Магадан — Россия Август 2024

Итак, 17 августа был раскинут лагерь на берегу озера Джека Лондона.

Куда Макар телят не гонял

Между прочим, озеро расположено на высоте 803 метра над уровнем моря. Слева от дороги, ведущей к озеру, среди курумника оставались удобные ровные островки поверхности, на которых и поставили палатки. Сама дорога упиралась хотя и в заболоченный берег озера, тем не менее, там оказалась площадка, похожая на стоянку моторных лодок. Сюда приплывали рыбаки, остановившиеся на косе Биологов, и с метеорологической станции, а также смотрители, совершавшие объезд озера на предмет инспекции, ибо был первый год, как озеро вошло в национальный парк России. На берегу имелось костровище, оборудован стол со скамейками, недалеко находился выход источника чистой родниковой воды. Воскресенье 18 августа. Подъём в 5:30. Сегодня предстоял радиальный выход к озерам Мечта, Анемон, Серой Чайки и озеру Танцующих Хариусов. После завтрака в 10:00 вышли из лагеря.

Погода — переменная облачность с прояснениями. Сперва направились на ближайшую сопку, подъём занял около часа. С неё открывался вид на озера Мечта и Анемон.

Оба озера входили в ожерелье озёр, образованных в разломах ледников древности. Налюбовавшись сверху, спустились к самому озеру. Озеро показалось неглубоким, окружённым болотистой местностью.

Куда Макар телят не гонял

После перекуса поднялись на соседнюю сопку, оказавшейся чуть круче и выше первой. По дороге нас настиг дождик, благо он быстро закончился, не успев толком даже намочить. С вершины сопки открывался вид на озеро Серой Чайки.

По мне очертания береговой линии озера больше соответствовали контуру пингвина, чем чайки. Кому привиделся в этой озёрной глади Серая Чайка, не понимаю! Возможно цвет воды открывателю напоминал цвет этой птицы?! С вершины сопки через перевал перешли на самую высокую сопку в округе, внизу которой раскинулись воды озера Танцующих Хариусов, соединённого с озером Джека Лондона протокой Вариантов.

Глубина озера достигает 50 метров, а само озеро зажато между хребтами Большой Аннагачак и Уаза-Ина на высоте 778 метров над уровнем моря. Из озера вытекала река Кюель-Сиен — левый приток Колымы. Выпрыгивающих из воды хариусов можно наблюдать почти на всех местных озёрах, но вот массовый характер это не носит. Видимо, некоторым счастливцам повезло увидеть и насладиться этим явлением. С вершины сопки, носящей имя Юнармейская, видно всё озеро Танцующих Хариусов. Сама сопка имела узкий отрог в сторону вытекающей из озера реки Кюель-Сиен.

Куда Макар телят не гонял

Спускаться к озеру по склону оказалось тем ещё приключением. Склон, усыпанный камнями, был крут и представлял опасность при спуске из-за подвижных камней, которые ещё называют «живыми».

Только оказавшись в лагерь «Боевой», расположенный у подножья, охранник лагеря сказал нам, что имелась тропа, ведущая не саму вершину, а к камню с неочевидным названием «телевизор» на высоте 2/3 от вершины горы. Последняя треть спуска проходила через густые заросли кедрового стланика и ерника, так что члены группы потеряли друг друга из виду, и каждый спускался самостоятельно. В понедельник 19 августа был ранний подъём в 5:50. Предстоял выход на маршрут вокруг озера Джека Лондона. После завтрака начались сборы, продлившиеся до 8:30. Наконец, в 9:00 мы на маршруте.

Куда Макар телят не гонял

Вдоль озера оказалась шла тропа, натоптанная туристическими группами, ранее прошедшими вокруг озера. Тропа шла то по самому краю берега, то ныряла в заросли кедрового стланика или терялась в заболоченных местах. Погода стояла великолепная, весь день переменная облачность и светило солнце. Настроение у всех было приподнятое. Идти было не сложно, но заросли ерника и стланика тормозили продвижение. Настороженность, связанная с ранее выпавшим снегом в горах, улетучилась под жаркими лучами светила. Было радостно и приятно шагать, преодолевая километр за километром. Вскоре вышли на песчаный берег. Это устье реки Пурга, впадающей в озеро тремя рукавами. Переход оказался несложным и думалось, что и дальше будет так. Место стоянки — обжитое, имелся даже домик с печкой, костровище и стол. Поставили палатки, разбредясь по округе. Две палатки поставили на песчаном берегу.

