Рим, наверное единственный город в мире который живет в нескольких эпохах одновременно, это город не про территорию, а про время. Действительно Вечный город. В первой части рассказа будут строения размещенные непосредственно на Римском форуме, форумах, если быть точней.
Строения конечно не пощадило время, многое было перестроено, а фундаменты сохранились потому что увеличился «нарос культурный слой» — обратите внимание на высоту просвета арки Тита. Но тем не менее, стоит просто подумать что этим строениям около 2000 лет, иногда больше иногда меньше.
После восьмого века сооружения Форума были демонтированы, перестроены и использовались для строительства башен и замков на прилегающей территории. В 13 веке эти перестроенные сооружения были снесены, и это место превратилось в свалку. Это, наряду с обломками разобранных средневековых зданий и древних сооружений, способствовало повышению уровня земли.
Римский форум подвергся одним из самых страшных опустошений в эпоху итальянского Возрождения, особенно в десятилетие между 1540 и 1550 годами, когда папа Павел III интенсивно использовал его в поисках материала для строительства нового собора Святого Петра.
В XIX и XX веках на Форуме начались крупномасштабные раскопки: французскими археологами в 1803 году — арки Септимия Севера, до 1836 года — храмов Сатурна, Веспасиана, Диоскуров и Конкордии. С 1870 года раскопки стали вестись систематически в основном в слоях поздней античности — IV и V веков. В 1898 году Бони начал проводить раскопки комиции, базилики Эмилия, древнего кладбища, храма Весты и источника Ютурны. В период режима Муссолини интерес ограничивался прежде всего монументами царского периода. Зачастую раскопки проводились лишь поверхностно, с нарушением нескольких слоёв, мелкие предметы выбрасывались, что привело к значительной потере информации о памятниках.
Первые поселения на территории, где позже был основан Рим, относятся к X веку до н. э. Наиболее удобным и защищённым от нападений был холм Палатин, на котором и осели первые поселенцы. На месте форума было кладбище, которое в последствии превратилось в форум.
Главным местом торговли и народных собраний был форум, возникший в VI веке до н. э. в долине у подножия Капитолия. Форум был осушен и замощен в 7 веке до н. э.
Перед храмом Весты, а также у Вулканала, святилища Венеры и Чёрного камня происходили важнейшие религиозные церемонии, а на площадке комиция — собрания граждан. Также на форуме располагались царский дворец Регия и курия Гостилия, в которой собирался римский сенат. Через Римский и Бычий форумы проходила обложенная камнем клоака для стока нечистот, впадавшая в Тибр. Вне форума важным культовым местом было святилище Луперкал, посвящённое Фавну (согласно легендам, именно в этой пещере у подножия Палатина волчица вскормила Ромула и Рема). От холма Квиринал отходила древнейшая и стратегически важная Соляная дорога, соединявшая Рим с побережьем Адриатического моря в области Пицен.
Сохранившийся фундамент Регии бывшей резиденции царей Рима или, по крайней мере, их присутственным местом, а позднее — местопребыванием верховного понтифика, первосвященника римской религии. Здание находилось на Священной дороге, у подножия Палатинского холма, напротив храма Весты и Дома весталок, рядом с храмом Цезаря. Сохранился лишь фундамент регии республиканского/имперского периода. Как и другие древние постройки форума, она несколько раз разрушалась и отстраивалась заново.
Комиций (лат. comitium) — место на римском форуме, где происходили народные собрания. Комиций во времена римской республики был открытой площадкой рядом с курией (Курия Гостилия), позднее комиций приобрёл округлую форму, напоминающую амфитеатр. Это место было освящено авгурами. На краю комиция с конца VI века до н. э. в южной части располагались ростра (Rostra Vetera) — трибуна ораторов, и Graecostasis — трибуна, где могли выступить иностранные послы. В западной части находилась мамертинская тюрьма и базилика Порция.
В 338 году до нашей эры в Риме, между Комицием (местом собраний патрициев по куриям) и Римским Форумом, возвели ораторскую трибуну -помост, украшенный носами вражеских кораблей, захваченных консулом Гаем Мением в морском сражении с флотом Антия, города в 45 км к югу от Рима называемый Рострой. Это сооружение вначале называли templum (освященное место), а затем rostrum. К рострам прикрепили бронзовые доски — «законы двенадцати таблиц».
