Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был вчера 23:36

Петропавловск-Камчатский — Россия Июнь 2024

В первые четыре дня на Камчатке мы успели повидать поле дымящихся фумарол, ночевать в палатках у подножия вулкана, штурмовать вершину Горелого вулкана, разбить палаточный лагерь на берегу океана…

а Утром пятого дня нас ждал океан! Еще одна классическая и обязательная экскурсия — прогулка на кораблике по Авачинской бухте и выход в Тихий океан. Сама бухта так огромна, что досужие статистики посчитали, что при мировом супер-шторме в этой бухте можно укрыть от катаклизма торговый флот всего мира!

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

Суда выходят их портовой марины, идут вдоль берега, далее остановка у живописных скал «Три брата». Есть легенда, что три могучих брата-богатыря решили защитить родные деревни от шторма, да так и окаменели от напряжения.

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

Минуем мыс Маячный и вот он — Тихий океан. Перед поездкой нас пугали пронизывающим ветродуем и морской стужей, но… погода была идеальная. Вначале чуть туманно, а затем солнечно и тепло, волнения тоже не было, хотя многие, опять же от страха, наглотались таблеток от качки. Вот тебе и непредсказуемый Тихий океан. Прогулка длится часов шесть, конечная точка — птичьи базары на о. Старичков. На нем гнездуются чайки и птички стАрики, а во время всего круиза вокруг судна постоянно крутятся красноклювые тупики. Их птенцы очень смешно бегают по волнам, удирая от яхты. Разок вдалеке видели каланиху, похоже, с детенышем на пузе.

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

Туристам положен вкусный обед — уха, рыба, а также салатики и крабы. Пока крабов еще не сварили, все азартно фотаются с разлапистыми «монстрами».

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

В программе рыбалка на камбалу, у нас ловили даже женщины, которые никогда в руках удочку не держали — азартное занятие. Наловили камбалы так много, что забрали с собой в лагерь и с удовольствием пожарили на углях. Порой на удочку клюют страшные чудища с огромной башкой, типа океанские бычки, у некоторых на голове извиваются черви-паразиты. Дополнительно в качестве заманухи туристам обещают встречу с китами и касатками. Но, без гарантий, закономерно нам они не попались от слова совсем. На обратном пути яхта заходит в живописные бухты Гротовая и Тихая, морские прогулки — это всегда здорово.

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

Вернувшись на сушу, прошли по городу, полюбовались видами порта и Авачинской бухты с высоты. Какая же жара в городе стояла в этот день! Через часок вернулись в лагерь на Халактырский пляж, вот чудеса: там очень прохладно. Местные погодные реалии таковы — на расстоянии 20 км разность температур может достигать 10 градусов. К вечеру сильно похолодало — это была самая холодная ночь нашего путешествия, аж пар шел изо рта.

Шестой день горный. Каждый день у нас что-то новенькое и неизведанное. Прямо с утра вновь горы, но необычные — едем к седловине между Авачинским и Корякским вулканами, предстоит легкий треккинг на горного Верблюда. Оба вулкана действующие, но при нас они спокойно спали… О Камчатке сложена замечательная песня:

Я прошу, пусти под свой туман

Тише — тише не буди вулкан

Покажи мне океан… Тихий океан

Моя Камчатка!

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

Верблюд не настоящий, это горное образование с мудреным названием экструзия. Треккинг легкий, а вот дорога до его начала ой, какая нелегкая. Значительная часть пути пролегает по руслу сухой речки. В период таяния снегов с гор по этому руслу устремляются вниз потоки грязи, воды, камней и песка. В летнее время это сильно пересеченная местность, по которой могут ездить только вездеходы, или же экстремалы байкеры. Пару часов вахтовку колбасит вверх-вниз и вбок, будто на океанских волнах, не все выдерживают такую качку.

