Два погружения в корейский мир
Вот уж не думал, что рейс Москва — Владивосток на самом деле доставит меня прямиком в корейский мир, доселе абсолютно незнакомый. А ведь планировал совершенно иное.
Когда я обнаружил, что ни разу не дешёвый Аэрофлот предлагает весьма бюджетные, очевидно субсидируемые государством, варианты попадания в столицу Приморского края, задумал наконец-то увидеть тот далёкий российский регион, где до этого не был.
Легендарный Владивосток, город русской воинской славы, иные города Приморского края и, желательно, его природу, что так активно исследовал Владимир Арсеньев и его надёжный проводник Дерсу Узала. Вот, что я хотел смотреть, но планы мои сбылись лишь отчасти.
Владивосток немного увидел, в общей сложности проведя там неполных пять дней, а что касается остального…
Первый раз изменил я Приморскому краю, когда уехал в Хунчунь и Яньцзи.
Это вообще китайские города, расположенные на стыке границ Китая, России и Северной Кореи, но относящиеся к Яньбянь-Корейской автономной префектуре, входящей в состав провинции Цзилинь.
Что это значит? А вот что. Китайцев в этих городах, конечно, много, ибо китайцев много везде, но именно в этих городах, хоть и на совсем чуть-чуть, но преобладают корейцы.
Китайские корейцы, коих в Китае почти два миллиона, а компактно они проживают как раз здесь.
Вот вам и первое погружение в корейский мир, а про второе — неофициальный визит в КНДР, я успел уже весьма пространно доложить.
Для жителей Приморского края поездка в приграничные районы Китая, это как для обывателей небольшого городка в центральной России сгонять в областной центр. Там можно выгодно закупиться, вкусно покушать, вылечить, например, зубы, славно отдохнуть в аквапарке или сходить в развлекательный центр.
Был бы я жителем Владивостока или там Находки, то, без сомнения, поступал именно так. Но приехав на Дальний Восток с Юга России мной двигал исключительно познавательный интерес, ну и, признаюсь, гастрономический.
Вкусно покушать это моё, тут уж не обессудьте.
Так что, оказавшись во Владивостоке, я воспользовался предложением местной турфирмы и, перед поездкой в КНДР, отправился на 4 дня и три ночи в КНР. Думал, посмотрю, как живут в приграничных районах с Россией китайцы, но, как оказалось, увидел корейцев, ну, и китайцев, конечно, тоже.
Их там примерно fifty-fifty, пятьдесят на пятьдесят.
Поездка в Хунчунь: организационные вопросы
О поездке в приграничный Китай с владивостокской турфирмой договаривался, будучи ещё дома. Собственно говоря, это была та же самая фирма, что организовала и мой визит в КНДР. Рекламировать её на территории этого сайта, вроде как не положено, но кому интересно в личном контакте координаты дам и даже порекомендую.
Преимущества организованных поездок в приграничный Китай перед самостоятельным туда проникновением были столь очевидны, что даже я, большой любитель, свободного, на свой страх и риск, бродяжничества нисколько в своём выборе не сомневался.
Какие преимущества спрашиваете вы? Да та же цена. Автобусный переезд из Владивостока до Хунчуня и обратно, размещение на три ночи в одноместном номере в неплохом отеле с завтраками, сопровождение в дороге и услуги помощника на месте обошлись примерно в 12000 рублей.
Вроде бы нормально, а кому надо, наверное, можно и дешевле, если делить номер или выбрать более бюджетный отель.
Ещё один плюс безвизовый въезд. Помню лет восемь назад получение китайской визы оказалось довольно хлопотным и затратным приложением к самостоятельно организованному путешествию в Китай. В случае поездок в приграничные районы КНР в составе организованной группы в получении визы необходимости нет. Вернее, оформляется какое-то разрешение на въезд туристической группы, но это забота турфирмы, и насколько я понимаю, дополнительных денег не стоит.
