Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 20:39

Санкт-Петербург — Россия Август 2024

Летом обитатели шумных мегаполисов мечтали-мечтают пожить на даче, и состоятельные петербуржцы — не исключение. Каменный остров, расположенный в дельте Невы, с незапамятных времен известен как оазис дачной жизни аристократов, ученых, предпринимателей, а также членов царской фамилии. Как оказалось, и наши современники — «владельцы заводов, газет, пароходов» — положили глаз на сплетение островков, разделенных каналами и соединенных мостами, под названием Каменный остров. В начале века нынешнего рай в центре гремящего мегаполиса из острова Трудящихся (был таковым с 1920 по 1989 год) превратился в уголок «буржуйского» уюта и благополучия. Прогулка среди тенистых аллей в летний день оказалась сродни глотку чистого воздуха, наполнившего лёгкие горожанина, убежавшего с суетного Каменноостровского проспекта. Гулять по Петербургу можно бесконечно, создавая свои собственные маршруты знакомства с городом. Очередная «бродилка» с фотоаппаратом началась для меня с выхода из станции метро «Черная речка», словно по мановению волшебной палочки, перенеся без особых усилий из центра шумного города в тишь да благодать

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

Проезжая мимо, невозможно не заметить яркий кирпичный особняк — дачу Елизаветы Салтыковой — один из прекрасно сохранившихся образцов загородной застройки 19 века. Наконец-то и я решила его исследовать с вниманием, подобающим туристерке. С середины 18 века на этом месте располагалась усадьба с парком «Строгановская дача». Затем один из участков отошел в пользование дочери героя войны 1812 года графа А. П. Строганова — красавице Елизавете, вышедшей замуж за князя И. Д. Салтыкова. В 1837 году закипела работа по взведению каменного «домика» в ложноготическом стиле зодчими П. С. Садовниковым и Г. Э. Боссе — второму из них особенно удавались интерьерные решения. Шли годы, здание меняло предназначение, разрушалось, но в результате обрело первоначальный вид благодаря фирме «Бурда Моден», знакомой многим дамам моего поколения, любившим наряжаться в платья по лекалам из одноименного журнала, созданные собственными ручками. Сейчас в здании находится торговый дом, по-своему интересный

В будний день в нем полупустынно, поэтому можно рассмотреть частично восстановленную внутреннюю отделку, полюбоваться уникальным фарфором торговой марки «Императорский фарфоровый завод», засмотреться на серебро (при желании — приобрести), а также зайти в «Британскую пекарню» с вкусной выпечкой

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

Порадовали меня и продавцы, готовые поведать человеку с фотоаппаратом что-то интересное в силу своей осведомленности. Надолго не задерживаясь, спешу на Ушаковскую набережную, затем на Ушаковский мост

Шумит-гремит транспортный поток машин, беспрестанно мчащихся по Каменноостровскому проспекту, усиливая желание найти уединенный, тихий уголок. Слева на берегу Большой Невки видна часовня во имя иконы Божией Матери Всецарица

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

А совсем рядом — осколки блистательной истории Санкт-Петербурга — храм Рождества Иоанна Предтечи, напоминающий протестантскою кирху

В 1833–1836 А. С. Пушкин крестил в нем своих детей: Сашу, Гришу и Ташу, а полководец Кутузов обращался к Богу за помощью в командовании войсками. Семья поэта переехала на Каменный остров в мае 1836 года, и в скором времени здесь появилась на свет младшая дочь Пушкиных — Наталия. В этот же день на дачу из Москвы приехал сам Александр Сергеевич, и 27 июня в Предтеченской церкви на Каменном Острове состоялись крестины новорождённой. Так как в момент моего посещения весь участок рядом с церковью пребывал в раскопках и ремонтных работах, решила на том и ограничить исследование левой стороны. Перейдя проспект, очутилась перед Спортивной школой, не сразу сообразив, что это за мускулистые фигуры с мощным торсом здесь расставлены?