Зато на точке заброски красота — острый и местами заснеженный конус Корякского, периодически закрываемый белоснежными облаками, плоская с нашего ракурса заснеженная вершина Авачи. Солнце сияет, ветерок продувает, небо синеет — благодать.

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

По дороге к экструзии надо перейти русло той самой сухой речки, дно которой устлано нагромождениями камней. Лед еще не сошел, толстые пласты плотно припаяны к берегам, под ним протаявшие ямы, часто туристы даже не замечают, что идут над пустотой. А посреди русла лежат огромные ломанные глыбы льда, почерневшие от солнца и земли. Говорят, что зимой в горах глубина снега достигает 4х метров. По обочинам дорог ставят высокие шесты, чтобы трактора, что чистят снег зимой, видели, где пробивать снег. Восхождение на пик относительно простое, единственная проблема — вулканическая сыпучка, по которой трудно идти. Сверху замечательные панорамы на красивейшие горы, долину с турбазой, и немного эйфории от подъема.

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

По возвращении с треккинга русло сухой речки превратилось в речку мокрую: яркое солнышко подтопило льды и снега и по руслу заструился веселый и полноводный ручей. После восхождения замечательно перекусили на фоне гор, а затем подманивали евражек — местная живность, типа сусликов. Они очень общительны, а еще и прикормлены туристами. Хотя кормить их нельзя, но людям очень приятно, когда любопытная усатая морда тычется в руку и берет угощение.

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

В этот же день заглянули к монументу «Здесь начинается Россия» — ни один турист не должен миновать эту локацию. Много раз видел снимки этого места, на некоторых за монументом виднеется огромный вулкан. Оказалось, фотомонтаж — вулкан имеется, но сильно далеко.

В походах проблемы с душем, а в ледяном ручье не искупаешься, поэтому заглянули в купальни «Зеленовские озерки». Там источники радоновых и сероводородных вод, прекрасно оборудованные бассейны и замечательный вид на горы. Помылись в душе, искупнулись в бассейне — одно удовольствие. Однако, надо быть осторожным, на моих глазах двум купальщикам стало плохо после горячих ванн.

На обратном пути решали проблему: завтра у нас тоже горы — красивый горный массив Вачкажец. Но, именно на завтра коварная природа запланировала сильнейшие ливни с порывистым ветром. Пойдем в горы — вымокнем до нитки, а сушится будет негде, ибо на следующий день уже сплав по реке. Было очень обидно лишиться такой прогулки, но с природой не поспоришь. Прекрасный Вачкажец превратился для нас в грустный вачкабздец…

Седьмой день выдался хмурым, природа готовилась к ливням. Но нам повезло — успели собрать лагерь до дождя: как не крути, а сбор сухих и мокрых палаток — это две большие разницы. Через час влил дождь, хорошо, что мы не пошли в горы… Гиды все ж решили сделать нам променад и завезли в карьер снежного аметиста. Черный полудрагоценный камень с белыми прожилками очень красиво сияет на солнце. Только сегодня эту красоту не увидать — струи дождя и низкие тучи надолго скрыли солнце. Камчатская непогодь показала на что способна, но плащи и сапоги хорошо защитили от мокроты.

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

Путь лежал в Малки — место сегодняшней ночевки и завтрашнего старта речного сплава. Это место знаменито Малкинскими горячими «лужами». Не очень приятно купаться в луже, пусть и горячей, но, все не так плохо. В реальности, в галечном берегу речки вырыли прудики, в которые из реки попадает студеная вода, а из горячих источников — кипяток. Там народ с удовольствием и отмокает.

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

К вечеру вновь повезло — дождь утих, но сырость осталась, а спать то теперь на земле: на сплаве вместо кроватей выдают тонкие надувные карематы. У меня опухоль с десны и щеки еще не спала, у жены тоже опухоль над зубом. Впервые дал слабину — уступил разумным уговорам жены спать не в палатке, а в домике. Только мест в домиках не оказалось… Пришлось раскидывать палатки на мокрой траве, как обустроились, тут и дождь вновь припустил.

