К идее объединения двух Корей относятся так же, как христиане относятся к идее второго пришествия - это когда-то случится, но это не должно влиять на реальное поведение человека
Андрей Ланьков, учёный кореевед
Уникальная судьба Кэсона при разделе нации на два государства
Все предыдущие репортажи из Северной Кореи я вёл из Пхеньяна, большей частью из центральной его части.
Первые три дня, перемещаясь от одного объекта к другому, мы не покидали довольно компактный центр столицы КНДР, за исключением, разве что, визита в родной дом Ким Ир Сена, что расположен в пригороде Пхеньяна, в деревне Мангёндэ.
Пространность моих повествований на столь ограниченной в географическом плане территории объясняется тем, что писал я не путеводители городских достопримечательностей, кои, признаюсь, вообще писать не умею, а сочинения на вольную тему.
Закрытость страны предопределила множество тайн и не меньшее количество мифов, что рождались как внутри страны и по инициативе властей КНДР, так и извне, за авторством её злопамятных недругов. Попытки раскрыть тайны и развенчать мифы прежде всего для себя самого, вот причины моей словоохотливости.
Поездка в Кэсон, самый южный город КНДР, самый подходящий фон для поднятия ещё одной злободневной темы. Сегодня мне будет охота пообщаться на тему возможного или напротив невозможного воссоединения двух независимых государств: Корейской народно-демократической республики и Республики Корея.
Если что, то официально они именуются именно так, а Северная Корея и Южная Корея, то это скорее прозвища, которые в самих этих странах хождения не имеют.
Почему же именно Кэсон достоин такой сложной темы? А вот смотрите на карту.
От города до демилитаризованной зоны (ДМЗ), разделяющей Север и Юг, всего 8 км, то есть он город приграничный, а самые тесные связи между странами выстраиваются, как правило, именно в приграничных областях.
Но, есть ещё один более серьёзный аргумент.
Когда в 1945 году после освобождения Кореи от японской оккупации СССР и США по обоюдной договорённости разделили Корейский полуостров ровно по 38-й параллели, город Кэсон отошёл южанам.
Обратите внимание на этот факт, судьба Кэсона в послевоенные годы уникальна.
Считается, что братоубийственная Корейская война 1950–53 годов практически не изменила границы, что начертили советские и американские военные. Так оно в принципе и было, но за исключением Кэсона. Этот город расположен немного южнее 38-й параллели, оттого и попал он изначально в зону ответственности США. После Корейской войны новая линия разграничения всё же изменилась: в центре и на западе ДМЗ сместилась на юг, а на востоке - на север. Кэсон оказался в составе КНДР, и это единственный корейский город, сменивший по ходу войны своё «гражданство».
Так что, более подходящего места чем Кэсон для обсуждения вопросов воссоединения двух корейских государств и не найти. Кстати, реальные переговоры о воссоединении между корейскими государствами, которые энное время назад реально имели место быть, на самом деле проходили именно в Кэсоне.
И вот ещё, вспомнил. До 14-го века Кэсон был столицей объединённого Корейского полуострова, а значит этот город некое символическое место для объединения двух Корей.
По шоссе Воссоединения из Пхеньяна в Кэсон
От столичного Пхеньяна до Кэсона ровно 170 км, для преодоления которых на нашем автобусе ушло примерно три часа.
Мы впервые выехали за пределы столицы КНДР и сразу, как только покинули пхёньянский район Раннак, от столичного шика и блеска не осталось и следа.
Нет, никаких депрессивных промзон или убогих строений, по-прежнему всё чистенько и аккуратно, но уже заметно беднее.
Вот взять дорожное полотно.
В центре Пхеньяна оно идеально, широкие городские проспекты все как один одеты в добротный асфальт.
А здесь… и вот тоже четырёхполосное шоссе, две полосы туда, другие обратно, и сама она прямая, как натянутая стрела от пункта П до пункта К.
Но бетонное покрытие старовато, вся в заметных изъянах. По дороге видел дорожный знак: «110» в центре красного круга. Ага, попробуй разгонись хотя бы до 90.
Примерно на середине пути открыл навигатор, смотрю on-line карту. Так едем в сторону Южной Кореи, трасса прямая и одна, лишь изредка жиденькие ответвления, очевидно, к местным деревенькам.
А что там за 38-й параллелью? Ничего себе клубок! Вся территория Южной Кореи в бесконечном хаосе автомобильных магистралей, подобно телу того чудака из книги рекордов Гиннеса, что зататуировал себя настолько, что не осталось и миллиметра свободной кожи.
Вот вам и наглядная демонстрация экономического превосходства одной страны над другой. Дороги то, как кровеносные сосуды, куда они не доходят, там умирает тело. И даже не верится, что до начала 70-х годов прошлого века Северная Корея была гораздо сильнее в экономическом плане, чем Южная.
Интересно, что трасса Пхеньян - Кэсон построена относительно недавно. Строительные работы начались в конце 1987 года и завершились к 15 апреля 1992 года. Точную дату окончания строительства запомнить несложно, в КНДР это главный государственный праздник, день рождения вождя Ким Ир Сена. В тот год ему стукнуло 80, круглая дата, а трасса Пхеньян — Кэсон вполне достойный подарок, подозреваю, что не единственный.