Со временем Комиций был потерян из-за постоянно растущей курии и перестановок Юлия Цезаря перед его убийством в 44 году до н. э. В том году Форум стал свидетелем двух событий, возможно, самых известных из когда-либо происходивших там: надгробная речь Марка Антония в честь Цезаря (увековеченная в знаменитой пьесе Шекспира) была произнесена с частично достроенной трибуны для ораторов, известной как Новая Ростра, и публичное сожжение церкви. Тело Цезаря было захоронено на месте прямо напротив Ростры, вокруг которой его внучатый племянник Октавий (Август) впоследствии построил Храм Обожествленному Цезарю.
От Храма Обожествленного Цезаря сохранилась только часть подиума, где было сожжено тело убитого Цезаря. На подиуме в округлой нише располагался округлый алтарь. Всякий кто укрывался в этой нише, обретал неприкосновенность. Сейчас люди приносят сюда цветы чтобы почтить память Цезаря.
В середине I века до н. э. была проведена масштабная реконструкция Римского форума. После поднятия его уровня были перестроены базилика Эмилия, храм Весты и дом весталок, а под форумом были сооружены сводчатые переходы. Ораторская трибуна Ростра, украшенная носами вражеских кораблей, была перенесена с Комиция к подножию Капитолия. Тогда же на месте базилики Семпрония Гай Юлий Цезарь начал возводить новое здание для заседаний сената и судебных процессов — грандиозную базилику Юлия, а рядом со сгоревшей древней курией Гостилия заложил курию Юлия. Новая курия Юлия сгорела в 283 году и была восстановлена Диоклетианом. С VII века там располагалась церковь Сант-Адриано, поэтому здание хорошо сохранилось. Сегодня здание курии — современная реконструкция (1932–1937) строения III века. От прежнего внутреннего убранства курии ничего не сохранилось, только фрагменты цветной мраморной напольной плитки.
Базилика Юлия (лат. Basilica Iulia) — базилика на Римском форуме, место собраний римского сената, здесь также проходили судебные процессы, прежде всего это было место для tribunalis centumvirale — процессов о наследстве и имуществе. В здании также находились лавки менял; на полу начертаны поля для игр.
Базилика Юлия (размером 101 на 49 метров) построена Гаем Юлием Цезарем в 54 — 44 годах до н. э. на месте базилики Семпрония. После пожара здание было восстановлено при Августе, в 12 году до н. э., и в том же году было освящено.
После посещения Колизея я зашел на форум со стороны Арки Тита (героя недавно вышедшего отличного сериала «Обреченные на славу»)
Однопролётная триумфальная арка, расположенная на древней Священной дороге (лат. Via Sacra) построенная императором Домицианом вскоре после смерти Тита в 82 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э. Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени. Арка широко известна, прежде всего, своим барельефом внутри пролёта, на котором изображено шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме.
Посвятительная надпись на аттике, набранная римским капитальным квадратным письмом, расположена на «лицевой», западной стороне арки, в направлении Форума. Надпись гласит:
SENATVS
POPVLVSQVE·ROMANVS
DIVO·TITO·DIVI·VESPASIANI·F(ILIO)
VESPASIANO·AVGVSTO
Сенат и люди Рима [посвящают эту арку] божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана.
Храм богинь Венеры и Ромы- некогда крупнейшее религиозное сооружение древнего Рима. Сооружение занимало всю территорию от базилики Максенция и до долины Колизея, и было возведено на постаменте длиной в 145 м и шириной в 100 м. Храм был построен при императоре Адриане в 135 году н. э., на том месте, где когда-то располагался портик Золотого дома Нерона. Храм занимал центральную часть портика: он был построен из двух целл, одна напротив другой, с общей внутренней стеной. Целла, выходившая к форуму, была посвящена богине города Рима — Роме, другая посвящена богине Венере.
