Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была сегодня 7:42

Сортавала — Россия Март 2024

Итак, расскажу про РЖД-тур «Зимняя Карельская сага», который заявлен как 3 дня2 ночи. Первое и самое важное — три дня это один день! Один полный световой день с 8 утра до 18 вечера. Т. е. РЖД тур день отъезда и день приезда тоже считает как день))) Но по-факту это 2 ночи в поезде и 1 день в Карелии. Выехали мы из Москвы в 18.45 с Ленинградского вокзала.

Или я давно не ездила в поезде, или одно из двух) Я была приятно шокирована чистотой, наличием не только белья, а еще и тапочек, дорожного набора из пасты со щеткой, воды, и бесплатного чаякофе. Второе, что меня порадовало — туалет не закрывают на остановках (т. е. он открыт весь путь), и вода горячая тоже есть сразу, не нужно ждать пока поезд разгонится и вода нагреется. В туалетах чисто и СУХО! А еще там есть гигиенический душ и стоит букетик лаванды. В общем мечта) В вагоне у каждой полки розетка, в поезде быстро работающий WiFi, работает кондиционер.

08:30 — на вокзале города Сортавалла нас встретили с табличкой «РЖД» и началась наша пешеходная экскурсия по городу. Вообще рассказывать 2 часа про город, который можно вдоль и поперек обойти за 15 минут — это надо иметь талант) Экскурсию проводит гид в национальном карельском костюме.

Зимняя Карельская сага

Давайте про костюм. Традиционный национальный костюм является одним из символов Карелиии и свидетельствует о происхождении и самобытности этноса. Раньше девочки с младых ногтей учились рукоделию и вышиванию, что позволяло им создавать украшенные платья и аксессуары. Вышивка символизировала счастье, защиту и любовь. Вышивая свою одежду, мастерицы вкладывали в нее послание счастья, любви и защиты от «злых сил». Для вышивки праздничной одежды карельские мастерицы обычно использовали красную нить. А повседневной — белую или бежевую. Материалы для нарядов включали лен, шерсть, посконь и пестрядь, которые часто делались вручную. Повседневная одежда карелок — рубаха, сарафан и передник. В старину женщины носили «костыч» или «матурник» — сарафан с закрытыми плечами, широкими проймами и пуговицами по всей длине переднего шва, на смену ему пришли прямые сарафаны на лямках. Обязательным дополнением к карельскому костюму были головные уборы. Молодые девушки носили платки, а замужние женщины убирали волосы под повойник — небольшую мягкую шапочку с круглым донцем, завязанную на затылке. В ходу был и старинный убор сорока, известный не менее 500 лет. Конструкцией он и правда напоминает птицу: крылья-завязки образуют на задней части головы «хвост», а в переднюю часть сороки иногда добавляются рожки из луба и бересты — ни дать ни взять птичий клюв! В морозном заснеженном краю невозможно обойтись без добротной обуви. В основном для ее изготовления использовалась сыромятная кожа. Самая известная обувь карелов — пьексы — утепленные сапоги с острыми загнутыми кверху носами. Благодаря такой конструкции их владелец мог смело становиться на лыжи, не опасаясь, что они сваляться с ног. Женщины обычно надевали сапожки или мягкие боты. Также карелы часто носили традиционную русскую обувь. Зимой это были теплые валенки, которые как нельзя лучше подходят для суровых северных условий. А летом — лапти, которые изготавливались из березовой бересты или коры других видов деревьев.

Помимо подробного рассказа о костюме нам показали некоторые предметы традиционного быта карельской женщины — иглы для шитья, булавки.

Зимняя Карельская сага

Сортавалла городок маленький, вот тут на карте все его основные достопримечательности.

Город основан в 1468 году и в разное время город принадлежал Швеции, Финляндии, Германии, а к России под названием Сердоболь он отошел после Зимней войны. Но несмотря на свои крошечные размеры — тут достаточно много интересной архитектуры. Городок разделён на 2 части заливом Ладожского озера, и по одну сторону залива находится вокзал и основная часть финской деревянной застройки, а по другую — главная площадь и более современная застройка начала ХХ века.

Деревянный дом Общества сестёр милосердия построен в 1907 году, а сейчас в нём больница.

Зимняя Карельская сага

Большую часть города занимает частный сектор, но эти домики совершенно «не наши», другой вид, другая архитектура.

Водонапорная башня — нигде больше такие не видела.

Зимняя Карельская сага

Здание бывшая женской школы и лицея в стиле псевдоготики — пожалуй самые высотные здания города. Сейчас там находится районный суд и финансовое управление.

Теперь посмотрим что есть на северной стороне города. Сердце Сортавалы, его главная площадь — это треугольная площадь Вяйнямёйнена, названная в честь одного из трёх героев национального эпоса «Калевалы». В 1935 году в центре площади открыли памятник карельским рунопевцам, то есть сказителям. Бронзовый старик держит в руках кантеле — инструмент, на котором играли карелы и финны.

Объединенный банк Северных стран — больше похоже на средневековый замок. Сам банк был на 1 м этаже, а на втором проживали банковсие служащие.

Зимняя Карельская сага

Дом со шприцем — это бывшее здание акционерного банка города Хельсинки 1920го года постройки, а вовсе не наркологический диспансер, как подумали некоторые. Но все-таки «лечебное прошлое» у дома присутствует — в разное время здесь находились аптека и госпиталь.

Музей Кронида Гоголева — это известный карельский резчик по дереву — мы осмотрели только снаружи.

