Если ты был в Пальма-де-Майорка, но не был в Кафедральном соборе — надо возвращаться!
Если ты был в Пальма-де-Майорка, но не был в Кафедральном соборе — надо возвращаться!
Триста лет создавался прекрасный собор и сегодня — это не только храм, где находятся великие святыни, почитаемые в христианском мире. Не только усыпальница мальорканских королей (в соборе покоятся останки Хайме II и Хайме III). Это не только уникальный пример инженерной мысли — загадка, как строители Собора соорудили сводчатый потолок на высоте более 40 м!
В одной из ниш находятся использованные ими инструменты: ручные пилы и тому подобное, никаких подъемных кранов и всего того, что предполагается, когда видишь это уникальное сооружение.
Это не только музей, напоминающий нам о творчестве того же Антонио Гауди и Мигеля Барсело, это не только, не только…
Собор расположен на высоком месте, рядом с дворцом Альмудайна, который был построен арабами в Х в. на римских развалинах.
Бывший когда-то арабской крепостью замок стал резиденцией королей и сейчас считается одной из двух официальных летних резиденций короля Испании.
Но вернемся к Собору. Его видно издалека, с моря и даже издалека он поражает своими размерами. Длина Собора составляет 121 метр, ширина 55 метров, а высота 44 метра.
По легенде, в XIII веке король Хайме I (Арагонский) по пути на Майорку, попал в страшный шторм. Король обратился к Всевышнему с горячей молитвой, и, оставшись в живых, даже одержав победу в сражении, к месту которого плыл, по обету начал строить этот храм. Таким образом первый камень был заложен в 1231 году, но после многочисленных перестроек, мы сегодня все же видим пример готической архитектуры XVII века, с множеством существенных дополнений XX века, того же Гауди.
В Соборе все необычно даже ключ от главных ворот поражает размером — около метра длиной (не видела — посмотреть бы)!
Конечно, знакомясь с достопримечательностями, каждый видит то, что хочет увидеть и… может увидеть. Для меня храм — это в первую очередь храм, поэтому святыни, к которым приходят паломники со всего мира — это очень важно.
Это три шипа из тернового венца Христа. Я и сама не предполагала, что это такое — терновый венец, до тех пор, пока один слушатель моих курсов — кандидат биологических наук не принес на лекцию терновую иглу, тонкую как рыбья кость. Кровь выступала уже от легкого соприкосновения…
Помолчим!
А это ковчег Истинного Креста, инкрустированный драгоценными металлами и камнями, датируемый XV веком. Здесь хранятся частицы креста, на котором распяли Христа.
В Соборе находятся мощи св. Пантелеймона, к которому обращаются в болезнях, ведь этот юноша был врачом, который лечил безвозмездно и принял великие мучения за свою веру.
Есть реликвии, которые поражают воображение. Например экскурсоводы рассказывают о
Дароносице, которая выполнена из129 кг золота, украшенна бриллиантами (в сумме 820 карат)!
Достопримечательностью Собора является необыкновенной красоты, витражное окно «Роза» диаметром13,5 м, выполненное из 1229 фрагментов цветного стекла (цифра символическая).
363 дня в году цветной свет, проходящий через витраж,
отражается на колоннах,
а 2 февраля и 11 ноября с 8 до 8–50 утра, это цветная проекция витража отражается на пустой противоположной стене Собора. Люди специально приезжают сюда, чтобы увидеть это явление.
Так постепенно переходим к искусству, которе делает этот Собор прекрасным.
В 1899 году архиепископ Майорки приехал в Барселону и познакомившись с работами Антонио Гауди, был настолько потрясен его работами, что двумя годами позже пригласил архитектора для реконструкции Кафедрального собора.
Гауди был гений, со всеми вытекающими последствиями. Он не только своеобычно видел (один глаз у него был дальнозоркий, а другой — близорукий), но и также своеобычно чувствовал.
Он не любил прямые линии и считал идеальной фигурой — круг. Он придумал собственную безопорную систему перекрытий (чтобы не «резать» художественное пространство на части) и говорят, что только через 100 лет появилась компьютерная программа, способная рассчитать траектории космических полётов, и которая была способна выполнить похожие расчёты Гауди. Предчувствия художника — как они могут обгонять время и являть то, к чему наука в дальнейшем подтягивается…
Конечно! Гауди ввел много новшеств, которые не всегда находили понимание у современников и начальства.
Так Гауди добавил в интерьер балдахины и светильники, он провел электричество! Но при этом подсвечники, которые расположились на «хрупких» колоннах уничтожили эффект утонченности. Некоторые современники Гауди назвали это решение «самым большим преступлением в архитектуре». Я бы не была столь резка в оценке, но… действительно жаль того впечатления, которого мы сегодня лишены, от «парящих тонких колон» чудом поддерживающих «взлетевший» сводчатый купол.
Гауди любил «парить».
Есть сохранившееся воспоминание о том, как Гауди еще в школьные годы поспорил с учителем. Когда тот сказал, что птицы могут летать благодаря своим крыльям, Антонио возразил, что крылья есть и у домашних кур, но летать они не умеют, хотя благодаря крыльям бегают быстрее. А еще добавил, что крылья нужны и человеку, только он… не знает об этом.
Достопримечательность Собора гигантский семиугольный балдахин, который словно парит в воздухе. Семь углов балдахина — семь даров Святого Духа. Пятьдесят оригинальных светильников — напоминание о Пятидесятнице.
Благодаря балдахину и находящемуся над ним Распятию, впечатление от скульптурных фигур, напоминающих об искупительной жертве Иисуса Христа, стало более громким.
Этот балдахин Гауди собирал 10 лет, без чертежей и набросков. Сейчас ЮНЕСКО рассматривает этот балдахин в качестве претендента на присвоение статуса объекта мирового наследия. А в то время духовные и светские руководители, недовольные преобразованиями архитектора, не позволили ему повторить балдахин из папье-маше в изделие из апельсинового дерева — легкого и прочного. Гауди поссорился с начальством и в 1914 г. уехал в Барселону.
Балдахин долгое время лежал в запасниках, потом был подвешен, но два раза падал и лишь на третий, был водружен. Теперь этот «парящий корабль» не может не обратить на себя внимание, входящих.
Есть и еще одна достопримечательность, на которую экскурсоводы обращают внимание:
Мигель Барсело, в1998 г. начал оформлять в соборе боковой алтарь на тему известной библейской притчи о насыщении 5 тысяч хлебами.
На барельефах из итальянской глины во всю высоту капеллы изображения даров моря и майоркинской земли. Заказ, оплаченный местным университетом и принятый церковью, был завершен в декабре 2007 г. Говорят, что художник спускался под воду, где делал наброски… Да мало ли что говорят.
Увы! Длинные рассказы навевают скуку, а я увлеклась рассказом.
Но, согласитесь — здесь так легко увлечься!
Дополнение к рассказу здесь
https://elenarossi.tourister.ru/videos/3220
Это видео — «ожившие фотографии».