Начиная писать этот очерк в самолете, летящим из Шанхая в Москву, я долго пересматривал сотни фотографий, которые я сделал за время моего второго двухнедельного посещение Китая. Позади 13 дней интересной, сложной работы и отличного отдыха, впереди 8 часов перелета и вся жизнь. Эта поездка, не сказать, чтобы перевернула мое мировоззрение, но повернула его под другим углом, подняв на более высокий уровень.
Итак, начнем по порядку. На дворе разгар кризиса 2008 года. Декабрь месяц. Мир напоминает мальчика крикнувшего в колодец и ждущего из него эха. Крикнуть то крикнули, а эха то все нет! Потому что дна, у этой, ж.. пы под названием «Кризис», пока не предвидится. У всех рецессия и полная девальвация. Ощущение надвигающейся беды, становиться навязчивым, из всех СМИ сыплются прогнозы один хуже другого. Предстоящая экономическая засуха, толкнула меня на поиск новых финансовых источников.
Взгляд мой был обращен в сторону «Поднебесной» не случайно. В январе 2008 года, я уже летал в КНР, побывав в Пекине и Цзинане. Целью командировка было знакомство с шинной промышленностью Китая. С тех пор, прошел почти год. Мы плодотворно сотрудничали с китайскими партнерами, но кризис внес свои суровые коррективы, и я решил существенно расширить спектр предлагаемой нами продукции. Для этого как нельзя лучше подходили выставки шин и запчастей в Шанхае, экономической столице Китая, проходящие в декабре 2008года.
Шанхай.
Я давно слышал об этом городе. Самый большой, самый современный, самый богатый, самый, самый… Но как говориться, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И вот я на самолете, подлетаю к этому супермегаполису. У меня было такое чувство, что Шанхай начинался еще километров за сто до приземления. Здания, улицы, кварталы, районы, шли нескончаемым потоком. Постепенно стали расти шпили небоскребов, показалась сверкающая река Хуанпу. И вот, наконец, мы приземлились в аэропорту Пудун, одном из самых больших в Китае.
После выхода из самолета, ноги после 8 часов бездейства просто отказывались идти. Да и размеры аэропорта такие, что в пору, пускать автобусы от трапа до таможенного контроля. После довольно быстрого прохождения таможни, сажусь в легендарный «маглев». Все почти как в обычной электричке типа «аэроэкспресс», только поезд более футуристический.
Двери закрываются, и вот мы начинаем разгон. Плавное, но уверенное ускорение отображается на табло над дверью. 120..200…250..320..370..410.. на 430 км/ч цифры остановились. Все вокруг неслось с бешеной скоростью. Пару раз мелькнуло 431, а потом «маглев» стал замедляться. Через несколько минут мы приехали в Шанхай. Итог полета – 30 км за 8 минут. Впечатляет!
Остановка такси прямо на выходе из терминала «маглева». Новенькие Фольксвагены «Сантана», - лицо китайского извоза. Все таксисты в форме, во всех машинах кассы и видеоэкраны. Место водителя закрыто со всех сторон пластиком во избежание нападения. По-английски, как и ожидалось, водитель «нихт ферштейн». Ситуацию спасает написанный по-китайски адрес отеля. Через полчаса езды, приезжаем в вожделенную гостиницу, при этом счет в 6$, мне кажется вполне гуманным.
Отель "Plaza Royale Oriental Shanghai" 5*, был очень хорош.
Ну а 50 баксов за место в шикарном номере с великолепным завтраком в центре Шанхая – это очень недорого! Но как говориться все познается в сравнении. Первый день пришлось тупо проваляться в постели, так как в самолете поспать не удалось, а разница во времени в 6 часов поменяла время суток местами. Зато на второй день, я при полном параде стартанул на выставку в новый Шанхайский Экспоцентр.
«Шанхай ЭкспоЦентр» – огромная территория на окраине города, десяток очень вместительных павильонов, вмешает несколько выставок одновременно. Выставка REIFEN CHINA 2008, проходившая с 4 по 6 декабря, собрала под своей крышей всех ведущих производителей автошин и сопутствующих направлений Китая. Только производителей крупногабаритных шин было более 20. А всего шины в Китае производят более 30 предприятий. Выставка прошла на самом высоком уровне, четкость работы организаторов выставки с организацией таких мероприятий в СНГ несопоставима.
Быстрая регистрация, выписка бейджа и вперед –при этом вход бесплатный. Стенды крупных компаний привлекали к себе внимание не только размерами производимых ими шин. Самый броский стенд был у компании COOPERTIRES. Они выставили на своем стенде спортивный Мерседес, обутый в шины собственного производства, по которому томно ползала пара китайских «мисок», а потом пригласили какую-то китайскую звезду (чем-то похожую на Билана), которую как Александр Матросов, закрыли своими грудями, десяток китайских красоток, собрав тем самым около стенда огромное количество зрителей.