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

Любовались необычным закатом, когда полнеба окрасилось полосами красно-розового цвета. Теперь жди ветра, ночью он задул с недюжинной силой: проснулся от того, что по палатке ветер гуляет и мой спальник продувает! Так до утра и кутался от холода, все к жене жался, а она от меня откатывалась))) Только после подъема понял в чем дело — на потолке палатки не закрыл клапаны, через них ветер и свистал.

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

День восьмой сплавный. Честно говоря, речной 3х-дневный сплав мы ожидали с большой опаской. Жена боится воды, спас-жилет и относительно небольшая глубина реки ее совсем не успокаивает — вода то ледяная. А я беспокоился о ночевках — не будет ли слишком знобко? Собрали лагерь в Малках, переехали на берег реки Быстрой Малкинской. Как оказалось, быстрых рек на Камчатке несколько и их различают по названию местностей. Выгрузили кучу багажа на берег, гиды быстро и споро надули 4 рафта, весь наш скарб загрузили и… поехали, тьфу, поплыли!

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

В центре каждого рафта гора тюков, личные носильные вещи запрятаны в непромокаемые сумки. Чемоданы остались в вахтовке на них места нет, кроватей тоже не положено. Туристы сидят на туго надутых бортах рафта, в руках весла — команда «грести» может поступить в любой момент. Как только мы научились слаженно грести, весла можно положить и расслабится. На дне рафта по периметру плещется водичка, там есть отверстия. Сидеть на борту удобно, но надо быть осторожным — на наших глазах с борта соседнего рафта турист бултыхнулся в воду. Там было неглубоко, но промокнуть в самом начале сплава — так себе удовольствие. Погода теплая, но на стремнине прохладно, а мужику весь день мокрым плыть на ветерке.

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

В целом, сплав — это ленивое, но приятное созерцание красивых берегов. Грести приходится очень редко, а так сиди, глазей по сторонам, думай о вечном, пей пиво, если не забыл прикупить баночку. Нам сказали, что за три дня мы пройдем по реке 95 км, сомневался я, однако. В июле река полноводная, течение быстрое, вода чистая, да еще ветер прямо в спину дует, рафт подгоняет. Планировалось 5–7 часов идти, а проскочили за четыре часа, и это с учетом часа на островной перекус. Аппетит на реке разгорается очень быстро, а тут такая благодать — причаливаем рафты к дикому острову, раскидываем столы, на них неутомимая Люба с помощью наших женщин раскидывает вкусную еду, и вуаля — пикник на берегу готов.

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

Все берега от кромки воды и до далеких гор заросли густыми лесами. В основном это каменная береза Эрмана с очень твердой и плотной древесиной. Подлесок — высоченные заросли борщевика. Дикие места — дорог нет, только заповедные леса на десятки км вокруг, а в них лишь комары, да медведи. Если что-то случится, то до ближайшей грунтовки много часов вниз по течению… Лагерь разбили на обжитой полянке, сплавы здесь регулярны, гиды знают все заветные полянки наперечет. Место очень зачетное — через реку высокая горка, кажется, что находимся в зеленом ущелье.

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

Что делать на привале? Жарища, в лес ходить не моги, встреча с медведем реальна как никогда. Людей медведи обычно не едят, но по случайности напасть могут. Правила просты — не сближаться с мишкой для селфи, не смотреть ему в глаза, не трогать медвежат. И самое главное — не бежать от медведя, это бесполезно и крайне опасно. Если медведь нападет, есть два варианта — медведь поиграется и пойдет дальше, либо задерет человека до смерти. Если медведь хотя бы раз напал на человека, у него одна дорога — только на отстрел.

