Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была вчера 23:56
Как интересно изучать собственное Отечество!

Валаам — Россия Июнь 2024

Валаам — место святое, суровое, красивое, с богатой историей, в которой немало трагических страниц. Впервые я побывала на острове в 2008 году и лишь через десять лет рассказала о том путешествии на Туристире. Было бы странно повторять то, что однажды было опубликовано, поэтому предлагаю пройти по ссылке и прочитать тот мой рассказ. Он хорошо вводит в настроение, которое я и сейчас вспоминаю с трепетом и радостью.

В 2012 году мы с мужем на авто отправились на Новый Валаам, который находится в глубине Финляндии — место, куда эвакуировались монахи в начале северной войны 1939-40гг. Свой небольшой фильм о прошлой поездке я тоже опубликовала на сайте

Кроме того опубликовала я и рассказ о путешествии в Финляндию, в монастырь Нового Валаама:

Если кто-то действительно интересуется историей Валаама, эти прежние публикации будут интересны, а меня освободят от необходимости повторений. Что ж! Расскажу о новых впечатлениях, ведь каждая новая поездка, даже в места знакомые, где бывал когда-то, это всегда новая страница и, конечно же, страница неповторимая. Нельзя в одну воду вступить дважды, все течет. Меняется Мир и мы вместе с ним. Проходя старыми тропами, мы непременно сравниваем былое и настоящее, поэтому я и предложила вашему вниманию так много ссылок, чтобы вместе со мною вам легче было сравнивать и оценивать последнее посещение святого острова.

В прошлый раз то был круиз «выходного дня». Отправлялись из Санкт-Петербурга в субботу вечером, воскресенье проводили на острове и вечером того же дня садились на теплоход, чтобы в понедельник утром все путешественники могли бы успеть на работу. Этот маршрут давно пользуется популярностью в Петербурге. Но если когда-то (десятилетия назад), по этой воде ходил лишь один трехпалубный теплоход, то сегодня любой ладожский водный маршрут непременно включает Валаам. Хотя иногда о. Валаам заменяют на о. Коневец — тоже святой монастырский остров со своей историей и своими святынями.

В этот раз посещение Валаама стало одним из событий более длинного шестидневного маршрута по Ладоге, который я осуществила в начале июня.

Ранее я побывала на Валааме в такое же время (в свой День Ангела 3 июня), и хорошо помню, как радовалась и утепленному кожаному плащу, и сапогам. Остров каменный, скальный и его основа прогревается медленно, так что лето на Валааме начинается не по нашему привычному календарю и путешественникам это надо учитывать.

Валаам. Туризм или паломничество

Впрочем, камни и скалы дольше хранят тепло, а потому осенние месяцы — сентябрь, октябрь, вроде бы здесь самые благодатные по погоде. Но вспомним, что «у природы нет плохой погоды», а в святом месте тем более.

Да ведь и Валаам мне представляется мудрым седым стариком-монахом, который вполне может улыбнуться сквозь усы, но и проучить. Меня Валаам второй раз учит (значит любит, принимает, надеется на мое исправление).

В 2008 году (я об этом поведала в прошлом рассказе), после того как перед завтраком сбегала в храм и подала записки (их было много — люди просили), у меня очень сильно заболела голова, хотя со мной такое случается крайне редко. Тогда я была еще очень слаба после воспаления легких и у меня возникли сомнения — смогу ли я пешком пройти те 7 километров, которые обещала экскурсовод. Боялась не за себя даже, а за других — как они меня «потащат-повлекут», ежели что… Но экскурсовод, у которой это была первая в ее жизни экскурсия сказала решительное слово «надо» и я послушалась.

В этот раз Валаам встретил нас «насупив брови». Дождь копил силы и, хотя во время утренней экскурсии он лишь рассеянно вспоминал о приехавших туристах легкой моросью, напоследок излил на меня можно сказать несколько ведер воды. Кажется, никто больше из многочисленных пассажиров-попутчиков так не промок — все были уже на судне, а вот я промокла «до нитки». Приняла это обстоятельство, как окропление святой водой, сказала себе мысленно — значит сподобилась! (Потом, правда, поболела).

