Никаких пионов мы не видели, потому что они отцвели и нам даже ботву не показали. Эх, если бы мы приехали на месяц пораньше. Тогда — да, а сейчас — нет. Зато могут картинки с пионами показать, или фотографии. Но это уже не то. Я их и дома могу посмотреть. Вообще-то, Лоян считается небольшим городком, в нем проживает всего-то 2,5 миллиона человек. Как сказала наша китайская сопровождающая Женя: «А все, что меньше 3 миллионов населения — это просто деревня». Ей виднее.
Зато Лоян может похвастаться великим прошлым: несколько раз Лоян был столицей Китая, впервые — во II тыс. до н. э., в последний раз — в X веке. Помимо буддистских пещер Лунмэнь южнее города, которые мы уже видели, остались лишь подземные свидетели, прежде всего могилы и предметы погребального инвентаря.
Город протянулся с запада на восток вдоль северного берега реки Лохэ примерно на 15 км. Его размеры с севера на юг значительно меньше. Немногочисленные туристические объекты внутри города расположены довольно далеко друг от друга. Старый город, Музей фольклора, Городской музей Лояна, Парк Ванчэн, Музей гробниц — этого мы ничего не увидели, нам не показали, увы. Ели честно, то было уже наплевать. Мы за целый день так набегались и напрыгались около пещер Лунмэнь, что просто хотелось в отель. Но зато, на следующий день, мы поехали смотреть Храм Белой Лошади.
Храм Белой Лошади был основан в Лояне в 68 году н. э., он считается древнейшем буддистским монастырем в Китае, который был возведен для того, чтобы хранить здесь священные буддистские реликвии. Название «Храм Белой Лошади» — Баймасы отсылает к легенде о его основании. Согласно ей, императору во сне привиделся Будда, и вскоре после этого ко двору прибыли два всадника на белых конях и привезли с собой из далекой страны первую копию сутр. В честь этого события император основал монастырь.
Подбегаем к воротам… А нам говорят: «Ребята, хорошего помаленьку. Видели храм за воротами? Это храм Белой Лошади. И не говорите, что вы его не видели. А теперь быстренько в автобус». Утерлись мы, и поплелись назад в автобус.
Что-то я отвлеклась. Ехали, мы ехали, и наконец приехали к отелю, в котором должны были ночевать.
У отеля сидит старушка-божий одуванчик. Я бы и не заметила ее, если бы Женя не показала. У старушки были малюсенькие ступни ног, такие ножки в Китае называются «лотосами». Жалко, что старушка наотрез отказалась фотографироваться. Но рассказать, я обязана.
Этот обычай, практиковавшийся в Китае с начала X до начала XX веков, считался не просто модой того времени, а являлся символом национальной идентичности.
Связывания возникло во времена династии Суй (581–618 гг.) и стало популярным среди людей к началу правления Сун (960–1279 гг.). Тогда женщина с парой неестественно миниатюрных ног считалась красавицей. Хотя это причиняло сильную боль, многие предпочитали следовать традициям.
Связанные ступни называли «лотосами», ранжируя их по размеру. Ноги длиннее 4 цуней (цунь = китайский дюйм = 3.73 см) именовались «железными»; менее 4 — «серебряными»; до 3 — «золотыми», они и являлись самыми привлекательными в эпоху феодалов.
Ноги девочки бинтовали полосами ткани и пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы — бинты не убирали. Затем ноги обматывали полосами ткани горизонтально, чтобы выгнуть стопу, как лук. Перед тем, как начать бинтовать ноги — девочкам ломали все пальцы ноги, кроме большого, а также ближние к ним кости, затем перевязывали ступни полоской материи и заставляли ходить в обуви маленького размера, от чего ступни деформировались, часто лишая возможности ходить в будущем.
