На северо-западе Италии, там, где проходит граница с Францией расположен обширный горнолыжный регион с романтическим названием Vialattea — Млечный путь. Английский перевод — Milky Way звучит как-то уж очень гастрономически. Широкую известность этому региону принесла, прошедшая в 2006-м году зимняя олимпиада, хотя и раньше, конечно, Сестриер и Сансикарио принимали и принимают на своих склонах этапы кубка мира и другие крупные соревнования.
Единый скипасс охватывает шесть зон, всего около 400 км трасс на высотах до 2800 м, которые, в свою очередь, достаточно хорошо интегрированы по три: Соуз д’Уль (1300 м), Сестриер (2000 м), Сансикарио (1700 м) и Сезанна (1350 м), Клавьер (1760 м), Монженевр (1850 м), а между собой соединяются посредством двух подъемников-гондольного и кресельного. Нужно сначала спуститься на гондоле из Сансикарио в Сезанну, а оттуда уже подняться на очень длинном и медленном кресле. Это долго и скучно.
Между Клавьером и Монженевром по хребту проходит Итало- Французская граница. Кроме этого региона, единый скипасс Vialattea сроком не менее 6-ти дней позволяет 1 день покататься в Бардонечье (1300 м, 100 км трасс). Но туда надо ехать от Соуз д’Уля на машине минут 20–25. В Бардонечье, кстати, проходил первый чемпионат Италии по лыжному спорту аж в 1909 году.
Трассы, надо сказать, везде (кроме Монженевра, конечно,- это ж Франция), подготовлены великолепно, склоны имеют, в основном, грамотную северную экспозицию, разнообразны по крутизне и рельефу. Я бы сказал, что они идеальны для контингента от начинающих до очень прилично продвинутых любителей подготовленных трасс и больших скоростей, к коим причисляю и себя.
В первый день склоны в Соуз д’Уле показались мне даже несколько пенсионерскими, но потом пришло понимание того, что они очень грамотно завязаны с подъемниками и, на самом деле, хороши и разнообразны. Да и мы сами уже давно не студенты, честно говоря. Жалко, что леса, покрывающие нижнюю часть склонов- лиственничные, и зимой стоят совершенно голые, как будто их короед пожрал.
Прекрасные условия созданы для начинающих с чистого нуля малышей-детские парки с движущейся лентой в качестве подъемника, воротцами и т. д. Трехлетняя дочка моих друзей на третий день уже спускалась с поворотами, а к концу 2-й недели — каталась по синим трассам следом за папой. На последней зимней-Туринской-олимпиаде мужская горнолыжная программа проходила в Сестриере, женская-в Сансикарио; в Соуз д’Уле соревнования по фристайлу, а Бардонечья была целиком во власти сноубордистов обоего пола. Отсюда понятно, что наиболее простые трассы предоставляет Соуз д’Уль. В Сансикарио-покруче. Ну, а в Сестриере, да по мужскому скоростному спуститься-совсем хорошо.
Серьезные трассы есть и в Монженевре, да еще и бугристые, как это любят французы. Сезанн и Клавьер я, честно говоря, не успел обкатать, а фантазировать не буду. Особый разговор о Бардонечье. Местечко просто замечательное. Глубокая котловина, окруженная суровыми скальными горами. Очень симпатичный, чистый городок. Имеются две несоединенных зоны катания. Трассы все без исключения весьма нескучные, мягко говоря. Неделю вполне можно с удовольствием кататься.
Решая куда поехать этой зимой, я однозначно решил, что это будет Vialattea. Давно мечтал покататься в этих краях, но решил, что лучше будет сделать это после Олимпиады, т. к. слышал о старых и медленных подъемниках региона и надеялся, что к Играм ситуация улучшится. Привлекала еще и возможность обкатать ближайший французский регион Серр-Шевалье с центром в городке Бриансон (1260–2500 м, 250 км).
Оставалось решить, какой же поселок выбрать для ПМЖ. Выбор, надо сказать, невелик. Почему-то не в почете этот регион у российских туроператоров. Реально только Асент-Тревел предлагал что то, кроме Сестриера-Соуз д’Уль и Бардонечью. Курорты типа Сестриера лично я терпеть не могу. Имеются ввиду гостиничные комплексы, построенные специально для любителей горных лыж на голом месте на больших высотах.
