Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 17:30

Сергиев Посад — Россия Июнь 2024

Если говорить откровенно, по выносливости и силе духа и тела у меня твердая 4 с минусом. В отличники активного туризма я не мечу: в походы с рюкзаком и палатками не пойду, скорее всего, никогда, всевозможные сплавы, альпинизм и каньонинг также не предлагать. А вот гулять в приятном темпе по красивому историческому городу — это да, это мое.

Тур по Древней Руси

Еще того лучше — по двум-трем красивым городам за одну поездку.

И в этом смысле мне сильно понравился формат «шикарная Москва + что-то еще» — с нашей чудесной Машуней мы посетили снежную Рязань, потом была рождественская столица совместно с путешествием в зимний Псков и крепостной Изборск. А этим летом в солнечном лайт-формате я прокатилась в дивный Сергиев Посад.

Тур по Древней Руси

Из Москвы, одним днем на электричке, очень дешево и совсем не сердито:)

Сейчас расскажу, как все было, с самого начала. В 1340 году, в дремучем бору на холме Маковец, у слияния речки Кончуры с лесными ручьями, братьями Варфоломеем и Стефаном была построена небольшая церковь в честь Троицы и деревянная келья. Вокруг кельи и храма вскоре образовался монастырь, в виде городка, защищенного оградой. Впоследствии его назовут Троице-Сергиевой лаврой, а монаха Варфоломея — российским чудотворцем, игуменом земли Русской, духовным собирателем русского народа. Речь идет о святом Сергие Радонежском.

Тур по Древней Руси

Первыми жителями городка стали монахи, последователя святого Сергия. Известно, что в середине XIV века авторитет обители был столь велик, что к игумену Сергию приезжал князь Дмитрий Донской, за благословением перед Куликовской битвой.

В 1408 году монастырь был сожжен дотла, уничтоженный наместником Золотой Орды Едигеем. Белокаменный Троицкий собор построен уже после смерти Сергия Радонежского, это древнейшая из сохранившихся построек Троице-Сергиевой лавры.

Тур по Древней Руси

Легендарная «Троица» для иконостаса собора была создана Андреем Рублевым, здесь же покоятся мощи преподобного. С Троицкого собора началось формирование архитектурного комплекса Троице-Сергиевой лавры.

Превратить монастырь в мощную фортификацию задумал Иоанн Грозный. К тому времени монастырские стены обросли слободками, где жили чиновники, ремесленники, крестьяне — эти села со временем образовали вокруг обители кольцо, единый посад. В 1540 году начинается строительство крепостных стен с монументальными башнями, восточную стену крепости защищает глубокий ров, к югу выкопаны пруды.

Тур по Древней Руси

Если вы прогуляетесь отсюда вглубь Сергиева Посада, по популярному проспекту, пардон, Красной Армии, выйдете во вполне живой и не слишком туристический город — супермаркеты, пекарни, площади с фонтанами и вездесущие памятники. Это так, небольшое практическое отступление.

В середине XVI века в Сергиевом Посаде строится величественный Успенский собор, вдохновленный одноименным храмом Московского Кремля.

Тур по Древней Руси

Несмотря на реставрационные помехи, выглядит грандиозно. Внутри — настолько великолепно и атмосферно, что у меня совсем не возникло желания фотографировать. Исключительно наслаждаться и подпевать молитве: мы попали на праздничную службу. Кстати, во время торжественной службы можно услышать хор лавры, который даёт концерты в России и за рубежом.

Успенский собор стал свидетелем 16-месячной осады Троице-Сергиевой лавры войсками Лжедмитрия II, в эпоху Смутного времени — как и царевна Ксения Годунова, помогавшая защитникам крепости. Ее прах похоронен здесь же, в усыпальнице Годуновых.

Тур по Древней Руси

Позднее Петр I признавал сакральное значение лавры, а в сложные времена и мощность ее крепостных стен: во время стрелецкого бунта будущий император укрылся под защитой стен святого Сергия.

Статус и название Лавра — то есть крупный мужской монастырь, с особым культурным и историческим значением, присвоен обители указом дочери Петра.

Тур по Древней Руси

Одна из самых нарядных построек лавры, церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой, построена в XVII веке в стиле московского барокко.

Тур по Древней Руси

Она открыта для посещения, и что приятно, для фото. За роскошные барочные интерьеры мысленно поблагодарим нашу самую великую императрицу — именно Екатерина распорядилась «оживить красками» строгий зал храма. С тех пор он скорее напоминает дворец — лепниной, яркими фресками сводов, золочеными деталями.

Колокольня в Сергиевом Посаде — одна из самых высоких и великолепных в России. Ее золоченая главка парит на высоте 88 метров.

Тур по Древней Руси

Первый этаж занимает сувенирная лавка — сюда заходят за подарками из Сергиева Посада.

Сергиев Посад в наши дни — один из красивейших городков Подмосковья, единственный включенный в легендарный маршрут «Золотое кольцо России». Троице-Сергиева лавра — памятник архитектуры из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, культурное достояние человечества.

Тур по Древней Руси

Впрочем, помимо Троице-Сергиевой лавры в городе десятки достопримечательностей. Мы прогулялись к Белому пруду с Конным двором

По проспекту Красной Армии

Тур по Древней Руси

К Блинной горке с эталонным видом на святую обитель.

К Пятницкой часовне, святому источнику у стен лавры. Известно, что воду из источника пил еще царь Алексей Михайлович.

Тур по Древней Руси

И залюбовались Пятницким подворьем Троице-Сергиевой лавры.

Пятницкая и Введенская церкви — древнейшие храмы города за пределами лавры. Их история начинается в XV веке, при Никоне Радонежском — втором игумене лавры и ученике святого Сергия. Столетием спустя храмы перестроили в камне, на радость современным туристам.

Тур по Древней Руси

Отсюда до железнодорожной станции Сергиева Посада (именно так удобнее приехать в город) рукой подать. Электрички ездят шустро, расписание почти круглосуточное, билет стоит символических денег. Мы гуляли по Сергиеву Посаду около 7 часов, успели увидеть самое интересное, купить конфеты с местным символом на упаковке, немного пройтись по городу и даже посидеть на травке у древних стен. Чего и вам желаем:)