Про Рамменау я уже рассказывала, но мы приехали в эту деревеньку между Дрезденом и Баутценом, в западных предгорьях Верхнелужицких гор, из-за одного из самых великолепных дворцовых комплексов Саксонии — дворцa в стиле барокко (Barockschloss Rammenau), находящегося по адресу: Am Schloss 4, 01877 Rammenau).
Барочный дворец Рамменау привлекает туристов не только из Саксонии, но и со всей Германии, да и иностранных туристов сюда тоже заносит. Дворец был построен в 1721 году по поручению саксонского камергера Эрнста Фердинанда фон Кноха. Строительство было завершено в 1754 году. С 1820 года ботаник и энтомолог Иоганн Центуриус Рейхсграф фон Хоффманнсегг занимался обустройством ландшафтного парка в английском стиле. В 1993 году барочный дворец Рамменау стал собственностью Свободного государства Саксония и с тех пор систематически ремонтируется и реставрируется: обширный ремонт был проведён в середине 1990-х годов; в 2003 г. завершена внешняя реставрация; затем реставрационные работы внутри, с 11/2023 ремонтные работы в Зеркальном зале. Дворцовый комплекс находится в хорошем состоянии, и знакомит посетителей с эпохами классицизма, барокко и Саксонского барокко. У нас было несколько спонтанных попыток посетить замок Рамменау, но всё как-то неудачно: то было закрыто на спецобслуживание, то мы не учли зимнее время работы музея. И вот, наконец, мы сюда попали. И в этот раз случилась накладка — самый красивый Зеркальный зал был в лесах, но даже это не испортило прекрасного впечатления от визита.
Место здесь очень тихое. Большая парковка и хотя она платная, но сумма символическая — 1€ на весь день. Вход на территорию дворцово-паркового ансамбля платный — 5€(льготный: 4€)
Касса музея находится в привратницкой, справа от центральных ворот.
Справа — тристическая информация.
Между привратницкой и дворцом — большой внутренний двор, обрамлённый хозяйственными постройками.
Ко дворцу ведёт подъездная аллея, огибающая круглый газон с многочисленными статуями перед лестницей дворца. Сегодня в главном дворе действует общий запрет на движение легковых и грузовых автомобилей, так что, подозреваю, что по этой аллее можно только в карете проехать.
Через входную дверь, расположенную по центру, мы попали в вестибюль дворца.
Здесь самое время отвлечься на историю дворца.
Эрнст Фердинанд фон Кнох (Ernst Ferdinand von Knoch) — камергер Августа Сильного — купил поместье Рамменау у обанкротившейся семьи фон Зейдевиц (von Seydewitz) в 1717 году и четыре года спустя начал строительство нового дворца в стиле барокко. Говорят, что его спланировал Иоганн Кристоф Кнёффель (Johann Christoph Knöffel). В 1744 году Кнох бежал из Рамменау из-за больших долгов. Еще недостроенный дворнц, в результате торгов перешел во владение семьи фон Гофманов (von Hoffmann). Они завершили строительство и, получив дворянство в 1778 году, стали называть себя «фон Хоффманнсегг» («von Hoffmannsegg»).
В 1788 году Иоганн Центуриус фон Хофманнсегг (Johann Centurius von Hofmannsegg) получил поместье Рамменау и продал его в 1794 году за 100 000 талеров своему зятю Фридриху фон Клейсту (Friedrich von Kleist), прусскому капитану. Тот, в свою очередь, переделал несколько помещений в стиле классицизма, а симметричный сад в ландшафтный парк в английском стиле. В 1820 году Иоганн Центуриус фон Хофманнсегг выкупил замок обратно и занимался обустройством парка. 59 лет спустя Ганс Курт Кристоф Эрнст фон Позерн (Hans Curt Christoph Ernst von Posern) купил его у Хоффманнсеггов.
Во время Первой мировой войны дворец в стиле барокко использовался как военный госпиталь. В то время он принадлежал Маргарете Гизеле Габриэле Александре фон Хельдорф, урожденной фон Позерн (Margarete Gisela Gabriele Alexandra von Helldorf). После того, как замок был оккупирован Красной Армией в 1945 году, у фон Хельдорфов он был экспроприирован в результате земельной реформы в советской оккупационной зоне. С 1951 года помещения замка использовались в качестве школы, летней студии Дрезденского университета изящных искусств, а до 1962 года — как сельский учебный центр.
Лишь в 1967 году в замке открылся исторический музей, а существующая выставка Иоганна Готлиба Фихте (Johann Gottlieb Fichte) была расширена за счет включения главы, посвященной истории замка. (На момент нашего посещения никакой выставки мы не видели — выставочный зал на цокольном этаже был закрыт, похоже, что постоянная экспозиция, посвященная Фихте и истории замка и зданий, в настоящее время пересматривается.) Летом 1968 года был открыт ресторан замка, а Зеркальный зал использовался для публичных концертов. В начале 1990-х годов весь комплекс Рамменау перешел во владение Свободного государства Саксония и стал государственным замком. Сегодня замок почти полностью отреставрирован со своими историческими помещениями.
