На следующий после прилета в Будапешт день, я следовал своему плану и поехал в Сентендре, пригород Будапешта. Я добрался до Баттьяни Тер и пересел на пригородную электричку H5. Budapest card действует только в пределах города, так что надо купить билет, оплачивающий путь от границ Будапешта до Сентендре, стоит 310 форинтов. Сама пригородная электричка пару станций идет под землей, а затем просто вдоль трасс. Местность за окном колоритная, помимо панелек — развалины римского каструма Аквинкум, пригородные дома 19 века, город Обуда вошедший в состав Будапешта при слиянии Буды и Пешта, а ближе к Сентендре вообще открываются пасторальные пейзажи. Изначально я планировал поехать и в Скансен, потом разочаровался в логистике, и вычеркнул музей из списка, но когда я прибыл в Сентендре, что то щелкнуло, я посмотрел расписание, и «о, чудо» я попал на 879 автобус в 10:25 отправляющийся от вокзала Сентендре до Скансена.
Скансен — самый большой этнографический музей под открытым небом в Венгрии. Здесь собраны реконструированные крестьянские дома со всей страны и представлена народная архитектура отдельных краев, а также быт жителей деревень.
Музей представляет собой 8 тематических зон, каждая из которых показывает жизнь людей в отдельных регионах Венгрии и включает в себя для осмотра 247 построек. Почти в каждый дом можно зайти, а внутри воспроизведен быт эпохи. Кроме того у каждого дома есть свой смотритель который может рассказать о доме. Причем на хорошем английском, и смотрители сами предлагают рассказать, не нужно информацию вытягивать, очень дружелюбно и похвально! Музей постоянно развивается, в настоящее время доступно для осмотра 247 построек, и 8 зон. Budapest Card предоставляет бесплатный билет на вход.
Вход в музей представляет из собой стилизацию железнодорожной станции, рядом же и расположена железная дорога, по которой курсирует мотрисса между «деревнями» Скансена.
Первой деревенькой которая встречает посетителей — является Alfodi (Великая Венгерская равнина) которая считается типичным венгерским регионом. Самые известные венгерские слова во всем мире — puszta, csárda, betyár, gulyás, paprika — берут свое начало здесь.
Развитие рыночных городков такого типа началась на равнинах в 14–15 веках. Турецкая оккупация, а затем и освобождение Венгрии Священной Лигой в 17 веке привели к огромным разрушениям в деревнях и городах, а также большому оттоку населения. Заселение обезлюденных территорий началось толкьо в 1730-х годах. Новые поселенцы прибыли в основном из северной части исторической Венгрии; большинство из них были словаками, но часть поселенцев была немецкоязычными из государств Священной Римской империи. В 17 веке в Центральной Венгрии возникли первые усадьбы. Постройки, первоначально использовавшиеся как зимовья для животных, со 2-й половины 18 века превратились в пригородные поселения городов. Усадьба и ее окрестности стали местом выращивания сельскохозяйственных культур и животноводства. В то же время в городах развивались ремесла и торговля, товары потребления, которые использовались как жителями города, так и в деревнях.
Народная архитектура представлена барочным фронтонным жилым домом со смешанными глинобитными стенами и соломенной крышей, перенесенным из Сюкешда. Здание длиной более 40 метров было перестроено после пожара 1886 года, о чем свидетельствует надпись даты года на двери кладовой. Владельцем дома в то время был Г. Дж., то есть судья Йожеф Гариса.
Обстановка возвращает нас в первые десятилетия 20 века. Самым большим семейным и церковным праздником в Сюкешде было Рождество, поэтому в этом здании представлен сочельник римско-католического семейного хозяйства на уровне середняка. Празднование Рождества включало, например, обычай иметь вертеп и накрывать рождественский стол.
В гостиной, выходящей на улицу, стоит так называемый рождественский стол, накрытый богато украшенной скатертью, на котором стоит вертеп в форме церкви. Внизу стоят корзины, полные орехов и пшеницы, а между корзинами конские упряжи, чтобы обеспечить обильный урожай в следующем году и развитие животноводства.
В здании, перенесенном из Надькёрёша, представлена мастерская окраски, действовавшая на рубеже веков. Болдизар Владар, выходец из дворянской семьи, открыл его в 1860 году. Управление мастерской от него взял на себя его единственный сын Йожеф, а затем и внук. При окрашивании в синеву ткань-сырец промывали, а после высыхания крахмалили. Ткань была натянута на печатном столе в крапчатой комнате на чердаке. Изоляционный материал, изготовленный по секретной рецептуре семьи, наносился на белье вручную с помощью печатных блоков. Красящий материал впоследствии не оставил следов на отпечатках. После того, как выкройки высохли, ткань отнесли в ванную, где стояли шесть красильных чанов, врытых в землю.