В остальном же, все было чинно и благопристойно. Китайцы вежливы и почтительны, принимая двумя руками вашу визитную карту, они с благоговением смотрели на неё, как будто им дал ее сам Бог. Честно говоря, сначала я удивлялся этому, но потом привык к этой особенности местного делового этикета. Не смотря на то, что мой английский оставлял желать лучшего, я решил не пользоваться переводчиком и вести переговоры самостоятельно. Что в принципе мне удалось. На всех стендах мне говорили одно и то же. Мол, они самые большие производители в Китае, шины у них самые лучшие, партнеры они самые надежные. В общем - полный БЭСТ!
Но как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому, после проведения переговоров, я собрался посетить несколько заводов, что бы своими глазами увидеть, что они представляют собой на самом деле.
Для этого, после окончания выставки, я полетел в город Циндао. Расположенный на берегу океана, восьмимиллионный Циндао - 4 порт Китая, а также крупный деловой и производственный центр и ворота провинции Шаньдунь, промышленной житницы КНР. Именно в ней расположены 2 завода по производству шин, которые я собираюсь посетить. В Циндао, меня встретил Ваня, менеджер одного из заводов. Он стал моим гидом по этому прекрасному городу. Декабрь, не самое лучшее время года для его посещения, но теперь я точно знаю, что туда надо обязательно попасть летом.
Прекрасные пляжи, очень живописная береговая линия и замечательная набережная, вот что такое Циндао.
Город окружают невысокие горы, его деловой центр смотрится очень гармонично на фоне зеленых пиков и синего моря. Основанный пару веков назад немцами, Циндао, и сегодня несет в себе дух немецкой культуры. В центре города находится Костел.
А главной достопримечательностью города, по праву является основанный в 1903 году, пивоваренный завод.
Сегодня, основное производство перенесено за город. А на базе старого завода сделан музей. Не скажу, что их пиво «супербест», но очень достойное! Особенно «свежачок» из линии розлива. В общем, посетить музей – мероприятие наиважнейшее! Всех достопримечательностей города за день пребывания, я само собой не увидел, но те, что видел, оставили у меня наиприятнейшее впечатление.
Промышленность Китая
Утром в понедельник, я с моими партнерами поехал на завод. Больше двухсот километров по прекрасному автобану, и мы на месте. Фотографировать на территории этого завода запретили, зато на других заводах, я получил полный карт-бланш.
Китайские предприятия, которые я посетил в этой поездке, современные, модерновые, с некой претензией на стильность, их территория очень чистая, асфальт - идеальный, везде клумбы и газоны. Особенно мне понравилось на заводе топливной аппаратуры, он находиться в 100 км от Шанхая. Его хозяин, 10 лет назад, начинал с братом на старом токарном станке вытачивать форсунки для двигателей.
Сегодня у него работают 300 человек и половину продукции (форсунки, распылители, плунжерные пары), завод делает для концерна BOSCH.
Хозяин по сей день, первый приходит на завод и последний уходит с него. На проходной всего один охранник, и компьютерный сканер. Работник при входе и выходе прикладывает к сканеру большой палец, и компьютер фиксирует его время прохождения через терминал. Опоздание или преждевременный уход с работы вычитаются из последующей зарплаты из расчета 1 минута -1 юань. На территории заводов – как в морге, ни одной живой души. В рабочее время все на рабочем месте. Никаких перекуров и хождения по туалетам. На это есть перерыв.
Цеха светлые, окрашенные в позитивные цвета. Работники опрятны, спецодежда с фирменной символикой, почти у всех в идеальном состоянии. На мой вопрос, как вы боретесь с пьянством, на заводе по производству топливной аппаратуры, мне сказали, что в первый раз, работника штрафуют на 500 юаней, причем, если его «сдает» коллега по работе, 500 юаней идут ему. Второго раза не бывает, пьяницу увольняют «по статье». Средняя зарплата рабочих на китайских заводах – 150-200 долларов. Инженеров гораздо выше. Как говорится, кто на что учился!
На двух шинных заводах, которые я посетил, все примерно так же по организации и порядку, только размеры производства гораздо больше и оборудование гораздо сложнее, да и продукция реально дорогая. Например, есть шины, которые стоят по 60 000$. А их на самосвале – 6 штук. Теперь представьте, сколько стоит оборудование для их производства! Один рентген -
сканер для контроля качества шин – 5 000 000$.