После пожара Максенций перестроил интерьер в 307 году н. э.: две апсиды были высечены в задней части целлы, где разместили статуи богинь, боковые стены с порфировыми колоннами обрамляли ниши для статуй. Пол был выложен геометрической мозаикой из цветного мрамора. Восточная целла сохранилась до наших дней лучше всего, так как она долгое время являлась частью церкви Санта-Франческа-Романа.
Санта-Франческа-Романа — средневековая церковь на Римском форуме, которая с 1352 года находится в распоряжении бенедиктинской конгрегации оливетанцев.
До XVI века церковь называлась Санта-Мария-Нова и, как можно заключить из этого названия, была посвящена Деве Марии. Ещё в VIII веке на её месте стояла небольшая оратория, окружённая развалинами античного храма Венеры и Ромы. Во II-й половине X века оратория была встроена в ныне существующую церковь, куда были перемещены основные святыни из разрушенной землетрясением церкви Санта-Мария-Антиква.
Сама церковь была закрыта, но в бывшем дворике сейчас расположился музей, где выставлены находки найденные при раскопках.
Базилика Максенция-Константина (итал. La Basilica di Massenzio e Constantino) — самое большое здание, когда-либо построенное на Римском форуме и самая последняя постройка императорского Рима. Заложена в 308 году императором Максенцием, через два года после захвата власти в Риме. Закончена его преемником — Константином Великим после победы над Максенцием в битве у Мульвиева моста 28 октября 312 года.
Базилика воздвигнута на месте складов для специй (лат. horrea piperataria) на северной стороне форума и располагалась параллельно «Священной дороге» (лат. Via Sacra), главный (короткий) фасад был обращён на восток, к амфитеатру Флавиев (Колизею). Здание строили из кирпича с последующей облицовкой мрамором на бетонном фундаменте (100×65 метров) Базилика состояла из трёх больших нефов (центральный: 80 метров в длину и 25 в ширину), протянувшихся с востока на запад и перекрытых цилиндрическими кессонированными сводами (верхняя точка сводов располагалась на высоте 29 метра). Их пересекали с севера на юг три трансепта (23 метра в длину и 17 в ширину каждый). Восемь мраморных колонн высотой 14,5 м поддерживали перекрытие, которые в пересечении нефов и трансептов образовывали крестовые своды. Это была совершенно новая композиция, не встречавшаяся ранее в римской архитектуре, как в отношении размеров, так и в отношении конструкции. Центральный неф площадью 2000 кв.м в западной оконечности заканчивался большой апсидой, в которой находился «Колосс» огромная мраморная фигура сидящего на троне императора Константина.
Её фрагменты ныне экспонируются во дворе Палаццо деи Консерватори (Palazzo dei Conservatori) Капитолийского музея, как и восстановленный Колосс.
В 307 году император Максенций приказал возвести храм Божественного Ромула (Templum Divi Romuli) в честь умершего в 309 году своего сына Валериуса Ромула, удостоенного божественных почестей. Небольшой круглый храм типа ротонды около 17 м в диаметре был построен из кирпича, облицован мрамором и перекрыт куполом.
С южной стороны сохранился портик с двумя колоннами зелёного мрамора и бронзовыми воротами.
В 527 году остготский король Теодорих и его дочь Амаласунта подарили папе Феликсу IV здание бывшего храма с прямоугольной в плане пристройкой, которая некоторое время служила «библиотекой Форума мира» (Bibliotheca Pacis). Лекции в этой библиотеке, согласно преданию, читал сам Клавдий Гален. Папа объединил два здания, чтобы создать базилику, посвящённую двум арабским христианским братьям-целителям Косме и Дамиану, в отличие от древнего языческого культа двух братьев Кастора и Поллукса, которым поклонялись в соседнем храме Кастора и Поллукса. Античная ротонда стала вестибюлем новой церкви.
Рядом находится Храм Антонина и Фаустины построенный императором Антонином Пием в 141 году нашей эры в память его умершей и официально обожествлённой супруги Фаустины. Она стала первой римской императрицей, постоянно присутствовавшей на Форуме Романум. Когда Антонин Пий был обожествлён после смерти в 161 году нашей эры, его преемник Марк Аврелий заново посвятил храм Антонину и Фаустине.
