Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был вчера 23:26

Малка, Паратунка, Петропавловск-Камчатский — Россия Июль 2024

Цикл материалов "Камчатка-24"

1. Камчатка далекая и невероятная

Камчатка в последние годы резко набрала туристические обороты: несмотря на катастрофическую отдаленность и обособленность от континентальной части страны, народ повалил туда валом. Летом только из Москвы АЭ выполняет 4 рейса в сутки на огромных Б-777, и все они забиты под завязку, а это 400 паксов на каждом борту!

Камчатка далекая и невероятная

Есть спрос, будет и предложение: турфирм появилось множество, в целом, их программы похожи друг на друга, отличия в деталях, и прежде всего в расселении. Комфортно и приятно жить в отелях / хостелах Петропавловска-Камчатского и совершать ежедневные радиальные выезды. Но, это дорого, плюс, время в пути до интересных точек значительно увеличивается. И самое главное — полностью исчезает романтика необыкновенного путешествия на самый край земли русской. Другой вариант, который выбирают сильные духом и телом: кольцевой маршрут с ночевками в палатках. Можно увидеть больше интересного, меньше трястись в вахтовке и реально ощутить вкус «дикой» Камчатки, а чего стоят душевные вечерние посиделки у костра!

Я выбрал экстремальный палаточный тур… не очень представляя, как это будет на самом деле))) Тур на 11 дней брал на известном агрегаторе, организатором оказался замечательный турэксперт Антон. Самостоятельно я приобрел еще полет в Долину Гейзеров, а еще дополнительно взял отель на пару дней в Петропавловске-Камчатском.

Камчатка далекая и невероятная

Итак, что же удалось увидеть в этом затерянном краю? Камчатка географически полуостров, но, по факту — настоящий остров, ибо отрезан от материка непроходимыми перевалами. Столица края — Петропавловск-Камчатский, самолеты прилетают в а/п соседнего города Елизово. При хорошей погоде из этих мест можно любоваться «домашними вулканами». К ним относят Корякский, Авачинский и Козельский вулканы, а также потухшие вулканы Арик и Ааг, от города до них около 25 км. Виды на эти сопки-вулканы восхитительны, особенно когда едешь по трассе.

Камчатка далекая и невероятная

Сразу после прилета расселились на турбазе Огонек у горячих источников села Паратунка. Под землей залегают почти неисчерпаемые запасы горячих термальных минеральных вод. Большое количество баз отдыха с термальными бассейнами привлекает постоянный поток туристов. Температура воды в бассейнах от +38С, первоначально кажется горячо. Вокруг густые леса, наполненные злыми комарами, озера с лягушками (на картах они отмечены как достопримечательности), речушки и красивые сопки. Это была наша первая ночевка на турбазе в теплом корпусе, а впереди было 8 палаточных и не всегда теплых ночей.

Камчатка далекая и невероятная

Относительно неподалеку от Паратунки потухший Вилючинский вулкан, на него открывается замечательный вид с одноименного перевала — красотень. При ясной погоде с перевала (высота 1000 м) можно увидеть девять вулканов, среди них Мутновский и Горелый. Имеется живописная лавочка с открыточными видами, а также столбы, символизирующие трех местных духов — Гомулов. Зимой камчадалы катаются с перевала на лыжах и споубордах — крутизна спусков здесь очень приличная. Чуть поодаль от перевала на горном склоне устроен глэмпинг Vilyuchik Camp с неадекватными ценами. Сейчас к перевалу делают насыпь, по которой проложат современную трассу. Как жаль, что очень скоро заповедная прелесть Камчатки в этих местах будет уничтожена толпами туристов(((

Камчатка далекая и невероятная

После спуска с перевала дорога идет на Мутновскую ГеоЭС — крупнейшую геотермальную электростанция России. Хотя, дорогой это можно назвать с большим напрягом — разбитая грунтовка. Интересно тут вырабатывают энергию — под землей очень горячо, в нагретый пласт бурят скважину, а затем закачивают туда воду. Вода вскипает, как в чайнике, и вверх по трубам с ревом устремляется перегретый пар. Он вращает лопатки роторов, которые и вырабатывают э/энергию.

Камчатка далекая и невероятная

Около Гео-станции гудит пар, вырывающийся из скважин, текут ручьи. А чуть поодаль между горами Скалистая и Двугорбая расположились дачные источники (Малая Долина гейзеров, она же Долина гейзеров для бедных). Сказать по правде, гейзеров здесь нет совсем, в этом месте имеются только фумаролы. Из гейзера фонтанирует вода, а из фумарол — перегретый пар. В этих местах в земной тверди множество трещин, через них фонтанирует перегретый пар. Отверстия называют фумаролы, они образуют фумарольные поля. Пар из самых больших фумарол вырывается с шумом и свистом, выглядит это очень зрелищно. Когда идешь к источникам, под ногами струятся необычно окрашенные ручьи. Крошечные лужицы частенько «кипят» и булькают от пузырьков газов, выходящих на поверхность. Самый мощный фумарольный выброс происходит в лощине с обрывистой стенкой, он очень громко гудит. По дну лощины бежит ручей — приток речки с классным названием Фальшивая. Обстановка фантастическая: столбы и клубы пара, грохот, бульканье и чавканье под ногами, кажется, что попал в Преисподнюю.

