Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была 9 сентября 17:54

Саратов — Россия Июль 2024

Рассказывать о поездке в Саратов я начала со второго дня, потому что первый и последний дни у меня связаны нитью воспоминаний. Это город, в котором я родилась, и откуда меня в два года увезли на Урал. Летом, мы приезжали в гости к бабушке, которая жила совсем близко от центра города. Поселившись в отеле на проспекте Столыпина, я сразу же отправляюсь в сторону улицы Гоголя, где, как я увидела в гугле, сохранился частный домик № 20.

Иду по проспекту Столыпина к площади Чернышевского.

Здравствуй и до свидания, Саратов

Пешеходная улица появилась в Саратове в 1983 году, и тогда она называлась проспект Кирова. Проспектом Столыпина улица стала в 2022 году, а до этого меняла названия много раз: Немецкая, Скобелева, Республики, Кирова. Здесь много красивых старинных зданий, в общем-то как и везде в старом Саратове. Я иду от отеля к началу улицы у сада Липки. Первым номером на проспекте здание консерватории.

В Саратове много всего первого, и эта консерватория тоже первая в провинции, так же как первый в провинции художественный музей, первый русский цирк. В этом здании, построенном в 1902 году, первоначально размещалась музыкальная школа, а консерватория открылась здесь в 1912 году. После реконструкции по проекту С. А. Каллистратова, здание приобрело запоминающийся готический облик. Напротив консерватории работает свето-музыкальный фонтан, который красив вечером.

Здравствуй и до свидания, Саратов

Площадь Чернышевского несколько раз меняла название: с 1935 года до 1966 носила имя Кирова, еще раньше называлась Соборная. На месте собора, по которому когда-то называлась площадь, построен стадион Динамо.

Нарядно выглядит церковь Иконы Божией Матери «Утоли моя печали», построенное в 1906 году по проекту архитектора П. М. Зыбина.

Здравствуй и до свидания, Саратов

Дальше иду по улице Радищева.

Архиерейские торговые ряды, середина XIX века.

В 2002 году в Саратове появилась площадь Столыпина, на которой установлен памятник к 140 летию со дня рождения бывшего губернатора.

Здравствуй и до свидания, Саратов
Фигуры крестьянина, кузнеца  и воина у памятника Столыпину
Фигуры крестьянина, кузнеца и воина у памятника Столыпину

Фигуры кузнеца, воина и священника у памятника Столыпину

Петр Аркадьевич был губернатором Саратова с 1906 по 1909 год, и за это время много сделал полезного. В 1909 году открывается университет, заложен фундамент для Мариинской женской гимназии. Добивается большого кредита на устройство водопровода и мостовых, асфальтируются улицы Никольская (Радищева) и Алексеевская (Горького), Начинается модернизация телефонной сети. На площадь Столыпина боком выходит необычное здание, в котором размещается Администрация города Саратова.

Дом Кузнецова /Бенуа 1867, реконструирован в 1912 арх. В.К. Карпенко В здании размещается администрация Саратова

Перехожу Московскую, улицу Кутякова, и вот она-улица Гоголя с неказистыми домишками. Вот и нужный мне адрес. Дом, конечно, не узнать.

Здравствуй и до свидания, Саратов

Сама улица стала более цивилизованной, много машин.

Раньше здесь машин не было, вечером бабушка выпускала пса Бекара, который днем и ночью сторожил дом, жил во дворе на цепи. Пес спокойно бегал по улице, сам приходил домой, когда нагуляется. Смотрю на подвальный этаж и вспоминаю, как через три года после окончания института, и жизни на частной квартире, приехала сюда с намерением устроится на работу и жить в этом доме, в подвальном этаже. Верхний этаж после смерти бабушки заняла ее племянница. Нашла работу на авиационном заводе, но, неожиданно явился молодой специалист, и мне отказали. Интересно, как бы сложилась жизнь? А люди живут в таких домах…

Походив около дома, стала искать рынок, на который ходили с бабушкой за вкусными помидорами. Иду по Мясницкой, помню как бабушка говорила:«Вот на Мясницкой…»

Здравствуй и до свидания, Саратов

На карте было написано «Верхний рынок», но оказалось, что это несколько магазинов на месте бывшего рынка на улице Кутякова, параллельной Гоголя.

