Даже небольшая страна, если она идет за великим вождем, может прославиться на весь мир как родина великих идей эпохи, как ведущая в идеологическом и политическом плане держава
Ким Ир Сен, основатель северокорейского государства
Чучхе, чур не путать с кимчхи
Своей симпатии к Северной Корее я не скрываю, при этом, признаюсь честно, абсолютно не понимаю её причин.
В сети северокорейской пропаганды я не угодил, это точно, хотя осознаю, что попытки изловить меня были. Ибо заранее составленный, идеологический выверенный и утверждённый большими чиновниками маршрут нашего там пребывания, включавший посещение исключительно выигрышных мест, роскошные места ночлега и питания, и даже привлекательные и хорошо образованные девочки-гиды, как раз и есть тот самый невод, призванный похитить разум и сердце.
Хотя, отчасти это сработало, в моём сознании теперь разрушены устоявшиеся негативные стереотипы о КНДР, разбиты основательно, вдребезги и напополам.
Но и северокорейские версии исторических событий, особенно роль их вождей, подаваемые нам во время визита с гротескным пафосом и нарочитым надрывом повлиять на моё устоявшееся мировоззрение и понимание мира уже не могли, скорее наоборот.
Так откуда тогда симпатия?
Думаю, всё дело в обилии ложных мифов призванных сформировать из Северной Кореи образ страны Мордора, где обосновались главные силы Зла и Тьмы. Заказчик дезинформации — глобальный империализм, причина — упорное желание маленького, но гордого государства жить по своим собственным правилам и нормам, ни в коей мере не совпадающим с установками сильных и наглых Мира Сего.
А маленьких обижать нельзя, так меня учили ещё с детского сада, оттого я на стороне слабого.
Надо признать, что тотальная дискредитация КНДР мировому глобализму удалась, образ страны, как последнего оплота казарменного социализма получился как нельзя лучше. Однако, если убрать одиозные мифы, как-то: Ким Чен Ын из миномёта лично расстрелял чиновника коррупционера, так об этой стране в мировом информационном пространстве особо и нет ничего. Вернее, найти адекватную информацию о КНДР можно, но следует изрядно постараться.
В любом случае, о Северной Корее мы знаем крайне мало. Ну вот, например, слово «чучхе», вроде как на слуху, и точно что-то про Корею. Но что оно означает не сразу приходит на ум.
Может это остро приправленная квашенная корейская капуста?
А нет, то кимчхи. А чучхе?
На самом деле чучхе это идеология КНДР, закреплённая в конституции этой страны в качестве официальной. Более того, чучхе не просто идеология, а древнее философское учение, известное по трактатам средневековых корейских мыслителей.
«Чу» означает «хозяин», «чхе» — «природа, сущность, субстанции, тело». Трактуют термин по-разному, вот самые распространённые варианты: «самобытность», «опора на собственные силы», «человек как хозяин себя и окружающего мира».
В чучхе, как официальной идеологии КНДР, неразрывно переплетены три элемента: религия, национализм и социализм. А в центре системы некий субъект, решительно преодолевающий все преграды и подчиняющий себе окружающую реальность.
Так, пока не очень понятно. Чтобы продолжить тему предлагаю перебраться на очередной пхеньянский объект. Ну, скажем, в метро. А почему бы и нет
Секреты пхеньянского метро
С некоторых пор метро в столице КНДР принимает иностранных туристов. Им гордятся, его желают предъявить иностранной публике, с намерением удивить и поразить.
Местные, очевидно, спускаются в «чрево» Пхеньяна по прямому его назначению: переместиться из пункта, А в пункт В.
Но в качестве комплимента от своих руководителей получают изрядную дозу патриотического воспитания, рассматривая роскошное оформление станций метрополитена, прославляющее мудрость вождей и славные подвиги северокорейского народа.
Каково моё мнение об эстетики метро Пхеньяна? В целом, без сомнения, впечатляет, во всяком случае, те станции, что нам осмелились предъявить.
Но, знаете, когда ты видел образец для подражания, ту же станцию «Площадь революции» Арбатско-Покровской линии, к подражателям относишься несколько свысока. А вот китайские туристы, думаю, действительно в полном восторге, в их городах метро, конечно, функционально и технически продвинуто, но особой роскошью, насколько я помню, не блистает.
Однако, тема у меня в этом повествовании несколько другая, ищу позитивные результаты функционирования идеологии чучхе.
Руководствуясь своей официальной идеологией власти Северной Кореи, всегда утверждали, что метро в столице страны построено исключительно благодаря уникальным знаниям местных специалистов, на основе северокорейских продвинутых технологий и с использованием оборудования, произведённого, опять же, в КНДР.
Про мудрое руководства вождя Ким Ир Сена, понятное дело, никогда не забывали, без него там никак.
Слышал, что при метро есть тематический музей, так вот главными экспонатами того музея выступают фотографии вождя, отдающего ценные указания при строительстве метрополитена, или там, дрезина, на которой тот изволил в своё время объезжать строящуюся подземку. Впрочем, в музей при метро нас не повели, а вот на эскалаторе и в вагончиках покатали.
