Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 9:59

Паратунка — Россия Июль 2024
  1. Камчатка далекая и невероятная
  2. Будни Камчатских походов с палатками

На карте СССР Камчатка располагалась так далеко, что даже мечтать побывать там не стоило. Цена билета до Петропавловска Камчатского была 178рэ — запредельно дорого при ЗП инженера 130р/мес. Кстати, в школьные годы плохих учеников сажали на самые последние парты — «на Камчатку», я тоже там сидел, но, не потому что был плохим, а из-за высокого роста.

Реально начал приглядываться к Камчатке лет семь назад, но цены были на порядок выше, чем за границу, поэтому отложил свои хотелки на далекое потом. В этом году «то самое потом» наступило, и решили мы с женой-либо сейчас, либо уже никогда. Тур выбрал особенный — палаточный. Знакомые, услышал о нашей авантюре, делали большие глаза и крутили пальцем у виска.

Основная проблема была с выбором одежды. Несмотря на разгар лета, прогноз обещал 13-15С днем, а ночью и того меньше — бывалые туристы предупреждали: может быть холодно. В специальных спорт-магазинах имеется все — термобелье, спец-плащи, шляпы с накомарниками, они стоят кучу денег. Продажа одежды для этого региона — раскрученный бизнес по выколачиванию денег из доверчивых туристов. Я на это дело не повелся и правильно сделал, купив только плотные и длинные плащи, которые реально пригодились. На ноги приобрел плотные кроссовки вместо рекомендованных треккинговых ботинок. Здесь тоже не прогадал, правда, дополнительно взял резиновые сапоги. В целом, они оказались не нужны, но на речном сплаве оказались вполне к месту. Если бы все дни шли дожди, то сапоги были бы незаменимы.

Будни Камчатских походов с палатками

Прогнозы оказались не очень верные, за две недели относительно холодным и сильно дождливым был только один день и две ночи. Вопрос утепления решался привычным способом — многослойностью. В остальные дни днем было тепло и даже жарко, а ночью не холодно: понимаю, что нам повезло.

На удивление, авиабилеты удалось купить по относительно гуманным ценам. На этом направлении действуют субсидированные цены по плоским тарифам, что не позволяет жадному АЭ наживаться на пассажирах — 28 тыщ туда-обратно при расстоянии 6800 км, это очень неплохо. Удивило другое — какой же бардак АЭ устроил в своем базовом терминале «В» ШРМ: все рейсы регистрируются в единой общей очереди. Народищу просто тьма, в результате сотни человек толкутся в очереди от часа до полутора, это настоящий кошмар. В полете меньше 8 часов, кормят полтора раза, даже винишка наливают. По часам за окном должна быть ночь, но весь полет за окном день, а прилетаешь уже на следующее утро, так и не увидев ночной тьмы. Джетлаг жесткий: разница поясного времени +9 часов, особенно по возвращении тяжело войти в ритм.

Будни Камчатских походов с палатками

День первый - сонный и адаптивный — плохая погода, дождик, сонливость. Только прилетели, тут же быстро расселились на турбазе Огонек в деревушке Паратунка, которая славится своими горячими источниками. А потом весь день спали, увидеть что-то интересное на Камчатке не удалось и не успелось. Комары имеются, причем злые, под вечер заглянул в бассейн с горячей минеральной водой — здорово. Ночь после перелета очень тяжелая: несмотря на всю усталость, заснуть невероятно трудно.

Будни Камчатских походов с палатками

День второй - начало приключения. За утренним столом собралось 19 настороженных путешественников, у всех куча вопросов и опасений. Главные опаски связаны с погодой, медведями и ночевками в палатках. Организатор Антон сразу удивил, досыта накормив нас икрой, а задорные гиды как могли успокоили — жить сразу стало интереснее и веселей.

А во дворе уже стоял наш пепелац на ближайшие 10 дней: на шасси мощного Урал прикрутили салон с креслами, это называется «вахтовка». Загрузились в салон, задняя часть которого уже доверху была забита инвентарем, и помчались, жаль асфальт кончился сразу за Паратункой. Зашли в магазин, и тут первый камчатский шок — это цены, минимум в два раза выше московских: огурцы 600, виноград 500, черешня 800. А пиво то 120–200 рэ за банку! Сдуру купил коньяк.

