После посещения Дуомо мне нужно было чем то занять два часа до посещения Кампаниллы Джотто, и я направился гулять по городу. Ближайшая площадь — Площадь Республики.
В Древнеримское время на этом месте находился форум, в средневековье тут возникло гетто, которое было полностью снесено во время работ по благоустройству, когда Флоренция была столицей воссоединенной Италии.
Рядом находится Церковь Орсанмикеле (Or San Michele — сокращение игры слов: Ораторий Святого Михаила, «Святой Михаил в саду») — выдающийся памятник искусства итальянского проторенессанса во Флоренции.
Вместо старой полуразрушенной церкви в 1290 году по проекту Арнольфо ди Камбио возвели двухэтажный крытый рынок зерна — Лоджию дель Грано. Под хранение зерна, во избежание сырости и воровства, отвели верхние этажи. На первом этаже торговали хлебом. Отсюда необычный вид здания.
Здание пострадало от пожара в 1304 году. В 1337 году его перестраивали в типично тосканском «готически-ренессансном стиле» Франческо Таленти, и другие мастера, работавшие в то время на строительстве флорентийского Собора. Они надстроили третий этаж, замуровали арки лоджии первого этажа, а их верхние полукружия люнеты заполнили ажурной и рельефной готической резьбой. По венчающему карнизу расположены характерные для средневековой итальянской архитектуры арочки-машикули. В 1380–1404 годах нижний этаж служил церковью Св. Девы Марии и Св. Анны.
Когда выходишь на площадь Синьории — главную площадь города во все времена, снова возникает то самое чувство, особенно когда выплывает силуэт палацио Веккио. В римский период на месте площади был театр. Позднее было построено 36 башен, в которых поселилось семейство Уберти, бывшее гибеллинами. В 1260 году после победы гвельфов все постройки семейства Уберти были разрушены. После этого и образовалась площадь. За свою историю она сменила несколько имён: площадь Приоров, площадь Великого герцога и площадь Нации.
На площади базировалась Синьория Флорентийской республики. Резиденцией являлся дворец Синьории (итал. Palazzo della Signoria), построенный Арнольфо ди Камбио в 1298–1310 годах. Этот дворец также известен как палаццо Веккьо. Правительство республики возглавлял Гонфалоньер справедливости (Gonfaloniere della Giustizia). В правительство входили 24 приора, избиравшихся на два месяца. Весь этот период они обязаны были находиться в этом дворце, собирать Коллегии (Collegi) и принимать решения.
Слева от входа во дворец Синьории (Векиио) стоит тот самый Давид Микеланджело. В 1873 году оригинал был убран в музей, а в 1910 поставили копию). Оригинальная скульптура была изготовлена во времена Второй республики (1494–1512). Под Голиафом, на предстоящей схватке с которым сосредоточен Давид, подразумевались французский король Карл VIII и римский папа Александр VI Борджиа, пытавшиеся захватить город.
Справа статуя Геркулес победивший Какуса. Эта скульптура загораживает плоский камень в стене с нацарапанным человеческим профилем. По преданию, Микеланджело поспорил, что сможет высечь портрет преступника, которого собирались вешать на площади, повернувшись к изображению спиной.
Лоджия Ланци была построена в 1376–1382 годах под руководством Бенчи ди Чионе и Франческо Таленти. Здание предназначалось для собраний членов Флорентийской Синьории, проведения публичных собраний и праздников. Лоджия представляет собой сооружение, типичное для тосканского кватроченто: открытую с двух сторон угловую галерею, одной стороной выходящую на Площадь Синьории с Палаццо Веккьо. Постройка оформлена «аркадой по колоннам» — арками, опирающимися непосредственно на капители колонн. Этот приём, ставший классическим в сооружениях Филиппо Брунеллески, например в Воспитательном доме, создаёт истинно ренессансный образ и, одновременно, восходит к старому тосканскому обычаю. В Лоджии деи Ланци арки опираются по готической традиции на пилоны, выглядящие как раскрепованные пилястры. В верхней части имеется пояс машикулей.