Существовали степени искажения ступни, от которых зависел престиж невесты, так как считалось, что даме высшего общества не следует ходить самостоятельно. Были ли у девушки связаны ноги или нет, и то, как она их связывала, напрямую влияло на её возможность выйти замуж. Девочкам проводили эту процедуру с 5- 6 лет. Старейшины заставляли молодых представительниц женского пола делать это, не обращая внимания на их крики и слёзы: они выполняли свои обязанности, становились гарантом благополучного будущего девушки
Эта неспособность к движению без посторонней помощи, по литературным свидетельствам, составляла одну из привлекательных черт женщины. «Забинтованные ноги» были искалечены и очень сильно болели. Женщине приходилось ходить на внешней стороне подогнутых под ступню пальцев. Пятка и внутренняя часть стопы напоминали подошву и каблук обуви.
Здоровые, не деформированные ноги, считались необходимыми лишь для крестьянского труда, женщина с такими ногами считалась «женщиной подлого происхождения».
Вот, такая она, красота по-китайски… Удивительно, как бабушка доковыляла до отеля. Может ее привел кто-то…
Отель «Luo yang grand hotel 4*» нас особо не удивил. Такой же отель, как все на нашем маршруте. Чистенько, все работает, все в порядке. Как будто и не уезжали ни куда.
А вот, фотографии из окна отеля.
Э-э-э… какая серость. Надо пойти прогуляться, посмотреть на это своими глазками. Да, традиция у нас такая: вечером осмотр города. Ну, не в номере же сидеть. Идем, головой крутим. Внизу город точно такой же серый, как и сверху. Вокруг пятиэтажных домов высоченные заборы. А что бы не перелазили злоумышленники, по верху забора натыкано битое стекло.
Зашли в местный универмаг из двух этажей. У нас в сельпо товары лучше, чем здесь продаются. В посудном отделе какие-то алюминиевые кастрюльки, тазики, кружки. В отделе одежды — серая роба висит. Точно сказала Женя про большую деревню. Я конечно не знаю, может за эти годы всё переменилось к лучшему. Но тогда это произвело на нас удручающее впечатление.
Дошли до центральной улицы. Здесь уже повеселее. Огоньки на домах горят, женщины пляшут. Толи это у них зарядка такая, толи клуб по интересам. Музыка орет, а они встали посреди улицы и молча синхронно двигаются.
(Видео откроется, надо только немножечко подождать)
Мы вышли на площадку, по размерам похожую на площадь, только покрытую травой. Громко играла музыка, народ веселился, орал, куражился. Кто подпевал, кто танцевал свои «танцы механических кукол». Но все галдели так, что не было слышно своего голоса. А вот, и столики. За столиками сидели китайцы и пили пиво из огромных емкостей, похожих на те, из которых нам в детстве наливали сок березовый, томатный, яблочный. Как ни странно, но народ воспринял наше появление восторженно. Нас стали звать к себе, улыбаться, махать нам руками. Так вот, что это такое, до нас стало доходить. Это пивной фестиваль!
Так может зря мы отказались. Надо было посидеть с народом, пообщаться. Мир! Дружба! Жвачка! Нет. Парни были пьяненькие, неизвестно, что им в голову придет после бадейки пива. А мы не такие… «Руссо туристо! Облико морале! Цигель-цигель, ай-лю-лю», нам завтра с утра на экскурсию надо. Мы лучше пойдем посмотрим, где вы закуску берете и какую.
Ой, устрицы. И какие крупные. Во рту сразу начала собираться слюна. Нет, мы поужинали, есть не хотелось. Но мимо таких устриц было трудно пройти.
Раки!!! Только что сваренные. Их бы сейчас с пивком… И тут я вспомнила, как Женя нам рассказывала о всякой речной живности. Что их никогда и ни за что нельзя пробовать и есть. Что реки в Китае очень грязные, в них спускают все промышленные отходы. И даже если этих раков едят местные люди, то для нас смерть гарантирована. Бр-р-р-р… что-то я расхотела этих раков.
Дальше продавали так, всякую ерунду, которой полно на улицах Китая.
Ну, что, веселитесь, ешьте, пейте, пляшите, а мы пошли спать. Завтра рано вставать, завтра нас ждет Шаолинь.
Теги:
Культурно-познавательный туризм