Тысячи военнослужащих, привлечённых к строительству, поработали знатно. Помимо собственно дорожного полотна, возвели 18 тоннелей и 84 моста. Северная часть Корейского полуострова, в отличие от южной его части, местность со сложным гористым рельефом.
Примерно на середине пути санитарная остановка, искать кусты вовсе не обязательно. Над дорогой возведено солидное здание, это запланированное проектом место отдыха.
Туалеты внутри, а рядом со зданием торговые палатки со снеками, сладкой газировкой и прочими не самыми полезными продуктами питания.
Я себе давно такого не позволяю, но многие скупаются.
Цены девочки продавцы объявляют исключительно в долларах США или китайских юанях. Северокорейские воны в обмен на товар не возьмут, да у нас их и нет. Хождение иностранной валюты в КНДР как официального средства платежа весьма характерный и не очень понятный факт, с учётом того, что мы в закрытой стране социалистического типа.
Едем дальше, трасса широкая и практически пуста, нам бы хорошо разогнаться и взлететь.
Да вот только качество дорожного полотна немного смущает.
Набрать скорость не позволят и многочисленные контрольно-пропускные пункты, проезд через обязательную остановку и шлагбаум. Я таковых насчитал 10 или даже 12. Проверяют и нас, но посты предназначены прежде всего для северокорейских граждан. Местным без специального разрешения перемещаться по стране нельзя, получить которое, слышал, не так уж и просто. Без него билет на автобус не продадут, но, а если втихаря решился сам, рано или поздно на очередном блокпосту поймают.
А теперь важная информация по той теме, что анонсировал выше. Знаете, как называлось это шоссе ранее? А называлось оно шоссе Воссоединения главной достопримечательностью которого была Арка Воссоединения, возведённая в 2001 году.
Фото не моё. Такого сооружения более не существует. Печально
Арка состояла из монументов склонившихся над дорогой женщин, символизирующих две страны, держащих геральдический щит с контуром Корейского полуострова.
Памятник также называли «Аркой Трех Хартий» в честь трех деклараций, которые представители Северной и Южной Корей подписали в 1972 году. В них содержались основные принципы объединения двух стран: самостоятельное объединение без вмешательства третьих стран; обеспечение национального единства; воссоединение мирным путем без участия вооруженных сил.
Всё в прошедшем времени. Мы эту арку не увидели и знаете почему? Арку снесли в 2023 году, примерно в январе, точная дата не известна. Американцы тогда опубликовали снимки со спутника, была и нет, вот вам и воссоединение.
Однако тему продолжу в Кэсоне, а вот, кстати, и он.
Объединение Кореи - несбыточная мечта
В Кэсон мы ехали смотреть исторические памятники (вернее, большей частью, их реплики) той эпохи, когда Кэсон был столицей средневекового государства Корё.
Исторической теме я посвящу свой следующий материал, но сейчас один исторический аспект по заявленной теме, чтобы лучше понять трагизм сложившейся ситуации.
Для корейцев характерна давняя история политического единства, ибо почти вся территория нынешних двух Корей с 10-го века находилась под единым управлением. Все эти столетия корейцы жили в составе единого централизованного государства. Нынешние границы, если рассматривать две корейские страны как единое целое, установились примерно в веке 15-м и с тех пор практически не менялись.
При этом границы носили не только политический характер, но и этнически-ментальный. У корейцев всегда существовали специфические представления о собственной идентичности, резко отличающие их от соседей. Да и язык корейский сам по себе, ни к одной языковой группе не относящийся, ничего общего ни с китайским, ни с японским.
И вот в августе 1945 года некие случайные люди, не имеющие никакого отношения к корейской нации, не знающие её историю и культуру, исходя из текущих сиюминутных обстоятельств, взяли и разрезали живой организм ровно пополам, по 38-й параллели.
Туловище и голова с тех пор живут сами по себе, а таз и ноги от них отдельно.
Корейцев никто не спрашивал, да и те, кто кромсали страну, думали это временно, и совсем ненадолго. А оно вон как получилось.
Ныне это два независимых государства, друг друга не признающие, но каждое из них член ООН. Социально-экономические системы и политическое устройство корейских государств радикально различны. У северян авторитарный режим с государственной экономикой (во всяком случае официально) социалистического типа, у южан вроде как демократия с развитой рыночной экономикой. Однако, тут надо сказать, что большую часть своей истории Южная Корея управлялась военными хунтами, а автор и инициатор экономического чуда этой страны - диктатор генерал Пак Чон Хи.
Да ладно экономика и политика, тут некоторые специалисты утверждают, что фактически появилось два новых субэтноса, северокорейский и южнокорейский.
И язык уже заметно отличается один от другого, и менталитет, конечно. Даже говорят об антропологических различиях граждан двух государств, но, думаю, это вздор.
Так что там с воссоединением некогда единого организма? На данном этапе жёсткое политическое противостояние и никаких перспектив. Эйфория идей объединения 70-х годов 20-го века, увы, прошла.