Куда Макар телят не гонял

Большинство народу набросилось на ягоду. Голубики, морошки и брусники было полно. Единственный недостаток — мошка, которой здесь было огромное количество, правда, она не кусала почему-то, а лишь вилась и лезла в глаза, рот, нос и уши. Во вторник 20 августа ночью были заморозки, вся палатка в инее. В 10:00 тронулись в путь вокруг озера по направлению к ручью Неведомый. Идти пришлось по склону сопок, огибая озеро. Попадались и заболоченные участки, приходилось пересекать русла ручьёв, текущих в глубоких расщелинах. Тропинка то появлялась, то исчезала, пряталась в болотинах или растворялась в нагромождениях камней. Через два с половиной часа достигли долины ручья Неведомый. Ручей переходить не стали и отправились вдоль левого берега к озеру Соседнее. Это была ошибка. Путь по правому берегу был более удобный и тропа, проходящая через горельник, хорошо просматривалась. Ну, да ладно! Слева тоже шла тропа, правда часто терявшаяся в заболоченных участках. Довольно быстро прошли озеро Соседнее и вышли к безымянному озеру, соединённому протокой или ручьём Неведомый с Соседним озером.

По сути, это было всё то же Соседнее озеро, я бы назвал его Малым Соседним. Обходить это Малое Соседнее оказалось сложнее, чем другие участки. Пару раз забредали в сильно заболоченную местность, откровенные болота. Среда 21 августа встретило хмурым, дождливым утром. Пасмурно, туман, палатка мокрая. К 9:00 все были в сборе, началась переправа на правый берег ручья. Протока оказалась коварной, у самого правого берега было топко и глубоко, приходилось чуть ли не выпрыгивать из воды, цепляясь за хиленькую лиственницу на самом краю. Наконец все перебрались, затем переобулись кому это нужно было, и группа отправилась в путь. По правому берегу шла тропа, по которой благополучно обошли озеро Неведимку. А вот дальше оказалась засада. Сперва мы спустились к ручью у впадения его в озеро и упёрлись в болото. Пытаясь его обогнуть, залезли в густые заросли ерника. Справа в Неведомый впадал ещё один ручей Живой, в дельте которого образовалась низина, затопленная водой и сильно изрезаная протоками. Пришлось перебираться на левый берег ручья Неведомого, где берег был выше, а значит и суше. Где-то через 2,5 — 3 километра от озера Неведимка, русло ручья Неведомого превратилось в широкое каменное поле длиною около одного километра. Зато потом оно терялась в густых зарослях ерника, разбившись на несколько проток. Идти по этим зарослям, мягко говоря, противно и сложно. Ветки цеплялись за рюкзаки, куда ставить ноги, чтобы не провалиться и не свалиться было не понятно. Да и с направления движения было трудно не сбиться. Результат каких-то триста метров преодолевали больше получаса. Единственно, что радовало, появилось солнце, а дождь прекратился в 17:30. Вышли на берег ручья Правый Неведомый чуть выше озера, в который он впадал под горой под названием пик Бараний. Здесь оказалась открытая площадка, не плохая для обустройства лагеря. В 5:45 группа из пяти человек отправилась на восхождение, благо погода позволяла: была небольшая облачность, но на вершинах лежали плотные шапки.

Куда Макар телят не гонял

Пик Абориген — одна из высших, а главное, доступных вершин хребта Большой Аннгачак, в южной части хребта Черского. Высота горы достигает 2286 метров над уровнем моря. Вернулась же группа затемно в 23:00. Но все живы и здоровы, хотя нам и пришлось поволноваться. Как рассказали участники восхождения, это мероприятие не из лёгких и сопряжено с опасностями. Утро пятницы 23 августа выдалось, как и накануне, ясным и солнечным. Нам предстоял марш-бросок обратно до озера Джека Лондона, но учитывая, что вчера группа вернулась лишь в 23:00, выход откладывался. Лишь в полдень все были готовы тронуться в путь. Чтобы опять не попасть в дебри зарослей ерника, решили идти траверсом по склону горы Бараний по границе между курумником и зарослями кедрового стланика и ерника, что нам и удалось.

