Древний портовый город-крепость, защищённый 55 башнями в дельте Инда. Сегодня величественные руины этой стены отмечают место Банбхора.
Древний портовый город-крепость, защищённый 55 башнями в дельте Инда. Сегодня величественные руины этой стены отмечают место Банбхора.
Остатки укреплённой цитадели, портовых сооружений, городских и пригородных кварталов, складов, мастерских доминируют над равнинным окружающим регионом, граничат с болотистыми впадинами, где растут кусты акации и мангровыми зарослями. Археологи обнаружили и другие памятники в дельте Инда, но ни один из них не обладает столь же впечатляющими архитектурными и археологическими особенностями, как обнаруженные в Банбхоре, охватывающие временной промежуток около 1500 лет!
На протяжении этого срока Банбхор был одним из стратегических ворот в Синд. Здесь можно было купить сирийское стекло, драгоценные и полудрагоценные камни из Индии. Охотничьи ястребы из Центральной Азии, хлопчатобумажные ткани, тонкие шелка, фарфор из Китая и Юго-Восточной Азии, шафран из Хорасана — чем только здесь не торговали. Не было недостатка в вине, красителях, таких как индиго и пурпур, травах и специях, жемчуге, янтаре и, конечно же, рабах. Банбхор был важным транспортным центром и местом паломничества в индуистские и буддийские храмы.
Изучение письменных источников привело к заключению, что всё началось со знаменитого порта Александра Македонского, упомянутого Аррианом. Порт Барбарикон был также описан Периплом Марисом Эритрейским в 65 году нашей эры. Снова я нащупал тончайшую нить исторических взаимодействий этого «края земли» со средиземноморской европейской цивилизацией.
Письменные источники подтверждают присутствие здесь Селевкидов до завоевания парфянами в III веке, за этим последовало господство северного Кушанского царства, которое вдохнуло новую жизнь в это место, основав свою собственную империю. Согласно традиции, именно здесь высадились апостол Фома и пророк Мани, когда они отправились на Восток проповедовать каждый — свою веру.
С VIII века город находился под контролем мусульман, остатки одной из самых ранних известных мечетей в регионе, датируемой 727 годом нашей эры, до сих пор сохранились в городе.
От самой мечети остался один пол.
В XIII веке город был заброшен. Причина проста до банальности (по этой же причине умер известный Эфес) — море отступило, берега заилились, торговые пути переместились в другие порты.
На краю раскопок нам предлагают ознакомиться с традиционными жилищами. Они не из Средних веков, в них жили ещё сравнительно недавно.
Едем по направлению Татты, встречая в дороге самые разные картинки местной жизни.
Вблизи вершины дельты реки Инд находится огромное кладбище, вмещающее до миллиона могил и захоронений на площади около 10 квадратных километров, связанное с близлежащим городом Татта, некогда столицей и центром исламской культуры с XIV по XVIII века.
Огромный некрополь Макли является одним из крупнейших в мире. Короли, королевы, правители, святые, ученые и философы похоронены здесь в кирпичных или каменных мавзолеях, некоторые из которых щедро украшены глазурованной плиткой.
Уникальное собрание массивных сооружений представляет собой впечатляющий набор монументальных зданий в разных архитектурных стилях, включают индуистскую архитектуру стиля Гуджарата и архитектуру империи Моголов. Чувствуется далёкое персидское и среднеазиатское влияние.
В Макли была создана оригинальная концепция каменного декора, возможно, обусловленная имитацией расписной и глазурованной плитки. Очень ценно то, что исторические памятники в Макли являются полностью подлинными без какой-либо степени реставрации.
Если не задаваться целью посмотреть пару мавзолеев с краю, передвижение пешком по огромной территории комплекса в Макли, особенно в жару, может оказаться затруднительным. На помощь приходит гужевой транспорт.
Но мы выбрали этот симпатичный электромобиль с не менее симпатичным водителем, получив «гратис» — двух полицейских в качестве сопровождения. Внесли, так сказать, свой вклад в «ГринДил».
