В программе нашей поездки было много всего интересного, но посещение мавзолейного комплекса императора Цинь Шихуанди с терракотовыми воинами, конечно, было ее гвоздем.
Традиция хоронить своих правителей в мавзолеях восходит у китайцев к глубокой древности и сохранилась до сих пор. Вспомним, где покоится Великий Мао. В Китае найдены десятки мавзолеев, самые ранние из которых относятся еще к периоду неолита. Время от времени сообщают об обнаружении новых. Самая большая концентрация этих сооружений находится к северо-западу и юго-востоку от Сианя.
Город Сиань обозначен белым. Красные полукружья — мавзолеи императоров эпохи Тан (VII–X века). Серые — все остальные. Карта с интернета.
Когда-то они имели форму пирамид, и некоторые до сих пор сохранили их очертания. Хотя сегодня они больше похожи на курганы, потому что за долгие тысячелетия оказались засыпаны землей. Часто территории мавзолейных комплексов использовали для сельского хозяйства, чего земле-то простаивать?
Темно-зеленый холм на заднем плане — это и есть пирамида мавзолея Цинь Шихуанди. Для своей жизни после жизни он выбрал тихое живописное место вблизи реки в окружении гор. Погребальный комплекс имеет огромную территорию (50 кв км) и представляет собой, по сути, целый город, окруженный 2 стенами. На этой территории были обнаружены остатки 10 зданий и порядка 300 различных могил и погребальных комплексов. Терракотовых воинов нашли в полутора километрах от захоронения императора.
Остерегаясь тревожить души умерших, китайцы долгое время отрицали даже существование мавзолеев и не разрешали иностранцам производить какие бы то ни было работы в этих местах, а отпираться перестали только после того, как им были предъявлены фото, сделанные из космоса, или с самолета. Сами мавзолеи китайцы не раскапывают и сегодня, только прилегающие к ним территории. Мы посетили два таких комплекса: самый большой и известный мавзолей императора Цинь Шихуанди (246–210 гг. до н. э.) и мавзолей Янлин императора Цзин-ди (156–141 гг. до н. э.).
И там и там созданы музеи, но первый гораздо более раскрученный, и в 2023 году его посетили 11 млн человек (по 30 тысяч в день). Конечно же из-за терракотовой армии.
Уже с самого утра парковка музея быстро набивается автобусами (от Сианя ехать минут 30–40) и толпы посетителей устремляются к входу.
Тех, кто постарше, подвозят на открытых автобусах,
молодежь бодро отшагивает полтора километра пешком.
Китайцы приучены к порядку, а власти любого уровня умеют управлять огромными массами людей. Вход в музей происходит не по билетам, а по паспорту для иностранцев, или по удостоверению личности для китайцев. Посещение музея привязано к определенному времени. Гигантские очереди рассосались очень быстро.
Увидеть терракотовую армию — событие, производящее ошеломляющее впечатление. Для усиления эффекта руководитель нашей поездки договорилась с заместителем директора музея терракотовой армии, которая рассказала о том, как все там начиналось и что открылось в результате многолетних научных исследований. В своей презентации она использовала слайды, которые разрешила фотографировать. Мне показалось, что некоторые из них очень любопытны, и я включила их в свой рассказ.
Как во многих похожих случаях терракотовую армию обнаружили случайно. 1974 год начался засухой и местные крестьяне стали копать артезианский колодец. Они наткнулись на фрагмент терракотового воина и не выбросили его, а сообщили о находке местным властям. В этом же году начались археологические раскопки, а уже через 2 года над первым раскопом возвели защитное арочное сооружение.
Сейчас картина внутри раскопа выглядит таким вот образом.
Общий вид первого раскопа. Фотографии сделаны с обоих концов огромного зала, размером 230 на 62 м, похожего на ангар, накрытый полукруглой крышей.
Китайцы верили, что душа умершего продолжает жить и после смерти, поэтому при погребении усопшего обеспечивали всем необходимым в загробном мире. В могилы простых людей клали их небогатые пожитки, императорам строили целые города и дворцы, а в могилы клали одежду, утварь, оружие, продукты питания, огромное количество предметов быта, выполненных зачастую из драгоценных материалов.