Узорчатый материал, подвешенный на железных рамах, был окрашен краской индиго. В зависимости от желаемой глубины цвета крапчатую ткань несколько раз погружали в красящую жидкость, а затем поднимали на воздух для получения окончательного цвета. Материал потом варили в первой комнате, на «черной кухне»!
За полосканием и сушкой следовало каландрирование, то есть глажка. Каландр с конным приводом в поперечном крыле заполнялся камнем и приводился в движение с помощью зубчатой передачи.
Красивая мельница приехала в Скансен из Южной части Венгрии. Внутри самой мельницы также показан быт мельника.
По преданию, мельница первоначально стояла в Мискей-пуште, затем ее купил Пал Фацко, и она была перенесена и перестроена в Дуснок. Судя по надписи на зубчатом колесе, ветряная мельница была построена в 1888 году. Его обстановка соответствует 1940-м годам.
В этот период зданием владела семья Коприваначей, проживавшая в комнате-кухне на первом этаже мельничного помещения. Работа мельницы была запрещена коммунистическими властями в 1950 году, после чего она работала нелегально, а позже использовалась как жилой дом.
Кирпичное здание с глинобитными стенами разделено на четыре этажа. На первом этаже находится мукосборник, в котором мука, попадающая между камнями, собирается в ящик для муки. На первом этаже расположены две пары точильных камней, то есть сама шлифовальная конструкция. На третьем уровне находится передаточный механизм мельницы с прямозубым колесом и шпинделем. На верхнем уровне находится наклоненная ветровая шахта и вписанное на нее ветровое колесо. Четырехкрылый парус подпорчен радиальными железными стержнями. На их решетчатых крыльях было натянуто полотно.
А в непосредственной близости с мельницей расположена ферма из Nagykunsag с овцами, волосатыми свиньями, коровами, лошадьми, курами, гусями, запах конечно стоит там соответствующий, но с другой стороны добавляет антуражности.
Выйдя из скотного двора я прошел мимо статуи св. Яна Непомуцкого и вышел к Кисальфельд («Малая равнина», Kisalföld) — равнины графств Позсон, Мошон, Ньитра, Комаром, Барс, Дьёр и Шопрон. Сегодня исторические границы региона находятся за пределами Венгрии.
Что интересно — все церкви в Скансене действующие.
Кисальфельд включает равнины (например, Сигеткез, Чаллокез), протекающие по Дунаю и его притокам, а также по окружающей холмистой местности. Их экономическое и культурное развитие обусловлено выгодным положением и хорошей почвой. На плодородных землях выращивали зерновые, на солнечных склонах виноград и фрукты, также было важным рыболовство. Животноводство и молочное животноводство тесно связаны с заготовкой сена на пастбищах речных равнин.
Благодаря хорошему географическому положению и рынкам сбыта (Вена, Братислава) регион стал северо-западным торговым форпостом Карпатского бассейна, что сильно повлияло на народную культуру. Многие промышленные и импортные товары повлияли на быт, например вид одежды и способ ведения сельского хозяйства.
Благодаря продукции местных моторостроительных заводов Bokor и Kühne стала возможной автоматизация сельскохозяйственных работ.
Рядом расположена Южная Задунайская область — уезды Баранья, Сомоги, Тольна и Зала, которые когда-то были густонаселенной местностью, заполненной небольшими деревнями, но большая часть которых потеряла свое население во время турецкой оккупации. С 16 века в этом регионе сосуществуют сербы, католики-сербы, хорваты и венгры. Традиция busójárás, которая долгое время была знаменитым карнавальным обычаем в Мохаче, имеет хорватское происхождение.
Во время войны за независимость Ракоци (1703–11) часть немцев двинулась на юг, и впоследствии все больше и больше немцев поселились в этой части Дуная из Германской империи. Вот почему территория Толны и Бараньи называется Швабской Турцией.
Разнообразно не только население этого региона, но и его поселения и постройки. В то время как в более изолированных западных частях Южного Задунайского региона до начала 20 века существовали деревянные каркасные, соломенные деревянные дома, то в восточной половине региона, ближе к Дунаю была распространена более массивная архитектура с глиняными стенами. По обе стороны от широкой улицы во дворе стоят дома с массивными стенами; в то время как на участках нерегулярной части поселения встречаются фахверковые постройки. Квартальный блок закрыт плетеным забором, характерным для всего региона, а за воротами расположены постройки сельскохозяйственного назначения — виноградник, ограда амбаров и кладбище. Все церкви в Скансене действующие.