Ладога в этот раз пропустила нас спокойной водой, а то ведь озеро-море коварное (кто знает характер). Не случайно когда-то на берегу острова построили именно Никольскую часовню и паломники, добравшись по великой волне (бывает, что до трех метров волны поднимаются, а то и больше!) достигнув берега, сразу бежали в часовню благодарить Николая-Угодника (что помогает на водах), о своем спасении.

Пришвартовались в Никоновской бухте и уже на малом судне отправились в бухту Монастырскую.

Валаам. Туризм или паломничество

Мы не пошли в Богородичную часовню, что оказалась рядом с причалом, а стали собираться организованными «кучками», руководствуясь табличками с номером группы, доставая и пристраивая выданные наушники, с любопытством озираясь на вывески «сувениры» и средства индивидуального передвижения, что отныне можно взять напрокат, дабы кататься по острову в свое удовольствие.

Валаам. Туризм или паломничество

Диссонанс заключался в том, что для организаторов этого дня на Валааме я была туристкой, а в глубине своего сердца паломницей. Надо было принимать это обстоятельство.

Валаам. Туризм или паломничество

Пошли знакомиться с достопримечательностями. Слово конечно неплохое, так как достопримечательность предполагает знакомство с объектами, представляющими культурную или природную ценность, имеющими историческое значение или природную красоту, которая может предлагать отдых, развлечения…

Когда же путешествует паломник, он направляется к святыням, чтобы им поклониться и чтобы в таком путешествии обрести новый духовный опыт, а значит стать чуть-чуть лучше. Точкой соприкосновения здесь может стать история и красота, а вот слово «развлечения» Валаам вряд ли принимает — может и наказать. Правда, если человек духовно слабый, то получит «шлепок незаметный», а вот если есть духовное основание, то может получить «по полной программе»…

Вначале наш экскурсовод повел нас в сад, дабы не пересекаться с другими группами. Светофоров нет, но разминуться всегда стоит, чтобы не мешать другим слушать о важном.

Валаам. Туризм или паломничество

Я еще из прошлого рассказа (16 лет назад) хорошо помню про то, как раньше монахи многолетними стараниями наращивали почву на камнях. Укладывали ветки, клали на них валуны и через два года получали немного земли. В результате яблоками кормили весь Северо-Запад! И что только ни выращивали! «Терпение и труд все перетрут» — это мне внушали мои старшие еще в далеком детстве. А если еще и с молитвой!

После сада перешли к скульптуре Андрея Первозванного.

Летописец Нестор рассказывает в своих писаниях о том, как апостол Андрей из Крыма, вверх по Днепру дошел до Ладоги, где приводил к вере язычников.

Есть недоверчивые, кто опровергает это сказание, есть те, кто верит. Нам сегодня уже не проверить, да и важно ли это для нашей сегодняшней веры во Единого Бога Отца Вседержителя!

Лично я не люблю скульптуры святых, на мой взгляд, это католическая традиция, но данная скульптура, как произведение искусства понравилась.

Валаам. Туризм или паломничество

Памятник освящен в 2014 году патриархом Кириллом.

Этому же событию — пребыванию святого апостола на Валааме посвящен и великий поклонный крест, который был освящен недавно, в 2022 году накануне дня Памяти основателей монастыря преподобных Сергия и Германа в Никоновской бухте. Сам крест возвысился над своим основанием на 4 метра. Конечно, хорошо, что вместо стоянки транспорта, который все же есть на Валааме, теперь установлен крест. Причем на скульптуру Андрея Первозванного я бы креститься не стала, а вот крест — он всегда Крест!

