С нашим"первым гуманитарным бананом"мы были заброшены в деревню около Кампалы, цивилизация проникла туда неглубоко и география там наука лишняя, поэтому неважно откуда ты приехал-если ты выглядишь как бледная поганка, то и имя тебе"МУЗУНГУ».В той деревне, целый месяц мы"тужились изменить мир» абсолютно одни(я и мой муж Таль)8 тысяч местного населения присутствовало, но вот полудурковатых «музунгу " было только двое. Мы чувствовали себя настоящими Пионерами…(со всеми вытекающими).
Двое бледнолицых, на которых краски у Бога не хватило-это вызывало у местных кучу самых противоречивых эмоций: самые маленькие дети, завидев нас начинали орать на всю улицу:«МУЗУНГУ!«оповещая о нашем приближении и разбегаясь в разные стороны. Те, кто еще ходить не умеет, при самом невинном порыве погладить их по голове или взять на руки недвусмысленно начинали реветь благим матом, видимо думая что сам дьявол протягивает к ним свои длинные ручища.
3
4
Без ком...
Дети постарше, толкаемые любопытством мелкими перебежками двигались за нами, пытаясь рассмотреть со всех сторон, но особым проявлением смелости было дотронуться до нас и с визгом побежать рассказывать об этом всей деревне. Взрослые же ограничивались комментариями по поводу одежды, худосочности телосложения и сомнительными предложениями отдать им нашу одежду или поделиться нашими деньгами, правда очень дружелюбно.(на этом этапе они видели в нас исключительно «кошелек» на белых ножках) Потом, когда я уже начала понимать их язык и говорить, я ставила их в тупик своими ответами на их «замечания»,а в первые дни мы только ходили и радосто улыбались, наверное напоминая двух веселых идиотов.
лирическое отступление: через 2 недели мы едем в наш 5 волонтерский проект и сейчас я знаю все «фазы"через которые проходит волонтер с нормальной психикой.1Эйфория- всё здорово, ново, необычно.2Культурный шок-депрессия или агрессия по отношению к действительности.3адаптация: тут у кого как;кто начинает говорить на местном языке и отплясывать их боевые танцы, закусывая местными деликатесами, а кто бежит билет на обратную дорогу переоформлять сегодняшним днем.
В тот наш проект у меня был какой-то сбой, и все эти фазы не могли договориться между собой о последовательности и посему я проживала там в депрессивной эйфории с проявлениями эмпатии, переходящей через безнадежность в агрессию и все это на фоне ярко-выраженного культурного шока.при котором я бойко говорила на их языке и все время боролась с желанием в ритме традиционных танцев добраться до аэропорта. сейчас поймете почему…
Вокруг преобладали оттенки красного-глина, но живописности добавляли кучи разноцветных отходов. Сортировать мусор- бессмысленная игра глупых «музунгу»- отходы спихивают в кулек(если есть кулек)и через забор(если есть забор),ну, а нет, так еще проще: дверь открыл(если дверь есть)и зашвырнул на улицу.
4
Наша улица...
4
Асфальт-издержки цивилизации, здесь все предельно натурально глина, песок, ямы, бугры. Пробежали дети-легкое красное облачко, прошагали коровы-столб красной пыли, ну, а проехали машины-быстро затыкай все дырки на лице, чтобы не ослепнуть, не оглохнуть и не задохнуться от этой пыльной бури, ну, а дождь прошел поплыла красно-грязно-вонючая река, которая до этого была дорогой, и только тот у кого вестибулярный аппарат космонавта и сцепление с почвой как у танка может выйти на эту «тропу смерти».
По одной и той же «дороге»(без тротуаров)!и люди, и коровы, и велосипед(перевозящий дам с детьми на багажнике),
4
2
мопед(способный взятьдо 5 пассажиров(с очень крепкими нервами),и наконец «маршрутка»(матату)-куда на10посадочных мест легко входит(и выходит)до 20 персон. Цена-как договоришься, и ехать весело: ни светофоров, ни пешеходных переходов, ни знаков, ни окон, ни ремней, а какой аромат, только один раз мы видели светофор-он висел на выезда из города и у него горели сразу все три света одновременно(что бы это значило- никто не смог объяснить-может это в честь Рождества?)