Есть несколько версий того, почему первый император Китая Цинь Шихуанди кроме жены и слуг, что было нормальным для той поры явлением, решил отправиться в лучший мир с глиняной армией солдат. БОльшую часть своей жизни он провел в военных походах, завоевав и объединив семь самостоятельных китайских княжеств в империю. Возможно, и в загробной жизни он собирался продолжить свои завоевания, для чего ему была нужна армия. Известно, что другие китайские правители умерщвляли своих солдат, забирая их в другой мир. Шихуанди, как полагают некоторые историки, собирался сделать то же самое, но приближенные отговорили его от этого злодейства, и тогда он решил заменить реальных людей их терракотовыми копиями. Поэтому терракотовые солдаты были сделаны в полный рост, имеют индивидуальные черты лица и как будто бы слеплены с оригиналов.
Всего было обнаружено три комплекса с терракотовыми воинами, они разные по форме и содержимому. Предположительно в первом раскопе находилось 8000 терракотовых солдат, стоящих в полный рост и при всем возможном вооружении. Все они — мужчины, женской фигуры нет ни одной.
Возводить мавзолей и создавать терракотовую армию 13-летний Цинь Шихуанди начал через год после восшествия на престол. Для выполнения работ были привлечены 720 тысяч строителей и ремесленников, которые работали 38 лет. При этом доподлинно доказано, что смерть пришла к императору раньше, чем был закончен проект. Во втором раскопе найдены незаконченные фигуры воинов.
Как изготавливались терракотовые воины?
Похоже, начальная фаза процесса была поточным производством. Сначала с помощью формы делалось основание, на него нанизывались стандартные детали: ноги, туловище, шея и руки до кистей. А вот дальше начиналось творчество. Скульптура шлифовалась и к ней приделывались изготовленные отдельно головы и кисти рук, детали прически и одежды. По элементам прически, например, можно отличить ранг солдат и офицеров: на левом фото — солдат, в середине — офицер низкого ранга, на правом — высокого.
Удивляет детальная проработка элементов одежды, обуви, прически, лица. Каждая фигура уникальна, нет двух одинаковых. Разрез глаз, носы, усы у всех разные. Даже выражение лиц отличается: то удивленное, то самоуверенное, то вызывающее, то созерцающее. В научном сообществе обсуждалось мнение, что лица лепили с реальных прототипов, представлявших разные этнические группы населения завоеванных провинций. Позже, правда, от этого предположения отказались.
Готовые фигуры высушивались, затем обжигались в печах, обнаруженных неподалеку. После обжига их покрывали тонким слоем лака, затем раскрашивали яркими красками и разрисовывали им лица.
Как и чем раскрашивали?
Лица рисовали довольно детально: на крупном плане виден не только карий глаз солдата, но и более темный зрачок, а кое-где еще и ресницы:
Для определения состава краски и использованных технологий окрашивания, в 90-е годы ХХ века проводились совместные с Баварским бюро по консервации исторических памятников исследования. Они показали, что краски содержали минеральные пигменты, а под ними находился грунтовый слой лака. Со временем краски потеряли яркость и отошли от основы. Их приклеивают обратно, но заново воинов не раскрашивают.
Как фигуры расположены в раскопе? Они находятся в траншеях. Для сооружения траншей использовался обычный для того времени материал: спрессованная до состояния цемента земля, или глина.
Пол был выложен кирпичами, а стены и потолочные перекрытия — деревянными бревнами. Траншеи отделены друг от друга разделительными стенами тоже из спрессованной земли.
Кирпичые полы везде очень хорошо сохранились.
На фото ниже хорошо видны углубления от лежавших здесь когда-то бревенчатых перекрытий, а также следы от пожара, уничтожившего их.
Воины расставлены по порядку, впереди расположились ряды авангарда.
За авангардом — основная часть армии: колонны пехотинцев и колесницы, очевидно, с лучниками.
И, наконец, фланги и арьергард.
Каждый воин экипирован полным вооружением. Благодаря терракотовой армии, мы знаем, каким оружием китайцы воевали в третьем веке до нашей эры. Из бронзы изготавливались копья, топоры, кинжалы, алебарды.
