Современный Сиань — город с населением более 7 млн человек — является столицей провинции Шэньси. А в древности этот город был столицей первой китайской империи, сумевшей объединить вечно враждовавшие между собой княжества.
Ученые считают, что город в непосредственной близости от Сианя возник более 3 тысяч лет назад, в 1045 году до нашей эры, в эпоху династии Чжой. Он стал столичным в III веке до н. э. в период династии Цинь, император которой, Шихуанди, 17 лет завоевывал семь соседних с ним государств, из которых и создал первую Китайскую империю в 221 году до н. э. со столицей в Синьяне, который располагался неподалеку от современного Сианя.
Империя Цинь в эпоху Шихуанди.
Хотя династия Цинь просуществовала совсем недолго (с 221 по 207 годы до нашей эры), и после смерти Шихуанди началась длительная гражданская война, по завершении которой установилась династия Хань, эта династия и ее единственный император считаются выдающимися, потому что навсегда изменили Китай.
Современное изображение императора Цинь Шихуанди. С интернета.
Цинь Шихуанди — это такой китайский Петр I — столько он всего успел. Обосновавшись в Синьяне и подчинив своему контролю огромную территорию, частично состоявшую из пустынь и гор, он задумался над тем, как же ею управлять. В результате была создана новая политическая система, сочетающая центральное и местные органы управления. Под императором находилось 3 премьер-министра, которым подчинялись 9 министерств. Они, в свою очередь, контролировали местные правительства, далее следовали областные и сельские органы управления. Вся система была строго централизована.
При нем было завершено строительство Великой китайской стены. Не той, на которую туристы ездят посмотреть в окрестностях Пекина, а стены, которая должна была защитить Срединный Китай от набегов кочевников с Севера. Для этого были снесены стены, отгораживающие друг от друга вошедших в новую империю государства, и построена новая единая стена. (Зубчатая линия на предыдущей картинке показывает, как она проходила).
Была проведена реформа мер и весов и введена единая денежная единица (круглая монета с квадратной дырочкой внутри).
Шихуанди стандартизировал письменный язык, распорядился построить дороги, которые и сегодня связывают отдельные части Китая, соединил каналами основные китайские реки. Эти каналы используются и поныне.
Получается, что, хотя сам император бОльшую часть своей жизни посвятил войнам и был одержим завоевательными походами, побочные продукты его деятельности способствовали развитию торговли и экономики, что привело к процветанию Синьяна.
Через несколько веков Синьян превратился в Чанъань, и он то приходил в упадок, то вновь расцветал, как это было в период династии Тан в VII–IX веках н. э., когда он был столицей империи Тан и насчитывал около миллиона жителей. В период династии Мин (XIV–XVII века) Чанъань стал Сианем, но столица империи переехала сначала в Нанкин, а затем в Пекин. Перестав быть столичным, Сиань все же сохранился, поскольку оставался составной частью Великой китайской стены. Он был обнесен новой городской стеной, и вот эта стена прекрасно сохранилась до наших дней. Она составляет одну из главных исторических достопримечательностей города.
Длина стены — 17 км, ширина до 15 метров, и по ней можно не только прогуливаться, но и ездить на велосипедах, арендованных здесь же, прямо на стене.
Как ей и полагалось, городская стена огораживала средневековый город, находившийся внутри ее. А снаружи был ров с водой. Сегодня вокруг городской стены разбиты скверы с цветниками, а за ними вплотную подходят новые городские кварталы.
По скверам проложены пешеходные дорожки, и ранним утром, пока еще не очень жарко, стар и млад, все, кто может передвигаться, выходят на прогулки и пробежки. Здесь же на небольших площадках собираются группы практикующих традиционные китайские гимнастики тай-чи и ци-гун. Как правило, участники одевают национальную китайскую одежду, и у каждой такой группы обязательно есть лидер, который руководит занятиями, часто под мелодичную китайскую музыку. Заметив мой неподдельный интерес к происходящему, меня пригласили поучаствовать, вручили меч и поставили в стойку.
Молодежи в таких группах немного, преобладают люди постарше. На вопрос, почему традиционные гимнастики не пользуются у них популярностью, молодые китайцы отвечали, что предпочитают что-то типа аэробики, чтобы темп был побыстрее и занятия заряжали их энергией. По-моему, тай-чи как раз про энергию, но спорить я не стала. Желание современной молодежи вестернизироваться несомненно.