В основном, их строят французы. Типичный пример Альп де Юз или Авориаз. Сестриер находится на продуваемой седловине на высоте более 2000 м. Это явно не для меня. Хотел остановиться на Бардонечье, но, подумав, решил, что 100 км трасс все-таки маловато. Люблю я посафарить. В общем, оптимальным решением показался Соуз д’Уль.
Расположенный всего в 5-ти км от магистрали Турин- Бардонечья он является как бы первым в регионе, ближайшим, но, с другой стороны, в горах соседствует с Сестриером и Сансикарио. Здесь же проходит дорога во Францию через Сезанну, Клавьер на Монженевр и далее на Бриансон (регион Серр-Шевалье). Ехать от Соуз д’Уля минут 40. После перевала, во Франции дорога просто офигительно красивой становится. Но об этом ниже.
Итак Соуз д’Уль и только он меня устраивает. Однако, тут выясняется, что реально Соуз д’Уль делает только Асент и только отель» Бессон» за 2660 euro 2 недели. Деньги совершенно безумные для меня. А главное, неизвестно за что. Что делать?
В результате мы все сами сделали. Забронировали аппартаменты через интернет, получили подтверждение, получили самостоятельно итальянскую визу, забронировали минибас в аэропорту Турина, и только туринский чартер брали через агентство.(Только не спрашивайте «а как?»). Кстати, «Бессон» действительно порядочным дерьмом оказался.
Поздним вечером 16-го февраля прибыли в Соуз д’Уль.(На машине от аэропорта Турина порядка 80 км. Не более часа пути.) Очарование этого крошечного городка (или как-то по-другому?) чувствуется сразу. Расположен он на склоне горы, довольно крутом.
Несколько узеньких мощеных улочек и такая двухуровневая центральная площадь-это старая часть. Большая площадь, используемая, как парковка, ограниченная с одной стороны новыми многоэтажками-новая часть. И огромное количество пабов и пиццерий, ресторанов и ресторанчиков, спортивных магазинов и прокатных пунктов инвентаря. При всем при этом народу немного, несмотря на субботний вечер.
На следующее утро, выбрав в прокате лыжи и купив скипассы, часам к 12-ти вышли на гору. От нашего жилья до подъемника метров 300, но, правда, в горку идти, зато обратно-вниз. Погода-великолепная. Такая и простояла все 2 недели. Но снегопадов уже давно не было, и склоны-жесткие. Канты точили раз в три дня. Впечатления от катания не буду описывать. Они все равно у каждого свои. Да и от конкретных условий зависят сильно.
Несколько слов имеет смысл сказать о покупке скипассов. Здесь есть своя специфика. В отличие от Австрии, нет варианта, скажем, 10 из 14 дней, самого удобного. И значительного удешевления стоимости дня при увеличении продолжительности тоже нет. Так, один день стоит 32 euro, а 13 дней-321 euro. Но ведь 13 дней подряд мало кто катается. Обычно устраивается 1–2 дня отдыха.
А если еще погода плохая будет или травма, болезнь, тяжелое похмелье, в конце концов? Деньги ведь не возвращаются. Так что в Италии, мне кажется, нет смысла брать скипасс на длительный срок. Дневное катание в Бардонечье стоит всего 27 euro, а в Серр-Шевалье-38. Во Франции все подороже. Кроме того есть еще и полудневные варианты. Все это цены сезона 07–08 годов.
За первые 4 дня я обкатал нашу зону-Соуз д’Уль, Сансикарио и Сестриер. Потом поехали в Бардонечью. Получили, надо сказать, огромное удовольствие. При этом успели освоить только одну из двух несоединяемых зон-большую-Коломион Мелезет. Трассы великолепные, все больше красные. Просто классное катание. И погода балует нас.
Короче, ехать на неделю катания в Бардонечью есть полный смысл. Не соскучишься. Еще один день-шестой-покатался в нашем районе, и в субботу устроили день отдыха, сгоняли в Геную. Это километров 250 по автобану. Езды не более трех часов, но вот платные дороги в Италии очень недешевы. По-моему, порядка 10 euro за 100 км. Город, конечно, приятный, но стоит ли он столь длинных концов, я лично не уверен. Не Венеция, все-таки, и не Флоренция.