В настоящее время лоджия Ланци представляет собой своеобразный музей. В лоджии размещается экспозиция скульптурных произведений из собрания близлежащей Галереи Уффици.
«Персей с головой Медузы» шедевр скульптуры, созданный выдающимся итальянским скульптором и ювелиром периода маньеризма флорентийской школы Бенвенуто Челлини в 1545–1554 годах для герцога Козимо I Медичи.
Похищение сабинянки флорентийского скульптора Джамболоньи изображает сцену из римской легенды о похищении римлянами сабинских женщин.
Скульптура изготовлена из цельного блока белого мрамора, который считается самым крупным блоком, когда-либо доставленным во Флоренцию. Это был первый случай в западноевропейской скульптуре, когда была создана трёхфигурная композиция, которую можно рассматривать с нескольких точек зрения. Джамболонья также создал мраморный пьедестал с бронзовыми рельефами. С 1583 года эта статуя установлена в Лоджии деи Ланци во Флоренции.
«Менелай с телом Патрокла» — мраморная копия I века н. э. с утраченной пергамской скульптуры, фрагменты которой были обнаружены в Риме в XVI веке и сразу же приобретены тосканским герцогом Козимо Медичи. Он поручил Пьетро Такка и Лодовико Сальветти выполнить «восстановление» обезображенной скульптуры; результат их усилий был помещён в одну из ниш Понте Веккьо. Ныне он стоит в лоджии Ланци на площади Синьории.
«Похищение Поликсены» скульптора Пио Фиди.
Вход в Палаццо Веккьо тоже шикарен. Внутренний дворик в стиле раннего Возрождения был оформлен архитектором Микелоццо в 1453 году. Виды Вены, Линца и Граца работы Джорджо Вазари, придворного архитектора Козимо I, появились здесь по случаю бракосочетания его сына Франческо I и Иоанны Австрийской. В центре дворика находится изящный фонтан работы Верроккьо с крылатым Амуром, держащим в руках рыбу.
Билеты с проходом на башню также были раскуплены, но в самом Палаццо было очень мало людей по факту ходил один.
Зал пятисот предназначался для заседаний Большого народного совета. В честь восстановления Флорентийской республики после вторичного изгнания Медичи из города (1494) гонфалоньер Пьеро Содерини сделал заказ Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонаротти — их батальные фрески должны были занять противоположные стены зала. Оба художника выполнили подготовительные картоны (это был единственный раз, когда они встретились в одном проекте). «Битва при Кашине» Микеланджело показывала флорентийских воинов в тот момент, когда во время купания они подверглись внезапному нападению противника, да Винчи в качестве сюжета выбрал «Битву при Ангиари» (1440). В центр композиции был помещён один из ключевых её моментов — сражение всадников за знамя.
Непосредственно к росписи стены приступил только да Винчи, работавший над фреской в 1503–1506 годах. Размером 6,6×17,4 м, «Битва при Ангиари» должна была стать самым масштабным его произведением — однако начала разрушаться ещё в процессе.
Совет требовал либо предоставить готовую работу, либо вернуть выплаченные деньги. В конце концов да Винчи, получивший приглашение французского наместника Шарля II д’Амбуаза, отбыл в Милан — фреска же осталась незавершённой.
В 1555–1572 годах по заказу семейства Медичи зал был реконструирован. Росписи, призванные продемонстрировать могущество и славу герцога и его государства, выполнял Джорджо Вазари с учениками. Аллегорическая живопись стен и потолка повествует о деяниях Козимо I. Место «Битвы при Ангиари», напоминавшей о годах республиканского правления, заняла «Битва при Марчиано» Вазари (существует гипотеза, что он не уничтожил фреску да Винчи, а сохранил её позади своей).
