Когда я при них произнес: «Корея», они толпой повторили: «Кори, Кори!» — и тут же, чрез отца Аввакума, объяснили, что это имя их древнего королевского дома
Гончаров И. А. Фрегат «Паллада», 1857
Когурё vs Корё или о сложностях работы северокорейских историков
В Кэсон мы приехали смотреть культурно-исторические объекты, имеющие отношение не к периоду КНДР, как это было в Пхеньяне, а к средневековой истории Корейского полуострова, а если быть точнее к периоду государство Корё. Очевидно, организаторы нашего там пребывания желали продемонстрировать взаимосвязь нынешнего северокорейского государства с историческим наследием прошлого.
Задача не из лёгких, скажу я вам, историкам из КНДР приходится подстраиваться под официальные идеологические установки, кои ещё и меняются в зависимости от текущей политической ситуации.
Вот Кэсон, исторический город, древняя столица государства Корё, которое было основано в 928 году нашей эры и просуществовало вплоть до 1392 года, покуда его не снёс Китай с приходом династии Мин.
Все исторические объекты, вернее, большей частью их реплики, имеют отношение как раз к этой исторической эпохе.
Мы их смотрели и нам про них рассказывали.
Ну, вроде бы, замечательно, но есть один нюанс. Понять человеку со стороны его трудно, но для северокорейцев он чрезвычайно важен.
Кэсон был столицей уже объединённой Кореи, когда прекратили существование не только древние корейские города-государства, но и три средневековые государства, что делили Корейский полуостров, враждуя как между собой, так и внешними силами из некорейского мира.
Эти три государства именовались Когурё, Пэкче и Силла.
Они прекратили своё существование, после того ван Гон в 988 году основал новую династию и государство Корё.
Про ван Гона мне ещё придется упомянуть, ибо первое что мы сделали, прибыв в окрестности Кэсона, так это посетили его могилу. Ну, или некий холм с современными постройками, который нам представили как могилу ван Гона. Кстати, слово «ван» на корейском означает «король», это не имя, потому пишу его со строчной. Но об этом чуть позже, сейчас о трудностях с поиском истины северокорейских историков.
Дело в том, что объединённая Корея вовсе не в тренде идеологических установок на современном этапе, этой теме я полностью посвятил свой предыдущий материал. Тогда и период Корё, начиная с которого все корейцы многие века жили если и не всегда дружно, но вместе, нельзя брать за образец для подражания.
В результате, был найден другой более подходящий исторический пример, это период государства Когурё, почему сейчас расскажу.
Когурё, одно из трёх государств, претендовавших на господство на Корейским полуострове в первые восемь веков нашей эры, включало в себя почти всю территорию современной Северной Кореи, а его столица находилась на месте современного Пхеньяна. Исходя из этого обстоятельства, северокорейские власти в настоящее время весьма активно пропагандируют превосходство княжества Когурё над другими древнекорейскими государствами.
Слышал, что в окрестностях столицы КНДР по заданию властей обнаружены и восстановлены исторические памятники, подтверждающие величие той эпохи. Есть мнение независимых археологов, в том числе и из России, что величия тем объектам добавили искусственным путём. Но по этому поводу у меня своего мнения нет, нам те исторические артефакты отчего-то не показали.
Приведу ещё один пример, подтверждающий, что историю корейского народа в КНДР пытаются подвести под действующую идеологию.
Неотъемлемым элементом этой идеологии является корейский национализм, плавно вытекающий из древнего корейского учения чучхе. Этой теме я тоже посвятил один из своих материалов. В частности, корейский национализм предполагает, что корейский этнос абсолютно уникален, и нет ни одного другого этноса, коего корейцы могут принимать за родственника, пусть даже и дальнего.
Соответственно, теории, что потомки корейцев пришли на Корейский полуостров откуда-то с Алтая опровергаются напрочь. По их версии, корейцы изначально были только здесь, именно на полуострове родился первый кореец, от кого пошли все остальные.
Это не шутка, этот первый кореец известный персонаж, и совсем недавно была обнаружена его могила. Бред, скажите вы. Ну знаете, истина всегда относительна. Например, в сознании среднестатистического северокорейца данное утверждение абсолютная правда.
Того корейца звали Тангун, он сын медведицы и некоего божества, спустившегося с небес.
Опять не верите? Так вот вам доказательство. В 1993 году вождь Ким Ир Сен незадолго до своей смерти приказал местным археологам найти могилу Тангуна, и ведь нашли, долго времени не теряли, и далеко идти не пришлось, рядом с Пхеньяном.