Здравствуй и до свидания, Саратов

Стала спускаться вниз по Горькова. В этом районе в основном частные одноэтажные ветхие дома.

Есть и купеческие особнячки, мечтающие о ремонте.

Здравствуй и до свидания, Саратов

Вот, и новостройка, но, видимо, заброшенная.

Дошла до красивого здания Покровской церкви.

Здравствуй и до свидания, Саратов

Это ближайжай церковь и, сначала подумала, что наверное, в ней меня, ради верующей бабушки, крестили. Оказывается в этой церкви во времена СССР было общежитие, а в церкви «Утоли моя печали» располагался планетарий. Действовал только Свято-Троицкий собор.

Возвращаюсь по Горького.

Здравствуй и до свидания, Саратов

С улицы Горького поворачиваю на Радищева. На перекрестке Московской и Радищева в здании бывшей биржи филиал Радищевского музея.

Здравствуй и до свидания, Саратов

На Первомайской, которая пересекает Радищева, еще один филиал Радищевского музея в здании бывшей женской гимназии.

Снова возввратилась к площади Чернышевского. Времени еще не много и решила пройти вниз, к Волге. Иду мимо сада Липки, в котором мы когда-то гуляли, очень жаль, что он на реконструкции. Стоит памятник первому трамваю.

Здравствуй и до свидания, Саратов

Раньше Волга была транспортной артерией, сейчас закрыты все речные вокзалы, нет пассажирских теплоходов, только туристические. Вспоминаю как мы в детстве приплыли в Саратов на теплоходе от Перми, расположившись в трюме в восьмиместной каюте, это называлось третьим классом. Водный путь тогда был самым дешевым. В 16 лет я впервые совершила самостоятельное путешествие. От Свердловска на поезде доехала до Перми, где купила билет на пароход до Саратова во втором классе. Каюта была двухместная с мягкими полками. Теплоход шел шесть дней! Было очень весело. Не помню, что и где я ела, но вечером на палубе были танцы, собралась молодежная компания. Днем развлекали чайки. В другой приезд на «Ракете» съездила на один день в Волгоград. А сейчас и «Ракет» нет…

Здравствуй и до свидания, Саратов

Зато можно погулять по набережной.

В старом Саратове совсем не было набережной. На берегу были пристани, склады, сараи. Набережная космонавтов построена в 1962 году, а в 2020–2021 года провели большую реконструкцию.

После того, как я несколько дней походила по городу и по его замечательным музеям, на последний день у меня намечено посещение Воскресенского кладбища, на котором похоронена бабушка, и где я была один раз с мамой и с теткой.

На остановку иду на Театральную площадь, жаль что театр, по которому названа площадь, много лет на ремонте. В 16 лет я слушала здесь оперу «Хованщина».

Здравствуй и до свидания, Саратов

Театр мне понравился, а опера не очень. До появления театра здесь была Хлебная площадь. После постройки деревянного театра площадь получила нынешнее название. Первый театр прослужил городу 49 лет, но обветшал, и построили другой, снова деревянный, который сгорел через два года. В 1865 году строится простой и изящный каменный театр, который стоял почти 100 лет. В 1962 году проведена реконструкция, которая больше походила на строительство с использованием старого фундамента. Часть здания осталась на старом фундаменте, а часть на новом, что-то в фундаменте не сошлось… В 2018 году стоял вопрос о сносе из-за деструктивных процессов в фундаменте. Однако, из центра были выделены деньги, и в 2020 году начался ремонт. Или реконструкция? Проблем, видимо, много.