Зимняя Карельская сага

Большинство домов в этой части города построены известным финским архитектором Уно Ульбергом, вот он запечатлен в бронзе.

Бывшее пожарное депо 1888 года постройки сохренилось в изначальном виде, как и пожарная каланча. Каким образом 130 лет стоит неизмененное дервянное здание — загадка.

Зимняя Карельская сага

Бывшая городская ратуша — одно из известнейших деревянных зданий в городе, его построили в 1885 году. Честно говоря на ратушу это здание похоже меньше всего) или просто я ранее никогда не видела деревянных ратуш. Сейчас здание находится на реставрации, Здесь планируют сделать музей архитектуры и градостроительства Сортавалы.

Национальный банк, или дом Леандера 1905 года постройки в стиле финского романтизма, на самом деле больше похоже на замок.

Зимняя Карельская сага

Дом Берга — восстановленное после пожара 1976 года здание — точная копия дома бургомистра Сортавалы Карла Густава Берга — в нём сейчас магазин и кафе.

Таким образом примерно за час нам показали все основные достопримечательности города и дали 40 минут свободного времени. В это время основная часть группы пошла есть национальные карельские пирожки-калитки — мы пошли в музей морошки. Ягода Морошка — это «изюминка» Карелии. Музей совсем небольшой, но тем не менее там можно узнать про историю Морошки, происхождение названия, как её использовали предки, мифологические легенды и сказания древних народов Севера, способы её сбора и многое другое.

Зимняя Карельская сага

Как эту ягоду только не называли: «арктический апельсин», " болотный стражник», «арктическая малина» или «болотный янтарь». В XVIII веке императрице Екатерине II ежегодно ко двору присылалось по 40 ведер морошки из архангельской губернии. Ведро морошки стоило 85 копеек.

Существует красивая легенда о том, как появилась морошка и почему её называют болотным янтарём.

Девушка-заря, склоняя взор,

вышивала бисером узор —

после долгой ледяной зимы

украшала девичьи пимы…

Как-то ветер прилетел во мгле

И рассыпал бисер по земле!..

С той поры далекой поутру,

косы распуская на ветру,

Девушка-Заря по тундре ходит,

бисер свой по бусинке находит.

На болотных кочках, у дорожки

Ягодки душистые морошки,

как живые капли янтаря,

собирает Девушка-Заря.

Узнали мы, что в Финляндии ежегодно проводят фестиваль в её честь, а в 1999 году там выпустили монеты, на которых изображена морошка. В Беларуси и Польше её так мало, что она занесена в Красную книгу. А еще, что эта ягода была любимой у Пушкина.

«У старика со старухой была внучка. Заболел однажды дед, никакие травы ему не помогают. И тогда рассказали соседи внучке о морошке. А возникает она так. На ягеле возникают капельки росы, солнце посветит на них, и появляется янтарная ягода морошка. Она спасает от многих недугов. Но найти ее трудно. Покажется ягода своим золотистым боком только человеку с добрым сердцем. Пошла внучка на болото. Стала просить морошку явиться, обещала, что много не возьмет — только на лечение дедушки. Та и показалась. Набрала девушка морошки. Дома сделала отвар и вылечила старика. А потом ходила на то место за ягодами. И всегда набирала корзинку».

На территории музея есть обширный магазин с разнообразными видами варенья, чурчхелы (тут было очень смешно, ага), травяных чаёв и сборов, а также знаменитых карельских алкогольных травяных настоек.

Бонусом к посещению музея-магазина является дегустация — хоть настоек, хоть чая с вареньем.

Зимняя Карельская сага

В общем, после дегустации мы помчали на вокзал.

В 10:54 — отправление ретропоезда со ст. Сортавала центр до ст. Горный парк Рускеала.

Зимняя Карельская сага

Кстати, несмотря на небольшой свой размер — в городе целых два жд вокзала! И тот, с которого идет ретропоезд — это центральный, расположенный на берегу озера.

Кстати на территории вокзала есть уникальный памятник нерпе.

Зимняя Карельская сага

Ну и вот — он приближается! Ретропоезд это отдельное развлечение, конечно) Ну, во-первых он настоящий. Настоящий черный паровоз с красной звездой на котле. А еще он абсолютно по-настоящему дымит! Правда, я теперь знаю как это «дымит как паровоз».

После паровоза казалось бы обвчные вагоны, но нет, внутри купе стилизованные под салоны первого класса 19го века. Там езды то 30 километров, на самом деле — но сам антураж! Эти изумрузные кожаные диваны, зеленые шторы с золотыми кистями, лампа со старинным абажуром, фотографии той эпохи, чай в подстаканниках, в тех самый, тяжёлых и с резьбой.

А вагон-ресторан с живой музыкой? Это же просто великосветский салон! В ресторане подают пирожки-калитки, фрикадельки с брусничным соусом, мясо по-петровски и другие местные блюда.

Мне понравилось, что многие девченки предусмотрительно переодевались в наряды 50-х годов для антуражных фото. Но если таких нарядов нет, то в поезде предусмотрены специальные кабинки для ретро-фото.

12:05- прибытие на станцию Рускеала.

Зимняя Карельская сага

Там очень рекомендую пройти чуть вперед до круга и посмотреть как разворачивается паровоз на платформе. Супер интересная забава)

Итак, мы пибыли на станцию Рускеала, чтобы продолжить нашу экскурсию, но об этом уже в следующий раз.