Каждый год, приезжая в Москву на побывку, я стараюсь восполнить дефицит культурных мероприятий и побольше походить по театрам и концертам. Благо в Москве выбор культурных мероприятий преогромный и есть из чего выбрать. Совсем недавно я побывала в обновленном Большом Зале Консерватории, и хочу поделиться со всеми тем, что я там увидела.
2
Как известно, в 2010 году БЗК закрылся на реконструкцию.
Его состояние было аварийным, существовала реальная опасность обрушения. В этом, действительно, могли убедиться зрители, особенно во втором амфитеатре полы обветшали до такой степени, что подчас бывало страшновато там находиться.
Что же сталось в лучшим и старейшим концертным залом столицы, что мы видим в нем сейчас?
Прежде всего, исчезла прежняя милая домашняя обшарпанность, но нет и ощущения новодела. Все подправили с большим вкусом, не перебарщивая, в соответствии со стилем модерн.
3
Сейчас здесь все блестит и сверкает!
4
Восстановлен витраж святой Цецилии, ставший украшением Консерватории. Теперь, поднявшись по нарядной парадной лестнице и минуя буфет (забавно, раньше на месте буфета был туалет), зрители попадают в главное фойе, где и видят великолепный витраж покровительницы музыкантов — Святой Цецилии.
4
И это тоже вполне логично — ведь витраж с ее изображением украшал фойе с момента возведения консерватории. Он был утрачен в 1941 году во время бомбардировки. Потом оконный проем был заложен и на его месте повесили картину Репина «Славянские композиторы». Картину Репина тоже сохранили, просто перевесили ее чуть подальше, там где раньше был буфет.
3
Украсили фойе, теперь они пленяют пастельными тонами стен, мягкостью новых кресел, роскошью итальянских штор и строгостью ковров.
2
2
Уютный музей Рубинштейна открыт для всех зрителей.
3
Но самое главное это, конечно же, сам зал.
2
4
В партере стоят новые кресла, кстати, очень удобные.
2
Акустика, по словам специалистов, стала лучше прежней. Ведь со старого зала сделали акустический макет, где воспроизвели все, включая материалы пола и стены. В результате удалось сохранить и даже улучшить уникальную акустику зала. Кстати, максимальной полноты звук достигает наверху, поэтому музыка лучше воспринимается с первого или даже второго амфитеатра. Вот только сидеть там совсем неудобно, сохранили прежнюю структуру цельных скамеек с жесткими спинками.
4
Как и раньше, великолепно смотрится галерея портретов композиторов на уровне первого амфитеатра!
2
Главное украшение сцены — большой французский орган.
2
Выглядит он прекрасно, но это только его фасад. Его уже нельзя эксплуатировать, орган находится на грани полного разрушения. Без серьезной реставрации инструмент может навсегда замолчать и погибнуть! Как жаль, ведь органная музыка всегда занимала особое место в программе концертов Большого зала Консерватории! А сам инструмент давно уже стал историей, как и сам зал! Орган действует в БЗК с 1901 года, а в 1988 году инструменту был присвоен статус художественно-исторического памятника. Очень хочется надеяться, что этот уникальный инструмент все-таки приведут в порядок и он вновь будет радовать нас своим необыкновенным звучанием!
3
Вот только цены на билеты совсем не радуют, с каждым годом они только дорожают! А ведь были времена в начале девяностых, когда мы ходили на Ростроповича, Спивакова и других мировых знаменитостей за пять долларов! Увы, те времена давно прошли, а цены на билеты бешено взлетели! На громкие имена билеты стоят в районе шести-десяти тысяч, на средние около двух-трех, на обычные, незвездные концерты можно купить билеты в дальний партер за семьсот рублей. Амфитеатры, соответственно, намного дешевле, но, повторюсь, сидеть там крайне неудобно.
В целом, мне очень понравился обновленный Большой зал. Так и хочется сказать отдельное спасибо реставраторам за восстановление главного храма музыки страны!