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

Оказывается, памятники олимпийским чемпионам — воспитанникам спортивной школы, на месте которой раньше был Инвалидный дом для ветеранов войны 1812 г. Сразу за школой начинается больничный комплекс, с самым неприятным медицинским направлением — онкология. Здание бывшего приюта им. К. О. Ананьевой построено в 1910 году архитектором В. Н. Бобровым

Пожалуй, лучше пройдусь по парку с названием «Тихий отдых»

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

Вот уж, действительно, где довольно тихо — до случайного прохожего не докричаться, здесь скорей встретишь белку, чем человека

Названия улиц, пересекающих остров, весьма говорящие: 1-я Березовая аллея, 2-я Березовая аллея… Я прошлась по обеим, пытаясь набрать побольше впечатлений. От 1-й Березовой аллеи сворачиваю направо, и первая удача — дом княгини Кугушевой, сейчас в ней обосновалась детская художественная школа имени Кустодиева

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

Деревянный двухэтажный дом хорош своей высокой готической башенкой, оформленной с элементами фахверка, а резные кокошники и коньки превращают маленький особняк в сказочный домик из древнерусских сказок

Здание было построено по проекту архитектора Константина Прейса в 1895 году, принеся ему известность и признание мастерства. По соседству со школой — бывший дом профессора Бехтерева — двухэтажный особняк в стиле неоклассицизма, построенный более века назад специально для выдающегося ученого

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

Сейчас в доме живут люди, судя по всему, не принадлежащие к слою нувориш — отсутствие забора и открытость об этом свидетельствует. От тихого пристанища академика и сказочного теремка княгини Кугушевой мой путь лежит к недавно отреставрированному особняку — бывшей даче принца П. Г. Ольденбургского (другое название — дача Долгорукого)

Петр Георгиевич приходится внуком Павла I, был видным военным и государственным деятелем. На этой даче Ольденбургские давали балы, которые посещали члены императорской фамилии. А когда позволяла погода, танцы устраивали на открытом воздухе. Прочитала, что бывшая вилла принца находится в собственности дочери Е. Пригожина (безразлично, кому он принадлежит, хорошо в данном случае одно — отреставрировали заброшенное и полуразвалившееся здание, переставшее быть немым укором потомкам). Интересно, как там внутри? При желании можно посмотреть картинки в интернете, но пока непонятно, можно ли в нем забронировать проживание. Своим фасадом особняк выходит на пристань у Малой Невки с Каменноостровскими сфинксами, равнодушно смотрящими вдаль

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

Этим «красоткам» почти 200 лет. Скульптуры зодчего Павла Соколова создавались для украшения Египетского моста. Якобы выявленные дефекты поспособствовали тому, что сфинксы много лет пылились на складе, пока не попались на глаза купцу Галактионову, торговавшему металлом. Он купил их и поставил перед своим домом на улице Можайская, 3/5. И только в 2010 году сфинксов окончательно установили на набережной Малой Невки. Теперь они пользуются популярностью у любителей селфи. От сфинксов открывается прекрасный вид на Каменноостровский мост

Высокий забор прячет от посторонних глаз дачу Е. П. Леоновой (Дом Апраксина) — артистки императорских театров

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

И в советское время дача служила уединенным пристанищем первых секретарей ленинградских обкомов КПСС, здесь жили и Сергей Киров, и Андрей Жданов, и Григорий Романов. Чтобы оценить красоту отреставрированного приватного здания современным богатеем, придется перебраться на Песочную набережную Аптекарского острова. В прибрежной части набережной Малой Невки в 1880 году была сооружена и деревянная дача для купчихи П. С. Петровой — жены потомственного гражданина

В декоративном решении фасадов использовались мотивы русской народной и готической архитектуры. Современное здание восстановлено по старинным чертежам в 2004 году, сейчас в нем находится президент-отель. Поэтому забор исключительно высок. Радуюсь, что этот домик в неорусском стиле можно замечательно рассмотреть