Опять же транспорт. По этому маршруту есть регулярные рейсы, видел их автобусы в очереди на границе. Но мы перемещались чартерным рейсом, организованном турфирмой, взявшей все организационные вопросы на себя. Так что, услуга турфирмы в данном случае максимально оправдана, выглядит недорогой и удобной, самый оптимальный вариант.
Путь в Хунчунь начинался на остановке «Баляева» во Владивостоке в 3–30 утра. Как оказалось, одновременно отправлялось сразу нескольких туристических автобусов, что в складчину наполнили клиентами турфирмы Владивостока.
Жестковато, конечно, по времени отправления, но на путь до границы уйдет не менее 4-х часов с небольшими остановками в Барабаше и Краскино.
Есть возможность поспать, чем, собственно говоря, все и занимались.
Первая остановка в Барабаше помнится с трудом, только начинало рассветать, чумная голова после практически бессонной ночи. Из развлечений только платный туалет, посещённый в итоге дважды, второй раз на обратной дороге.
А вот Краскино, вернее окрестности этого населённого пункта, яркое солнечное пятно моих воспоминаний, увы, не запечатлённое на фото. Тогда нежное летнее утро уже полноправно вступило в свои права, отупляющее сознание полудрёма окончательно уже прошла, а из окна автобуса, по обе стороны, открывались невероятно живописные пейзажи. Всюду маньчжурская лесостепь, отчего-то напоминавшая до боли знакомую африканскую саванну.
Было бы неплохо на подольше остановится в этом Краскино, названном в честь красноармейца из середины 30-х погибшего в одном из многочисленных приграничных столкновений. Провести здесь недельку, а может и две. Места то здесь исторические. Помните: «… в эту ночь решили самураи перейти границу у реки…». Это о кровопролитных событиях летом 38 года именно в этих местах, между рекой Туманган и озером Хасан, за год до Холкин-Гола.
А в августе 1945 года отсюда из Краскино ударом на Хуньчунь началось легендарное освобождение Красной армией Маньчжурии, в итоге приведшей к образованию КНДР. О тех событиях я немного упоминал в материале из Северной Кореи.
Но увы, в Краскино остановка минут 10, подобрали пассажиров и дальше, следующая остановка граница с Китаем.
Государственная граница с нашей стороны стыд и позор, вот прямо за державу обидно. Фото тоже не имею, запрещено. Мы там провели часа три, а на обратном пути и того больше. Причём к китайской стороне никаких претензий нет, чётко и оперативно, а вот наши…
Пассажирский терминал пункта пропуска с российской стороны многолетний долгострой, ввод в эксплуатацию которого постоянно откладывается. Предполагается, что там будут шесть полос движения транспорта на въезд и столько же на выезд, не менее 10 кабинок паспортного контроля.
Но вот когда это случится, непонятно.
Слышал, что история с реконструкцией «Краскино» длится уже лет 13 лет. За это время сменилось несколько руководителей Росгранстроя, потрачено очень много денег, но объект никак не сдадут. Условия работы таможенников и пограничников с нашей стороны просто ужасны. Какие-то ангары, контейнеры, приспособленные под рабочие места, туалеты на улицах. Там вроде бы даже системы водоснабжения нет, используют привозную воду.
При этом через пункт пропуска Краскино перемещаются не только туристы вроде меня. Это вообще-то главное направление российского экспорта морепродуктов из Приморья. Едут большегрузы, заполненные свежей морской продукцией, а нормально и быстро обслужить соответствующие ведомства их не могут.
На мой взгляд, такое положение дел наносит серьёзный урон имиджу и деловой репутации нашей страны, и перед братьями китайцами стыдно.
Что делать в Хуньчуне случайному туристу?
Добравшись в итоге до гостиницы в Хуньчуне примерно в районе обеда, мне предстояло решить злободневный вопрос. И что же здесь делать?
Вторая половина дня приезда, два полных следующих дня и утро четвёртого. Времени, как говорится, вагон и маленькая тележка, невероятно много для Хучьчуня, что был совсем недавно небольшой забытой Богом и людьми деревней, а сейчас рассчитанный исключительно на россиян торгово-развлекательный коммерческий проект.
