Собор в русском сознании всегда был культурной доминантой. Храм был не только «домом для молитвы» и собранием верующих людей. Но и нередко историческим памятником, мемориалом, несомненно, уникальным произведением искусства, включающим в себя множество разных искусств.
Это и архитектура, и, конечно, иконопись, и прикладное искусство, и музыкальное искусство, и многое другое.
Закладка любого города на Руси начиналась с возведения двух главных сооружений: крепости — для отражения врага и церкви или собора. Нередко первые церкви были шатровыми — проще говоря, службы велись в походных военных палатках.
Именно так было и с храмом лейб-гвардии Измайловского полка, который впервые был освящён 12 (23) июля 1733 года, вскоре после прибытия этого полка в Санкт-Петербург.
Интересно проследить судьбу этого собора, так как она как в зеркале отражает судьбу страны и народа.
В 1754 году храм стал пятиглавым, деревянным, но во время великого наводнения 1824 год, а церковь так пострадала, что сомнений о необходимости возведения на том же месте каменного собора, уже не было.
Проект нового храма в стиле ампир, поручили разработать известному архитектору В. П. Стасову. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Крестообразный каменный собор должен был увенчаться мощным пятиглавием. Купола, по личному указанию Николая I, должны были быть расписаны золотыми звездами по голубому фону, наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.
Однако, когда собор был уже почти готов, сильная буря серьезно повредила строению, величественный купол был сорван и его пришлось восстанавливать.
Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга и Ивана Леппе.
Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.
На время освящения, в 1835 году, собор являлся крупнейшим в России. Он и сейчас способен вместить более 3000 человек.
Как это было принято, храм выполнял большую социальную работу. При храме действовало благотворительное общество, которое имело в своём распоряжении богадельню, приют, бесплатные квартиры, а в 1912 году было основано Братство православного воспитания детей.
Поскольку собор был храмом Измайловского полка, на стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов и знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от взятых крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов.
В Петербурге, при строительстве отдельных сооружений, архитекторы не только стремились воплощать свои личные творческие замыслы, но думали о гармоничном сочетании с уже существующими постройками.
Собор являлся композиционным центром Троицкой площади, на которой была воздвигнута Колонна Славы.
Ее венчала фигура Славы работы П. И. Шварца.
На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне.
В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко, хотя в 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.
В октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Грима, это были 108 трофейных турецких пушек.
В память Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, в 1894–1895 годах, напротив храма, в память двух чудесных избавлений от смерти императорской семьи: во время крушения поезда в Борках, и спасения будущего императора Николая II в. Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского.
В 1924 году часовня была закрыта, пострадала в годы Великой Отечественной войны, но не была восстановлена, а отдана под торговую точку и склад.
Двадцатый неспокойный век отразился не только на внешних повреждениях храма, но и на его судьбе. С июля 1922 года по 1924 год церковнослужители этого собора примкнули к обновленцам, а в 1938 году он вообще был закрыт.
Чтобы здание «не пустовало» в нем хотели организовать крематорий, но в результате отдали под склад.
В 1990 году храм вновь был отдан Русской Православной Церкви, восстановлен, отреставрирован, но беды не кончились.
В августе 2006 года случился пожар, который практически уничтожил главный купол. В это время в храме шла служба. Прихожан эвакуировали, но храм так пострадал, что вновь нуждался в дорогостоящей реставрации. Полностью была уничтожена деревянная конструкция купола, которая служила более 170 лет.
Сегодня реставрация храма во многом уже завершена, хотя копоть на верхних частях стен еще видна.
В храме фотографировать запрещено, но я все же делаю один снимок. Когда-то в этом храме венчались Ф. М. Достоевский и А. Г. Сниткина, в ноября 1894 года отпевали А. Г. Рубинштейна…
Да, судьба собора как в капле воды отражает жизнь народа.
У стендов, рассказывающих об этой непростой судьбе, стоят люди, читают. Один немолодой мужчина говорит мне с горечью: что же это за страна у нас такая! Как же можно так неблагодарно относится к памяти!
Потом подумав, добавляет: но все же для чего то, эти страдания нам были посланы…
На улице по-прежнему висит туманная дымка и сквозь нее, как сквозь толщу времени, белоснежный величественный собор, кажется возведенным не из камня, а из света, потому что Троица — это Любовь, и еще потому что, человек жив только тогда, когда сознательно или неосознанно являет и свою личную любовь в этом непростом и бушующем мире.