Черногория. Там красиво, там горы и море, там недорого, там не особо гоняют за палатки… а давайте организуем велопоход?
Кому пришла в голову эта замечательная идея? История умалчивает. Был июнь, самое начало лета, страшно подумать — все три месяца изматывающей гонки под названием «курортный сезон», которые надо как-то пережить, еще впереди… Но идея родилась, и так как Ялта — город очень маленький, все, кого это могло бы заинтересовать, очень быстро о ней узнали. Сначала все было зыбко, неясно и, как бы это сказать, «в общем». Но постепенно все складывалось, оформлялось в более-менее ясные образы, и уже в августе были сделаны первые конкретные шаги к ее осуществлению. Если честно, в возможность принять участие в этой экспедиции я не очень верила — были причины — поэтому ничего никому и не говорила. Но вот — середина сентября — и О ЧУДО! — несмотря на «чистый» паспорт при семейном положении «незамужем» визы (транзитные) получены, необходимое снаряжение куплено, и со службы меня отпустили, не сильно упираясь — как все-таки хорошо быть человеком, способным совершенно спокойно заступить на сутки в 8 утра 1 января…
До Львова, откуда отправлялся автобус в страну назначения, пришлось ехать через Киев, поскольку на прямой поезд я не успевала. Утром встретились во Львове с остальными участниками, загрузились в автобус. Ехали через Карпаты, Закарпатье, Румынию и Сербию, всего около 28 часов. Из Украины выезжали через небольшой погранпереход какими-то грунтовыми дорогами (представляю, как смешно смотрелся со стороны наш огромный розовый «Неоплан» в кукурузных полях), на переходах везло — очередей не было нигде.
На следующее утро мы выгрузились в небольшом городишке Мойковац, собрали велики, немного перераспределили общий груз, то есть продукты, по рюкзакам, сели и… поехали. Честно говоря, очень боялась, что не справлюсь, что буду всех тормозить — никогда раньше в подобных мероприятиях участия не принимала, да и находилась на тот момент далеко не в лучшей форме. Но — забегая вперед — в этом отношении все оказалось просто замечательно!
В первый день мы проехали верхнее течение реки Тары.
9
К сожалению, знаменитый каньон так и не увидели, но на велике там не проехать — или пешком, или сплавляться. На ночевку встали у моста Джуржевича. Мост… мостище! — грандиозный, его высота 160 метров.
16
Когда стемнело, гуляли по мосту — ощущения просто невероятные! А какие были звезды…
Проснувшись утром, мы увидели… а ничего мы сначала не увидели, настолько густым был туман. Потом было обнаружено отсутствие колбасы (колбасу купили еще во Львове, и после двух суток в целлофане повесили на можжевельник — высоко, между прочим! — чтобы проветрилась). Потом заметили некие ошметки, валяющиеся под деревом. Когда мы, окончив завтрак, начали укладывать рюкзаки, появился один из предполагаемых ночных воришек — симпатичный черный песик не очень крупных размеров — и деловито направился прямо к можжевельнику. Ухватив самый крупный ошметок, он отбежал в сторонку и тоже принялся завтракать.
Собравшись, мы направились в сторону Жабляка. Песик честно побежал следом, и сопровождал нас до самого конца подъема! А подъем был затяжным… Пока мы не спеша заползали все выше, солнце тоже заползало, и в конце концов туман разошелся и стало как-то жарковато… но когда выехали на перевал, дунул ледяной ветер и впереди показались горы в снегу.
8
Еще десяток километров по «плато» — и часа в два мы прибыли в горнолыжный центр Жабляк.
В Жабляке мы приобщились к местной кухне (вкусно! И много! Порции размеров невероятных!) и пиву, а потом поехали на Черное озеро.
15
Красивейшее место! Окружено темным еловым лесом, а над ним возвышаются те самые заснеженные вершины, которые мы увидели с перевала. Оставив велики прямо на берегу (состегнули для порядка, конечно), обошли вокруг озера. На самом деле, озер там два — Большое и Малое, они соединены узкой протокой. Как говорят, уровень воды в обоих озерах не всегда одинаков, и тогда протока превращается в перемычку, через которую вода из расположенного немного выше Малого озера перетекает в Большое, образуя подобие водопада. Местные жители называют Черное озеро «глазами гор» и утверждают, что оно — самое красивое в Черногории. Не смогла удержаться — искупалась. И именно после этого пришло невероятное ощущение праздника и реальности всего происходящего!