В замке три этажа: цокольный этаж (EG), 1 верхний этаж (1. OG), 2 верхний этаж (2. OG).
Самый верхний — административный этаж для посетителей закрыт и мы сначала отправились осматривать первый этаж с историческими залами. Туда ведёт трехмаршевая просторная лестница. Лестница (Treppenhaus) не лежит на симметричной барочной оси. Вероятно, по строительным и экономическим соображениям было решено перенести лестницу вправо.
Оригинальный дизайн стен был сохранен в простом белом цвете и завершился мраморной росписью в нижней части. Сегодняшняя иллюзорная картина была создана около 1800 года в стиле Адама Фридриха Озера (Adam Friedrich Oeser) и визуально углубляет лестницу сзади и сбоку.
Выставленный наверху музыкальный автомат «Полифон» был предназначен для ресторанов, но около 1900 года он попал в благородные салоны.
Лейпцигский механик Пауль Лохманн изобрел управление звуком с помощью перфорированных пластин еще в 1880 году. Тем самым он создал признанной швейцарской музыкальной индустрии серьезную саксонскую конкуренцию, где только в Лейпциге насчитывалось более 20 компаний.
Первой, от лестницы слева, стала Золотая комната (Goldenes Zimmer).
Она получила свое название из-за оформления стен золотым цветом. Первоначально салон был намного больше и включал в себя прилегающую боковую комнату, сегодня он размером в 41 кв.м. Богато украшенный лепной потолок с драпировками с кисточками и пол в стиле барокко датируются временем постройки замка. Оформление стен в основном было создано в 19 веке.
В 1960-х годах пилястры в стиле классицизма (вертикальные настенные планки) были немного модифицированы за счет добавления дополнительных медальонов.
Золотая комната была первой жилой комнатой в замке и использовалась как спальня.
Из Золотой комнаты попадаешь в Китайскую комнату (Chinesisches Zimmer).
Китайская комната — единственная комната во дворце, сохранившая первоначальный дизайн периода барокко. Эрнст Фердинанд фон Кнох приказал обклеить комнату холщовыми обоями примерно в 1739 году. Яркие полосы обоев призваны перенести вас в далекий Китай.
Китайские комнаты в основном использовались как чайные и сейчас напоминают китайскую моду, распространившуюся по всей Европе в XVIII веке и затронувшую даже низшую знать.
Чтобы подчеркнуть экзотику принта, был создан столик с японской лаковой живописью и две японские напольные вазы мануфактуры Сатсума (Manufaktur Satsuma) (около 1850 г.).
Ещё одна дверь ведёт в Зеркальный зал, но из-за реставрации она закрыта.
Мы вернулись и отправились направо от лестницы.
Из коридора можно пока только заглянуть в Зеркальный зал/Большой зал (Spiegelsaal/Großer Saal).
Зеркальный зал — самая большая и высокая комната в замке, площадью 99 квадратных метров, шириной ок. 9 м и глубиной 11 м, до 1901 года он назывался Большим залом замка Рамменау. Первоначально комната была выдержана в простом белом цвете, а затем была выкрашена в бежевый цвет, а поверхности стен были структурированы с использованием деревянных позолоченных декоративных панелей. Комната, созданная на основе цветных стеновых панелей, которые также известны как настенные зеркала или зеркальные поверхности, была переименована в Зеркальный зал.
Большая позолоченная бронзовая люстра происходит из дворца Брюля (Brühlschen Palais) в Дрездене.
Зеркала над каминами сохранились до сих пор оригинальными.
Реставрационные работы ведутся с ноября 2023 и мы, к сожалению, увидели только леса.
Дальше попадаем в холл (58 кв.м), его ещё называют Комнатой ваз или бильярдной (Diele/Vasenzimmer/Billard-Saal).
Как обычно бывает с комнатами такого типа, в коридоре больше всего дверей. Сюда почти все помещения восточного крыла имеют прямой доступ. Комната расписана около 1800 года в стиле классицизма. Цветочные завитки и старинные вазы — основные мотивы, поэтому комнату еще называют «вазовой».
Помимо доступа в господские апартаменты, холл использовался для небольших приемов и, прежде всего, как бильярдная. В описи 1780 года упоминается 1 бильярдный стол с кожаным покрытием, находившийся здесь.
Обращают на себя внимание и деревянные створки, встроенные в стены. Это означало, что печи в соседних салонах могли топиться незаметно для господ. Печь холла, кирпичная пирамида, больше не существует. Во время нашего визита бильярдного стола не было, а стоял белый рояль, похоже из Зеркального зала.
Прямо по курсу находится Павлинья комната (Pfauenzimmer).
Стены Павлиньей комнаты демонстрируют классическое трехчастное разделение поверхности стены на цоколь, стеновую панель и карниз. Комната была расписана около 1800 года.