Гробница Тангуна состоит из центрального участка с курганом, участка с памятником в честь реконструкции гробницы, участка каменных скульптур с изображением 4 сыновей Тангуна: Пуру, Пусо, Пуу и Пуё, и его сановников. Во внутренней камере могилы хранятся останки Тангуна и его жены в стеклянной трубе внутри деревянного гроба. Фото не моё, интернет
Вот как удачно получилось. Пхеньян столица Северной Кореи, а значит и всей Кореи, ибо по версии северокорейской стороны Южная Корея не отдельное государство, а временно оккупированная Штатами территория.
Столичный статус Пхеньяна подтверждает сам Тангун, ведь он обитал и погребён именно здесь. Сейчас там памятник, но, к сожалению, его нам тоже не показали.
Вот даже не понимаю, отчего устроители нашего пребывания в КНДР ограничили программу знакомством только с периодом Корё. Ну, Корё так Корё, буду вещать только о нём
Гробницы двух королей
Первым пунктов программы пребывания в Кэсоне, стал визит к гробнице ван Гона.
Собственно говоря, до самого города мы не доехали км 6, ибо захоронение находится в селе Хэсон, в котором, со слов, гида до сих пор живут потомки первого короля.
В селе, производившем, на сторонний взгляд, весьма благоприятное впечатление, остановки запланировано не было.
Мы просили гида всё же остановиться, чтобы получить возможность побродить именно по сельским северокорейским улочкам, но тщетно.
Программа пребывания, утверждённая на самом высоком уровне, для наших сопровождающих официальный документ, отклонение никоим образом невозможно.
Девочки гиды сказали, что автобус внутри села специально поедет медленно, а вы фотографируйте через окно автобуса, ну хоть так.
Сам мемориальный комплекс первого короля Корё, расположенный на обширной территории, предстал перед нами уж слишком явным новоделом.
Нарочито опрятно, в оформлении использованы современные строительные материалы, в результате, никаких ассоциаций с ранним Средневековьем.
То, что исторический объект подвергся не так давно глобальной реконструкции, подтверждает стела рядом с воротами.
Как сказали гиды, там выбито высказывание Ким Ир Сена по этому поводу, и об этом гиды просто обязаны упомянуть.
Восстановление гробницы завершили в 1994 году, приурочив событие к 1117-й годовщине со дня рождения основателя Корё.
Король ван Гон известный персонаж общей корейской истории, жизнедеятельность которого подробно изучена и популяризирована в том числе и на русском языке.
Я, конечно, не буду пересказывать все перипетии прихода к власти выходца из купеческой семьи, что имели место быть в период позднего Троецарствования. Опущу из описания и этапы его правления. Вряд ли такие подробности будут кому-нибудь интересны.
Но поверьте, личность это легендарная, как минимум потому, что собрал ван Гон воедино разрозненные корейские королевства, заложив настолько сильный фундамент единого корейского государства, что просуществовало оно с 918 вплоть до 1945 года.
Наверное, могло бы благополучно дожить в том или ином виде и до наших дней, но фатальным образом в сей процесс вмешались решения советских и американских генералов.
Не случайно ван Гон получил посмертное имя — Тхэджо — Великий прародитель.
Отдав ему уважение, поехали дальше. Впрочем, путь не долгий, минут 15–20 езды по каким-то сельским дорогам, и мы прибываем к гробнице очередного короля Корё, на этот раз под номером 31.
Звали его ван Конмин, посмертное имя Кёнхё.
Гробница этого вана тоже курганного типа, но в отличие от предыдущей могила двойная, вернее сказать, парная.
В одной из гробниц упокоился сам король во второй его законная супруга, имени которой не запомнил, уж не обессудьте.
Похоронили первой королеву, произошло это в 1365 году, когда несчастная скончалась преждевременно при родах. Ещё при жизни ван Конмин принялся сооружать гробницу и для себя самого, рядом с любимой супругой.
Небесное воссоединение короля и королевы произошло через семь лет, в 1372 году, с тех пор и земные пристанища их расположены рядом.
Местный экскурсовод сообщил, что гробница короля была разграблена японцами в начале 20-го века, а могила королевы, вроде бы, осталась не тронутой. Были ли археологические исследования гробниц экскурсовод членораздельно пояснить не смог, хотя я пытал его лично. Но, думаю, были, вместе с последующей реставрацией.
К счастью, реставрация в этом случае не была столь радикальной и ощущение старины сохранить удалось.
Там вообще очень живописное место, которое лично выбирал сам ван Конмин. Представьте усыпальницу на высоком пригорке и мощёную камнем дорожку, ведущую наверх.