Людиздесь очень интересны;чёрненькие до синевы, с яркими физиологическими особенностями: женщины лет с 11 имеют вид такой, что любая Чочолина со всем её силиконом от зависти зодохнется, на голове у них куст «чертополоха»,поэтому они ее бреют, но так как тяга к прекрасному сильнее неудобств все женщины приплетают искуственные косички к своим корням. В праздники это обязательный ритуал, который длится несколько часов (парикмахерские работают круглосуточно),стоит немалых(для них)денег и мук(красота требует жертв).
3
Жертва "красоты"
Меня тоже «заплели»,кожу на голове так тянуло, что через неделю я эту"красоту"расплела. Местные же девушки ходят так2-4 месяца(голову мыть не надо),постоянно стучат пальцами поголове(чтобы боль притупить), а после этого все отрезают, иначе от этой «прически «не избавиться(нет, голову оставляют).Мужикам проще-побрили всё(дешево и гладко).
Одежда: по улице бегают маленькие феи, спайдермены, принцессы, часто в разнопарой обуви „свободных"размеров. Все покупается!на местном рынке (секенд хенд)только это больше 4-5-6хенд(с карнавала 20тилетней давности)но и эту"обнову"они могут позволить себе пару раз в году(на праздники).
Дома:кирпичная кладка или глиняная „мазанка“ с дыркой квадратной(закрывается картонкой).
3
Один из домов..
4
4
Без ком...
Внутри-минимализм: диван пенсионер, хромой стол, кровать(она же шифонер).На стенах календари прошлого столетия(закрывающие дыры в стене)Кухня-угли на земле. Вот в таких домах(12кв.м.в среднем)и живет"ячейка"угандского общества.
Семья:женщины с 2–9 детьми(племянниками, внуками, братьями).Мужики как бы есть, но их нет, они свободно перемещаются, не очень напрягаясь, плодя по дороге детей и продолжая свою „карьеру самца“.Никакой ответственности и забот: такие законы(вернее их отсутствие).
4
Женщины ничуть не ропщут: ведь их(мужиков)гораздо меньше(войны, СПИД).Хоть какой, но пусть будет, даже если через год сбежит, зараза. Посему в связях очень неразборчивы, в силу ранней зрелости и сильной набожности рожают много(и не всегда здоровых)детей и могут в один пыльный день взять и оставить, исчезнув в неизвестном направлении, и тогда какая-нибудь сердобольная родственница, или просто соседка забирает их, и растит вместе со своими „безотцовщинами“.
Еда:Главное блюдо"матоке-пюре из зеленых бананове, желтое по цвету, картонное по вкусу, заправляется соусом из тертых орехов и сушеной рыбешки(с душком)соус розового цвета с плавающими глазками. Еще из кукурузной муки они варят"кало“-что.то похожее на силикатный кирпич и по виду и по вкусу, мясо- обычно коровьи кишки или желудок. Есть еще съедобный корень „касава“-его выкапывают, моют, сушат, потом до-олго варят и до-о-лго едят. Все это дает полнейшее ощущение сытости(для меня так на неделю).Но! там есть невиданные по размерам и вкусу ананасы и авокадо.(на это мы и выжили, заодно и похудели).
5
Жизнь: женщины всегда стирают
3
Вечная участь женщины.
(согнутые пополам над тазом),моют, трут, но белье, не дойдя до веревки уже грязнее чем было до стирки, а дети, вылезшие из корыта, где их пытались отмыть, уже облипли новой красной пылью и, напялив свои"карнавальные» наряды поскакали на улицу гонять веткой обод от колеса или пугать спяших на дороге коров.
4
3
Мусорный "король"
Каждый дом вдоль дороги-это какой-то бизнес: мастерская, парикмахерская, кафе, магазин, клуб, видеосалон, или церковь-такова система выживания.
3
местные бизнесы
2
3
2
3
Угольный ларек
2
Днем свет и движение, а вечером свет проистекает только из проемов этих «бизнесов"или проезжающих машин, а когде те и другие устают суетиться, то все погружается во мрак и только зловонный дым от горяшего мусора поднимается до ярких звезд африканского неба.
Наша деятельность: я привезла с собой швейную машину и кучу ткани и учила местных женщин шить(небезуспешно)
4
Мои ученицы
.