Кроме городской стены из исторических памятников сохранились лишь 2 башни — барабанная и колокольная, 2 больших пагоды, а также мусульманский квартал и мечеть. Зато в Сиане целых два очень богатых музея: Археологический (по другой версии Исторический) музей провинции Шэнси и музей Сианя. Предметы, собранные в обоих музеях, рассказывают о том, как жили китайцы на этой территории на протяжении тысячелетий.
Обе исторические башни являются символами города. Считается, что они также имеют художественную ценность и являются самыми красивыми городскими башнями Китая.
Колокольную башню построили в 1384 году на пересечении дорог, ведущих к главным воротам Городской стены. Колокол, установленный на ней, должен был изгнать змея, живущего в подземелье и устраивавшего разрушительные землетрясения. Позднее колокол стал своеобразным будильником, по удару которого начинался новый день, открывались лавочки и люди принимались за работу.
Колокольная башня всегда находилась в центре Сианя. Но к концу XVI века город настолько разросся, что центр сместился почти на километр в сторону, поэтому башню разобрали и перенесли на новое место. При последней реконструкции города ее очень удачно вписали в современный ландшафт.
Барабанная башня стоит с другой стороны площади (с нее я снимала колокольную). Она чуть постарше своей подружки, построена в 1380 году. По периметру башни установлены 24 барабана (по числу месяцев китайского сельскохозяйственного календаря), по которым бить полагалось для того, чтобы вызвать дождь, предупредить град, объявить о начале лета, ну и так далее.
В один большой барабан, стоящий на углу башни, били на закате и потом каждый час до ночи. То есть вставали по колоколу, а спать ложились по барабану.
Еще одна знаковая достопримечательность и полюс притяжения городской жизни — Большая пагода диких гусей.
Фото с интернета.
Большая пагода диких гусей была возведена в период расцвета Сианя во времена династии Тан в 652 году. Сначала это было 5-ярусное сооружение, не позже были надстроены еще 5. На сегодня сохранились 7 ярусов, и общая высота башни составляет 64 метра. В парке перед пагодой стоит памятник Сюань-Цзану, китайскому буддистскому монаху все из тех же времен династии Тан. Он известен своим семнадцатилетним путешествием в Индию, откуда он привез 657 буддистских текстов и организовал в Сиане большую школу переводов этих текстов на китайский язык.
Внутри пагоды есть винтовая лестница, по которой мы забрались на самый верх. Вот виды, которые открываются с каждого этажа.
Около пагоды есть еще и монастырь и все это вместе с парком образует очень оживленное туристическое место. Однако самое интересное начинается здесь к вечеру, когда в 7 и в 9 часов (летом) происходит световое и музыкальное шоу с танцующими фонтанами, привлекающее десятки тысяч зрителей.
Представление длится полчаса, но после него никто не расходится. Народ прогуливается вокруг пагоды по парку, на аллеях которого установлены памятники поэтам и писателям эпохи династии Тан, а также отлитые из бронзы фигуры борцов, артистов, музыкантов.
Особенно красиво становится, когда начинает темнеть, и город просто сияет огнями. Такой иллюминации в других частях света не бывает даже на главные праздники, а в Китае — каждый день.
Мусульманский квартал.
Мусульман в Сиане немного, считается, что около 30 тысяч, но они очень заметны и тусуются около мусульманского квартала. Квартал этот (на самом деле всего одна главная и несколько перпендикулярных ей улиц) располагается в самом центре города и является одним из колоритнейших мест Сианя. Ни один турист его не пропустит, хотя это просто торговый квартал, причем главным объектом торговли является уличная еда.
Чего здесь только ни увидишь! Еду готовят в маленьких лавочках вдоль улицы, но наш гид-китаец настоятельно рекомендовал воздержаться от дегустации и тем более покупки каких-бы то ни было яств во избежание неприятностей. По его утверждению, проверку качества по стандартам западного мира не прошло бы ни одно из этих заведений.
Но продавцы, а тем более продавщицы, очень симпатичные и демонстрируют колорит мусульманского облика.
Жаль только, что как только спросишь разрешения сфотографировать, они становятся как каменные, а в реальной жизни очень приветливо улыбались.
В переулках можно встретить таких вот чудовищ, но из пасти они извергают не языки пламени, а мелкие капельки холодной воды и постоять под ними очень приятно, когда температура воздуха вокруг за 30.
Если где и сохранились старинные улочки Сианя, то возле мусульманского квартала. Вот как выглядел дворец богатого вельможи, его дом и канцелярия.
А улицу, когда шел дождь, переходили по камушку.
Так, прогуливаясь по мусульманскому кварталу, мы пришли во двор кукольного театра.
Билеты стоили недорого, приблизительно как большая миска лапши в какой-нибудь столовой.