Проехав по дорогам Китая около 1500 километров, побывал в таких населенных пунктах, которых и на карте то нет, я хочу отметить, что везде, где я был, были отличные дороги, ухоженные, чистые улицы, в зависимости благосостояния населения, добротные, крепкие дома. Но главное – люди. Никаких, праздно шатающихся, все куда-то спешат, чем-то заняты, рулят на каком-нибудь драндулете со знающим видом. Про пьяных – вообще молчу. Их - просто нет!
Китайская кухня.
Так как Циндао – крупный портовый город, морская кухня здесь одна из лучших в Китае. Поэтому закономерно, что мои партнеры пригласили меня на деловой ужин в лучший морской ресторан города.
Меню в ресторане занимает весь первый этаж.
В многочисленных клетках и аквариумах находились тысячи крабов, раков, омаров, мидий, креветок, морских огурцов и гребешков, осетров, карпов, угрей и других видов разной морской живности. Более сотни вторых блюд, аккуратно закрытых целлофаном, аппетитно стояли на нескольких столах, вызывая приступ обильнейшего слюноотделения. В полном смятении от широты ассортимента, я попросил своего бизнес-партнера сделать выбор за меня. Оставив на китайской новогодней елке пожелание для моей семьи, я поднялся с коллегами на третий этаж ресторана, и вакханалия вкуса началась…
Невозможно описать тому, кто не пробовал настоящую китайскую кухню, вкус пекинской утки, морского огурца, волосатых крабов или лобстеров. Та бодяга, которую называют у нас китайской кухней и рядом не стояла с тем произведением кулинарного искусства, с которым я сталкивался, посещая каждый вечер, лучший ресторан города моего пребывания.
Китайские партнеры, старались изо всех сил, пытаясь угодить моей изощренной гурманской натуре. Тем более, что все это потом списывалось на представительские расходы. Поэтому они отрывались со мной на полную катушку. Главное, не забыть после «сейшена» взять чек! Не все блюда мне понравились, некоторые были просто супер, другие же, после первой дегустации, я потом деликатно игнорировал. Благо круглый, крутящийся стол, позволял благополучно спикировать на любое приглянувшееся блюдо. Но попробовать нужно было все! Что я с успехом и сделал, привезя с собой из Поднебесной, пару-тройку килограмм лишнего веса!
Почти все, из 12 ресторанов, которые я посетил в эту поездку, были в основном дорогие и очень дорогие, по местным меркам, заведения. Но пару раз, мы посещали «прибивняки» для простого населения, где наше появление рассматривалось, как бесплатная шоу-программа, по главное причине, из-за наличия в нашей команде, высокой блондинки с пятым размером груди.
Такое количество женских прелестей в одном месте, вызывало у китайцев чувство щенячьей радости! Наш переводчик на ухо переводил нам их восторженные комментарии, а наша Наталья все это время, чувствовала себя как на сцене. Добавьте к этому наше слабое владение палочками, которое сопровождалось периодическими смешками, и поймете, что наше выступление на сцене китайского общепита было хитом сезона!
Ярким воспоминанием, осталось посещение нами арабского ресторана 1001 ночь. Это была возможность попробовать более-менее знакомые блюда, например люля-кебаб и шашлык из барашки. А главное - покурить кальян. Я любитель этого арабского развлечения. Имею свой кальян дома. Но для расширения познаний в этой области, постоянно пробую кальян в странах своего пребывания. Я курил его в Турции, Эмиратах, Казахстане, Узбекистане, Киргизии. Китайский кальян попал в первую тройку, после турецкого и эмиратского. Приятным бонусом оказалось выступление китайских танцовщиц танца живота. Юные китаянки, хотя может и тайки, зажигательно вибрировали всеми частями тела, томно предлагая себя.
Я в свое время общался с профессиональными танцовщицами арабского танца и могу авторитетно сказать, что в Шанхае танец живота – зачетный.
Достопримечательности Шанхая.
К сожалению, следует отметить, что сочетание бизнеса и отдыха, однозначно мешает одно другому. Так как цель поездки был бизнес, соответственно, на отдых было отведено минимум времени. Целый день, проведенный на выставке, десятки переговоров, километры, отмеренные по многочисленным павильонам, к вечеру вызывали только одно желание – в койку! Но я в Китай не отдыхать приехал, а работать. А познание чужой культуры, тоже работа. Поэтому каждый вечер, я сменял деловой костюм на джинсы с косухой и выходил в город. Самые высокие достопримечательности Шанхая – это башни Дзинь Мао, Всемирный Торговый центр и Жемчужина Шанхая.