Большинство народа, что прибывают в Хунчунь, жители Приморского края и выгодно закупится их главная цель.
Уж не знаю, для личного потребления или для перепродажи, думаю, возможно и то, и то.
То есть проблема, чем занять себя в этом приграничном китайском городке для них менее актуальна. Броди по многочисленным торговым рядам, выбирай, торгуйся, покупай, предавайся соблазну, а может даже и искусу.
Мне же через два дня после возвращения из Китая предстояло лететь в КНДР, потом через Владивосток-Москву домой, в солнечную Адыгею. Какие уж при этом покупки, не таскать же лишний груз через тысячи километров.
Так что местные магазины интересовали меня исключительно своими вывесками, среди коих я искал самую смешную.
А ещё думал поехать куда-нибудь далеко, вспоминая то своё грандиозное путешествие по Китаю энной давности, когда на скоростных поездах я с друзьями проехался с остановками от Пекина до Гуанчжоу, потратив на это почти 20 дней.
Куда ехать? Да в Харбин, например, самый русский город Китая.
Но на столь продолжительную поездку времени могло не хватить, да и самая главная проблема не в этом. Групповое разрешение на въезд, так называемый въезд по спискам, огранивал возможности перемещения по стране. Мне бы просто билет на поезд не продали, потребовав паспорт с визой. Так что был я привязан к принимающей стороне, крепче чем стальными канатами.
Но всё же выехать их Хучнчуня получилось, в город Янцьзи (чур не путать со знаменитой китайской рекой, та Янцзы), столицу Яньбянь-Корейской автономной префектуры. Это уже настоящий город, где реально есть, что посмотреть и про это будет мой второй и последний репортах из приграничного Китая 2024 года.
Уехать я мог только через принимающую туристическую фирму, к представителю которой, молодому китайскому пареньку, отлично говорящему на русском языке, обратился за содействием. Хотел вспомнить его имя, но настоящего его китайского не знал в принципе, а то русское, что обязательно выбирают себе китайцы, взаимодействующие по работе с русскими, вылетело из головы.
Да и вам оно, думаю, без надобности.
В итоге получилось пристроить свой второй день в Китае самым благоприятным образом, поездка в город Янцьзи реально порадовала.
А оставшееся время я всё же подарил Хунчуню, бродил по нему как неугомонный бродячий пёс, то вдоль, то поперёк, то по часовой стрелке, то в совершенно противоположную сторону.
Какие-никакие, но всё же достопримечательности в Хунчуне есть. Вот кратко про них расскажу, на том и покончим с этим Хунчунем.
Скромные достопримечательности города Хунчуня
Главные улицы Хунчуня это бесконечный фасад магазинов и торговых центров.
А на одной их них, самой центральной, подобный фасад претендует на звание роскошного или даже гламурного.
Никогда не думал, что я буду иметь хоть какое-то отношение к гламуру, но после визита в Хунчунь видимо да.
Дело в том, что отель мой, куда меня изволили поселить, как раз открывал собой ту самую улицу с роскошным фасадом. Официальное её название Европейская, хотя сами китайцы именуют как Русская, что, конечно, ближе по смыслу.
Иных европейцев, как и прочих иностранцев, кроме россиян в Хунчуне никогда не видали. Весь китайский креатив в этих местах предназначен только для нас.
Итак, гламур улицы Европейской открывает список достопримечательностей представляемого мной городка. Эту улицу в нынешнем виде открыли относительно недавно, оформив пространство длиной в 330 метров и шириною в 8 метров именно в европейском стиле, во всяком случае, так китайцам кажется.
Говорят, что за образец они взяли улицу Светланскую во Владивостоке, реконструировав 17 зданий новой хунчуньской улицы, ориентируюсь, вроде как, на неё. Не знаю, по мне так ничего общего. Оригинал во Владивостоке улица историческая и легендарная, а копия в Хунчуне классический китайский китч.