Будни Камчатских походов с палатками

За селом сразу начинается грунтовка, но не такая ужасная, как ожидали. Власти выделили миллиарды на тур-развитие края и сейчас делают отсыпку насыпи для трассы на Вилючинский перевал. Строительство дорог — самый коррумпированный бизнес: воруй, сколько влезет. С одной стороны здорово, что сделают трассу, с другой стороны ужасно, что неконтролируемый поток диких туристов, среди которых будет масса китайцев, быстро и безвозвратно уничтожит хрупкую и неповторимую природу Камчатки, которая формировалась тысячи лет.

На Вилючинском перевале притормозили, чтобы полюбоваться видами с высоты, жаль туманно, ветрено и мокро. Сделали фоточки и бегом в вахтовку, после крутого спуска дорога резко испортилась, но ехать далеко не пришлось.

Будни Камчатских походов с палатками

У ручья, что течет под косогором, разбиваем палаточный лагерь. Из машины вывалили кучу вещей: палатки, кровати, столы, стулья, коврики-карематы, спальники, контейнеры с едой, газовая плита и баллон, также десятки других, совершенно необходимых в походе вещей. Все трава рядом оказалась усеяна тюками, коробками и свертками, через полчаса десяток палаток уже стоял на поляне.

Будни Камчатских походов с палатками

А на столах уже раскинута скатерть самобранка — бутеры с кетой, запечённой под майонезом, оливки, копченая семга, вкуснейшая печень минтая, и, конечно, красная икра. Не та безвкусная размазня, что мы пробуем в Москве, а икринка к икринке — свежая со вкусом, знакомым с детства. Ее тут не размазывают по хлебу в одну икринку, а накладывают толстым-толстым слоем! А еще и шампанское в придачу! Для неизбалованных туристов это экстремальный пикник на обочине и настоящее пиршество в дикой природе. Виды вокруг хороши, но суровы — заснеженная вершина Вилючинского вулкана окутана густым туманом, негромко журчит ручей с ледяной водой, часть русла которого еще в снегу, косогор порос низкорослыми березками.

Будни Камчатских походов с палатками

Быт походников прост — первым делом найти ровную полянку, чтобы разместить 15 палаток. Сразу раскидывают палатку-столовую, затем оборудуют кухню. Параллельно ставят 2х местные жилые палатки, в них запихивают раскладные кровати, весьма удобные. Поодаль копают две ямки, над ними ставят палатки-туалеты. Ходить туда по ночам лучше вдвоем — медведи здесь есть и их немало. С группой едет три гида и повар Люба — замечательная и добрая хлопотунья, которая стала душой нашей группы. На утро плотный завтрак: каша, тосты, яичница, порой сосиски. На обед обычно очень плотный и вкусный перекус, на ужин суп и второе.

Будни Камчатских походов с палатками

Еду готовят на газовой плите, глинтвейн — на костре. Вино и водку заранее берут из магалина, воду берут из ручья когда захочешь. В нем же умываются и моют посуду — походная романтика. Душа в походе нет, зато каждые два-три дня нас возили на горячие источники. Спать летом в палатках не холодно — спальники хорошие, хотя, было две ночи, когда пришлось утепляться. Комары на маршруте были, но, не так много и не такие ужасные, как я ожидал. Комариная тема сильно беспокоила, у меня аллергия на укусы со времен стройотряда в Уренгое. Отдельное спасибо гидам за бережное отношение к природе — весь мусор до салфетки собирают в мешки и вывозят в город на мусорки. И-нет и связь на многих точках отсутствует полностью. Важный момент — у нас даже генератор имеется для зарядки всех телефоннов: связи то почти нет, но фотают теперь именно на телефоны.

Ночь еще впереди, а сейчас вновь по машинам! — едем к подножию вулкана Мутновский. Дорога очень плоха, ухабы, рытвины и камни, только тут я понял для чего нам вездеход.

