Турист Валентина А. (vartemieva)
Валентина А.
была 16 декабря 4:21

Великий шелковый путь. Путешествие по Северо-Западу Китая

Китай Май 2024
2 14

Введение.

Когда говорят: Я побывал в Китае, большей частью имеют в виду посещение Пекина и других больших городов: Шанхая, Гуанчжоу, Нанкина. И мы тоже начали свое знакомство с этой страной со столицы. Летом 2023 года мы провели там целую неделю и посетили все знаковые достопримечательности: Великую китайскую стену, Запретный город, Храм Неба и далее по списку. В конце путешествия, однако, мы признались друг другу, что ничего об этой стране не поняли. Очень мешает незнание китайского и совсем не помогают европейские языки, которыми мы владеем: китайцев, хорошо знающих английский, очень мало. Ориентироваться на местности, а тем более общаться было трудно.

Поэтому, когда нам представилась возможность этим летом поехать еще раз в Китай с группой и англоговорящими гидами, мы сразу загорелись этой идеей. От предыдущей поездки осталось ощущение неудовлетворенности.

Путешествие было задумано как поездка по Великому шелковому пути и знакомство с буддистскими памятниками и искусством древнего Китая. Из больших городов, название которых на слуху, в маршрут был включен только Сиань, остальные остановки редко входят в число посещаемых россиянами мест, поэтому мне захотелось о них рассказать.

Великий шелковый путь. Путешествие по Северо-Западу Китая

Карта маршрута поездки

Великий шёлковый путь — это не только про Китай. Когда этой темой занялось современное ученое сообщество под эгидой ЮНЕСКО, сформировалась довольно широкая концепция того, что в это понятие включать. И получилось, что, начиная с третьего тысячелетия до нашей эры, в разных частях Земли, где существовали человеческие цивилизации, сложились устойчивые торговые маршруты, связывавшие их между собой. Критская, Греческая цивилизации, Египет, Персия, Индия, Средняя Азия, Китай, — все они были частью одного экономического и культурного пространства, и отдельные части его взаимодействовали между собой. Для тех, кто хочет познакомиться с этой темой поближе, ссылка на документ: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000159189

Великий шелковый путь. Путешествие по Северо-Западу Китая

Карта торговых маршрутов, частью которых был Шелковый путь, из музея провинции Ганьсу.

Китайский сегмент этой системы начинался в Сиане и заканчивался в Кашгаре на границе с современной Киргизией (на карте изображен желтым).

Сиань был сначала центром одного из княжеств, а в третьем веке до нашей эры — первой столицей объединенного древнего Китая. Из Сианя начинался маршрут, по которому товары из Китая перевозились в соседние государства, оттуда — еще дальше на Запад до того места, где торговый путь упирался в естественные преграды — горные массивы Тянь-Шаня и Тибета и пустыни Гоби и Такламакан. Здесь он раздваивался на северный и южный маршруты. Оба они шли вокруг пустыни, но один огибал ее с Севера, другой с Юга. Они вновь сходились в Дуньхуане, откуда начиналось разветвление торговых путей, каждый из которых вел в разные стороны. На Запад — в Согдиану, государство, находившееся на территории современных Узбекистана, Киргизии, Афганистана, частично Ирана, на юг в Индию, и через Афганистан и Персию до самой Римской империи. Таким же образом перевозились товары из вышеобозначенных стран обратно в Китай. Одной дороги не было. Это были караванные пути в обход пустынь и горных массивов со множеством маршрутов, которые сетью пронизывали весь этот труднопроходимый район.

Расстояния, о которых идет речь, составляют тысячи и тысячи километров. В глубокой древности никто не проходил этот путь целиком. Товары перевозились на относительно короткие расстояния от одного рынка до другого, где можно было их продать и купить те, в которых была потребность. Так по маршруту торговых путей появлялись поселения, постепенно становившиеся городами. Естественно, они образовывались там, где была вода, т. е. в оазисах.

Побывав в этих местах, понимаешь, каким трудным и опасным был шелковый путь. Дорожных указателей, или надежных ориентиров не было. Навыки навигации по пустыням приобретались годами вместе с умением ориентироваться по звездам и очертаниям гор. Летом караваны выходили в дорогу задолго до рассвета, чтобы избежать сумасшедшей жары, способной расплавить песок. Зимой, особенно в горах, негде укрыться от холода, а согреться можно только у костра, единственным топливом для которого был верблюжий навоз. Да и любителей поживиться чужим добром хватало. Но других путей доставки грузов в те времена не было. Речь ведь идет о периоде с третьего тысячелетии до нашей эры до Великих географических открытий, с которыми связаны прогресс в корабельном строительстве, появлении более совершенных навигационных приборов и существенное изменение представлений о географии Земли. Великие географические открытия, можно сказать, похоронили Великий шелковый путь. Торговля пошла другим маршрутами и города и укрепления на шелковом пути стали приходить в упадок. На три столетия о нем все позабыли.

Когда в конце XIX века Китай открылся для остального мира, сюда ринулись люди самых разных интересов. Среди них оказались и те, кто справедливо, или не очень, считали себя исследователями Китая и, в том числе, Великого шелкового пути. Тогда и появился этот термин. Его впервые использовал в 1877 году немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде «Китай». Интерес к тому, что удалось обнаружить иностранцам в Китае, был огромен потому, что до конца XIX века о Китае вообще было мало известно, а о Северо-западных территориях почти совсем ничего. Экспедиции следовали одна за другой, почти все великие державы отметились на этом поприще. Одним из самых известных исследователей, благодаря которому Запад узнал о Великом шелковом пути, был Марк Аврелий Стайн, британец венгерского происхождения, который прошел пешком и проехал на верблюдах то, что когда-то было Согдианой, и Китай, посетил буддийские монастыри и вытащил на свет божий огромное количество документов, которые позволили узнать и рассказать о древнем Шелковом пути.