Китайцы, как известно, большие мастера по изготовлению реплик, но не в данном случае.
В ночное время, когда здания подсвечены иллюминацией, действительно, улица Европейская приобретает манящий и местами даже привлекательный вид.
Но вот утром, а видел я её, пользуясь соседством, в разное время суток, гламур исчезал напрочь, оставался только китч.
Тут напрашивается аналогия с женщиной в агрессивном макияже и без оного, но, рискуя быть обвинённым в сексизме, продолжать подобное сравнение не буду.
Что касается разбора торговых и развлекательных комплексов улицы Европейской, что там, какого качества и почём, то это точно не ко мне. Я в этом случае специалист по фасадам, без проникновения вовнутрь.
Чтобы не сложилось ложного впечатления, что Хунчунь городок исключительно меркантильный поговорим о духовном. Ну, или сделаем попытку подобного рода.
На третий день в Хуньчуне, после великолепной поездки в Янцьзи, рано утром, не было ещё и восьми, я решил уйти в монастырь. Не в качестве послушника или монаха, туда меня не возьмут за грехи, а так, набрать информацию и фоторяд, чтобы было что рассказать на Туристере.
Есть в Хуньчуне достаточно известный храмовый буддийский комплекс Лин Бао, что возвели на холме, возвышающимся над современным городом, лет, этак, триста тому назад.
Ходьбы от отеля до монастыря четыре с половиной километра в одну только сторону, но выше я не зря упоминал про неугомонного бродячего пса.
По дороге в сквере увидел инсталляцию «Восемь скакунов», это, вроде как, символ Хунчуня.
Мол, кони олицетворяют движение вперед, стремление к успеху, а цифра «8», у китайцев, как и у меня, любимая, она тождественна благосостоянию и успеху. Вот вам и вторая достопримечательность Хунчуня, а вы говорите, что ничего путного там нет.
Третьей пусть будет сам храмовый комплекс, названный в честь женщины, Лин Бао это её имя.
В мирской жизни Лин Бао была авторитетным учёным, хорошо разбиралась в истории, и в медицине, а под конец дней своих стала даосской монахиней.
Нынешний вид комплекса, как и ожидалось, вовсе не оригинальный, тот практически полностью уничтожило время. На месте прежнего возвели новый вариант, начав работы в 2001 году.
Говорят, ориентировались на классические каноны буддизма, а уж насколько точно повторён оригинал не скажу.
Обратил внимание, что комплекс огорожен декоративной стеной, это и понятно, возводить стены древнее китайское развлечение.
Как я понял, даже храмовый комплекс в Хунчуне восстановлен прежде всего для привлечения внимания туристов. Нет он действующий, я лично видел религиозные обряды, проходившие в его стенах.
Но главными посетителями объекта всё же были туристы, бродившие по огромной территории объекта с лицами, претендующими на одухотворённость.
Это, как бы и понятно. Уставшие от неуёмного шоппинга и обжорства, некоторые их них, рано или поздно всё же чувствовали тягу к высоким материям и решались на экскурсию в монастырь. Объект для осмотра, безусловно, достойный, и платить за вход не придётся, что приятно вдвойне.
В ином случае я может быть бы и затронул тему особенностей китайского буддизма, но Хуньчунь не место для умных разговоров, так что на этом оканчиваю презентацию храмового комплекса Лин Бао и иду в парк.
Городской парк Хунчуня объявляю достопримечательностью этого города под номером 4, последним в моём списке.
Парк расположен в центральной части города, сразу за торговыми улицами, поэтому туда заглядывают, наверное, все.
Был там и я, и утром, и днём, и вечером. Ну что, парк, как парк, видал я в Китае и лучше.
Но есть некое публичное городское пространство для неспешного променада и отдыха на скамейках, и это уже хорошо.
На этом репортаж из Хунчуня завершаю, но в очередной раз презентую свой ближайший материал из Янцьзи. Там я планирую рассказать о китайских корейцах, и уже предвкушаю интересную мне тему.
Теги:
Культурно-познавательный туризм