Говорят, что народу на горе в субботу было очень много, в отличие от будней, когда иногда просто удивляешься малочисленности катающихся. Вообще, на weekend съезжаются итальянцы- сказывается относительная близость больших городов -Турин, Милан, Генуя. А в будни склоны во власти англичан. На улицах и в многочисленных пабах слышна, в основном, английская речь. Соотечественников совсем мало, почти что нет, можно сказать.
Несмотря на то, что многие англичане выглядят, как футбольные хулиганы, на самом деле они очень милые ребята. И девчонки хороши молоденькие… Совершенно противоположная ситуация во Франции. Там катаются французы, и немножко русские теперь. И катаются они всю неделю, а в субботу происходит смена составов. на курорте. Поэтому народу на склонах не больше, а меньше чем в будни.
На вторую неделю я планировал поездку во Францию покататься на склонах Серр-Шевалье. Регион этот по предварительному знакомству казался мне очень привлекательным во всех отношениях. Между прочим, в прошлом году он был признан самым «благополучным» курортом Французских Альп. Но не пользуется почему-то популярностью у наших туроператоров.
А привлекателен прежде всего, конечно, количеством и разнообразием трасс, их высокой степенью интегрированности и, что немаловажно, возможностью проживания в замечательном старинном городке, на высотах порядка 1300 м, но в тоже время в непосредственной близости от подъемников. Отмечу, что действительность превзошла даже все мои ожидания.
Городок оказался просто музейного уровня, а склоны посложнее того, что я ожидал. Катание было фантастическимю Снега больше, чем в Италии и склоны помягче. К сожалению, за день удалось облазить едва ли половину, но ближайшую к Бриансону зону и соседнюю все-таки освоили. Заметное отличие Франции от Италии в количестве народа на склонах. Обилие людей даже несколько напрягает после полупустых итальянских. И опять нам сопутствовала прекрасная погода. Откатавшись, погуляли по очаровательному старому городу.
Так получилось, что дальняя, французская часть Млечного пути- зоны нашего скипасса -Монженевр осталась на последний день. Туда быстрее добраться на машине, чем на лыжах. Склоны расположены по обе стороны дороги, и начинать лучше с тех, что находятся справа. Дело в том, что, покатавшись на них можно ходом пересечь дорогу по специальному мостику и подъехать к подъемникам левой стороны, тогда как, чтобы перебраться слева направо придется снимать лыжи и идти пешком.
Склоны действительно очень разнообразны: от совсем детских зеленых, через синие и красные к бугристым и крутым, французским. Можно подняться на самый верх и постоять между Италией и Францией. В принципе, с этого места можно уйти в Клавьер и далее, через Сезанну и Сансикарио добраться до Соуз д’Уля. К сожалению, на это уже не было времени.
Итак, подведем итог. За две недели мы покатались в Италии и Франции в зоне объединенного скипасса Vialattea (400 км) и в Бардонечье (100 км) и еще познакомились с прекрасным Французским регионом Серр-Шевалье (250 км). Неплохо, да? Конечно, чтобы получить все эти удовольствия нужна машина.
Поверьте, мне есть с чем сравнивать, но в целом, по сумме мест в номинациях (склоны, снег, подъемники, погода, жилье, развлечения, еда, затраты на все и прочее) похоже это будет лучший результат. Из недостатков можно отметить, что еще все-таки много старых и медленных подъемников, в Италии. По погоде: давно не было снегопадов и, как следствие, местами жестковаты склоны. Конечно, это только мое личное мнение, но считаю, что покатались мы на 4.8 в 5-ти балльной системе.
В следующем году я мечтаю повторить и расширить программу. Во- первых, как следует покататься в Серр-Шевалье. А далее, если поехать от Бриансона на юг к Средиземноморскому побережью, то, примерно, через 160 км, недалеко от границы с Францией, мы приедем на курорт Лимон Пьемонта, если я правильно перевожу название Limone Piemonte. Очень приличное место -80 км преимущественно красных трасс на высотах 1000–2000 м. и всего-то немногим более часа езды от побережья. А там- Монако, Ницца, Канны, Сан-Тропе, Антиб, Сан-Ремо…