Великий шелковый путь. Путешествие по Северо-Западу Китая

Марк Аврелий Стайн. 1862 (Будапешт, Венгрия)-1943 (Кабул, Афганистан). Фото с интернета.

Великий шелковый путь. Путешествие по Северо-Западу Китая

Переход через высокие дюны в пустыне Такламакан. Фото Стайна. Источник: интернет.

1
Великий шелковый путь. Путешествие по Северо-Западу Китая

Стайн (в центре с собакой) с помощниками во время экспедиции в Синцьзяне, Северо-Запад Китая. https://sogdians.si.edu/sidebars/marc-aurel-stein/

Современные китайцы вспоминают о Стайне не так чтобы в позитивном ключе. Вот его скульптура в музее Пламенеющих гор около Турпана:

3
Великий шелковый путь. Путешествие по Северо-Западу Китая

Табличка у его ног гласит: «Марк Аврелий Стайн, венгерский и британский археолог и исследователь, хорошо владел древними языками (санскрит, тюркский). В 1913 году он украл большое количество камней с эпитафиями и документов периода династии Тан, а также жертвенные предметы из могильников Гаожанг и Астана в Турпане. Он похитил также около 100 ящиков с фресками из гротов Безкилик. Его знания об Азии и Китайском Туркестане (Синьцьзян) оказали влияние на изучение политики, экономики, культуры Турпана».

Великий шелковый путь. Путешествие по Северо-Западу Китая

Швед Йохан Андерссон был полярным исследователем, геологом, палеонтологом, а позже и археологом. В первый раз приехал в Китай в 1914 г. в качестве советника китайского правительства для подготовки китайских геологов. Совместные с китайцами работы в области геологии На Северо-Западе Китая обнаружили несвойственные для исследуемой местности минералы, что привело к мысли, что они оказались там в результате человеческой деятельности. Начавшиеся археологические работы привели к открытию доисторических неолитических культур (Янгшао), о которых раньше ничего не было известно.

Великий шелковый путь. Путешествие по Северо-Западу Китая
Великий шелковый путь. Путешествие по Северо-Западу Китая

Маршруты экспедиций Й.Андерссона.

В 1926 году Андерссон открыл в Стокгольме Музей древностей Дальнего Востока, где были выставлены находки, сделанные в его экспедициях и незаконно вывезенные из страны. Китайское правительство добилось того, что половина вывезенного Андерссоном, было частями возвращено в Китай с 1927 по 1936 годы.

В 1909 году Синьцзян посетила экспедиция французского синолога Поля Пеллио. Собрание Поля Пеллио хранится во Французской национальной библиотеке.

В 1911–1912 годах Синьцзян посетила японская экспедиция, организованная князем Отани Кодзуи. Материалы, собранные Кодзуи, хранятся ныне в Киотском университете и в нескольких частных коллекциях.

В 1914–15 годах в Восточный Туркестан была направлена экспедиция под руководством Сергея Федоровича Ольденбурга. Результаты работы этой экспедиции осели в фондах Эрмитажа и Института Востоковедения в Санкт-Петербурге.

1
Великий шелковый путь. Путешествие по Северо-Западу Китая

Сергей Федорович Ольденбург. Первая русская Туркестанская экспедиция. 1909 г. Фото с интернета.

Конец массовому вывозу культурных ценностей из Китая был положен только с созданием КНР: сложилась система охраны памятников истории, созданы учреждения, ответственные за их консервацию и изучение. Теперь маятник качнулся в другую сторону: иностранцев близко не подпускают к археологическим работам. Научный руководитель нашей поездки доктор Е Ва — известный в Китае археолог — подключила все свои связи, чтобы показать нам место раскопок неподалеку от Сианя, и получила отказ.

Великий шелковый путь. Путешествие по Северо-Западу Китая

Доктор Е Ва (справа) является одним из директоров Международной программы в области археологии, занимающейся обучением студентов практической работе в поле, т. е. в местах археологических раскопок. Она является специалистом в области этно-археологического подхода к изучению неолитических поселений. На фото слева — заместитель директора музея терракотовой армии.

Нам удалось побеседовать с некоторыми учеными-археологами, по свидетельству которых бОльшая часть документов, найденных по маршруту Шелкового пути, так еще и не изучена. Они просто хранятся в архивах и не хватает сил и средств для работы с ними. Наши современные представления о том, чем же был Шелковый путь, базируются на изучении только небольшой части имеющихся материалов.

Серию рассказов о путешествии по Великому шелковому пути я начну с Сианя. Далее мы передвигались по железной дороге, на самолете и автобусах, останавливаясь в Тяньшуе, Ланьчжоу, Дуньхуане, Турпане и Урумчи. Каждому из этих городов будет посвящена отдельная глава. Мы не доехали до Кашгара, который был очень важным пунктом на границе с Согдианой, или сегодняшней Киргизией. Далее изучение Великого шелкового пути можно продолжать в Средней Азии.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Китай: полезная информация
Комментарии