Потом встал вопрос про ночевку. Но так как никому особо не хотелось ночевать в палатках на такой высоте при температуре, близкой к нулю, мы сняли домик с камином. И вечером приобщились к местным винам (отличным, между прочим, даже на довольно избалованный винами вкус).
Утром мы опять поехали к озеру — поснимать в утреннем свете. Не пожалели.
12
Закупив продуктов в местном супермаркете, мы углубились в национальный парк Дурмитор. В этот день нам предстояло преодолеть 2 перевала — Седло (1907 м) и Приеспа (1884 м) — и что-то около 60 километров — если верить прошлогодним описаниям, почти все по «грунтовке». Но нас ждал приятный сюрприз: дорога была покрыта свежим асфальтом. День выдался ветреным — на подъеме велосипеды буквально сносило, удерживать равновесие было очень сложно. Зато местность, по которой мы ехали, была просто невероятно красивой! Красивой — это, конечно, кому как, но лично мне нравятся такие вот дикие, пустынные и даже немного угрюмые места.
15
Серые скалы, осыпи, осенняя желтая трава и местами — ярко-зеленые пятна стелющегося можжевельника…
13
За весь день на дороге встретили 2 машины, да и то, на одной из них ехал пастух, перегонявший своих буренок с дальнего пастбища.
9
Вечером спустились к Пивскому озеру нереально бирюзового цвета. Дорога (узкий серпантин, то и дело скрывающийся в тоннелях) произвела впечатление на всех — хотя крымчанина серпантинами удивить сложновато.
19
Место для лагеря было найдено возле одного из тоннелей — на небольшой площадке, прямо над рекой, вид оттуда открывался — не передать словами!
21
На следующий день был заказан микроавтобус — на нем мы решили проехать не очень интересную (по отзывам) часть пути и сэкономить 2 дня. Но утром еще проехали в сторону плотины Пивского озера. По тоннелям наездились всласть, этого добра на черногорских дорогах хватает, самый длинный около 4 километров, но на великах туда нельзя. Самый длинный, который проезжали мы — 438 метров. Поснимав виды, мы вернулись к мосту через Пиву, где уже ждал микроавтобус. И к вечеру были на берегу Боки-Которской — самого южного фьорда в Европе.
13
Ночевали в Герцег-Нови.
10
Вечером погуляли по набережной, а потом отмечали случившийся в нашей группе день рождения в садовой беседке, на которой гроздьями росли киви.
Утро «порадовало» дождем, а что делать, ехать надо! Достали дождевики и чехлы и поехали вокруг залива.
12
Где-то через час дождь стих, стало проглядывать солнце, к обеду уже хорошо припекало. Отобедали в небольшом прибрежном кафе в Рисане. После чего совершенно случайно — свернули не туда, бывает — попали в старый город Пераст, который всем ну очень понравился!
15
В Перасте наиболее отважные искупались в заливе, еще немного отдохнули, и к вечеру, совершенно не торопясь, доехали до Котора, где и остановились.
В Которе с утра посмотрели крепость XII века, грандиознейшее сооружение,
14
темные стены, как будто выросшие на высоченной скале — в общем, уехать, не ознакомившись, просто не смогли — и заодно старый город.
15
Утро вообще получилось веселым, потому что когда мы вылезли на крепость, хляби небесные разверзлись по полной — а спрятаться было негде, и спуститься быстро тоже не получилось. Пришлось зайти в кафе, выпить горячего чая и хоть немного просохнуть и согреться. На этот день у нас был план проехать километров 30 и выехать все-таки на побережье Адриатики, но ливень внес свои коррективы — только выехали из Котора, опять полило.
12
В итоге опять пришлось снимать «собе» (там так называется жилье под сдачу) и устраивать глобальную сушку — баулы с вещами оказались мокрыми насквозь.