Все действо происходило в одной небольшой комнате. Сцены не было, только деревянная рамка и занавес с традиционным пейзажем.
Сюжет пьесы незатейливый. Принцу, наследнику китайского правителя, пришло время жениться. Невесту выбирали по договоренности и, хоть изменить свою судьбу и пойти против воли родителей было невозможно, принцу все же хотелось узнать, какова его суженая. Он проник в дом невесты под видом простого работника и познакомился с будущей женой. К счастью, она оказалась замечательной девушкой и не разочаровала принца. Счастливый конец.
Зрители были в восторге от пьесы и постановки, для которой нужна всего лишь занавеска да деревянные куклы на длинных палочках.
После спектакля они не только покупали этих кукол, но и просили научить мастерству кукловодов, которые с удовольствием делились навыками, унаследованными от артистов бродячих театров из тысячелетнего прошлого.
Большая соборная мечеть
Там же в улочках мусульманского квартала спряталась и соборная мечеть. Мусульмане Сианя имеют репутацию спокойных, миролюбивых и очень трудолюбивых людей. Они набожны и добросовестно посещают единственную в городе мечеть. Особенностью Сианьской соборной мечети является то, что женщин туда не допускают вообще, в отличие от других мусульманских стран, где они молятся отдельно. Для девочек делается исключение.
Здесь же происходят и бракосочетания, или, по крайней мере, фотосессии перед ними.
Основные посетители — представители народности хуэй, т. е. это те же хань, говорящие на китайском языке, но исламизированные.
Буддизм в Китай принесли из Индии монахи, а вот мусульманство — арабские купцы. Они приезжали в Китай за товарами, часть из них селилась здесь насовсем, им нужна была мечеть. Первая мечеть была построена на этом месте в 742 году нашей эры. Эта дата фигурирует на камнях, найденных в основном здании, есть также запись указа императора Сианьзонга династии Тан, предписывающего строительство мечетей для арабов и персов, прибывших в Китай как через пустыню, так и по морю. От той первой мечети ничего не сохранилось. Известно, что она перестраивалась не менее 4 раз. Самые ранние из уцелевших построек относятся к 1384 году, времени династии Мин, тогда же мечеть приобрела те очертания, которые имеет сегодня, но с тех пор деревянные постройки перестраивались неоднократно.
Мне не приходилось еще видеть мечеть, которая по внешнему виду не отличалась бы от буддийского храма. Она являет собой комплекс из 4 двориков, первые два из которых — традиционные китайские садики.
В третьем и четвертом находятся здания мечети, причем молельный зал расположен в самом дальнем конце четвертого двора. Из одного двора в другой переходят через ворота.
Самыми красивыми являются первые резные деревянные ворота XVII века.
В мечети нет традиционного минарета. Эту роль выполняет очаровательная китайская пагода, служащая одновременно и воротами.
Перед молельным залом — большая площадь.
Внутрь зала едва можно заглянуть через объектив фотоаппарата, т. к. перед входом на расстоянии метров пяти сооружен заборчик, за который иноверцев не пускают.
Выйдя из мечети и сделав пару поворотов на улочках мусульманского квартала, мы снова очутились на главной площади с колокольной башней. Здесь нас ждал ужин в ресторане, где, кроме закусок, единственным блюдом в меню были пельмени.
Сиань и вся провинция Шэньси находятся на границе между равнинным Китаем и районами, где преобладают горы и пустыни. Здесь не выращивают рис и море далеко, поэтому диета местного населения приближена к среднеазиатской: много мучных изделий и мяса, хотя и овощи они тоже употребляют. Пельмени, манты, макароны — наиболее популярные блюда в местном общепите. Этот ресторан был особенным: такого разнообразия пельменей, как по составу, так и по исполнению, трудно было себе представить. Пельмени лепят вручную, и можно с улицы через стекло понаблюдать за процессом.
Из чего были сделаны эти сладости — не знаю, попробовать не удалось. Но выглядят ведь красиво!
На десерт нам почти всегда подавали фрукты (к маю в Китае уже можно было поесть даже арбузов). Китайцы, к моему удивлению, буквально интерпретируют тот факт, что помидор — не овощ, а фрукт, и подают маленькие помидорчики на одной тарелке с черешней и дыней после еды.
Пока мы лакомились пельменями, почти стемнело, и Сиань предстал перед нами в нарядном вечернем облике: веселые молодые лица, море огней, ощущение радости и надежды на все лучшее.
Девушки в традиционных одеждах с удовольствием фотографируются с туристами.
Теги:
Культурно-познавательный туризм