До первых двух, я, увы, не добрался, оставив их посещение на следующий визит в Шанхай, а вот посещение Жемчужины, превратилось в увлекательный полет как в небе, так и во времени.
Началось все с покупки билетов и вот мы стоим в очереди на скоростной лифт. Пока идет взлет на первый уровень, гид-стюардесса, заученно рассказывает на английском и китайском языках историю башни. Небольшая прогулка по первому уровню, и вот мы мчимся на второй. Он представляет собой стеклянную сферу на высоте 270 метров. Завораживающий вид с высоты птичьего полета на ночной Шанхай – незабываемое зрелище!
Внизу сверкают миллионами огней здания города, поХуанпу, плывут десятки корабликов. Все это создаёт величественную панораму ночного Шанхая, навсегда оставшуюся в моей памяти. На одном уровне с нами располагаются Дзинь Мао и Всемирный Торговый центр.
После созерцания творений человеческого гения, мы спустились вниз, в музей истории Шанхая. Он представляет собой декорации сцен жизни Шанхая 15-19 веков, с использованием восковых фигур. Музей открывает колоритную картину быта, как простых китайцев,
так и вельможных мандаринов. Удивляет реализм, с которым воссоздан мир прошлого, этого славного города. В композициях использованы предметы быта тех лет, костюмы, фрагменты реальных помещений.
Без переводчика, многие нюансы были потеряны, но общий смысл английских текстов был понятен. А остальное дорисовало воображение. Настоятельно рекомендую Вам, посетить этот музей.
Следующим объектом, достойным обязательного посещения, я бы назвал сад Юй-Юань. Основанный в 16 веке вельможей из династии Мин, сад стал Меккой для поклонников учения Фэн-шуй. Этот небольшой, но, безусловно выдающийся архитектурный ансамбль, расположенный в самом центре Шанхая, под тенью небоскребов Пудуна, притягивает к себе туристов со всего мира.
Пройти к нему можно из Старого города, по мосту «Девять колен». На этом мосту, постоянно огромное количество туристов. Их притягивает, легенда его создания.
Он, якобы был построен в виде 9 коленного зигзага, чтобы злые духи, потеряли след своих жертв. Многие назначают на нем свидания, чему безмерно рады сотни золотых рыбок, обитающих в пруду перед парком. Потому что, покормить рыбок, здесь является традицией. Пройдя через легендарный мост, погружаешься в мире Фэн-шуй.
Сразу оговорюсь, что я попал в сад в самое неудачное время – зиму. Увы, я не застал феерии природы, но и то, что я видел, произвело неизгладимое впечатление.
Музыка камня, застывшая в архитектуре малых форм в истинно китайском стиле, поражает воображение.
Все так нереально, что порой кажется, будто занавес времени откроется, и ты столкнешься спрогуливающимся по мощеным камнем дорожкам, вельможным сановником, в окружении наложниц.
А на сцену оперы вот- вот выйдет местный Паваротти иначнется шоу. В пруду водятся тысячи золотых рыбок. Мой палец, который я опрометчиво опустил в воду, был немедленно атакован десятками голодных ртов. Хорошо, что у них зубов не было, а то бы оттяпали бы в момент.
Парк очень многообразен, два часа проведенные в нем, вылились в сотню фотографий, и часы воспоминаний. Несомненно, парк Юй-юань, самобытнейший слепок истории, оставленный китайскими предками и бережно сохраненный потомками. Я непременно посещу его летом, когда он будет охвачен буйством красок.
Старый город.
Старый город – вобрал в себя весь колорит Китая. Насчитывая в своей истории около 5 веков, он и сегодня выглядит, как только что построенный, настолько он ухожен и «вылизан».
Подавляющее количество заведений в Старом городе, это рестораны и магазины, естественно самые дорогие в городе.
Но этот факт отнюдь не уменьшает толпы страждущих туристов, скупающих сувениры. Присоединился к ним и я, прикупив в лавках старого города красивые шелковые халаты, полкилограмма зеленого чая и длинное ожерелье из речного жемчуга...Во всех случаях, торги велись до победы. И вроде бы, когда ты уже считал, что скинул цену до минимума, подходил наш китайский друг Юй и после двух минутой перебранки, цена сбавлялась еще в два раза.
Восток - дело тонкое!
На окраине Старого города, я нашел магазин «Все по 2 юаня», после этого программа по сувенирному шопингу была перевыполнена на 500%! В конце посещения, наша делегация посетила самый старый ресторан Шанхая. Ему было более 300 лет. Внешне он выглядел гораздо моложе. Ценник же в нем самым дорогим за все 2 недели пребывания в Китае. Еда, правда, не отличалась особым изыском. Как сказал Юй, здесь подают историю, а не еду.
