Празднования в Германии по случаю 250-летия Каспара Давида Фридриха завершаются в Дрездене.
Празднования в Германии по случаю 250-летия Каспара Давида Фридриха завершаются в Дрездене.
Дрезденские государственные художественные коллекции посвятили этому событию масштабные выставки в Альбертинуме (Albertinum) и Гравюрном кабинете (Kupferstich-Kabinett), в которых участвуют многочисленные экспонаты немецких и европейских музеев, в том числе Гамбургского Художественного зала (Hamburger Kunsthalle), Художественных коллекций Хемница (Kunstsammlungen Chemnitz), Музея Фолькванг (Museum Folkwang) и Музей Тиссена-Борнемисы (Museo Thyssen-Bornemisza) в Мадриде и Бельведера (Belvedere) в Вене. Кроме того представлена выставка в Монетном кабинете (Münzen-Kabinett). Выставки и сопровождающая их программа иллюстрируют ссылки на другие места города и региона и включают в себя различные точки зрения, художественные и научные подходы к художнику и его работам.
Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich, * 05.09.1774 in Greifswald, Schwedisch-Pommern; † 07.05.1840 in Dresden, Königreich Sachsen) более 40 лет прожил в Дрездене, где создал свои важнейшие произведения и интенсивно занимался современным искусством.
И раз уж я заговорила о смертной тоске, то покажу вам новый надгробный памятник на могиле Каспара Давида Фридриха на Троицком кладбище Дрездена, ворота которого вдохновили К. Д. Фридриха на создание картины «Кладбище» в 1825 году.
Эти монументальные ворота с двумя колоннами из песчаника были созданы при открытии кладбища примерно в 1816/1818 году и уникальны по своему дизайну и исполнению! Как и монументальные входные ворота у торжественного зала, они восходят к проекту знаменитого архитектора Готтлоба Фридриха Тормейера (Gottlob Friedrich Thormeyer).
Наконец-то, спустя чуть меньше 200 лет, могильная плита отреставрирована при поддержке Управления по охране культуры и памятников Дрездена, а также администрации кладбища и установлен новый памятник, воплощающий некоторые визуальные идеи Каспара Давида Фридриха. Памятник был создан под потранажем актера и артиста кабаре Тома Паулса и его Фонда Ильзы Бенерт, основанному в 2007 году, и благодаря другим многочисленным спонсорам.
Дизайн принадлежит инженеру-строителю и реставратору Дирку Бёме, руина-обелиск из песчаника высотой 3,20 метра была создана в мастерской скульптора Себастьяна Хемпеля, а ушастая сова в окне выполнена скульптором Маркусом Фаустом.
На реставрацию ворот объявлен сбор пожертвований.
Первым делом я, конечно, отправилась взглянуть на выставку в Альбертинум, чтобы познакомиться с Каспар Давидом Фридрихом — художником. Выставка «Каспар Давид Фридрих. Где все началось» проходит с 24.08.2024 по 05.01.2025.
Пейзажи Фридриха с их яркими красками, таинственным светом его картин и изображением бесконечных расстояний оказали неизгладимое влияние на взгляд на природу. Они приобретают свое великолепное сияние благодаря чувствительной прозрачности нанесения цвета и волшебству их нюансов.
На меня чуть ли не большее впечатление произвели картины художников, с которыми он дружил, его учеников и художников его круга, в том числе профессоров академии, расположенные на левой стене выставочного зала, иллюстрирующие сложность мира искусства начала XIX века.
Гравюрный кабинет позволяет рассмотреть рисунки Фридриха крупным планом.
Художник постоянно рисовал во время походов по Саксонской Швейцарии, в Крконошах и в поездках домой в Грайфсвальд и Рюген. Особенно в его рисунках становится заметно, насколько сосредоточенно и преданно Фридрих изучал природу. Выставка предоставляет редкую возможность познакомиться с графикой художника во всем ее многообразии.
Его радикальная субъективность и в то же время высокая точность изображения продолжают производить неослабевающее впечатление. Воздействие его искусства можно ощутить прежде всего перед самими оригиналами.
В диалоге с важными заимствованиями из важнейших музеев и частных коллекций выставка дает уникальное представление о мыслях и творчестве Фридриха.
Ещё одна выставка «Каспар Давид Фридрих и деньги его времени» представлена в Монетном кабинете Замка-резиденции Дрездена с 24.08.2024 по 05.01.2025 г.
Зарабатывать на жизнь художником — даже сегодня это непростое дело. Выставка Монетного кабинета дает представление об условиях жизни во времена Фридриха.
Для Саксонии, как и в более широком европейском контексте, время Фридриха в Дрездене (1798–1840) ознаменовало период значительных изменений, переходов и потрясений в правительственном, экономическом и социальном плане. В 1806 году, во время наполеоновских войн, Саксонское курфюршество было возведено в ранг королевства, что повысило политическое значение Саксонии в Европе. Поскольку Саксония была государством-членом Рейнской конфедерации, после поражения Наполеона и последующего Венского конгресса в 1815 году она была вынуждена уступить более половины своей территории Пруссии. Тем не менее, она осталась королевством и восстановила свою монархическую власть и стабильность, что положило начало фазе политической консолидации. Дрезден пережил культурный бум: его впечатляющая архитектура, обширные коллекции произведений искусства, а также процветающая художественная и музыкальная сцена были такими, что город стал известен как «Флоренция на Эльбе». Вместе с тем, это время, когда от камералистской экономической политики в немецких государствах переходили к введению капиталистического экономического порядка, которому еще больше способствовало вступление в Таможенный союз в 1834 году. Строительство железных дорог и появление текстильной и машиностроительной промышленности в дополнение к горнодобывающей и металлообрабатывающей промышленности, существовавшей уже на протяжении веков, стимулировали экономический рост, но также создали глубокие социальные проблемы и принесли радикальные изменения.
Какова была жизнь в то время? Что можно узнать благодаря нумизматическим артефактам?
Каспару Давиду Фридриху платили и он платил в основном монетами и бумажными деньгами из Саксонии. Однако находки кладов показывают, что тогда в обращении находились также монеты многих других немецких и зарубежных стран, которые принадлежали к разным монетным системам и подлежали конвертации. Платежные операции были очень сложными.
Будучи членом Дрезденской академии художеств с 1816 года, он смог получать годовой доход в размере 150 талеров, который увеличился до 200 талеров с 1824 года, когда он был назначен доцентом. Это поставило его немного выше расчетного годового прожиточного минимума для семьи из пяти человек. Поэтому, помимо стабильного, но низкого профессорского жалованья, острой необходимостью была продажа его картин и рисунков, что удавалось не регулярно.
И последнее, но не менее важное: денежная сумма около 460 талеров в монетах и бумажных деньгах, найденная в поместье Фридриха, свидетельствует о простой жизни, которая не позволяла много экономить.