Мы залегли спать, распахнув все окна в палатке, хорошо, что они с сетками, иначе комары покусают. Через час-два проснулись от холода — холодает здесь очень быстро. Народ пытался ловить рыбу на спиннинг, но в этот день клева почти не было. Речная рыба Камчатки почти вся исключительно красная и очень ценная. Государство давно наложило свою лапу на природные богатства: хочешь ловить кету, горбушу, кижуча, чавычу или хариуса — купи лицензию! Не купил — ты уже браконьер(((Лишь одну рыбку можно ловить без лицензии — гольца. Удивительное дело, промышленных браконьеров, которые тысячами отлавливают рыбу и потрошат ее на икру, выбрасывая тушки, всегда «крышуют», а частников чмырят лицензиями и штрафами.

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

Интересен круговорот жизни и смерти красной рыбы, она рождается в студеных камчатских речках, растет в них, а затем уходит за тысячи км в соленое море, где проводит лучшие годы своей жизни. В час Х косяки рыб устремляются обратно на родину. Причем, направляются именно в тот ручей, где они вылупились из икринок — как они находят именно нужный ручей и заводь, ученые объяснить не могут. В реку рыбы уже попадают с брюхом, полным икры, за драгоценным мешочком икры, что называется «истык», и охотятся люди. А пока их не поймали, лососи преодолевают сильное течение и пороги. На своем последнем пути в один конец они не едят, а после метания икры все взрослые особи погибают, очень часто их тушки становятся едой для мальков, которые рождаются позже.

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

Нерест рыбы — раздолье не только для человека, но и для медведей, они с удовольствием и без труда ловят больших рыбин на перекатах. Причем, ни один инспектор рыбнадзора у них лицензию не потребует. Медведи жрут ценную рыбу сырой, и тут их поджидает засада. Значительная часть лососевых заражена гельминтами, если рыбку пожарить или сварить — все ОК. Но медведи то рыбу не жарят, и гельминты легко заражают их организм, именно поэтому мясо камчатских медведей нельзя есть. Говорят, только лапы медвежьи можно употреблять, если их хорошенько проварить.

День девятый рыбацкий — приятно спать в палатке в дикой природе, но как же напряжно в 4й раз собирать лагерь, хотя у нас уже большой опыт. Быстро собрали, быстро загрузили на рафты и поплыли по быстрой реке. Скучище, вроде бы? А вот и нет — сегодня начался клев! Первыми гольцов поймали гиды, а потом и туристы начали. Вот уж все оживились — сидишь себе на рафте, закидываешь спиннинг, а потом бац, и голец грамм на 600 на крючке! Особо хороший клев начался на островке, где обеденный перекус устроили, народ сматывать удочки совсем не хотел. Я тоже взялся за спиннинг, подсек, подвел к берегу, и уже почти вытащил большого гольца, как хитрый рыбец у самого берега вбрыкнул хвостом и сошел с крючка — вот обида!

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

Первые два рафта прибыли к месту ночевки раньше нас, как же им повезло: на другом берегу реки им позировал живой мишка! К приходу нашего рафта медведь сбежал. На второй стоянке ребята и девчата оторвались по полной — голец шел на ура! Я тоже мощную поклевку подсек, но вытянуть не смог — рыба опять сошла. Гольцов наловили много, жаль без икры, мы то надеялись на настоящую камчатскую икру-пятиминутку. Зато уху сделали настоящую рыбацкую-камчатскую — в ведре на костре с головешкой! Сначала приварили головы и хвосты, сделав первый бульон. Затем выбросили головы и навалили в ведро рыбы и картошки больше, чем самой юшки. Перед готовностью забросили в уху помидоры, а Саша сунул в ведро горящую палку! Вкус получился восхитительный, настоящее объедение.

Горы, реки, океан — и это все Камчатка

Ребята поймали одного хариуса и микижу — единственные рыбы, которые не заражены паразитами и их мясо можно есть сырым. Гиды нам сделали восхитительную закуску «рыбу хе» с соевым соусом, солью и перцем. А рыбы осталось еще так много, что весь вечер жарили ее на углях и оставили в фольге на завтрашний перекус.

Теги: Экстремальный отдых

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.