Когда Ким Чен Ын демонтировал Арку Воссоединения одновременно он демонтировал и все структуры, работавшие для продвижения переговоров об объединении. Нынешний лидер Северной Кореи в прошлом году официально заявил, что воссоединение с Южной Кореей мирным путём невозможно. Он поручил убрать из северокорейской конституции слова о возможном объединении двух стран и призвал называть Южную Корею «враждебным государством номер один» и «неизменным главным врагом».
Он считает, что власти Южной Кореи избрали своей национальной политикой «воссоединение путем поглощения», что резко контрастирует с линией КНДР национального воссоединения, основанной на принципе «одна нация, одно государство и две системы».
Официального ответа Сеула на такие заявления Ким Чен Ына мне неизвестны.
Давайте разберём перспективы воссоединения двух Корей и какие проблемы при этом возникают, а для фона пусть будут виды Кэсона.
Не достопримечательности, об этом в следующем материале, а картинки обычной городской жизни.
На этих фото простые жители этого города, судьба которых решается в высоких кабинетах власти.
Возьмём такую гипотетическую ситуацию. Вот сядут лидеры двух корейских государств за стол переговоров и примут принципиальное решение: воссоединению быть. Продумают переходный период, возможно решат, что объединённая страна должна бытьв форме конфедерации.
Насколько реален такой вариант в обозримом будущем? Ответ: однозначное нет, и вот почему.
Главное препятствие такого варианта развития событий - это огромный разрыв в уровне доходов двух стран.
ВВП Южной Кореи превосходит аналогичный макроэкономический показатель соседа в 25 раз.
И вот представьте, какие проблемы возникнут, когда бедные и богатые родственники станут жить вместе, пусть даже на условиях конфедерации.
Северяне, прозрев, начнут задавать неудобные вопросы своей власти отчего так случилось, ведь им всегда говорили, что у южан экономический ад: жестокая власть капитала, эксплуатация и обнищание народных масс и так далее. Лидеру Северной Кореи свалить ответственность на предыдущих правителей точно не получится, там дедушка и папа, наследственная передача власти.
Не трудно догадаться, что при таком раскладе Северную Корею ждёт социальный взрыв и революция с печальным финалом для власть имущих, да и для простых граждан.
Ибо любая революция - это всегда зло и горе.
Заинтересован ли лидер Северной Коре и в воссоединении на таких условиях? Навряд ли. Для властей КНДР остаётся только одно, обеспечивать условия для экономического роста и увеличения доходов граждан за счёт развития частного предпринимательства и, одновременно, продолжать держать страну закрытой от всего мира.
Политика Ким Чен Ына ровно такая: частное предпринимательство в КНДР уже присутствует по полной программе, рост экономики значителен, но страна по-прежнему изолирована и, кажется, закрывается ещё больше.
С северянами понятно, а как там южане. Сейчас в Республике Корея демократия, противоборствующие политические партии, борьба за электорат и прочие либеральные игрушки. И вот представьте, что некий политический персонаж или партия предложит перспективу воссоединения, вместе с которой придётся подтягивать Северную Корею до уровня Южной.
На инвестиции в северокорейскую промышленность, в строительство дорог, автомобильных и железнодорожных, вложения в иную производственную и социальную инфраструктуру уйдёт не менее пяти годовых ВВП Южной Кореи. Так говорят эксперты.
А ещё надо будет вкладываться в переподготовку кадров. Уровень образования в Северной Корее достаточно высок, и может даже выше, чем в Корее Южной, но вот прикладные знания северян в большинстве отраслей промышленности давно устарели.
Понятно, что открытие границы приведёт к невероятному миграционному потоку из севера на юг, что разнесёт вдребезги рынок труда в Южной Корее и вызовет массу социальных проблем.
Думаю, перечислять негативные сценарии в результате такого воссоединения для Республики Корея можно очень долго. В любом случае, оно станет для этой страны сокрушительным ударом, приведёт к падению доходов её граждан и снижению экономического потенциала самого государства. И ни одна политическая сила не станет инициировать процесс воссоединения на данном этапе.
А что касается внешних игроков? Китай однозначно против такого объединения, ему нужна некая буферная зона в виде КНДР, которую он контролирует и в экономическом и политическом плане. Да и вообще объединение может непредсказуемо изменить расстановку сил на Востоке.
США аналогичным образом контролирует Южную Корею, вложив после Второй мировой в эту страну столько усилий и столько денег. Риск потерять вложения крайне большой, особенно на фоне предстоящего глобального противостояния с Китаем.
России, очевидно, появление нестабильного государства с ядерным оружием тоже ни к чему. Да и терять союзника в нынешних политических условиях вряд ли разумно.
Получается одни негативные сценарии. Так что, корейскому этносу навечно суждено быть разделённым?
Посмотрим, мир меняется столь стремительно, возможно изменится обстановка и на Корейском полуострове.
На этом завершаю, но с Северной Кореей не прощаюсь. Есть у меня в запасе ещё две темы, одна про средневековую Корею, другая о делах духовных.
Теги:
Культурно-познавательный туризм