Мечи и крюки также делали из бронзы и покрывали тончайшим (одна тысячная миллиметра) слоем золота. Похожая технология хромирования была изобретена в новейшие времена: в 1937 году в Германии и в 1950 — в США.
Арбалеты в нашем сознании ассоциируются с европейским средневековьем. Однако они тоже были обнаружены в мавзолее Шихуанди вместе со стрелами к ним.
Корпус и голова некоторых, но не всех, воинов защищены доспехами из камня. В отдельном раскопе обнаружены целые горы элементов этих доспехов.
Первый раскоп открыт на одну треть. Остальное — в процессе работы, и как она ведется видно в конце зала.
Во время нашего посещения реставраторов не было видно, говорят, что они работают рано утром, до открытия музея, или уже после его закрытия, но результаты их труда можно было наблюдать воочию. Все, что относится к одному воину, лежит в пластиковой коробке. Собранные из частей фигуры склеивают и обвязывают фиксирующей лентой, оставляют на просушку. Полностью готовые фигуры установлены на платформе, а затем в лежачем положении досыхают.
На каждого воина навешивается бирка определенного цвета с номером. Эти уже нашли свое место и ждут, пока в их ряды вольются товарищи, находящиеся в процессе сборки.
В задней части первого раскопа обнаружили множество лошадей и повозок. Лошадок собирают по частям таким же способом, что и воинов, а затем не кладут, а подвешивают для просушки и дальнейшей работы над ними.
Современные реставрационные работы в Китае — это высокотехнологичный процесс с использованием очень сложного оборудования. Ничего не делается методом проб и ошибок лишь для того, чтобы показать посетителям нечто, напоминающее оригинал. В один из вечеров мы встречались с главным реставратором буддистских гротов в Дуньхуане. По профессии он химик, именно с химического, а также спектрального анализа материала, красок, клея начинается исследование объекта восстановления. Работы продвигаются очень медленно. Один только этот котлован копать им еще долгие годы и десятилетия.
Второй котлован с траншеями для терракотовых воинов был обнаружен в 20 метрах к северо-востоку от первого раскопа в 1976 году. В нем, предположительно, находилось около 1300 воинов и 89 деревянных повозок. Он имеет форму буквы L и площадь 6000 кв метров, т. е. он меньше первого.
План второго раскопа.
Во втором раскопе лучше всего видно, что открывается взгляду археологов, когда они вскрывают котлованы: сгоревшие опоры и перекрытия, обломки воинов, лошадей и оружия. Однако бывают и счастливейшие исключения. Несколько фигур во втором раскопе каким-то чудом сохранились почти целыми.
Это фигура пехотинца, в руках которого было копье. Поражает детальная проработка всех элементов от ногтей до прически и одежды.
А это уже офицер. Он командует, бегать быстро не надо, поэтому одежда длинная со множеством украшений: бантики, шейный платки.
Кавалерист, держащий за повод свою лошадь.
Это лучник, изготовившийся для стрельбы. Лук, похоже, не сохранился.
Третий котлован был найден также в 1976 году в 25 метрах к северо-западу от первого. Он значительно меньше (520 кв метров), состоял из трех камер и являлся, предположительно, командным пунктом терракотовой армии.
В нем нашли 68 фигур воинов, среди которых были офицеры высшего звена, а также колесницу с 4 лошадьми.
В центральную камеру ведет наклонная рампа. В этом третьем котловане обнаружилось больше всего незаконченных фигур, что говорит о том, что их начали изготавливать позже других.
В раскопах были найдены фигуры людей, не имеющих отношения к армии: государственных служащих, акробатов, артистов, т. е. все элементы земной жизни переходили с императором в неземную.
Фигура чиновника.
Фигуры акробатов, клоунов, артистов.
Еще были найдены бронзовые скульптуры водоплавающих птиц. Очевидно, они помещались в водоемах из ртути, которые окружали дворцы Шихуанди. Наличие ртутных рек научно не подтверждено, это только предположения, хотя и не безосновательные, т. к. содержание ртути в почве повышенное, но птиц нашли много.