Океанариум.
Шанхайский океанариум, расположен в двух шагах от телебашни. До него, я посещал только астанинский океанариум, который после посещения его шанхайского коллеги, показался бы, простым аквариумом. Океанариум - это увлекательный подводный мир, в котором ощущаешь себя капитаном Немо. Правда, твой Наутилус, где-то затонул, и ты идешь, по этому загадочному, подводному миру пешком. Перед твоими глазами открываются тайны мирового океана, бережно сохраненные для тебя сотрудниками океанариума.
Тысячи видов рыб и моллюсков, земноводные и крокодилы, живут своей размеренной жизнью, питаются и плодятся на твоих глазах. Самым зрелищным аттракционом аквапарка, безусловно, является тоннель с акулами. Ты стоишь на эскалаторе, который везет тебя сквозь толщу воды, в которой плавают огромные хищники. Если бы не стекло, ты мог бы дотронуться до них рукой, в последний раз в жизни.
Шеренги загнутых вовнутрь зубов, печально напоминают о легендарных «Челюстях».
Завороженный силой и грацией этих монстров, я дважды прошел туннель, пытаясь сделать максимальное количество фотоснимков.
Массажный салон
Утомленные за 2 недели непрерывным хождением по китайским просторам ноги, под конец поездки просто гудели. При этом, не у меня одного. Жена моего друга, Наталья, вообще мучилась болями в своде стопы. Вообщем, мы нашли друг друга в желании испытать, что же такое китайский массаж ног. Наш гид Умар, отвел нас в расположенный неподалеку от нашего отеля, массажный салон. Наше появление было для всех обитателей салона шоком. Нас встретили как СУПЕР VIP персон, налили чаю, затем принесли кадки с горячей водой и плавающей в ней цветами.
После 10 минут распаривания, две молодые массажистки, ловкими пальцами принялись разминать уставшую плоть. Массажистки постоянно смеялись чему-то, при этом наш Умар смеялся вместе с ними. Я спросил Умара, чего смешного рассказывают они друг дружке, на что он сказал, что одна делиться с другой, что за 10 лет занятия массажем, ни разу ТАКИХ ОГРОМНЫХ ног как у меня, не видела! А дальше шла непереводимая игра слов с обсуждением моих больших достоинств! «Скажи им, что у меня все такое»: шутя, попросил я Умара.
После перевода, массажистки округлили с ужасом глаза и посмотрели на меня как на сексуального монстра. Не знаю, чего они там подумали, но я имел в виду – МОЗГ! После почти часового массажа, мой 46 растоптанный, стал как новенький! Заплатив по 200 юаней (25 долларов), летящей походкой мы пошли в очередной круиз по достопримечательностям Шанхая.
Прощальный круиз по Хуанпу.
Настал последний день пребывания в Китае. Две недели пролетели как один день, постоянные новые ощущения и море информации реально перегрузили мозг. Усталость накопилась не шутейная, я чувствовал, что мне нужен отдых от отдыха. И вот завтра самолет, а сегодня «прощальная гастроль артиста». После дня в Старом городе, вечер мы решили провести на воде, прокатившись по Хуанпу, на кораблике.
Комфортабельный теплоход, расцвеченный огнями как новогодняя елка, стоял у пристани, приглашая на палубу, посетить самое романтическое шоу в Шанхае. На борту продавали хорошее китайское вино, по нашей просьбе переделанное в глинтвейн. После 3 бутылок шанхайского красного, настроение было прекраснейшим. Проплывающие за бортом виды обоих берегов Хуанпу, делали его еще более замечательным.
Далее был ужин в огромном, человек на 1000 ресторане на набережной, в котором мы были единственные клиенты, и нас обслуживало 5 официантов и столько же стояло рядом. Две китаянки тихонько что-то пиликали на китайский скрипочках. Наш друг Юй решил угостить нас самым пафосными и дорогим блюдом Китая - лобстером. Он выбрал самого большого, сломал ему кончик уса, (чтобы не подменили) и через полчаса мы вкушали этот глубоководный деликатес.
Вкус – вполне соответствовал цене. Это было самое дорогое блюдо за всю поездку – 600 юаней, почти 100$. Но он того стоил!
На утро, утрамбовав в чемодан обновки, двинули в Шанхайский международный аэропорт Пудун. Ещё раз с ветерком пронеслись на Маглеве, Юй проводил нас до пограничного контроля, фото на память и вот я лечу в Боинге 767 Шанхай-Москва. В багаже сотни фотографий, десятки контактов, масса воспоминаний. Прощай Китай, до скорой встречи!