По российским меркам Фигерас и Пуболь находятся рядом, всего каких-то 40 км. Дороги в Каталонии очень хорошие, поэтому от замка до Фигераса доехали мы быстро.
Несколько слов об истории театра-музея Дали в Фигерасе, второго пункта нашей экскурсии:
В 1960 году мэр города Фигерас попросил Дали подарить родному городу одну из его картин. В ответ на это Дали во всеуслышание заявил, что подарит городу не одну картину, а целый музей. Для своего музея художник выбрал здание разрушенного в годы гражданской войны театра. Того театра, в котором была выставлена его первая юношеская картина…. На создание музея у Дали ушло 14 лет и практически все сбережения.
Мы приезжаем в Фигерас, и вот перед нами всемирно известный театр-музей Дали, созданный им самим и подаренный родному городу.
6
Не правда ли, этот анонс говорит нам: «Если Вам нравится сюрреализм и Дали, то и его музей Вам однозначно понравится!». И в 99 случаях из 100 музей нравится. Но бывают исключения! Некоторых увиденное разочаровывает! К числу таких людей отношусь и я. К слову сказать, из нашей многочисленной экскурсионной группы только двоих не впечатлило это место, все остальные были в полном восторге…
Но обо всем по порядку…
Мои разочарования начались еще во дворе театра-музея. Двор маленький и рассматривать его можно только по деталям.
Первое что видят посетители — Великая Эсфирь, стоящая на капоте черного Кадиллака.
3
В Кадиллаке сидят манекены и если опустить монетку в специальное отверстие, то внутри автомобиля начинает идти дождь. Когда я смотрела на эту машину, мне вспоминался синий Кадиллак из замка Пуболь…. Надо сказать, что машина из замка на меня произвела большее впечатление
2
Если поднять голову, то увидишь лодку с каплями «воды» на ее днище. Это лодка принадлежала Гала, а капли воды на ней — окрашенные в синий цвет презервативы. В последние годы жизни Гала чрезмерно увлекалась молодыми мужчинами. Исследователи утверждают, что Дали совершенно спокойно относился к изменам жены. Но увиденное заставило меня сильно засомневаться в их правоте… Лодка, на мой взгляд, выражает протест и возмущение.
7
А вот стены двора мне понравились. В нишах стен расставлены скульптуры людей, очень разных при всей своей схожести… Это как выражение множественности человеческих мыслей и эмоций…
4
Во дворе у меня возникло ощущение чего-то неправильного, негармоничного… Все здесь как-то очень нарочито и кричаще безвкусно. Напоминает некую даму, нацепившую на себя все, что у нее имелось ценного. Такого впечатления я никак не ожидала…
Вот так выглядит двор с третьего этажа музея.
Двор — отправная точка для дальнейшего осмотра музея. Каждый посетитель сам выбирает свой путь по его залам…
Отправилась в путешествие и я.
Неожиданно передо мной возникает мумия со свернутой назад головой. Все ее тело обращено спиной к зрителям, а забинтованная голова повернута к нам лицом. Сквозь бинты видны только глаза манекена. Б-рррр…
Эта композиция как нельзя лучше отразила мои, как тогда казалось, первые впечатления от знакомства с музеем…
2
Дальше я попадаю в зал Мэй Уэст. Здесь сооружен специальный помост, поднявшись на который можно увидеть лицо кинодивы, собранное из предметов интерьера (все хорошо знают эту инсталляцию с диваном в виде губ).
6
В одном из залов я нахожу Ньютона с дырявой головой. В музее находится уменьшенная копия большой скульптуры Ньютона, стоящей на лестнице перед входом в музей.
3
Переходя из зала в зал у меня в воображении появляется образ чердака старого дома. Дома — навсегда покинутого хозяевами. На этом чердаке вещи лежат хаотично не зависимо от их ценности и значимости для людей, покинувших дом. И еще у меня возникает образ марионеток отыгравших спектакль и сваленных в сундук…
В отличие от замка в Пуболе в этом музее все какое-то безжизненное и бездушное…
Единственное, что мне здесь нравится, так это большое количество картин Дали. Именно наличие картин спасает меня от полного разочарования.
В какой-то момент, вспоминая замок Гала в Пуболе я говорю себе: «А ведь в этом музее не чувствуется рука Гала! Этот музей создавался гениальным актером, но плохим режиссером!» И правда, ведь именно в период создания театра-музея Гала начала отдаляться от Дали. Именно в этот период был куплен и отреставрирован замок Пуболь. И я нигде и никогда не встречала упоминаний о том, что Гала принимала хоть какое-нибудь участие в создании музея в Фигерасе.
Я думаю, что Гала была против этого музея. Я думаю, ей не нравился Фигерас как место музея Дали. Я думаю, она боялась разорения, т. к. создание музея в заштатном городишке на руинах театра очень сомнительное, долгое и затратное мероприятие. Возможно, она просто была возмущена необдуманным заявлением Дали, которое не могла не отменить, не исправить.
По этим или другим причинам, но, похоже, она не стала помогать Дали и начала отдаляться от него. Возможно, поэтому появился Пуболь, в который Дали допускался только по ее письменному разрешению. И именно поэтому в музее так сильно ощущается отсутствие руки гениального режиссера и делает его таким мертвым…
Но вернемся в залы музея. Как я уже говорила, музей спасают картины Дали. Здесь я делаю несколько снимков.
Надо сказать, что я не люблю фотографировать картины, но в этом музее я пошла против правил … Произошло это после моего вопроса к Гала, заданного перед картиной «Галарина». Рассматривая эту картину я вспомнила, что Гала несмотря на то, что не была писанной красавицей по отзывам современников обладала необычайной колдовской притягательностью. И я, подмигнув изображению, спросила: «Гала, а может ты была ведьмой?» И вот именно после этого вопроса мне пришла идея сделать пару снимков картин. Я сняла Галарину, потом висящую рядом с ней картину «Человек с головой полной облаков» и еще раз Галарину. В тот момент я даже не посмотрела что получилось. Просто убрала камеру и ушла из музея…
До отъезда нашей группы оставалось время, и я немного погуляла по Фигерасу. Напоследок сфотографировала башню Галатея, в которой Дали жил последние годы, где он умер и где похоронен.
4
И вот здесь началась мистика…
На обратном пути, в автобусе я разговорилась с женщиной, которой тоже как и мне в музее не понравилось. Женщина оказалась художницей и большой поклонницей Дали. Татьяна, так звали женщину, в процессе беседы посетовала, что осталась без фотографий, т. к. ее фотоаппарат сломался перед самой поездкой. Я предложила ей скопировать мои снимки (это же лучше чем ничего).
В тот же вечер я пришла к ней в номер, и мы стали копировать мои фотографии на ее компьютер. Дошла очередь до снимков картин… и тут мы с ней обе застыли на полуслове…
Без лишних комментариев выкладываю фотографии в той последовательности, в которой они были сделаны.
2
— Мистика — сказала Татьяна — Эти фотографии как послание от Гала.
Конечно же, это игра света, и, тем не менее, если вспомнить мой вопрос к Галарине и все мои размышления, и то, что все это происходило в театре-музее сюрреализма… Можно и, правда, подумать о мистике…