На подступах к могилам, по правую руку, видим беседку, в коей совершали обряды жертвоприношения.
Наверху два кургана, каждый высотой более 6 метров, перед гробницами каменные жертвенные столы.
Также территория вокруг гробниц обильно украшена каменными фигурками животных, баранов и тигров.
Почему именно эти животные, наверняка не знаю, но пробую размышлять.
С тигром понятнее всего, сильный зверь олицетворял собой доблесть дворянина и воина.
Образ тигра в корейской культуре представлен весьма широко.
А вот баран? Предположу, что баран, как символ богатства, тем более что это домашнее животное появилось на Корейском полуострове именно в эпоху Корё.
А ещё где-то попалась информация, что фигурки баранов традиционно ставили около королевских захоронений, чтобы отгонять злые духи и защищать душу умершего.
Справа и слева от могил, на двух ярусах, по четыре каменных изваяния.
Двое из них военные чиновники, а другая пара гражданские.
Для чего эти ребята, как бы понятно: свита.
Ну и, одна печальная история про ван Конмина.
Говорят, что этот король поначалу был очень даже неплохой правитель, а в государственных делах ему активно помогала жена. Так было ровно до трагической смерти королевы, после чего всё пошло наперекосяк. Бездетный и убитый горем король, стал опустошать казну ради благоустройства гробниц, а правление королевством забросил напрочь. Всё своё время он проводил около могилы жены, пил вино и распевал тоскливые песни.
Дальше больше, вообще пустился во все тяжкие.
Ван Конмин создал при дворе молодую гвардию, куда призвал молодых и красивых юношей, с коими, наверное, тоже с горя, занимался мужеложством. Короче, вёл непотребный образ жизни и в итоге умер.
«Кровавый» мост
Переночевав в гостинице в Кэсоне, вполне приличной, но не такой шикарной как в Пхеньяне, сразу после завтрака, по обыкновению раннего, мы продолжили осматривать достопримечательности периода Корё.
Тут надо знать, в городке Кэсон имеются ни много, ни мало, а целых 12 исторических объектов, являющихся объектом Всемирного наследия ЮНЭСКО.
Каждая из выше представленных гробниц в этом почётном списке, там же и мост Сончжук.
Мостик, конечно, милый и старинный, но знаменит он благодаря одному вероломному убийству, что произошло энное количество лет назад именно на нём.
Возвели мост в 1290 году. В длину чуть более восьми метров, в ширину чуть более трёх. Мост солидный каменный, первая гранитная глыба в качестве опоры на одном берегу реки, вторая на другом, ещё несколько посередине реки, а на них установлены вырубленные гранитные глыбы и такие же гранитные поручни.
Очень даже неплохо для неширокой и мелкой реки.
Но кто бы о нём вспомнил, если бы через сто лет с небольшим на этом мосту не убили человека, смертоубийство произошло 26 апреля 1392 года.
К тому году династия Корё, основанная легендарным ван Гоном, насчитывала 474 года своего существования. Власть последнего, как оказалось, короля Корё, испытывали на прочность его враги, мечтавшие захватить бразды правления королевством. Но все их попытки пресекались преданным королю влиятельным чиновником, которого пытались уговорить или подкупить, чтобы склонить на свою сторону.
Подкупить не удалось, но получилось убить. Пятеро мужчин подкараулили чиновника, когда он возвращался домой после вечеринки, спрятавшись под мостом. В момент, когда чиновник со свитой заехал на мост, злодеи напали и жестоко забили несчастного мечами и булавами.
Вот такая трагическая история, после которой династия Корё прекратила своё существование. На трон вошёл новый король, основавший династию Чосон, что правила в Корее более 500 лет, до 1894 года.
Однако, чиновник, преданный своему королю и верный присяге, стал символом лояльности к власти корейского народа, и почитался королями Чосон. Его имя знают и уважают все корейцы, звали его Чон Мончжю.
Теперь знаете его и вы.
Легендарный мост сейчас перекрыт, народ переходит реку рядом, по дополнительному мостику. Что касается реки, то со временем она пошла по новому руслу, получилось, что мост сохранился, а реки не стало. Тогда, как утверждали гиды, по личному распоряжению вождя Ким Ир Сена, посетившему в своё время исторический объект, реку перенаправили по старому направлению.
К последнему утверждению следует относиться с некоей долей сомнения. В КНДР любят упоминать своих вождей по поводу и без.
В тот день мы ещё посетили бывшую конфуцианскую школу, ныне музей, и буддистский монастырь в горах. Но об этом будет отдельный материал о делах духовных.
Теги:
Культурно-познавательный туризм