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

И это правильный подход, так как особняк Кожевниковых — Руадзе входит в перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга. Композиционная особенность дома — большие веранды, расположенные с разных сторон (построен в 1865 году, разобран в 1989, в наши дни восстановлен). За очень основательным забором укрыт другой исторический объект — особняк банкира Соловейчика в стиле неоклассицизма, построенный в 1914 году. Он находится на пересечении набережной Крестовки и Большого канала

Сейчас в нем располагается гостевая государственная резиденция. Большая аллея парка Тихий Отдых привела меня к даче в стиле «модерн», построенной в 1898 году для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

Частенько ее называют главной «актрисой» Каменного острова, что неудивительно — дачу можно увидеть в фильме о Шерлоке Холмсе, в серии «Скандал в Богемии». По сюжету, в доме жила единственная женщина, покорившая сердце Шерлока Холмса — Ирэн Адлер. Благодаря своему стильному облику, вилла была задействована и в других картинах — «Дон Сезар де Базан», «Летучая мышь», «Без семьи», «Марица». Не буду лукавить, увидев однажды ее фотографии, я и решилась на эту прогулку

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

Правда ведь, хороша! Современные владельцы проявили гуманизм по отношению к прочим согражданам, интересующимся необычной архитектурой, окружив ее не слишком высоким забором. Рядом с дачей Гаусвальда находится еще один исторический особняк, спрятанный за забором. Дача в силе модерн до революции принадлежавшая инженеру А. А. Шварцу

На противоположном берегу Большого канала, виден особняк Эдуарда Фолленвейдера, владельца портновской мастерской. За живописный вид домик прозвали «Теремком» и «Сахарной головой», так как напоминает сахар, продаваемый прежде в виде конусообразных «головок»

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

Его практически невозможно снять полностью из-за высокого забора, и я мысленно осыпала ругательствами владельца. Автор замечательного проекта — архитектор Роберт — Фридрих Мельцер, работавший по заказам императорского двора и принимавший участие в отделке Зимнего, Аничкова и Александровского дворцов. Поэтому неудивительно, что особняк получился эффектным и запоминающимся. В 1979 году дом «снялся» в фильме Евгения Татарского «Приключения принца Флоризеля» — послужил натурой для создания образа клуб самоубийц, а возле дома состоялась историческая дуэль принца и Председателя

Переходя канал по мостику, попутно засмотрелась на дивный пейзаж и кувшинки

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

На берегу речки Крестовки находится один из лучших памятников эпохи романтизма — «пряничный» домик — особняк графини Клейнмихель

Когда-то здесь проходили знаменитые костюмированные балы, где собирался весь великосветский Петербург. В силу эффектности готических башенок с фигурными шпилями, ажурных наличников он тоже снимался в «Приключениях Шерлока Холмса» в серии «Сокровища Агры». Жаль, что изрядная часть красоты сокрыта от глаз

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

В двух шагах от особняка светской львицы Клейнмихель есть маленький островок, соединённый с Каменным островом арочным мостом, а напрот - возле гребной базы стоит классической скульптура «Девушка с веслом» (упоминается в путеводителе по острову).  И вообще здесь все подчинено спокойной красоте пейзажа, очень органичного

Романтичный уголок ландшафтного парка, с низко опустившимися скрюченными от давности, усталыми ветками

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

В парковых зонах Каменного острова пролегает популярный SUP-маршрут, добавляя ему красочного колорита и живости

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

Иначе остров был бы похож на необитаемый, так как приписанные к нему жители пешком не ходят и прячутся от людей за высокими заборами. Там, где Малый канал делает изгиб, находится шикарное сооружение, которое не принято разглядывать — самый престижный жилой комплекс в стиле ретроспективизма, статично застывший без признаков жизни, лишь охранники, сидящие в будках из тонированного стекла, следят за тем, чтобы никто не приблизился к забору

Я, наивная, было подумала, что это дворец купца Елиссева, стоящий на территории его усадьбы, а оказалось — новодельный домик для знати. В западной части острова находится здание Каменноостровского театра — перейдя канал по 14-му Каменноостровскому мосту, попадешь на площадь Старого театра