Камчатка далекая и невероятная

После интересной, но непростой прогулки через ручьи, овраги, нерастаявшие снега и липкую грязь, можно расслабится в «диких» горячих ваннах, они маленькие, но 7–8 человек одновременно в них вполне разместятся — в тесноте, но не в обиде.

Камчатка далекая и невероятная

А если после Вилючинского перевала взять чуть правее, там прямой, но трудный путь к вулкану Горелый. Он считается самым лайтовым для восхождения, хотя, на самом деле, его штурм совсем нелегок. Поутру в хорошую погоду у его подножия паркуются десятки больших и малых авто. А по тропе вверх бредут бесконечные цепочки туристов. Средь них и стар и млад, маленькие дети и, даже собаки. Восхождение и спуск занимает 5–6 часов, если повезет и к моменту подъема на вершину там не будет облаков, можно будет полюбоваться замечательным голубым озером в древнем кратере. А по пути наверх открываются замечательные виды на вулкан Вилючинский:

Камчатка далекая и невероятная

Камчатка омывается морями и даже Тихим океаном, знаменитое место — Халактырский пляж с черным вулканическим титаномагнетитовым песком. Песочек не простой, а почти золотой, к тому же магнитный, он содержит железо, ванадий, титан. Много лет назад японцы заинтересовались им, и предложили купить 200 000 тонн песка по бросовым ценам. Среди чиновников сразу нашлись продажные душонки, готовые продавать Родину хоть оптом, хоть в розницу. Как же хорошо, что сделка не состоялась и бесценный пляж сохранился нетронутым. Во время войны на этом пляже ждали высадку японского десанта, вырыли блиндажи, вкопали в землю танки… часть построек сохранилась. А еще тут бывают цунами, в 1952году волна была очень мощная.

Побывать на Камчатке и не сходить на морскую прогулку в Тихий океан — это непростительное упущение. На это мы пойтить никак не могли. В порту устроена марина для яхт, именно оттуда отправляются кораблики, чтобы показать туристам океанские просторы. Мы взяли полнодневный вариант морской прогулки по Авачинской бухте и Тихому океану. Увидели скалы Три брата, остров Старичков (его обитатели — птицы стАрики). И, даже, порыбачили в море — камбала шла на крючок отлично. Есть наземные туры с посещением Халактырского пляжа и смотровой на Трех братьев, но океанская прогулка, по любому интереснее

Камчатка далекая и невероятная

Живя в Петропавловске, можно добраться до интересного места — седловины между Корякским и Авачинским вулканом. Сначала едем по хорошему шоссе, а затем сворачиваем на невероятное бездорожье, которое называется Сухой речкой, и чешем по нему около 2х часов. Название странное, но четко отражает существо дела: в период таяния снегов с гор устремляются потоки воды, грязи и камней, за сотни лет они проделали себе русло, которое в обычное время совершенно сухое. Но его рельеф крайне сложный — сплошные колдобины и камни: народ в машине сильно укачивает от постоянных кувырков.

Камчатка далекая и невероятная

Сюда стремится множество туристов — народ с азартом взбирается на небольшую горку Верблюд (1200 м). По своему типу это экструзия — горная структура, образованная вязкой лавой, которая застыла двумя «горбами» Подъем легкий, местами по вулканической сыпучке, но интересный, тем более что с вершины открываются отличные виды как на Авачу, так и на Корякинский. А у подножия экструзии норы необычных животных — евражек. Они почти ручные, ибо туристы их подкармливают, но делать этого не следует. Людская кормежка для евражек сильно вредна.

Камчатка далекая и невероятная

По дороге в Малки проезжаем деревню Сокоч, она была ничем не примечательна до той поры, пока в ней бабушки не стали печь чудо-пироги — огромные и с разными вкусными начинками. Считается, что необычный размер пирожков делали, чтобы вахтовикам хватило еды до самого далекого места их следования. Бабкина торговля давно канула в лету, теперь в этом пункте множество кафешек, которые торгуют супер-пирогами. Самое раскрученное место Пирожковый рай, но мне там сильно не понравилось — тесто тяжелое, начинки мало. Зато напротив есть не самое приметное кафе Ассорти, вот там пироги делают на славу — огромные, с объемной сочной начинкой из различных ягод, вкуснотища!

Неподалеку от села Малки на берегах реки Ключевка бьют горячие источники — шесть групп грифонов. Там устроены Малкинские горячие «лужи» — небольшие заводи на берегу реки, в которых смешивается студеная речная вода с кипятком из источников. Народ очень любит отдыхать здесь — источники совсем бесплатно, ночевка в палатках. Для изнеженных — корпуса турбазы, если повезет, конечно.

Кстати, горячих источников на Камчатке немало, в 20 км от Елизово расположены еще одни известные купальни «Зеленовские озерки» со смесью радоновых и сероводородных вод. Хорошо оборудованные бассейны и прекрасные виды на вулкан, на мой взгляд, самые цивилизованные купальни.