Валаам. Туризм или паломничество

Поинтересовалась (уже в интернете) авторами этих последних сооружений, хотя мне больше нравится древняя традиция иконописцев: не фиксировать свои имена на иконописных работах — Бог всех знает, вот и достаточно.

Одна из первых остановок групп — Знаменская часовня, которая сочетает в себе черты и храма, и монументального памятника. Часовня построена в 1858 году в память о посещении Валаама государем Александром II со своим семейством.

Валаам. Туризм или паломничество

Есть предположение, что ее эскиз или чертеж принадлежит известному архитектору Алексею Горностаеву, который построил на острове 9 зданий. Причем 8 из них сохранились до нашего времени.

Конечно, в каком состоянии были все эти здания и строения после революции, безвременья богоборчества и войн, не стоит и говорить. Все нуждалось в восстановлении и реставрации, которая не закончена даже и в настоящее время.

Однако страшны не только разрушения, которые постепенно исправляются, страшно, когда святыни губят осознанно…

Так игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий с болью рассказывал: «… когда мы стали восстанавливать заброшенные храмы, не было ни одного не прострелянного креста. Эти прострелянные кресты до сих пор на наших плечах, и долго нам еще нести эту тяжкую ношу безверия и кощунства».

Валаам. Туризм или паломничество

В луковке Знаменской часовни тоже были обнаружены пули. Это очень трагично. Но и такое было в нашей истории.

Есть и другой памятный обелиск с именами особо почитаемых гостей-паломников. Конечно, почему бы об этом и не вспомнить, ведь это же история.

Валаам. Туризм или паломничество

Ну, а я всей душой стремилась в Спасо-Преображенский собор, где находится список с Валаамской иконы Божией Матери (первая икона после эвакуации так и осталась в Финляндии). Хотелось скорее пройти моей любимой лестницей, поклониться святым мощам основателей монастыря преподобных Сергия и Германа, что находятся под спудом в Нижнем храме. Однако наш водитель все водил нас вокруг храма и рассказывал историю монастыря.

В один из моментов он исчез в трапезной и вышел оттуда с буханкой только что испеченного хлеба, еще теплого. Мы отламывали кусочки и радовались его теплой ласке. Не Евхаристия, но что-то вроде доброй агапии. Мне кажется, что это заботливое приношение запомнится больше, чем рассказы «посмотрите направо, посмотрите налево».

Все же я успевала фотографировать то, на что указывал наш экскурсовод. Это и старое кладбище и келейный корпус, и зимняя гостиница (Дом Паломника), который построили еще в середине 19 века, но сейчас, как говорят, превратили в достаточно комфортную современную гостиницу.

Валаам. Туризм или паломничество

Для того чтобы пройти во внутренний двор мы прошли знаменитыми Святыми воротами с надвратной Петропавловской церковью, (это место вначале спасло нас от начинающегося дождя).

Валаам. Туризм или паломничество

Но все же я стремилась в Спасо-Преображенский собор. С точки зрения архитектуры — это, конечно же, смысловая доминанта, от которой выстраивается весь ансамбль построек и зеленого убранства, как естественного, так и высаженного умелыми руками монахов.

Дело в том, что монастырь стал застраиваться в конце 18 века по единому плану так что, несмотря на все трагические события прошлых лет, сегодня, этот ансамбль восстановлен и не нарушен, а скорее дополнен.

Поскольку вначале мы (к сожалению) не спеша ходили вокруг собора, даже послушали короткий концерт ансамбля певчих (сейчас этим часто радуют туристов при таких вот кратковременных посещениях храмов-музеев)

Валаам. Туризм или паломничество

Постаралась сфотографировать собор с разных сторон, но он был прекрасен и величав, так что достойное фото не получалось — слишком велик.

Маленький концерт проходил в еще неосвященном маленьком храме. В отличие от Спасо-Преображенского собора здесь все было маленькое, только время ожидания посещения главного собора — большое.