Но уж дальше погода нам благоприятствовала! На следующий день выехали на побережье,
11
искупались в море у стен Святого Стефана
17
и доехали до деревушки со смешным названием Хай-Нехай, над которой возвышается одноименная крепость.
9
Ночевали почти на берегу, на мысу, поросшем соснами, в очередном красивом месте. Приехали туда уже в сумерках, пока ставили лагерь — стемнело… утром на оконечности мыса обнаружили еще один археологический памятник, вот только названия нигде не нашли.
Потом был мусульманский Ульцинь, где наша компания разделилась — наш «главный спортсмен», не выдержав медленного темпа «сибаритов и фотоманьяков» укатил вперед, прихватив своего напарника, а наша четверка, осмотрев средневековую крепость пиратов,
10
11
отужинав морепродуктами и обойдя почти все лавки на торговой улице, осталась в Ульцине ночевать.
На следующее утро мы совершили абсолютно неспортивный поступок — нашли микроавтобус и проехали на нем подъем к Скадарскому озеру, чтобы немного нагнать потерянное вчера время. По дороге любезный водитель завез нас посмотреть «Велику пляжу» (длиннющий, протяженностью 17 км пляж из черного песка). Подъем тоже впечатлил — дорога в лучших черногорских традициях — узкая, извилистая, без ограждений, а обрывы крутые! Но когда мы выехали на перевал и увидели озеро… это было что-то!
13
Синева. Горы на противоположном берегу. И опять синева. По берегу озера (а оно совсем не маленькое) ехали весь день.
13
Местность очень живописная, ландшафты разнообразные — скалы, лужайки, каштановые рощи… в одной из них мы немного отдохнули — не снимая шлемов, потому что с шумом и грохотом периодически падали местные каштаны, а размер у них раза в 3, как минимум, крупнее, чем у наших «привычных».
8
Найти место для ночевки на крутых склонах было непросто. Сначала хотели спуститься к воде, но услышали очень интересный звук, присмотревшись, увидели… ТУЧИ всякой мошкары — как-то сразу передумали, в конце концов нашли некую более-менее ровную площадку недалеко от дороги, с замечательным видом на озеро.
7
Но время подходило к концу — пора было возвращаться. И через очередной перевал мы вернулись на побережье. Конечным пунктом была курортная Будва, где мы провели остаток этого дня и весь следующий, от души накупались в море, посидели в ресторанчике на берегу, обошли старый город,
10
10
накупили сувениров, вышли на лодке в море — посмотрели Будву «снаружи»,
12
острова и Святой Стефан. И из Будвы вечером отправлялся наш автобус…
Что поразило. Очень дружелюбное местное население — по дороге едешь, все машут и улыбаются, водители попутных автомобилей в узком месте плетутся за великами, и даже не пробуют сигналить, обгонять или «прижимать». Посещая крепость, оставляли велосипеды вместе с баулами на площади — никто ничего не тронул, у них и в супермаркетах не шкафчики, а крючки, на которые просто вешаешь сумку. Фотографировала что-то в горах — водитель остановил грузовик (на серпантине!), подождал, пока я фотоаппарат не убрала, после этого поехал дальше. Понравился ритм жизни — очень размеренный, черногорцы гордо называют себя самой ленивой нацией в мире, их отношение к вопросам работы и отдыха хорошо выражено в «Десяти заповедях черногорца». Тронуло отношение к кошкам, особенно черным.
Всю поездку нам везло на людей, а еще — мы постоянно оказывались в нужном месте в нужное время. Уже под конец поездки купили туристический путеводитель и устроили чтение вслух о местах, по которым проехали. И вот так оказалось, что мы отдохнули в старейшей каштановой роще Черногории, выпили домашнего вина в Године — деревне, которая этим вином славится на всю страну, попали в знаменитый Пераст, и еще чему-то пришлось удивиться — всего уж не вспомнишь! Побольше бы в путешествиях таких случайностей…
«Отдых — это благо, от отдыха еще никто не умирал." (седьмая заповедь черногорцев)
А еще — с тех пор черные кошки перебегают мне дорогу исключительно на удачу.