Полное полицейское сопровождение практически до конца поездки мы получим на следущий день, а в Макли это был первый опыт, пока в рамках одного археологического объекта.
Говорят, что это место и близлежащие холмы получили свое название от легенды, в которой паломник Хаджа остановился на этом месте и впал в духовный экстаз, объявив это место Меккой для него. Говорят, что суфийский святой шейх Хамад Джамали назвал это место «Макли» или «Маленькая Мекка», услышав историю паломника. Мечеть Джами XIV века, около которой по преданию паломник впал в экстаз — это наполовину разрушенное сооружение значительных размеров, которое лежит между почти несохранившимся медресе шейха Хамада и его разрушенной гробницей.
В воздухе Макли всё ещё витает что-то экстатическое, хотя это рассеянный вид экстаза, распространяющийся по необъятности этого каменно — песчаного пространства. Ездить по некрополю Макли — странное занятие. Это что-то вроде езды по городу-призраку, но яркое солнце на фоне засушливого ландшафта прививает место от любого чувства жути. К счастью, наш гид смог идентифицировать многие из гробниц, часть которых была также оборудована табличками с подробным описанием. Вот, например, гробница султана Джама Низамуддина II с её искусно украшенным фасадом, которую специально для нас открывает смотритель.
Я не мог не чувствовать, что вхожу в храм или святое место, но гид заверил меня, что, поскольку этот человек был королём, а не святым, нет необходимости относиться к гробнице как к святыне. Таким образом, не было нужно снимать обувь и держать голову покрытой, что делается в Пакистане часто при посещении памятных объектов.
Гробница Джама Низамуддина II, завершённая в 1510 году, представляет собой впечатляющее квадратное сооружение размером 12 метров с каждой стороны. Она украшена цветочными и геометрическими медальонами. Кубовидная форма гробницы, возможно, навеяна Каабой в Мекке.
Её купол так и не был построен, поэтому внутреннее пространство осталось открытым. Внешняя часть украшена 14 полосами декоративных мотивов, которые включают как стихи из Корана, так и индуистские символы, хотя в соответствии с исламской традицией все украшения имеют форму геометрических узоров, за исключением фриза, изображающего местных уток.
Задержимся в окрестностях гробницы Джама Низамуддина II ещё на мгновение. По соседству с этим величественным мавзолеем находится «беседка», смотрящая на пустынные просторы под холмом. Этот загадочный памятник — гробница Джам Тамачи и Нури XIV века. Здесь похоронен один из ранних правителей Синда вместе с женой.
За беседкой, под холмом, моё внимание привлекло лёгкое движение. Это было хлопанье изношенной ткани по краям примитивных хижин, установленных кочевниками, которые живут здесь. Видно небольшое поселение, окружённое забором из грубых, переплетённых ветвей пустынных деревьев. Пара человеческих фигур и охраняющий их пёс гарантировали, что это активное поселение, а не деревня-призрак. Так что на самом деле здесь, в этом Городе Мёртвых, есть жизнь, человеческая жизнь. Она далека от той жизни, на которую намекают элегантные мавзолеи прошлых королей и знати — нищая, бесцветная, лишённая всякого намёка на комфорт. Единственное, что, казалось, было общего у них, — это их полная отчуждённость от прогресса современного мира.
Но вернёмся к давно уснувшим владыкам династии Самма. Эта гробница была построена в 1492 году для Хамширы, сестры Фатех-хана, одного из сыновей Джама Низамуддина II. Хотя она в основном сделана из кирпича, она примечательна как первый памятник, оборудованный каменным каркасом вокруг входа с южной стороны. К сожалению, она находится в крайне ветхом состоянии, большая часть купола давно обрушилась. Какой бы орнамент ни существовал на внешних фасадах, он также полностью утрачен.
Гробница приёмного сына Джама Низамуддина II, Джама Мубарака Хана, напоминает раджастханский форт и была построена после его смерти в 1521 году. Мубарак Хан стал известен после победы над армией Великих Моголов. Ему был пожалован титул «Герой Синда», и в конечном итоге он стал «Мадрул Мухамом», или премьер-министром при дворе династии Самма.