Что из вышесказанного правда? Да, всё, ну, или… почти.
Мудрое руководство вождя было, это аксиома, не требующая доказательств. Сама идея строительства столичного метро пришла Ким Ир Сену из желания продемонстрировать всему миру превосходство Северной Кореи над Южной. И ему это удалось: метро в Пхеньяне открыли в 1966 году, а в Сеуле только в 1971. Правда, на сегодняшний день столичное метро одной страны, как ГАЗ 21 — воплощение престижа и комфорта давно ушедшей эпохи, другой, как обновлённый Aurus Senat из кортежа не скажу кого. И то, и другое средство передвижения, но есть нюанс.
Что касается того, что метро в Пхеньяне северокорейский народ построил собственными силами, верно лишь отчасти. В количественном исчислении граждан КНДР при строительстве объекта было задействовано абсолютное большинство, это правда. Хвала трудовому подвигу солдат Корейской народной армии и узникам северокорейских лагерей.
А вот если оценивать качественный состав, то в категории «специалисты» преобладали советские проектировщики, китайские и чешские инженеры, эксперты по подвижному составу из ГДР.
По поводу иностранного содействия при строительстве метро есть один весьма забавный момент. Как известно, в 60-х годах 20-го века СССР и КНР между собой, мягко говоря, не ладили, а вот КНДР как тот ласковый телёнок, что двух маток сосёт, ладил со всеми.
За образец северокорейские власти желали взять роскошный Московский метрополитен, а вовсе не оформленное в спартанском стиле пекинское метро. Ведь главное предназначение метро в Пхеньяне отнюдь не перевозка пассажиров по городу, а демонстрация достижений Северной Кореи, что строят свою жизнь на основе идеологии чучхе.
Изначально, после озвучивания идеи о строительстве метро в столице КНДР, Мао Цзэдун объявил, что китайский народ должен оказать посильную помощь северокорейским братьям. Китайцы даже приступили к проектированию объекта, но сразу прекратили сотрудничество, как только параллельно к процессу присоединился и СССР.
Через некоторое время Ким Ир Сену во время визита в КНР удалось убедить Мао Цзэдуна, что в конфликте «старших братьев» он вовсе не на стороне СССР. Китай проникся и простил «младшего брата», вновь предложив помощь в строительстве метро. В ответ на такой поворот событий СССР стал отзывать уже своих специалистов.
Северокорейские дипломаты умело играли на противоречиях СССР и КНР, в итоге помогали все, включая страны Варшавского договора. Но заслуженной похвалы от северокорейской стороны не получил никто. Власти КНДР по завершению строительства официально заявили, что метро в Пхеньяне построено исключительно северокорейским народом и благодаря собственным техническим достижениям.
Приведу по этому поводу весьма показательный пример, он связан с вагонами поездов пхеньянского метрополитена.
Сейчас в пхеньянской подземке эксплуатируют те вагоны, что использовались в метро Берлина времён ГДР, в 70-80-е годы.
В середине 90-х немецкие власти решили отправить их на утилизацию, но в итоге за какие-то деньги продали в КНДР. Однако, северокорейские власти выдают те вагоны за собственное производство, для чего удалили логотипы немецких транспортных предприятий, установив там свои.
Для местной аудитории такие информационные манипуляции прокатывают без проблем, а прочему миру подобные истории абсолютно индифферентны.
Что я ещё узнал про пхеньянское метро? Ну, например, что оно глубокое: тоннели проложены на глубине от 110 до 200 метров.
Для чего такой запас залегания догадаться не сложно. После войны начала 50-х КНДР в вечном процессе подготовки к новой войне, и это не истерия, а совершенно оправданное поведение. В качестве бомбоубежища, призванного приютить огромное количество людей, метро в Пхеньяне подходит как нельзя лучше.
Мне кажется, что перевозка людей вовсе не первое назначение метрополитена в столице Северной Кореи, и даже не второе. Главное, безусловно, пропагандистское назначение, демонстрация успехов. Второе — возможность использовать сооружение в случае военных действий.
А третье… чтобы оценить его логистические возможности достаточно взглянуть на схему столичного метрополитена.
Всего две ветки, первая Хёксин, протяженностью всего 10,5 километра, не решает по оценке экспертов никаких транспортных проблем города. Вторая, Чхоллима, должна была соединить центральную часть города с железнодорожным вокзалом, находящимся по другою сторону реки Тэдон, протекающей через город. Но этим планам сбыться было не суждено. В 1971 году при прокладке тоннеля под руслом реки обрушились стены, погибло больше сотни людей, после чего от продолжения строительства ветки под рекой решили отказаться.
Задумывалась и третья отдельная линия Мангёндэ, что должна была вести к одноименной деревне, где родился Ким Ир Сен. Мы там были, и я про это докладывал. Но построили только две станции «Ёнгван» и «Пухын», самые роскошные, их и показывают иностранным туристам.
Там и мозаики, и барельефы, и статуи вождей.