Наконец мы вошли в собор и сразу же направились в Верхний холодный (неотапливаемый) храм, освященный в честь Преображения Господня.

Валаам. Туризм или паломничество

Этот храм был сооружен в 1896 году в русском стиле. Как утверждает интернет на его строительство пошло 3,5 миллиона кирпичей, где каждый был весом по 7 кг (и зачем мне это знать!)

Валаам. Туризм или паломничество

Вообще в храме, на мой взгляд, невозможно и молиться, и фотографировать.

Валаам. Туризм или паломничество

Я все же сделала какие-то снимки, хотя была огорчена подъемом по известной гранитной лестнице. Как известно, росписи лестницы — это сонм русских святых, что справа и слева словно сопровождают тебя в твоем движении ко Христу и Божьей Матери, Которые уже наверху словно встречают тебя у входа в сам храм. Хорошо задумано! Помню, с каким благоговением мы шли в Преображенский собор вместе со святыми, в мое прошлое посещение 2008 года! Это не забыть.

В этот раз свет на лестнице был выключен и масса народа перемещалась вверх и вниз «не глядя по сторонам».

На мой вопрос о причине такого несоответствия, экскурсовод посмотрел на меня удивленно и, пожав плечами ответить не смог.

Таким образом, пришлось заимствовать фото из моего старого рассказа.

Валаам. Туризм или паломничество

Осмотрев Верхний храм, я устремилась в Нижний, где должен был находиться чудотворный список Валаамской иконы Божией Матери.

Помню, как в прошлый раз я волновалась — увижу ли!

Валаам. Туризм или паломничество

Тогда мне объяснили, что в этом «теплом» храме, освященном в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских, где в отличие от Верхнего, службы проводятся круглый год, монахи не допускают посетителей внутрь если идет служба.

Однако мне повезло, и я едва ли ни в пустом храме могла подойти к святой иконе.

Валаам. Туризм или паломничество

В этот раз народу было много и, хотя рядом с Образом было душевно тепло и благостно, все же суетливость в храме присутствовала.

Невольно вспомнила как на Новом Валааме, в Финляндии тоже волновалась, предполагая, что будет огромное стечение народа, ведь в церкви находятся такие святыни! Однако когда мы впервые вошли в тот храм, то оказалось, что кроме нескольких монахов на клиросе и самого настоятеля, смиренно отпускавшего свечи, в храме прихожан не было. Между тем справа от алтаря располагалась Коневецкая икона Божией Матери, а слева Валаамская икона Божией Матери, которые были доступны для поклонения, и, кажется, рады нам грешным и недостойным.

Тогда был пост, мы с мужем паломничали, а потому ежедневно посещали все службы, которые шли на финском языке. Это не мешало, потому что службы были знакомы, как и распевы.

Правда на второй день прихожан прибавилось — приехали пять послушниц со Старого Валаама и монахи, понимая, что в храме «много» русских, некоторые молитвы спели на русском языке.

Так мы стояли на коленях, а финские монахи пели… О, как хорошо они тогда пели «Жертву вечернюю» на русском языке…

Все это вспомнилось у списка иконы в Нижнем храме святой Валаамской обители, и я почувствовала себя тонкой ниточкой, способной связать что-то очень важное.

Валаам. Туризм или паломничество

А потом я бежала под проливным дождем на тот же небольшой кораблик, который был готов отдать швартовы через две минуты, чтобы отвезти нас на наш теплоход. Потом в каюте я сушила одежду… феном, потому что через пару часов, после обеда, предстояла еще одна экскурсия «Скалистый берег», но об этом в другом рассказе.

Когда уже вечером, после насыщенного событиями дня теплоход стал медленно отходить от причала, я лежа на кровати, потянулась за фотоаппаратом. Почему то захотелось запечатлеть то, что виделось в окно каюты, чтобы потом легче было вспомнить это состояние мира и покоя в душе.

Валаам. Туризм или паломничество

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.