Храм установлен на высоком стереобате из крупных блоков серого туфа пеперино. Десять монолитных колонн (из них восемь по фасаду) коринфского ордера пронаоса имеют высоту 17 метров и 1,45 метров в нижнем диаметре. Остатки алтаря были обнаружены на ступенях, как было принято в античности, перед храмом. Богатые барельефы фриза под карнизом с изображением грифонов, акантовых листьев и канделябров часто копировались в XVI–XIX веках.
Позднее, в средневековье, в античный храм была встроена христианская церковь Сан-Лоренцо-ин-Миранда (фасад перестроен в эпоху барокко), при этом колоннада пронаоса была сохранена.
Базилика Эмилия находившаяся слева от Храма Антонина и Фаустины представляла собой строение из туфа и травертина прямоугольной формы длиной 100 метров, состоявшее из трёх нефов. Она была построена в 179 году до н. э. цензорами Марком Эмилием Лепидом и Марком Фульвием Нобилиором, поэтому сначала называлась лат. Basilica Aemilia et Fulvia.
Позднее базилика была расширена представителями рода Эмилиев — консулом Марком Эмилием Лепидом в 78 до н. э. и консулом Луцием Эмилием Лепидом Павлом около 50 до н. э. на деньги, полученные от взятки Гая Юлия Цезаря — и при императоре Августе. У базилики появился второй этаж, ступени вели к террасе над портиками, от которых можно было попасть на второй этаж. На террасе находилась трибуна, обращённая к форуму. Вся базилика была украшена мрамором, пол базилики также получил покрытие из белого и полихромного мрамора.
Триумфальная арка Септимия Севера (итал. Arco di Settimio Severo) — трёхпролётная арка, расположенная в северной части Римского Форума между Курией и Рострой на древней Священной дороге (Via Sacra). Построена в 205 году н. э. в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных кампаниях 195–203.
Высота арки составляет 20,9 м, ширина 23,3 м, глубина — 11,2 м. Она построена из кирпича и травертина, облицована мраморными плитами. Высота аттика — 5,6 м, в нём расположено 4 комнаты, в которые ведёт лестница. Центральный пролёт арки имеет высоту 12 м и ширину 7 м, боковые — высоту 7,8 м и ширину 3 м; перед ними со стороны Форума находятся несколько ступеней. Все три пролёта соединены проходами, данный приём применён во многих триумфальных арках Нового времени.
В древности на арке находилась квадрига со статуями Септимия Севера, Каракаллы и Геты. Именно в таком виде она изображалась на римских монетах. До наших дней квадрига не сохранилась.
Храм Веспасиана и Тита, от которого осталось всего ишь три колонны коринфского ордера высотой около 15 м. был построен по решению Сената после смерти императора Веспасиана в 79 году и завершено при Домициане. Храм посвятили Флавиям Веспасиану и его сыну Титу.
Рядом Руины Храма Сатурна — храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 года до н. э. вскоре после победы над этрусскими царями из рода Тарквиниев. Храм несколько раз сгорал, так, в 42 году до н. э. он заново был отстроен после пожара консулом Мунацием Планком.
Храм представлял собой тип псевдопериптера с колоннадой ионического ордера на подиуме. От травертинового основания отходил выступ здания с двумя подиумами, разделёнными лестницей, ведущей к храму; внутри одного из них во времена Республики находилась римская казна и документы о государственных доходах и долгах (эрарий), поэтому храм также называли «эрарий» (лат. aerarium).
Колонны почёта — это памятники, которые древние римляне ставили в честь особо отличившихся граждан. На их вершине помещали статуи.
Колонна Фоки, римская монументальная колонна, была возведена перед Рострой и посвящена в честь императора Восточной Римской Империи Фоки. Она стала последним сооружением возведенном на Форуме.
Форум оставался важным местом до падения Западной Римской империи, и даже после того, но после разграбления норманнами в 1084 году был засыпан и стал пастбищем, известным как Кампо Ваккино. А вот холму Палатину повезло больше, и речь о нем пойдет в следующей части рассказа.