Куда Макар телят не гонял

Не прошло и получаса, а мы вышли в долину ручья Неведомого, где он растекался, образуя широкую долину, усеянную булыжниками. Зато идти по ней гораздо более приятно, чем продираться через заросли. Добравшись до пляжа на ручье Неведомый, остановились передохнуть, а некоторым требовалось переодеться. Дальше путь пролегал по тропе в долине ручья.

Куда Макар телят не гонял

В устье ручья при его впадении в озеро Неведимка тропа исчезла, упёршись в водный поток. Пришлось преодолевать водную преграду, а за ней нас ждали густые заросли. Потыркались в них, пока не нашли тропу в каких-то ста метрах от русла ручья. Дошли до конца озера Неведимка, где у закладки разбили лагерь в 20:30, когда уже начало темнеть. Суббота 24 августа. Наступивший день снова радовал нас прекрасной погодой. Ночью светила луна, а с утра грело солнце. Вышли в 9:15. Сегодня по плану и достигнутой ранее договорённости, за нами должна быть направлена лодка, чтобы перевести нашу группу на косу Биологов на озере Джека Лондона. Когда она приплывёт и сколько времени будет ждать, ещё тот вопрос? Двигаясь по правой стороне русла ручья или протоки, быстро достигли Малого, а затем и собственно озера Соседнего. Отсюда к озеру Джека Лондона вела хорошо видимая тропа. Она вывела к горельнику, по которому идти было ещё проще, так в 11:55 мы оказались на берегу озера Джека Лондона у смотрового камня.

С него вид на озеро открывался от края до края. А вот лодки не было и признаков, что нас ждали тоже, так и просидели в ожидании, пока не начало темнеть, тогда решили разбить лагерь, а завтра двигать к базе по берегу, как и пришли, вокруг озера по уже известному пути.

Куда Макар телят не гонял

В воскресенье 25 августа уже к 8:35 собрались и вышли на маршрут. Нужно было вброд пересечь ручей и выйти на противоположную сторону к каменному выступу. Пробираться по камням в русле, а затем по заросшему кустарником кочкарнику в долине ручья — то ещё удовольствие. Но деваться некуда, и все благополучно преодолели трудности переправы. Дальше уже проще. Прошли вдоль берега меньше километра, когда заметили лодку, идущую к смотровому камню, где накануне мы её ождали. Стали размахивать оранжевым плащом и, о радость, нас заметили и через десяток минут к нам подплыла лодка. Переправа на косу Биологов заняла два с половиной часа за четыре рейса, каждый занял не менее получаса. К 12:00 все перебрались на косу Биологов.

Куда Макар телят не гонял

Погода не переставала радовать. С утра было ясно и солнечно, опять появилась дымка из-за пожаров в Якутии. После полудня легкая облачность. Коса Биологов — место великолепное. Вытянувшийся к центру озера узкий мыс с песчаным юго-восточным берегом протянулся более, чем на полкилометра. Благодаря широкому изгибу, образовался небольшой и неглубокий залив, где вода прогревалась и было чуть теплее. Короче, природа подарила нам отличную полуднёвку, чему мы были несказанно рады. День пролетел незаметно. Жаль, но время неумолимо и всё проходит. Понедельник 26 августа всё также порадовал нас хорошей погодой. Встали в 8:00, позавтракали и стали собираться. Предстоял последний переход на базу, откуда на следующее утро нам предстояло возвращение к Колымской трассе. До протоки Вариантов, соединяющей два озера Джека Лондона и Танцующих Хариусов всего около двух километров, вот только форсировать протоку не просто. Надо найти брод, а протока довольно широкая и проход не очевиден. Я попробовал пройти в болотниках и почти прошёл, но когда до выхода на берег оставалось всего каких-то пара-тройка метров, подскользнулся и зачерпнул воду. Противоположный берег сильно заболочен, но мне теперь было всё равно, до места, где мы в начале нашего похода останавливались, было метров триста. Я быстро добрался туда и стал ждать группу, просушивая намоченные носки и сапоги.

Вскоре ко мне присоединилась вся группа. Вот так закончился наш поход, на следующий день нам предстояла выброска на трассу «Колыма» и далее в Магадан.

Теги: Экстремальный отдых

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.