Способы путешествовать без четырехколесного друга могут быть разные, как и причины такого решения. Если оставить за скобками самолет как средство доставки из точки, А в точку Б, — то остаются поезда, автобусы, паромы и прочие кораблики, а также велосипед, ну и конечно собственные ноги. Этим летом нам удалось сорганизовать четыре короткие, но очень насыщенные вылазки в Италию — на 2–4 дня. Может показаться, что мало, но по личному опыту прошлых путешествий весь самый главный восторг и самые растянутые дни как раз на первые пару дней и приходятся, потом все идет на спад, а если сильно затянуть, то и вовсе захочется поскорее домой. К тому же, если заранее половить билеты и жилье, то эти «маршруты выходного дня» можно сделать вполне себе бюджетными.
В Италии мы уже бывали неоднократно, так что морально были готовы к некоторым специфическим особенностям этой страны, но решили рискнуть, так как из прошлых поездок осталось несколько незакрытых гештальтов, которые стоили этого риска. Все-таки это очень красивая и интересная страна! Поэтому рассказ будет в основном о логистике и об особенностях путешествий на общественном транспорте в Италии на личном опыте. Ну и конечно, чтобы не было скучно, разбавлю все это фотографиями мест, ради которых все это затевалось.
Путешествие первое: озеро Изео и остров Монтеизола.
Эпиграф: «Беспокойная я, успокойте меня…». Песня
Когда-то давно, да даже и не так давно (а точнее в прошлую пятницу;), фраза «Уикенд в Италии» казалось чистой фантастикой и даже некоторой издевкой. Но в один прекрасный день голову посетила авантюрная мысль: а не сорганизовать ли поездку не то что на уикенд, а всего на один полный субботний день (но провести его с толком), благо что билеты из Риги в Бергамо и обратно на конец мая достались совсем недорого. План был такой: поздно вечером в пятницу прилетаем в Бергамо, селимся рядом с аэропортом, поутру добираемся до автовокзала, едем на автобусе к озеру Изео в Ловере, там у нас 20 минут до кораблика, перебираемся на остров Монтеизола, там у нас 4 часа покататься на великах вокруг острова, на обратном кораблике возвращаемся в Ловере, оттуда обратно в Бергамо, через супермаркет добираемся до жилья, устраиваем прощальный ужин, ночуем и поутру летим обратно в Ригу.
Кораблик по Изео ходит 2 раза в день, билеты можно купить заранее онлайн, что мы и сделали. С остальным было сложнее. Система общественного транспорта в Бергамо довольно запутанная, город разделен на зоны и тарифы. Самый простой способ избавить себя от головной боли — купить в аэропорту суточный туристический билет на город+аэропорт за 8.50 евро, но мы прилетели в первом часу ночи и все кассы были уже закрыты. Автомат в аэропорту убрали; как объяснили — там всегда была очередь туристов, которые пытались с ним разобраться. Поэтому поставили автоматы в каждый автобус, — пусть там мучаются, хоть очередей не будет. Сколько платить поутру за поездку до вокзала, я тоже пытался выяснить заранее на их автобусном сайте, где, если очень сильно постараться, можно даже найти карту зон и тарифов. Но аккурат перед поездкой их сайт почему-то накрылся медным тазом, так что решили, что разберемся на месте. Сейчас, кстати, все прекрасно работает, когда уже не надо.
Чтобы добраться до города, нам нужен был автобус № 1, но весь прикол в том, что у них 4 первых автобуса — A,B,C и аэропорт. И все ходят по разным маршрутам. Заранее все выяснить оказалось тем еще ребусом, но мы по прилету сходили на остановку и вроде выяснили, где и на что нам садиться. Рано утром благополучно сели на нужный автобус и начали разбираться с автоматом. Ни про какие зоны и тарифы он, как выяснилось, не знает и работает по принципу: вы мне деньги — я вам стулья билеты. Потом он отказался брать наши карточки, но у нас предусмотрительно были полные карманы мелочи, которую мы успешно обменяли на хоть какие-то билеты. Как потом выяснилось, мы все-таки проехали почти зайцами, но нам повезло и до вокзала добрались без приключений.