Привлекает внимание здание Саратовской областной научной библиотеки.

Здание Народная аудитория 1899 год Архитектор Н.М. Проскурнин
Здание "Народная аудитория" 1899 год Архитектор Н.М. Проскурнин

От Театральной площади местная жительница посоветовала мне доехать до Сенного рынка, а оттуда недалеко до Воскресенского кладбища. Сажусь на 11 автобус и выхожу у Сенного рынка.

Здравствуй и до свидания, Саратов

В корпусе у входа интересная скульптура.

Раньше очень любила походить по рынку, что-нибудь попробовать и купить по дешевке. В городах сейчас рынки не те, по дешевке ничего не купишь. В Саратове зашла на три рынка и купила только мороженое на Рахова. Но, посмотреть интересно было. Хотела в Саратове поесть вишни и помидор. Вишня, видимо уже прошла, помидор тоже не поела, только на завтраке в отеле, конечно, не местные. Рыбы на рынке много и цены приемлемые, но, не буду же я с рыбой таскаться. Раки очень дорогие, а цена зависит от размера. Вспомнила монолог про раков у Карцева. В общем удовлетворила свое любопытство, и пошла в сторону кладбища. Оказалось не так уж близко. Вокруг старые убитые строения, но одно здание меня заинтересовало.

Промышленный комплекс ректификационного завода и винного склада построен в 1901 году Арх. А.Н. Клементьева

Бывший водочный завод в СССР был переоборудован и здесь работало предприятие Саратоврезинтехника. В настоящее время на этом месте функционирует рынок «Привоз».

На кладбище подхожу к могиле Чернышевского.

Здравствуй и до свидания, Саратов

Здесь мы стояли втроем много лет назад. У входа на кладбище памятник Вавилову.

Памятник Н.И Вавилову (1887-1943) установлен на средства ученых-генетиков 25 сентября 1970 года, Скульптор К.С. Суминов

Всемирно известный генетик и агробиолог академик Николай Вавилов был арестован 6 августа 1940 года за измену и вредительство. Генетика была признана лженаукой, и под пытками Николай Иванович признался во вредительстве. Первоначально ему присудили расстрел, но в камере смертников он узнал о «помиловании». Расстрел был заменен на 20 лет тюрьмы. За два дня до смерти он был доставлен в тюремную больницу с тяжелой дистрофией. Был похоронен в общей могиле для арестантов. Еще один памятник всем жертвам репрессий установлен 11 июня 2000 года. В Саратовской области было репрессировано 18 тысяч человек.

Здравствуй и до свидания, Саратов

Сначала мы губим людей, а потом ставим им памятники и называем улицы их именами… И сколько веков так продолжается…

Где похоронена бабушка, я не знаю, тогда по молодости не запомнила и не записала. Планировала положить цветы на могилу Чернышевского и всех помянуть. Но, на кладбище, которое существует с 1836 года, после 1979 года не хоронят, и цветов не продают. Осенило подойти к церкви.

Здравствуй и до свидания, Саратов

Закрыто, но обещают прийти после звонка. Пришла служительница.

Я купила четыре свечки, и поставила, куда она мне сказала, за упокой.

Здравствуй и до свидания, Саратов

Бабушке будет приятно. Служительница посоветовала мне обратиться в архив, чтобы узнать, где могила. Может быть, обращусь, если еще приеду.

Обратно еду на старинном трамвае, такие, наверное, остались только в Саратове.

Здравствуй и до свидания, Саратов

Вечером у меня поезд. Хорошо, что съездила, много посмотрела и увидела, как-то стало лучше на душе. Желаю этому городу развития и процветания, его можно сделать очень привлекательным для туристов, но, конечно, требуется капитальный ремонт.

В детстве я очень гордилась, что родилась на Волге, в Саратове. Всю жизнь прожила на Урале, и, конечно, люблю нашу природу и мой город, но частица моего сердца есть в родном городе Саратове.

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.