Дом в Дравачехи был построен в 1866 году Самуалем Сабо, и в нем проживала протестантская семья Орбансаг. Постоянная экспозиция «Прощание с Крестьянство». В этом здании находится выставка где крестьяне прощаются со всем, что определило их жизнь: с землей, семьей, мелким подсобным хозяйством, орудиями труда, застольями, деревней и своими воспоминаниями. Распад крестьянского общества был длительным процессом, последняя и самая трагическая глава которого произошла после Второй мировой войны. За несколькими тысячами минут записанных повествований многие страницы архивных документов скрывают отдельные личности, личную жизнь и истории. Жизненные пути, сломанные жизни были сформированы событиями ХХ века, которые до сих пор дают о себе знать.
Жилой дом, построенный в первой половине XIX века, был куплен его покойными владельцами Йожефом Фюлопом и Эржебет Панцел в 1901 году, в год их свадьбы. В том же году отремонтировали кухню, в черной кухне перекрыли сводчатый дымоход, пристроили камин к устью печи, тогда же сделали эклектичный уличный фасад красивых пропорций.
Протестантский богатый фермер и его семья жили в доме из Оксени, который обрабатывал 50 акров земли. Дом перешел по женской линии с начала XIX века, поэтому год на уличном фасаде дома указывает не год постройки, а год реконструкции.
Написанный год можно увидеть также на изразцовой печи с «глазками», на расписной угловой скамейке и на встроенном шкафу. Инициалы BA-TP можно увидеть на мебели, на которой сохранились инициалы покойных владельцев дома Андраша Балинта и Пал Тота.
Чуть северней расположена деревенька из Западной Трансданубии, представляющая собой традиционную народную крестьянскую культуру Эрсега в уезде Ваш, Гёчея и Хетеса в уезде Зала. Здесь глиняный грунт сложен в обработке для посевных работ, местность богата ручьями, в лесу произрастают дуб, бук и сосна. Помимо разбросанных, слабо связанных между собой нерегулярных поселений, на равнинных территориях в основном развиты деревни, расположенные по регулярной схеме улиц. Эти деревни возникли во время завоевания Венгрии мадьярами. На самых ранних этапах Реформации общины здесь стали протестантскими. Однако в 18 веке крепостные были обращены обратно в католицизм своими помещиками, но дворяне остались протестантами или лютеранами.
Дальше я вернулся к водяной мельнице и пошел по направлению к следующей деревне.
Бакони, Балатонские возвышенности напоминают пологие склоны, возвышающиеся над блестящей водой, а интересные вулканические формы засажены виноградом и прессовками. В деревнях привлекают внимание посетителей белоснежные, украшенные фронтоны, сводчатые подъезды, а также красочные каменные стены.
Дома в основном строились с деревянными и гипсовыми стенами. Параллельно с прореживанием древесины в 18 веке самым важным материалом стал камень. Стены, построенные из белого, желтого и серого известняка, доломита, красного песчаника и черного базальта, придают деревням особый характер. Новый строительный материал повлиял на структуру и форму домов: построен фундамент из плоского камня и сводчатые погреба, что повысило качество хранения вина. Кровля и потолок жилых домов с черной кухней и тремя-четырьмя комнатами до середины 19 века строились из обрезной твердой древесины.
Основным видом деятельности на Прибалатонской возвышенности были вино и рыболовство (на берегу озера). В районе Баконь главным было животноводство и лесные промыслы (резьба по дереву, обжиг извести, приготовление поташа). На бедной почве выращивалось небольшое количество зерна, поэтому население активно торговало с жителями равнинной страны. Вина этого региона также экспортировались в Западную Венгрию и Штирию.
Из-за войны с турками большинство деревень было разрушено в 16–17 веках, в связи с этим уменьшилось и население. В 18 веке новые поселенцы говорили на венгерском языке. Во время турецкой оккупации большинство людей обратилось в протестантизм, однако в конце 18 века католики преобладали благодаря поселенцам, сельскохозяйственным рабочим и пастухам.