При планировании маршрутов по Италии всегда надо оставлять зазор по времени — это правило номер один. В кассу за билетами до Ловере перед нами стояло всего 4 человека, но один из них зацепился языком с кассиром и они минут 10 что-то перетирали, — в Италии это нормальное явление. Автобус до Ловере (12 евро туда-обратно) на удивление отъехал вовремя, что не помешало ему опоздать на место на 10 минут, хотя задержек по пути не было. Но на кораблик мы все равно успели и дальше началось чистое наслаждение.
А вот и наш остров показался
А на этом островке — замок семьи Беретта. Да-да, тех самых, что пистолеты делают.
Кораблик недорогой, туда-обратно стоит около десятки. Ходит по принципу трамвая — зигзагами вдоль озера от городка к городку. Пейзажи восхитительные. Примерно через час добрались до острова Монтеизола. На острове несколько поселков, мы вышли в Пескьере, единственном месте, где можно взять велики напрокат. Аренда стоит 4 евро в час или 12 за 4 часа. Машин практически нет кроме редких тук-туков. Кольцевая велодорожка вокруг острова около 10 км.
Местный ресторанчик с котиками и видами
А это такая художественная инсталляция с керамическими вялеными рыбками
В одном месте велодорожка круто уходит вверх и открываюся восхитительные виды на озеро
Вдоль велодорожки есть дендрарий с такими вот таксодиями, растущими прямо из воды.
Еще одна странная инсталляция. Такая «стража» встречает посетителей местного пляжа.
Несколько лет назад какой-то болгарин устроил здесь еще одну инсталляцию — построил плавучие пирсы между материком и озерными островами, чтобы можно было гулять пешком. Пирсов больше нет, а на память остались вот такие таблички.
Неторопливая покатушка с остановками, купаниями и ресторанчиком уложилась в 3,5 часа. Было бы время, добрались бы еще до вершины острова с монастырем (туда кстати ходит бусик из Пескьеры, если лень пешком), но надо было успеть на обратный кораблик. Кстати, в Пескьере несколько пирсов, и не сказать чтобы близко друг от друга. И на каждом висит табло с отправлением именно нашего кораблика. Решили что наш прибудет туда, где народу больше и угадали.
А это фрагмент кольцевой дороги вокруг озера
Хорошо, но маловато. Маловато будет, да…
В Ловере прямо с парома попали на субботнюю ярмарку, где накупили весьма недешевых деликатесиков, а просьбу «100 граммов» продавцы воспринимали почему-то как личное оскорбление. Потом очень долго не могли найти обратную остановку. Оказалась, она со всех сторон была зажата шатрами торговцев, а еще прямо перед ней байкеры устроили выставку своих харлеев. Автобус опоздал где-то на полчаса и без проблем загрузил пассажиров прямо посреди улицы.
Дальше по плану было уже на городском автобусе добраться до торгового центра, затариться едой и успеть на автобус с другой стороны торгового центра до апартаментов. Автобус опоздал минут на 20, поэтому наше время сильно сократилось. Кто не в курсе — Orio Center совершенно гигантского размера, и мы там моментально заблудились. С трудом нашли супермаркет, быстро похватали что надо и побежали искать выход. Нашли тоже с трудом, при помощи местных самаритян, и на последних минутах все в мыле добежали до остановки. Мы, конечно, молодцы и собой гордимся, но могли и не торопиться: этот автобус опоздал уже на 40 минут. Срок действия наших билетов уже закончился, так что мы опять прокатились зайцами.
Дальше все прошло почти без приключений, если не считать того, что сразу как захлопнули дверь апартаментов в 4 ночи перед вылетом, вспомнили про мобильник под подушкой. Повезло с ночным сторожем. И еще просто так, для информации — в воскресенье автобусы в Бергамо практически не ходят. В заключение первой истории могу только пожелать не брать все эти проблемы в голову, а наоборот, — брать пример с невозмутимых в любой ситуации итальянцев. Как говорил один персонаж с пропеллером, — «Спокойствие, только спокойствие!» Хоть он вовсе и не был итальянцем.
Но это была так, разминка, а продолжение следует…