Над мраморным основанием прикреплен фриз с изображениями павлинов и геометрическим орнаментом. Над этим на стенах расположены гротескные картины с цветочными мотивами.
Супрапортные/десюдепо́ртные мотивы — богиня Исида в человекоподобном облике с коровьей головой, бог Анубис в образе шакала, бродящего по могильному полю, и пара сфинксов-женщин с кувшином для пожертвований и колесницей, нагруженной цветами.
Известно, что помещение временно использовалось как спальня.
Эту комнату на первом этаже, фокусирующуюся на идеализированных древних пейзажах. ещё называли Болгарской (Bulgarische Zimmer).
Отсюда мы сначала отправимся на «мужскую половину», направо.
В Мужской гардеробной (Ankleidezimmer des Herren) — узкой комнате висит сдержанная картина со старинными завитками на сером фоне, а на супрапортах/десюдепо́ртах изображены павлины.
Раньше в комнате были бельевые и гардеробные шкафы. Во время нашего визита в гардеробной стояли витрины с каминными часами и статуэтками.
Вместе с Залом Гумбольдта, Голубым салоном, Зеркальным залом, Китайской комнатой и Золотой комнатой помещение расположено на длинной оси дверных проёмов — амфиладе первого парадного этажа.
Из гардеробной мы попали в комнату Гумбольдта, или её называют ещё Охотничьей (Humboldtzimmer /Jagdzimmer).
Здесь, к сожалению, снимок с описанием не удался, так что осталось только название и площадь — 38 кв.м.
Между Охотничьей комнатой и Зеркальным залом находится Голубой салон (Blauer Salon), его площадь составляет 42 кв.м.
Салон получил название в честь преобладающего цвета обоев. Мотив цветочных бордюров изначально принадлежал супрапорту/десюдепо́рту — декоративной композиции, расположенной над дверью маленькой спальни на цокольном этаже, он был скопирован во время реставрационных работ в 1960-х годах.
Левое центральное поперечное (межэтажное) окно (Mittelkreuzstockfenster) и структурированные половицы датируются временем постройки замка около 1730 года.
Примечателен рисунок пола, нанесенный на половицы. Вероятно, он был создан около 1920 года и реконструирован на основе сохранившихся остатков. Место открытия находится в правом заднем углу комнаты.
Фаянсовая печь и мебель представляют собой живую культуру позднего барокко второй половины XVIII века.
Роскошная люстра из расписного фарфора была изготовлена в 1995 году на Саксонской фарфоровой мануфактуре в Дрездене.
При ярком свете голубое поле обоев на моих фотографиях отчётливо заметно лишь на фотографии люстры.
На этом с комнатами длинной амфилады закончили.
Вернулись в Павлинью комнату и пошли налево, на «женскую половину», через Дамскую гардеробную (Ankleidezimmer der Dame).
Женская гардеробная является зеркальным аналогом мужской гардеробной.
Комната оформлена в изысканном классическом стиле. На супрапортах изображены олени-муфлоны.
И в заключении — Помпейская комната (Pompejianisches Zimmer) площадью 38 кв.м. Помпейский зал — самый важный салон замка с точки зрения истории искусства.
Для него характерна роспись в помпейском стиле, покрывающая все стены, которая была создана либо около 1800 года, либо чуть позже, в 1830 году. Вероятно, именно Фридрих фон Клейст перепроектировал комнаты таким образом. Изображения на сводах стен и потолка отсылают к греческой мифологии: изображают Диониса в окружении свиты менад и сатиров. Цветной дизайн стен основан на росписи виллы Цицерона в Помпеях.
Кудрявых сатиров ошибочно считали дьяволами, а популярное название «Комната Дьявола» основано на устной традиции, согласно которой первый владелец замка Эрнст Фердинанд фон Кнох, как говорят, заключил договор с дьяволом, чтобы решить свои финансовые проблемы.
С первого мы спустились на цокольный этаж в вестибюль, а оттуда прошли через Садовый и примыкающие к нему залы, которые тогда и сейчас используются как столовая.
Ресторанные залы смотрятся очень празднично. Но мы решили здесь не задерживаться и прямиком отправились в парк, за зданием дворца.
Парк заниммает площадь в пять гектаров.
С 1962 года он носит название «Парк Фихте» в честь немецкого философа, родившегося в Рамменау. Здесь установлена памятная колонна в его честь.
Памяти ИОГАННА ГОТЛИБА ФИХТЕ
родился в Рамменау 19 мая 1762 г., умер профессором философии в Берлине 29 января 1814 г.
Однако в последнее время его чаще называют просто дворцовым парком. В парке, который был задуман как английский сад и визуально соединил сельскохозяйственное окружение, есть редкие растения,
пруд с мостиком, фонтаном и шлюзом,
озеро,
. Малыши-путти установлены на дорожках, один в центре пруда.
На скамейках приятно посидеть, отдохнуть,
полюбоваться парком и дворцом
.
Вот такой он — почти сказочный дворец Рамменау.