Еще вокруг мавзолея откопали большое количество захоронений, предположительно, рабочих, строивших мавзолей, а также чиновников из окружения Шихуанди.
Цинь Шихуанди панически боялся смерти, искал способы продления жизни, для чего, якобы, пил напитки, содержащие ртуть. Может быть, это и стало причиной его относительно ранней смерти. Еще он постоянно жил в страхе от нападения соперников и недругов, и, наверное, надеялся, что терракотовые воины должны были защитить его в другом мире. Его опасения были обоснованы. Созданная им империя оказалась недолговечной и пережила своего императора всего на 4 года. На смертном одре Цинь Шихуанди назначил своим приемником старшего сына, но в результате придворных интриг на троне оказался младший, более мягкий и податливый. Ни он, ни стоявшие за его спиной советники не смогли удержать власть, и в стране началась гражданская война. Второй император династии Цинь совершил самоубийство, а его противники, объединившиеся вокруг новой династии Западная Хань, расправились со всеми и всем, что осталось от Циней. Что произошло с гробницей императора мы не знаем, а терракотовая армия были разрушена и сожжена. Вспомним, что стены и потолки траншей были обшиты бревнами, и когда вооруженные солдаты ворвались на территорию мавзолея, круша все на своем пути, они подожгли деревянную обшивку, которая сгорела до тла, похоронив под обломками терракотовую армию. Остатки золы и пепла хорошо видны на разделительных стенах, так же как отпечатки лежавших здесь некогда деревянных перекрытий.
Музей императорских бронзовых повозок
Две бронзовые императорские повозки нашли в 1980 году в 20 метрах от императорского мавзолея и сначала выставляли в музее терракотовой армии. Однако в 2021 году закончилось строительство специально спроектированного для них здания. Очень замысловатая конструкция музея — плод творчества китайского архитектурного бюро Atelier Diameter.
Смысл этого проекта заключался в том, чтобы оттянуть от музея терракотовых воинов как можно больше посетителей и, тем самым, разгрузить его, но, по-моему, это не очень удалось. Толпа в музее повозок была еще больше и не давала возможности сделать приличные фотографии. Поэтому для иллюстрации общего плана, я буду использовать фото с интернета.
Выполненное из цемента здание музея повозок наполовину утоплено под землей в канаве, которая естественно образовалась между двумя стенами, окружающими мавзолей Шихуанди. По задумке создателей, это позволило не нарушить окружающий пейзаж и сделать здание менее заметным.
Вход в музей. Фото с интернета.
Центральный зал музея. Фото с интернета.
Две бронзовые повозки (одна стоячая, другая сидячая) были закопаны в специальном саркофаге на глубине 7,8 метров на западном склоне холма, образующего императорский мавзолей. От времени саркофаг разрушился и его остатки вместе с грунтом над ним раздавили повозки на три тысячи обломков. Вот, что увидели археологи, раскопав саркофаг. Лошади и один из возниц пострадали меньше, чем повозки.
Саркофаг с повозками никогда не подвергался разграблению, поэтому за 8 лет они были восстановлены практически полностью вплоть до последней детали упряжи.
В отличие от терракотовых воинов, изготовленных в полную человеческую величину, повозки, возницы, лошади составляют только половину размера настоящих. Более двух тысячелетий назад неизвестные ремесленники непостижимого для нас уровня мастерства собрали их из отдельных деталей, общим весом более тонны. На украшение повозок ушло 14 кг золота и серебра.
Одна повозка стоячая; выражаясь современным языком, это копия повозки сопровождения.
Вторая скопирована с повозки, в которой ездил император, а в кабине даже есть специальные прорези для вентиляции.
Если считать, что эти повозки являются точными копиями настоящих, то ездить в них было не очень-то комфортно: в них отсутствовали рессоры.
В каждую повозку впряжена четверка лошадей. Для создания эффекта движения грива на лбу лошади разделена пополам как будто ее развевает ветер, но, когда на них смотришь, такого ощущения не возникает: лошади тяжело стоят на всех четырех ногах.