В последствие на территории большого двора были похоронены многие родственники Мубарак Хана.
Садимся в наш электромобиль и переезжаем к следующей группе памятников, они были возведены во времена династий Аргун, Тархан и Моголов, между 1524 и 1739 годами. Правители этих вторгшихся династий привнесли в архитектуру, искусство и резьбу по камню афганские и среднеазиатские нотки.
Два самых впечатляющих памятника этого периода — гробницы Девана Шурфа-хана, умершего в 1638 году, и Иса-хана Тархана II, умершего в 1644 году. Оба они правили как могольские наместники в Татте.
Иса Хан Тархан II, чья гробница представляет собой двухэтажное каменное здание с величественными куполами и балконами построил этот памятник ещё при своей жизни. Легенда гласит, что после завершения строительства Иса Хан отрубил руки самым талантливым мастерам, чтобы ни один другой правитель не смог построить памятник, который мог бы соперничать с этим.
Иса Хан Тархан II, известный как «Младший», чтобы отличить его от отца Исы Хана I, родился во времена великих потрясений, когда династия Тарханов больше не могла поддерживать себя как независимое государство, он успешно перешёл к сотрудничеству с Моголами, которые взяли на себя прямой контроль над Таттой, начиная с 1613 года.
Сотрудничая с Моголами во время правления трёх знаменитых императоров (Акбара, Джахангира и Шах-Джахана), Иса Хан II был назначен губернатором Татты в 1628 году, но затем был либо отозван ко двору Моголов, либо решил вернуться туда ради собственной безопасности.
Однако регион оставался под его опекой, поскольку обычной практикой было отправлять заместителя для управления от имени губернатора. В течение короткого периода, когда он управлял Таттой напрямую (который длился всего девять месяцев), Иса Хан II начал строительство своей грандиозной гробницы, на завершение которой ушло почти двадцать лет.
Гробница Иса-хана Тархана I, правившего с 1554 по 1565 год, расположена напротив мавзолея его сына. Она представляет собой отход от общепринятой погребальной архитектуры.
Гробница отчётливо отличается новым стилем кенотафа и имеет прямоугольную форму, а её внутренние стены полностью покрыты стихами из Корана. В гробнице также есть место, отведенное для могил 5 королевских дам.
Хотя Иса-хан Тархан I умер в 1570 году, он не был официально похоронен до 1608 года, когда его сыну стало возможным установить это место захоронения. В последующие годы недавно возникшая империя Моголов завоевала Татту, назначив ряд губернаторов для управления провинцией либо напрямую, либо с помощью наместников. Иса-хан Тархан I умер в опале, но его сын, правивший при полной поддержке Моголов, смог возвести отцовскую гробницу без вмешательства местной элиты.
Гробница Джан Бега Тархана (умер в 1600 году) представляет собой восьмиугольное кирпичное сооружение, купол которого покрыт синей и бирюзовой глазурованной плиткой.
Гробница султана Ибрагим-хана 1559 года. Этот памятник выделяется как первый в Макли, сочетающий восьмиугольный купольный мавзолей с ограждающими стенами, стиль, который стал более распространённым в последующие годы, в том числе в собственной гробнице Исы-хана Тархана II. Однако это различие больше не так очевидно, поскольку большинство кирпичных ограждающих стен обрушились за столетия.
Маленькая гробница Ибрагим-хана отражает его молодость и статус принца.
Диван Шурфа Хан (умер в 1638 году) был министром во время правления Моголов. Его гробница, вместе с прилегающей к ней мечетью, является наиболее сохранившимся и самым красочным из кирпичных памятников в Макли.
Квадратная гробница стоит на платформе в окружении стен и изначально была покрыта светло-голубой плиткой, вместе с её куполом в среднеазиатском стиле.
Мы были в восторге от просмотра комплекса Макли. Половина мавзолеев была в таком хорошем состоянии, что легко можно было представить, как они выглядели сразу после окончания строительства. Часть из них была построена под влиянием раджпутской архитектуры, но некоторые вызвали явно ностальгические нотки, живо напомнив архитектуру, увиденную в своё время в Узбекистане.