 художественных музеев России.
Красиво смотрится Воскресенский храм «Спас на крови» со стороны Площади Искусств.
Если стоять лицом к Михайловскому дворцу и поворачиваться влево, то следующим очень важным объектом для внимания будет Михайловский театр, который вернул свое первоначальное название, после того, как в Ленинграде он долгое время назывался Театром оперы и балета имени М.П.Мусоргского. Театр был построен в 1831-1833годах архитектором П.Брюлловым, с использованием проекта фасада К.И. Росси.
Сегодня этот театр находится в очень хорошей творческой форме, здесь прекрасная труппа, в театр постоянно приглашаются выдающиеся режиссеры и балетмейстеры с мировыми именами.
Внешне театр очень похож на обычный жилой дом, однако за скромным фасадом кроется богатое внутреннее убранство созданное для императорского театра, которое изобилует серебром, зеркалами, хрусталём, а также великолепной живописью и лепниной. В 1859–1860годах театр был перестроен архитектором А. К. Кавосом, изменившим внутреннюю отделку и планировку, увеличившим размеры зала.
Дом Голенищева-Кутузова (Площадь Искусств, 3) построен в 1820-егоды по проекту архитектора К. И. Росси для Военного генерал-губернатора Санкт-Петербурга П. В. Голенищева-Кутузова.
Фасад трёхэтажного здания повторяет общий стилевой замысел Росси. Верхний этаж увенчан аттиком, нижний рустован.
С 1924 по 1939 годы в этом доме жил русский художник И. И. Бродский. В 1939 году в его квартире был открыт музей, где представлена коллекция произведений русских художников, собранная И. И. Бродским, и работы самого художника.
Дом Жако (Площадь Искусств, 5) — собственный доходный дом архитектора П. П. Жако был построен с использованием проекта фасада К. И. Росси в 1831 году, надстроен в 1862–1863годах архитектором И. Д. Корсини. В 1990–1991годах здание полностью перестроено с сохранением фасадов. Сейчас это жилой дом.
С 31 декабря 1911 года по 3 марта 1915 года в подвале этого дома находилось литературно-артистическое арт-кабаре «Бродячая собака».
С 2001 года Арт-кафе «Бродячая собака» вновь открылось для посетителей.
Здание Дворянского собрания, ныне это Филармония имени Шостаковича, с 1921 года здесь размещается Большой зал на 1500 человек, с прекрасной акустикой.
Здание для Дворянского собрания построено по проекту К. И. Росси в 1834–1839годах архитектором П. П. Жако, в 1949 году по проекту архитектора И. Г. Капцюга была проведена реконструкция.
Дом Виельгорского построен в 1831 году архитектором А. М. Болотовым. В первой половине XIX века дом был одним из центров музыкальной и творческой жизни Санкт-Петербурга, где собирались многие выдающиеся представители искусства, выступали знаменитые артисты и музыканты. Здесь выступал со своими концертами Ференц Лист, Роберт Шуман, во время их путешествий в Россию.
В 1872 году дом был продан дочерями Виельгорского, и в здании разместилась кондитерская Кочкурова, впоследствии ставшая местом встречи революционеров и террористов-народников.
В 1993 году часть помещений дома Виельгорских были переданы Российской гимназии при Русском музее, которая пользуется большой популярностью и уважением среди петербуржцев.
Здание Гимназии при Русском музее (Площадь Искусств, 2/3) построено в 1937 году по проекту архитектора Н. А. Троцкого, в 1947 году по проекту архитектора А. А. Кедринского фасад стилизован под ансамбль площади. В 1989 году средняя общеобразовательная школа № 199 была преобразована в Российскую гимназию при Государственном Русском музее. На основе одного из крупнейших музеев Европы было создано первое российское учебное заведение, позволившее совместными усилиями педагогов и музейщиков решать вопросы художественно-эстетического образования и воспитания.
В центре сквера Площади искусств находится памятник А.С.Пушкину, скульптора М.К.Аникушина. Он был открыт в 1957 году и с тех пор сквер рядом с памятником поэту — любимое место отдыха петербуржцев и гостей города.
Высота скульптуры —4,1 м, высота постамента —4,5 м. Памятник выполнен из бронзы, четырёхгранный постамент из красного полированного гранита, основание — из кованого гранита[. Скульптор изобразил Пушкина, читающим свои стихи.
Площадь Искусств в Петербурге — это удивительное место, где ансамбль формировался постепенно в течение не только многих лет, но и веков.
В отличие от Москвы, где архитектурные застройки обычно поручались целым школам, в Петербурге была иная практика — то или иное здание обычно строил отдельный, специально приглашенный архитектор. Ценно понять, что каждый Художник, получивший задание, старался не только выразить себя, но и думал о том, как вписать, вместить свои замыслы в уже готовый архитектурный ансамбль. Каждый стремился реализовать гармонию, добиться созвучия старого и того нового, что ему предстояло воплотить.
К сожалению, сегодня мы редко задумываемся о «звучании» города. Архитектура (а ее называют застывшей музыкой) молчит, когда современность так бесцеремонно врывается в чистый голос архитектурного ансамбля.
Не хочется повторять уже сказанное и словами, и некоторыми фотографиями, которые я разместила в одноименном фотоальбоме.
Пусть этот рассказ будет доброй предпосылкой для изучения каждого здания этой замечательной площади, ведь история каждого объекта — это уникальное историческое и художественное явление!