А вот добраться до родного дома вождя в бывшей деревне Мангёндэ, особо почитаемого в КНДР объекта, не получится, туда метро не доходит. Говорят, денег не хватило, но что-то мне подсказывает, что в итоге найдут. А может и нет, не знаю. После 80-х в пхеньянском метро не открыли ни одной новой станции, но планы имеются, и они грандиозные.
И ещё, про одну тайну, связанную с метро в Пхеньяне. Видел такую информацию: в Пхеньяне на глубине 300 метров существует целый подземный мир протяженностью веток и тоннелей до 50 километров. Что, мол, соединяют эти ветки все важные государственные здания, чтобы в случаем опасности, всё высшее руководство могло ретироваться.
Уверен, это враньё, таких мифов вокруг Северной Кореи превеликое множество.
Ликбез-чучхе на фоне Монумента идей чучхе
Знаете, как-то неожиданно мне захотелось пофилософствовать об идеологии чучхе, об учении Кимов, о том, насколько тождественны это понятия и как они соотносятся друг с другом.
Ведь чучхе, как мы выяснили, древнее философское учение, а учение Кимов, официально именуемое как кимирсенизм-кимчениризм, это труды всех трёх вождей северокорейского народа, включая и нынешнего.
Кстати, к термину «кимирсенизм-кимчениризм» рекомендую относиться серьёзно, ибо в Северной Корее считают, что это учение более высшая ступень общественно-экономической мысли, чем марксизм-ленинизм. Что касается экономических теорий, исследующих исключительно рыночную экономику, в КНДР, как и в СССР, их не изучают и в расчёт не берут. По их мнению, такие теории давно устарели.
Однако, мы находимся на туристическом портале, а значит философствовать следует на фоне какой-либо местной достопримечательности. Для этих целей как нельзя лучше подходит Монумент идей чучхе.
Это высоченная, в 170 метров, каменная башня, расположенная в самом центре Пхеньяна, прямо напротив центральной площади Ким Ир Сена, но уже на другом берегу реки Тэдон.
Монумент главная доминанта столицы Северной Кореи, он виден из разных районов города и узнаваем легко по композиции с изображением пылающего факела, установленной на самой его вершине.
С символизмом монумента, думаю, всё понятно, это величие бессмертных идей чучхе в развитии которых на новом историческом этапе определяющую роль сыграл Ким Ир Сен. Именно поэтому Монумент идей чучхе возвели в 1982 году к семидесятилетию любимого вождя, основателя северокорейского государства.
При этом надо понимать, что огромная башня с факелом лишь центральная часть внушительной архитектурной композиции. В её состав также входят скульптура с изображением трех фигур — рабочего, крестьянки и интеллигента.
А также вспомогательные скульптурные группы, фонтаны и беседки, размещённые от башни по обе стороны с выходом к реке и на площадь Ким Ир Сена.
В оформлении монумента нет места случайным элементам, но в изобилии многозначительные символы.
То, что рабочий, крестьянка и интеллигент высоко подняли в руках молот, серп и кисть, это нам понятно. Идея, как я понимаю, позаимствована у Веры Мухиной, но творчески расширена за счёт интеллигента, стоящего, отчего-то с кистью.
Но вот сталевар с беспроводным телефоном в руке, горняк с перфоратором и ткачихи с тканью это уже образчики местного монументального искусства, символизирующее переход Северной Кореи от отсталой аграрной экономики к развитому индустриальному государству.
Мы оказались около Монумента идей чучхе в жаркий полдень, но говорят, что в вечернее время, когда включается подсветка, в том числе, будто горящего огромного факела, сама композиция и территория вокруг выглядят особенно великолепно. Там даже обыграли отражение лучей прожекторов в водах реки Тэдон: будто звёзды спускаются с неба прямо в воду.
Пришло время, немного пофилософствую, совсем чуть-чуть, и завершаю.
Сначала про учение Кимов. Это труды вождей, идеология КНДР, об освобождения человека, нации и класса, вопросы революции, сохранения мира и безопасности, сохранения самостоятельности. Это взаимосвязанный комплекс теорий и методик о том, куда вести народ, как строить партию и государство.
При этом древнее учение чучхе является основой кимирсенизма-кимчениризма, из которой вытекают иные теории и методы. Чтобы понять смысл и глубину учения Кимов, рекомендуют сначала изучить учение чучхе, как его ядра. Ибо там заложены основные принципы и база, а главный принцип таков.
В фокусе учения человек — он хозяин всего и всё решает сам. Он единственный, кто может преобразовывать природу и общество, при этом под термином «человек» где-то понимается отдельный индивидуум, а где-то — все человечество.
Но тогда возникает закономерный вопрос: если человек от природы самостоятелен и независим от внешнего влияния, зачем тогда ему вождь? Тут всё очень просто, народным массам кто-то должен указывать путь, для движения вперёд и развития человеку нужна руководящая идеология.
Ну что, ликбез по учению чучхе прошу считать завершённым, за более подробной информацией следует обращаться к трудам классиков.
Но я не прощаюсь, репортажи из КНДР ещё будут, причём не только из Пхеньяна.
Теги:
Культурно-познавательный туризм