Камчатка далекая и невероятная

Именно из района Малки обычно стартуют сплавы на рафтах по р. Быстрой Малкинской. Сплавы бывают однодневные, но у нас был 3х-дневный автономный с двумя ночевками на берегу. Романтика! На рафтах размещают по 5–6 человек и загружают весь багаж. В июле течение было быстрое, средняя скорость 8 км/час, а в первый день еще и ветер в спину дул — так вообще «летели» по стремнине. Что интересно, если на берегу теплынь и даже жарко, на реке прохладно, в майке не посидишь. Первоначально думаешь, что сплав — это очень скучно. На самом деле, очень даже интересно — сидишь себе на туго надутом борту рафта, грести практически не надо. Течение само несет тебя куда надо, главное, не свалиться в ледяную воду. А мимо проплывают заповедные и совершенно дикие берега, густо заросшие ярко-зеленой листвой местной каменной березы. На заднем плане горы, впереди острова, порой проплываем настоящие ущелья с зелеными откосами. При желании можно и спиннингом побаловаться, если повезет, вполне гольца можно заловить на блесну.

Камчатка далекая и невероятная

Гвоздем всей Камчатской программы является Кроноцкий государственный заповедник, это название мало кто знает, а вот о Долине гейзеров слышали все. Эта долина как раз и расположена в заповеднике, ее главное богатство — гейзеры, которые протянулись на 5 км вдоль реки Гейзерной. В Долине около 40 гейзеров, высота выброса воды и горячего пара — десятки метров. Режим фонтанирования очень различен — от одного раза в час до несколько раз в день. Место удивительное, но попасть в Долину ой, как непросто, и ой, как дорого — только вертолетом можно долететь. Несмотря на дороговизну, народ на вертолетные экскурсии записывается заранее и все борта взлетают битком набитыми. Есть одна существенная проблема — погода, бывает так, что по нескольку дней вылет невозможен из-за непогоды.

В состав вертолетной экскурсии входит не только Долина гейзеров, но и кальдера вулкана Узон — огромная котловина разрушенного вулкана со множеством грязевых котлов, фумарол, кислотных и «кипящих» ручьев.

Камчатка далекая и невероятная

Напоследок вертолет переносит туристов в Налычево к еще одним «диким» горячим ваннам. Но купаться там сможет не каждый — температура воды +45С. После купания, а чаще вместо его, туристов ждет вкусный перекус на свежем воздухе. Вот говорят, что народ у нас бедно живет. А на пикник на вертолетах массово все летают — я насчитал на поляне сразу шесть винтокрылых «стрекоз». Парадокс, однако.

Чтобы еще больше удивить туристов, вертолет делает облет Карымского вулкана и вершины вулкана Малый Семячек с кислотным озером в кратере.

Камчатка далекая и невероятная

Конечно, нельзя обойти вниманием и столицу края — Петропавловск-Камчатский. Особых туристических достопримечательностей и старинной архитектуры здесь, увы, нет. Зато виды на порт, залив, ближние и дальние вулканы очень хороши. В самом центре города у порта расположена невысокая Никольская сопка. Там парк, пара обелисков, старинные пушки, выход на пляж — неплохое место для прогулки. Административный центр города со зданием правительства и неизменным Лениным расположен рядом с Култучным озером. Озеро отделено от залива косой с пляжем, опять же погулять тут здорово, а после прогулки неплохо приобщится к прекрасному, заглянув в драмтеатр.

Из церквей — новодельный Морской собор и такой же новодельный комплекс с Кафедральным собором.

Камчатка далекая и невероятная

А поодаль от центра располагается достаточно высокая Мишенная сопка — замечательное место панорамных видов на город. Однако, когда мы приехали на нее, внезапно появился туман, который за минуты окутал сначала сопку, а затем и весь город. Погоды в этих местах непредсказуемы.

Путеводителя хвалят необычный интерактивный музей Вулканариум. Да, место интересное, в трех залах подробно рассказывают о вулканах, гид обязателен, без него впечатления будут совсем не те. Цена за билет завышенная, но это Камчатка… Так же имеется Областной краеведческий музей, но мы туда не попали, был выходной. Зато с этой стороны отличные виды на порт, его краны и вулкан.

Камчатка далекая и невероятная

Главной фишкой края после вулканов и гейзеров является красная рыба, икра и крабы. Без них ни один уважающий турист не может покинуть полуостров. Все это здесь имеется в избытке, но, на удивление, цены выше московских. Камчадалы поясняют, что качество и свежесть этих морепродуктов у них значительно выше, чем в Москве. Это верно, но, все ж не объясняет разницу в ценах. Почти все туристы для закупок едут на рынок, однако, напротив драмтеатра по адресу Ленинская, 62 есть специализированный торговый павильон в цокольном этаже с рыбными отделами. Там цены чуть ниже, а качество вполне себе неплохое, да и ехать далеко не надо.

Почти две недели экстремального «отдыха» проскочили, как мгновение, но это были невероятно яркие мгновения нашей жизни…

Цикл материалов "Камчатка-24"

1. Камчатка далекая и невероятная

Теги: Экстремальный отдых

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.