4
Таль учил всех желающих работать с компьютером, а это очень непросто было -он начал свой курс без стульев, м…без компьютера.только на второй день появилась бочка из-под краски(стол)и еще через 2 дня удалось купить для них старый (но работающий) компьютер.
4
Компьютерный курс..
Первую тему он объяснял три раза и только потом самый смелый отважился признаться что ничего не понял. Но со временам мы достигли успехов и в одно утро открыв компьютер увидели заставку, которую"наши дети» сами сделали.
3
сюрприз от наших учеников...
Теория относительности: мир существует в пространстве и во времени, в Африке эти понятия почти стерты. Часы- важная часть гардероба, и у всех там есть на руке есть часы(у некоторых даже на обеих руках).Но они не идут, если идут, то сами по себе без всякой привязки к реальному времени, или вообще без стекла, и тогда стрелки можно вращать как хочешь(какой час тебе удобно, такой и поставил).А главное, если при вопросе «который час»,ты показываешь им свои часы, это приводит в замешательство(они не знают времени). Счастливые?!
5
Мы среди друзей
5
Наш сосед
Если встреча назначена на 9 утра -(в переводе на местное время) подгребайте к 12. если тебе говорят что это здесь, за углом, напротив-до этого «напротив» мы шли сорок минут, а когда нас отправили на маршрутке в гости «далеко»,то мы едва успели втиснуться, как нам сказали, что приехали. Сначала мы думали, что они над нами «музунгу» издеваются.но потом поняли -это их отсчет времени…тогда уже не вскакивали с кровати в 8,если ждали визитеров в 9. Когда Таль хотел провести урок компьютера в 15 00,он говорил своим ученикам, что урок в 13 00.(тогда была надежда.что самые «пунктуальные» как раз подтянутся).то же самое я делала со своими «курсами кройки и шитья», в том же «режиме» проводились различные семинары и только игровые и танцевальные вечера можно было назначать в реальном времени.
Чему мы научились там?1)Довольствоваться малым: Мыть голову(холодной водой) в тазу(в одном единственном),в котором с утра я стирала, потом мыла посуду и пол(иногда и обувь)и все это одним мылом и одной тряпочкой. Потом в этом «знаменитом"тазике самому помыться(с легким паром),потом вытереться и, посмотрев на красно-коричневое полотенце, убедить себя, что ты чист, затем попытаться разодрать расческой «чистые «волосы. Но главное было понять, что наша тщетная погоня за чистотой делает нас несчастными, на том грязные и счастливые мы успокоились.2)не делать из еды культа: есть то, что есть(если оно более-менее съедобно).3)не бояться «живой «природы(наглых муравьев и бестактных огромных тараканов)и те и другие прокладывали тоннели в стенах и свободно гуляли по нашему «ложу».Оборонялись от них мы с помощью ранее упомянутого блюда из кукурузной муки(остывая, оно превращается в очень плотный изоляционный материал, который «не по зубам» ни одному вредителю).Сетка же против комаров и мазь результатов не дали(у местных комаров видимо отсутствует обоняние и очень хорошее зрение) эти «расисты» проникали сквозь сетку и «грызли «нас нещадно.4)танцевать их зажигательные ритуальные танцы, например «захват невесты»(очень!экспрессивный танец).это когда ряд девушек стоит напротив ряда парней;парни приближаются раз за разом с разными намеками, выражеными в движениях, девушки же активно вращая той частью (откуда ноги растут) каждый раз отворычиваются при их приближении(как бы отвергая). Я с моим намеком на «попу» скорее напоминала цыпленка, которого в эту самую попу оса ужалила(но я старалась),зато Таль свою партию выполнял самозабвенно,
4
особенно когда в конце надо было закинуть меня на плечо и, прискакивая, удалиться(сопротивле-ние сломлено).5)освободиться от таких условностей как пунктуальность, обязательность, и перестать спешить(кто никуда не спешит, тот никогда не опаздывает…)и не перетруждаться!
3
Жизненное кредо!
Эпилог:Месяц пролетел-прополз незаметно. Страх сменился любопытством, неприязнь-сочувствием, а вопросов стало больше чем до поездки. Когда грязь отмыта, а пузо отъето-все не кажется таким уж безнадежным. Точно одно- в этой далекой, забытой Богом деревне нас (дотошных «корректоров» мира)не забудут, да и чего душой кривить-это взаимно.