Нагорье — историческое название территории северного хребта. Торговые городки, возникающие в районе между реками Иполы и Бодрог, являются характерными поселениями этого района. Их привилегированное положение (права на рынок, избрание магистратов, свобода передвижения и наследования) отделяло их от крепостных из соседних деревень. Торговые города играли культурную посредническую роль между сельскими крестьянами и дворянами и мещанами свободных королевских городов. На возвышенности проживало большое количество словацких, польских, русинских, немецких, греческих и еврейских жителей. В основном католики жили вместе с протестантскими и лютеранскими меньшинствами. Количество жителей было небольшим — максимум 5000 человек. Более 20% населения работали мастерами.
Местные белые вина Токая, красные вина Дьёндьёша и его окрестностей были популярны в далеких европейских странах. Владельцы виноградников имели определенные привилегии, они не должны были платить налоги в течение двенадцати лет после первого урожая винограда. Низший слой рыночного городского общества составляли наемные рабочие, лохи. За ними последовали владельцы виноградников — батраки-крепостные. Среди городских купцов были и местные лавочники, и богатые торговцы. Знатные владельцы виноградников не жили постоянно в поселениях, такие как члены семьи Ракоци, однако их особняки, погреба или дома для десятины имели важное значение в поселениях.
Здания данного региона представляют местные традиции каменного зодчества 18–19 веков. Строения каменного зодчества отличались от города к городу, в зависимости от качества камня и других материалов. К домам, построенным с разнообразной планировкой в узких двориках, добавлялись таверны, погреба и мастерские. На первом этаже было помещение, отапливаемое панельной печью, и кухня с центральной духовкой. На первом этаже здания прессы с деревянным потолком или сводчатые подвалы открывались со двора или с улицы. Множество разнообразных ценных предметов мебели, посуды и гончарных изделий представляют собой образ жизни, отличный от соседних деревень.
Северо-Венгерская деревня расположена недалеко от Рыночного городка на возвышенности, Географический регион Северная Венгрия демонстрирует традиционный народный стиль строительства и образа жизни в районе между реками Иполи и Эрнад. На представлены 11 жилых домов, 30 смежных домов и около 5 000 оригинальных изделий. Северо-Венгерская деревня расположена недалеко от Нагорья.
Территория, разделенная рекой Тиса и ее притоками, была густо покрыта дубовыми лесами и лесами, богатыми фруктовыми деревьями. Большинство деревень, основанных в эпоху Арпадов, были построены на полянах в XI–XIV веках. На месте, окруженном водами и болотами, со времен средневековья сохранилась система небольших деревень. Живущие здесь люди веками занимались животноводством, лесным хозяйством, сбором пищи и рыболовством. Зерновые культуры и земледелие приобрели значение только после речного регулирования в конце 19 века.
Регион Верхняя Тиса постоянно населяли венгры. В формировании культуры региона большую роль сыграли протестантизм, распространяющийся с 16 века, и своеобразное сочетание общества.
Район сыграл заметную роль в формировании венгерской истории и цивилизации. Это было место войн за независимость и религию; через своих землевладельцев (семьи Батори, Бетлен и Ракоци) он установил прочные отношения с процветающим княжеством Трансильвании. Это была отправная точка Войны за независимость Ракоци. Часть местного дворянства активно участвовала в реформаторских движениях 19 века и Освободительной войне 1848/49 годов.
Просторную деревенскую площадь замыкает «Дом Бога», построенный протестантской общиной. Церковь является одним из старейших сохранившихся памятников позднеготического провинциального деревянного зодчества. Деревянное здание высотой более 12 метров имеет глинобитные стены и крутую черепичную крышу. Расписные декоративные элементы (потолок, обшитый панелями, два органных чердака, кафедра и скамейки) были выполнены между 1787 и 1790 годами Габором Васвари Одором, известным художником и столяром того времени. На боковой стене можно увидеть окрашенные панели, обнаруженные во время демонтажа более раннего потолка.
Следуя традициям средневековой деревни, в центре села возвели звонницу. Колокольня высотой 21,3 метра, перенесенная из Немесборзова, была построена в 1667 году из десятистворчатого дубового сруба. Наверху находится выступающая галерея с монастырем и крытой верандой. Колокольня стала символом Скансена во всех отношениях. Хорошим примером деятельности Скансена является то, что несколько лет назад в Немесборзове была освящена колокольня, точная копия звонницы Скансена.
В этой же локации снималась вторая серия сериала Ведьмак.
Весь осмотр Скансена занял у меня более 3,5 часов, и честно я бы и еще походил там, но хотелось еще успеть погулять по Сентендре. При невозможности уместить все в фотографии я всем заинтересовавшимся рекомендую посмотреть видео.