В ближнем Подмосковье, недалеко одна от другой, находятся две усадьбы. Обе в своём прошлом богатые, принадлежавшие знатным владельцам. Но это в прошлом, а в настоящем судьбы их сложились по-разному. От одной остались величественные руины, а другая продолжает радовать глаз и принимать многочисленных посетителей.
Начнём с грустного. Усадьба Петровское-Алабино, построенная Матвеем Казаковым (но это не точно, искусствоведы до сих пор спорят, ну должны же они на каком-то материале свои монографии писать).
Владельцами усадьбы были знаменитые уральские заводчики Демидовы, один из них, а именно Никита Акинфиевич Демидов заказал Казакову этот прекрасный дом. Прекрасный по старым фотографиям и рисункам. Дугообразная парадная двухмаршевая лестница главного дома была украшена чугунными сфинксами и львами.
Особенно поражает размер этого дворца, такой не затерялся бы и в столице.
Главный дом окружали четыре флигеля, был разбит прекрасный парк.
По воспоминаниям современников «по обилию скульптур Петровское могло соперничать с прославленными подмосковными усадьбами — Кусково и Архангельское. К реке Десне вела аллея, украшенная мраморными и чугунными скульптурами. В конце аллеи, на пригорке стояла огромная статуя Аполлона, как и все прочие отлитая на уральских заводах Демидовых».
Храм в честь первосвятителя Петра Митрополита Московского. Митрополит Петр благословил Ивана Калиту на создание Московского государства и перенесение столицы из Владимира в Москву. Построен в 1785 году.
В храмовый комплекс входит также построенная в 1785 году по проекту Матвея Казакова стоящая отдельно двухъярусная колокольня, в том же стиле, что и храм, и главный дом усадьбы. В 1858 году приделом к колокольне новый владелец усадьбы Петровское князь Александр Васильевич Мещерский построил новый теплый храм, служба в котором шла зимой. Эта новая церковь была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Это простое здание уцелело, более того, Покровская церковь не закрывалась в советское время
И ничего от этого великолепия не осталось.
А теперь об усадьбе со счастливой судьбой. Если начинать «от печки», то есть от Бориса Годунова, чьё родовое село Большие Вязёмы, находилось на этом месте в давние-давние времена, то до самой усадьбы мы и не доберёмся). Поэтому смело перепрыгиваем через несколько веков и переносимся во времена, когда при Николае Михайловиче Голицыне был построен дворец, кухонный и гостевой флигели, разбит парк.
Роскошный дворец во французском стиле помнит не только Голицыных, но и Пушкина, Гоголя, Пржевальского, Брюсова. Особенно повезло Большим Вязёмам с Пушкиным, чьё детство прошло в селе Захарово, расположенном неподалёку. А «наше всё» — это самая мощная охранная грамота для любого объекта.
Здание было построено в конце XVII века сподвижником Петра I князем Б. А. Голицыным, как усадебный дом (дворец), куда неоднократно приезжал Петр I. В конце XVIII века, после постройки нового усадебного дома, здание было перестроено князем Н. М. Голицыным под конный двор. Ранее на этом месте располагался деревянный дворец царя Бориса Годунова, который был сожжен во время Смутного времени.
Семиглавый, четырёх престольный, двухэтажный храм был воздвигнут в старинном селе Никольское-Вязёмы царём Борисом Годуновым в конце XVI века. Храм посвятили Живоначальной Троице.
Отдельно стоящая колокольня с северной стороны храма. XVI век. Была разрушена в XX веке, но потом восстановлена.
В музее вам расскажут легенду о том, что во время войны 1812 года, при отступлении русской армии, в главном усадебном доме, в одной комнате, на одном диване с разницей в один день ночевали Кутузов и Наполеон. Музей пытаются сделать интерактивным, на удивление удачно: экскурсантов встречают «живые картины». К ним обратятся Наполеон, Кутузов, Пушкин и даже Пиковая дама (говорят Пушкин писал образ Пиковой дамы с графини Голицыной).
Дамская гостиная. Чудо современной техники — голографическое изображение графини Голицыной в интерьере.
Иностранная (нижняя) библиотека
Французский зал музея с фигурами военных Наполеоновской армии в полный рост
Верхняя библиотека русской литературы
В советское время в усадьбе были дом отдыха, лётная школа, танковое училище, эвакогоспиталь, зоотехнический и полиграфический институты. И это тоже можно отнести к «везенью» усадьбы: до тех пор пока здание используется, его поддерживают, не дают разрушаться. Как только школа, дом отдыха, да что угодно выезжает из занимаемого помещения и на него торжественно водружают табличку об охранном статусе — всё, обратный отчёт запущен, охраняемый объект уже не спасти, он обречён. Единственный шанс — превратить его в музей, и в случае с Большими Вязёмами сработала «охранная грамота»: Пушкин.
А Пушкин в детстве действительно жил неподалёку от усадьбы Голициных, в имении своей бабушки Захарово. Имение небогатое, домик небольшой, но уютный.
Поэт через всю жизнь пронёс нежные, ностальгические воспоминания о Захарово. Последний раз приезжал перед своей женитьбой, имение давно было продано. Всё было иначе, чем в детстве и только пруд, слегка затянутый ряской, был на месте.