Вдоль дороги, не спеша, трусит драная лисица, равнодушно взглянула на машину и побежала дальше по своим делам. Едем к первой в СССР геотермальной станции. С энергией на Камчатке всегда были проблемы — мазута да угля не напасешься. Вот головастые ученые и решили поставить на службу человеку вулканическое тепло. Под землей у вулканов жарко, туда пробурили множество скважин и закачивают водичку. Вода быстро вскипает и устремляется вверх по трубам в виде раскаленного пара. Тут главное быстро подставить под струю пара лопатки генератора — вуаля, ротор крутится, электроны бегают по проводам, электричество искрит и идет, куда следует. Приехали на станцию в густом, липком и мокром тумане — плащики очень пригодились.

Будни Камчатских походов с палатками

Станция — неплохо, но нам туда не надо. Намного интереснее Домашняя долина гейзеров для бедных. В ней никаких гейзеров нет, зато есть фумаролы — глубокие дырки в земле, через которые на поверхность с шумом вырывается горячий пар. Кажется, будто огромный паровоз спускает пары из своего котла. А мы шлепаем по грязи в сторону необычного цветного ручья — вода перенасыщена химией, а лужицы по его берегам пузырятся. С чего бы это? — это газы поднимаются на поверхность и создают эффект «кипения». Вокруг все дымится, попахивает сероводородом, порой фигуры путников почти скрываются в дыму. А название «для бедных» появилось в противовес классической Долине гейзеров, до которой можно добраться только на вертолете и это стоит несусветных денег.

Будни Камчатских походов с палатками

Впереди глубокий овраг, на дне которого ручей, местами все еще укрытый толстым снежным настом, под которым протаяли целые тоннели. Наша цель — громко гудящая фумарола, она расположилась на берегу следующего ручья в глубокой лощине, уходящей в горы. Невероятное зрелище и ощущения — ревущая и пышущая паром дыра в земле! Вдруг, откуда не возьмись, выскочила лисица, но не такая пушистая и ухоженная, как мы привыкли видеть на картинках, а драная и худая. Она пробежала совсем рядом, перескочила через ручей, и… вернулась к людям, перескочив ручей обратно. Жена оказалась рядом с лисой, пыталась ее подманить, пока я ее не дернул. Здоровая лиса никогда не подойдет к людям, а вот бешенная — бывает.

Будни Камчатских походов с палатками

Уходить не хочется, но пора, для расслабона можно залечь в горячую ванну неподалеку. Да, ванна неокультуренная, местные создали запруду на горячем ручье и получилась купель на 7–9 человек. Вокруг красота — небольшой водопадик, склон оврага, засыпанный нестаявшим снегом, с другой стороны — зеленеющие луга с редкими снежными проплешинами и быстрым ручьем. В общем, дикая экзотика и одно удовольствие.

Будни Камчатских походов с палатками

Первый вечер на природе особенный — ужин в палатке-столовой, выпивон-закусон и первая ночевка в палатке. Все замечательно, только коньяк, купленный в сельском магазине, оказался «паленым» — отравление приключилось жутчайшее(((

Третий день - не самый удачный для меня. Ранним утром восхождение на вулкан Горелый: после отравления с невероятным трудом приподнялся — сил нет вааще, но я забросил себя в вахтовку.

По дороге видели странную картину — ровное поле с глубокими колеями и десяток неподвижно стоящих машин. Это местные реалии машины вязнут на ровном месте и садятся на брюхо. В горах с дорогами все непросто

Будни Камчатских походов с палатками

Доехали до подножия вулкана, начали восхождение, но, организм категорически отказался тащить отравленное тело в гору. С колоссальным трудом пройдя по тропе час, сел на камень и впервые признал свое поражение(((Я не смог покорить Горелый, который считается самым лайтовым вулканом на Камчатке, туда спокойно восходят даже дети. Вся группа взошла на вершину, а я остался сидеть на камнях. Очень приятно, что коллеги по группе поддерживали морально, конечно же, гиды не оставили меня, планируя сопроводить до низу. Но, немного отдохнув, я самостоятельно спустился к вахтовке, где и дожидался счастливую группу несколько часов, порой проваливаясь в сон.