А еще зал пятисот фигурировал в книге/фильме Дэна Брауна Инферно — над его сводами «ползал» Том Хэнкс (профессор Лэнгдон) и Фелисити Джон.
А это та самая посмертная маска Данте на которой в фильме было оставлено послание (я проверил на тыльной стороне ничего не написано))
Апартаменты стихий, состоящие из пяти комнат и двух лоджий, были приватными помещениями герцога. Козимо I заказал оформление дель Тассо(1500–1555), однако из-за его смерти работа была выполнена Вазари — впервые получившего заказ от Медичи. Фигуры, изображённые на фресках, являются аллегориями земли, огня и воды (в образе Венеры Пенорождённой). На потолке изображён Сатурн — бог земледелия.
Часовня, которую украшает фреска Аньоло Бронзино «История Моисея» (1564); «Пьета» в алтаре — его же работы. Маленькая дверь ведёт в Коридор Вазари (1565), соединяющий дворец с Палаццо Питти.
В Зале Аудиенций или Зале Правосудия раньше проходили собрания настоятелей. Резной потолок, отделанный сусальным золотом, принадлежит кисти Джулиано да Майано (1470–1476). На портале, ведущем в Зал Синьории, находится надпись в честь Христа (1529).
Вход в Зал Лилий украшен мраморной лепниной, выполненной братьями Джулиано и Бенедетто да Майано. Деревянная инкрустация (маркетри) на дверях была выполнена Дель Франчоне и изображает портреты Данте и Петрарки.
Большие фрески на стенах, изображающие историю Фурия Камилла кисти Франческо Сальвиати, были написаны в середине 16 века. Поскольку Сальвиати обучался в Риме у Рафаэля, эти фрески основаны на римских образцах и не типичны для флорентийского искусства. Марк Фурий Камилл был римским полководцем, упоминаемым в трудах Плутарха.
На потолке Зала лилий — золотой цветок лилии на синем фоне — герб французских графов Анжу, помогавших флорентийским гвельфам в их борьбе с гибеллинами и способствовавших их окончательной победе. Мраморный скульптурный портал, ведущий в Зал лилий — работы братьев Бенедетто.
На стенах зала — огромная фреска Ридольфо Гирландайо с изображениями первого епископа Флоренции св. Дзанобия вместе со святыми Лоренцо и Стефано и героев Римской республики (Брута, Цицерона, Сципиона и др.), которые должны были вдохновлять правителей города на защиту республиканских идеалов.
Здесь же находится «Юдифь» Донателло.
Также из зала Лилий открывается отличный вид на Флоренцию.
А в зале рядом бюст и портрет Николо Макиавелли. Это был кабинет Макиавелли, когда он занимал пост Секретаря Республики.
Зал карты мира (Маппамондо), где находится старинная карта мира (на XVI век), удивительно, но Мексика уже в те времена была известна, а вот Россия была «далекой Скифией», да и Великое княжество Литовское не очень изучено. С другой стороны Англия, Франция, Германия и Испания прямо очень подробны.
Расположенные между первым и вторым этажами, эти залы заполнены предметами эпохи Возрождения и Средневековья, переданными в дар Чарльзом Лозером, американским коллекционером и ученым-эмигрантом. Эта коллекция является одной из самых ценных муниципальных коллекций по своей художественной и исторической значимости. Залы старого дворца были реконструированы в середине 15-го века Микелоццо. Это единственная часть дворца, где до сих пор сохранились оригинальные потолки 14-го и 15-го веков. Мария Сальвиати, мать Козимо I, жила в этих комнатах после того, как Козимо перевез семью из Палаццо Медичи в Палаццо Веккьо.
В целом Палаццио Веккьо потрясающий, я бы уделил ему больше времени, но два часа до подъема пролетели незаметно и пришлось бежать сдавать рюкзак и вставать в очередь на кампаниллу Джотто, но об этом в другой раз.