Со второго этажа музея можно еще раз взглянуть на повозки в толпе посетителей, на этот раз сверху. Как я ни старалась, не смогла поймать момента, когда в кадре не было бы людей.
В галереях второго этажа выставлены отдельные элементы повозок, которые, очевидно, не нашли своего места при реконструкции.
Повозки императора Цин Шихуанди являются самыми большими, самыми древними и самыми полными по комплектации предметами такого рода когда-либо обнаруженными в Китае. Их особая ценность состоит в том, что они дают представление о техническом уровне средств передвижения, а также литейном мастерстве ремесленников того времени.
Посещение мавзолея Шихуанди оставляет очень глубокое впечатление. То, что там видишь, абсолютно уникалько и вызывает много вопросов, ответы на которые вряд ли когда-нибудь появятся. Память о создателе первой китайской империи в сознании китайцев священна и все, что относится к его и его близких захоронению, никогда не будет раскапываться для того, чтобы удовлетворить любопытство научного сообщества, или туристов.
Труднее всего смириться с тем, что результат сорокалетнего труда почти миллиона человек был превращен в золу и черепки через считанные годы после смерти Шихуанди. Даже памяти обо всем этом не осталось, никаких упоминаний. И, если бы не случайность, мы могли бы никогда не увидеть терракотовых воинов и не узнать невероятной истории строительства мавзолея первого китайского императора.
Мы провели в музее терракотовой армии половину дня, и нужно было бы еще столько же, чтобы переварить увиденное. Хорошо было бы в этот день вообще больше никуда не ходить, но турфирма запланировала после обеда посещение другого объекта, и даже полуживых нас туда бы повезли, чтобы выполнить программу. И мы поехали в мавзолей Янлин.
Мавзолей Янлин
Мавзолей Янлин императора Цзин-ди (156 — 141 до н. э.), четвертого императора из Западной династии Хань, находится в 20 км от Сианя тоже в очень красивом месте в окружении невысоких гор. В этом музее не было толп посетителей, чем он выгодно отличался от мавзолея Цинь Шихуанди.
Он состоит из усыпальницы императора и его жены, гробниц приближенных к императору лиц, наложниц и слуг. Представление о том, как он выглядел когда-то, дает вот этот макет.
В центре комплекса — гробница императора и его жены в форме усеченной пирамиды. К ней примыкают тоннели, которые раскопали и обнаружили в них огромное количество артефактов второго века до нашей эры. Вся территория была окружена стеной с четырьмя воротами в виде башен. Ворота находились в центре каждой стены и их остатки сохранились.
Строились они из земли и глины, которая спрессовывалась так, что не разрушилась за тысячелетия. Сейчас они накрыты специальными сооружениями-крышами.
Комплекс занимает огромную территорию, и большая часть мавзолейных сооружений находится под землей. Они представляют собой слабоосвещенные помещения в виде огромных ангаров, где в земле вскрыты тоннели с обнаруженными в них предметами, предназначенными для загробной жизни императора, его жены и приближенных.
В некоторых местах эти тоннели перекрыты стеклянными полами, чтобы можно было поближе рассмотреть их содержимое.
Оно состоит главным образом из фигурок людей, которые, предположительно, должны были символизировать императорских воинов, одетых в шелковые одежды. Одежда и деревянные части фигур истлели, поэтому сегодня можно видеть только головы, надетые на туловища.
Археологи видят и подчеркивают фундаментальное отличие мавзолея Шихуанди из династии Цинь (терракотовая армия) от мавзолея династии Хань. Если вся жизнь Шихуанди и, очевидно, его планы в загробной жизни, были нацелены на завоевания, то императоры династии Хань больше ориентировались на достижение процветания и мирного благополучия вверенной им страны. В свою следующую жизнь им собрали не армии, а стада животных, слуг, кареты, домашнюю утварь, продукты питания, натуральные и глиняные, т. е. предметы в большей степени необходимые для хозяйствования, чем для войны.
Закончив знакомство с Сианем, мы продолжили путешествие по маршруту Великого шелкового пути. Следующая остановка была в Тяньшуе.
Теги:
Культурно-познавательный туризм