Будни Камчатских походов с палатками

Покажу три Галкиных снимка — это то, что увиделя вся группа на вершине: озеро в кратере, снега и горы, величественный конус Вилючинского во всей красе

Будни Камчатских походов с палатками

Дело осложнила еще одна проблема — на Камчатку я вылетел с воспалением десны. Для меня это обычная история — застарелый пародонтит, как лечить — знаю. Но, тут что-то пошло не так — начались сильнейшие боли и бесконечные таблетки анальгина. Жена тоже вылетела с воспалением десны (не зря говорят: муж и жена — одна сатана))), но она уже была на антибиотиках.

Вторая ночь в лагере уже совершенно не страшила, а зря. К раннему утру я обнаружил, что разнесло половину лица — воспаление десны перешло в гаймарову пазуху. Заплыл глаз, правая половина лица превратилась в подушку. Нужна срочная помощь, а мы так далеко от цивилизации (((

День четвертый — перегонный. Утро порадовало солнечной погодой, метрах в 400 от лагеря пробежал медведь — ура, мы увидели его! Новая развлекуха — радиальный выход к водопаду Снежный барс. Этой замечательной прогулке не может помешать даже распухшая щека, боли в затылке и в глазу))) Вверх-вниз по разбитым направлениям, которые тут называют дороги, на особо крутых участках скользим вниз по грязи. Частенько видны отпечатки медвежьих лап — огромные такие…

Будни Камчатских походов с палатками

Водопад большой, полноводный и очень живописный — грохочет и брызжет мелкими холодными каплями. Мужики спустились вниз, туда, где поток водопада с грохотом разбивается на миллионы прозрачных брызг о черные камни, а ввернулись мокрыми с головы до пят. Мощь и красота природы в одном месте — восторг!

Будни Камчатских походов с палатками

Собираем лагерь с видом на Вилючинский и меняем дислокацию. А мне, по ходу, придется сойти с маршрута — воспаление дело не шуточное, без врача-хирурга — кранты. После обеда вернулись в Паратунку, какие же молодцы ребята-гиды и Антон, они нашли в Петропавловске стоматологию неотложку и на такси отправили меня туда за 35 км. Часа полтора в очереди и я в зубном кресле. Приговор обжалованию не подлежит — удаление зуба и антибиотики, а дальше без гарантий. Что ж делать — прощай мой верный, но старый изношенный клык. Вскоре беззубого меня забрали с остановки, завезли в аптеку и доставили уже на новую точку локации — на пляж. Спасибо ребятам за неоценимую помощь в опасной ситуации.

Вернулся в родную группу прямо на Халактырский пляж Тихого океана. Уже знакомая суета с лагерем: раскинуть палатки, кровати, спальник. Вышли погулять на пляж — песок мелкий-мелкий и черный-черный, идти очень тяжело. Кстати, песочек вулканический и магнитный. Я ожидал шквального ветра на побережье, таки нет — ветра почти нет, зато есть множество комаров. Я ожидал огромные волны — все ж Тихий океан! таки нет — волнушки очень маленькие. Вода холоднющая, пара «моржей» из группы окунулись, но… это сильно на любителя. Честно говоря, этот раскрученный пляж меня не впечатлил.

Будни Камчатских походов с палатками

Вечером ужин в палатке-столовой оказался с колоссальным сюрпризом! Антон привез горы вареных крабов в куботейнерах и море разливного пива. Мне позарез надо пить антибиотик, но как можно удержаться от такого пиршества?!? Я решил, что пляж от города не очень далеко, если воспаление обострится и придется резать десны, доеду до неотложки. Поэтому рискнул заменить антибиотики на пиво! И не прогадал — восхитительный пивной праздник получился в отличной кампании, настоящий Халактыр-фест. Вкуснейшее пиво и необыкновенной нежности свежайшее крабовое мясо. Антон поведал, что крабы надо варить только живыми и именно в морской воде, только так достигается невероятная нежность волокон. Позже мы ели крабов и в ресторанах города и на прогулочной яхте, но… подобного апофеоза вкуса уже не случилось.

1. Камчатка далекая и невероятная
  2. Будни Камчатских походов с палатками

Теги: Экстремальный отдых

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.