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

Сегодня здесь расположена вторая сцена БДТ. Автор первоначального проекта уникального памятника деревянного зодчества, возведенного в 1827 году, — С. Л. Шустов. Да, да — деревянного, единственного в Петербурге сохранившегося образца деревянного зодчества эпохи классицизма

Главный фасад театра декорирован чудесным восьмиколонным коринфским портиком. Полюбовалась, а затем мое внимание переключилось на толпу, перетекающую на Крестовский остров, видимый с Каменного. Если Каменный остров знаменит театром, и наделен статусом тихого места, то Елагин знаменит своим прекрасным дворцом и фестивалями (кто не знает про его яркий тюльпанный фестиваль). В день моей прогулки там проходил фестиваль другого толка — музыкальный, с участием популярных групп

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

Желающих приобщиться к мероприятию, заплативших за билет, оказалось много, и атмосфера праздника разлилась над островами. Но я здесь не за этим… Иногда через высокие заборы и густую зелень проглядывает что-то интересное, но рассмотреть это что-то привлекательное в летнюю пору просто невозможно из-за густой листвы и заборов, например, собственную Его Императорского Величества дачу

С 1820 года ее арендовал Великий князь Михаил Павлович, а во второй половине 1820-х годов владельцем стал царь Николай I. Сейчас восстановленное здание принадлежит коммерческой структуре. Продолжу свою прогулку, дойдя до следующего приметного объекта

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

«Голубая дача» — так она называлась с императорских времен и была построена в 1913–1914 годах для жены статского советника и юриста М. А. Вургафта. Перед революцией Голубую дачу арендовал петербургский банкир, биржевой делец и приближенный Распутина — Дмитрий Львович Рубинштейн. В новогодние праздники он приглашал обездоленных детей Каменного острова на ёлку, где устраивал представления и раздавал им подарки и сладости. В 1916 году Рубинштейн, имевший близкие связи с Г. Распутиным, был арестован по подозрению в шпионаже. Как и сто лет назад, стены здания — голубые, и выглядит оно прекрасно, хотя и огорожено глухой стеной, так как находится под управлением СПб ГУ «Управление гостиничного хозяйства при Администрации Губернатора Санкт-Петербурга». От «Голубой дачи», перейдя через мост, с которого открывается великолепный вид на Малую Невку и Песочную набережную, я вышла на проспект Динамо. Основной мой маршрут на этом закончился, но приятные от прогулки впечатления продолжились

Например, двойная радуга

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

Порадовал впервые увиденный недавно восстановленный особняк Путилова с флигелем, палисадником и оградой, что находится у береговой линии рек Малая Невка и Крестовка и смотрит на Песочную набережную

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

Наверное, стоит пояснить, что роскошная вилла принадлежала не тому Путилову, который на слуху (предприниматель и владельц известного завода), а его внучатому племяннику Александру Ивановичу — юристу, действительному статскому советнику, члену правления общества Китайско-восточной железной дороги, представителю правления Русско-Азиатского банка. В 1917 г. супруги Путиловы эмигрировали, а их имущество было конфисковано в пользу Российской республики. Пришлось заглянуть в источники, чтобы ближе познакомиться с человеком, который оставил нам, потомкам, после себя не только архитектурный памятник, но и преданно служил Отечеству. Достойный был человек — образованный, талантливый, патриот в подлинном смысле слова.

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

После варварской эксплуатации особняк недавно прошел через обновление, теперь здесь организовано пространство для проведения банкетов (наблюдала с сожалением за шумными гостями из-за невозможности навести объектив на красивый балкон, где было полно празднующих какое-то событие), а также в нем открыт рыбный ресторан — летом можно присесть за уличный столик с прекрасным видом на реку

При виде вышколенных официантов захотелось остаться, но испугалась надвигающегося дождя

Особняки Каменного острова — впечатления от прогулки

Гроздная туча оказалась благосклонной и позволила мне дойти до ближейшей станции метро Крестовский остров — идти было довольно далеко, но мы на все готовы ради новизны впечатлений.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.