Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была вчера 21:33

Стамбул — Турция Октябрь 2023

«Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд» — эту фразу знают не только поклонники киноэпопеи об агенте 007, но и все любители кино во всём мире. Персонаж Яна Флеминга из фильма в фильм перемещается между экзотическими и не очень странами и городами, попутно разбивая женские сердца и крутые автомобили.

Колоритный Стамбул — идеальная площадка для разного рода детективных историй ещё со времён Агаты Кристи и её «Убийства в Восточном экспрессе». И конечно же город просто не мог не стать декорацией для шпионских приключений Джеймса Бонда — плетения заговоров, интриг, для встреч с суперагентами из разных стран.

В Стамбуле снимались эпизоды трёх фильмов Бондианы:

• «Из России с любовью» (1963)
  • «И целого мира мало» (1999)
  • «007: Координаты Скайфолл» (2012)

Зрителям показали многие знаковые достопримечательности города, среди которых Айя-София, Гранд Базар, Цистерна Базилика, вокзал Сиркеджи, Девичья Башня, дворец Кючюксу.

Айя-София

В фильме «Из России с любовью» некоторые эпизоды снимались в соборе святой Софии (ныне мечеть Айя-София). Именно там Джеймс Бонд встречается с сотрудницей советского консульства в Турции Татьяной Романовой, чтобы забрать записку с планом дипмиссии, которую она оставляет у одной из колонн.

Istanbul 007

Айя-София в фильме малолюдна, и это безусловно художественный вымысел — безлюдным этот величайший храм в мире не бывал никогда. Ради съёмок туристов конечно из собора не выгоняли, но если они попадали в кадр, то кадр переснимали. Говорят, в храме в начале сцены даже появляется самый настоящий турецкий экскурсовод — Мухаммед Кохен.

Айя-София: собор, мечеть, музей и вновь мечеть

Гранд Базар

Ещё одно место, «снимавшееся» в Бондиане — Гранд Базар, или Капалы Чаршы.

Шумный и колоритный Гранд Базар — один из крупнейших крытых рынков в мире. Он занимает площадь 30 700 кв. м и имеет 66 внутренних улиц, на которых разместились 4 400 лавок, 2 195 ателье, 18 фонтанов, 12 мечетей, 12 складов, школа, хаммам, полицейский участок и бессчётное количество кофеен и чайных.

Istanbul 007

В фильме «Из России с любовью» на рынке находится одна из явок Бонда, что вовсе не лишено смысла — на Гранд Базаре во все времена было многолюдно, буквально яблоку негде упасть, и в этой толпе действительно легко затеряться и остаться незамеченным.

Интересно, что в этом же фильме появляется одно уникальное место на Гранд Базаре — торговый двор Зинджирли Хан (Zincirli Han), построенный в 1708 году. Там злодейка из «Спектра» Роза Клебб вербует Татьяну Романову.

Этот хан — один из множества торговых дворов на рынке, и едва ли не самый колоритный из них. Его стены выкрашены в карминный цвет, внутри есть дерево и мраморный фонтан. На втором этаже находится кафе, где и сегодня можно выпить чаю или гранатового сока. Турецкие кинематографисты также любят Зинджирли Хан, он часто «снимается» в фильмах, в частности, в «Маленьких убийствах». Это секретное место, туристов здесь не бывает. Ну что же, сдаю пароли-явки.

Istanbul 007

А в 2012 году на Гранд Базаре вновь снимали очередную серию Бондианы — «007: Координаты Скайфолл». В ходе съёмок Дэниел Крейг ездил по крышам на мотоцикле и даже разбил хрустальную витрину одного из ювелирных магазинов. «Прекрасно, конечно, что Гранд Базар стал съёмочной площадкой для фильма такого калибра. Однако администрация не предупредила нас о том, что съёмки закончатся таким образом», — заявил расстроенный пострадавший ювелир.

В целом сцена погони на мотоцикле по крышам базара занимает меньше 10 минут, но готовились к ней довольно долго — пришлось укреплять стены и черепичные крыши, кое-где разваливавшиеся от времени.

Кстати, после выхода фильма жители Стамбула возмутились: по их мнению, в киноленте город выглядит провинциальным и чересчур азиатским. В ответ тогдашний министр культуры и туризма Турции Гюнай посоветовал гражданам вместо того, чтобы обижаться, «в первую очередь взглянуть на себя и оценить, действительно ли мы так далеки от изображенного на экране».

После съёмок «Скайфолла» крыши Гранд Базара открыли для посещения (с гидом и в составе тургруппы), но я, к сожалению, не была — довольно недешёвое удовольствие.

Кстати, если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что в кадре местами мелькает не Гранд Базар, а Египетский базар, или Рынок специй, расположенный сразу за Новой мечетью в квартале Эминёню.

Цистерна Базилика

Цистерна Базилика — ещё одно место, которое можно увидеть в Бондиане. Это крупнейшее и наиболее хорошо сохранившееся среди всех древних подземных водохранилищ Стамбула.

В фильме «Из России с любовью» цистерна «сыграла» подземный туннель, заполненный водой. Этим секретным водным путём Бонд вместе с Керимом, своим турецким помощником, добирается на лодке в российское консульство.

На фото цистерна в парке Гюльхане, а не Базилика, хорошей фото Базилики у меня не нашлось.

Тот, кто хоть однажды бывал в цистерне, понимает, что плыть внутри на лодке двум взрослым мужчинам совершенно невозможно: глубина воды — всего сантиметров 30. Как создателям фильма удалось снять эту сцену, неясно: или лодка — сильно плоскодонка или в цистерну набрали побольше воды. Но сцена вышла классная, одна из самых запоминающихся в Бондиане.

Вокзал Сиркеджи

Вокзал Сиркеджи — исторический вокзал в европейской части Стамбула, куда некогда прибывал знаменитый Восточный экспресс, о котором писала Агата Кристи в своём романе.

В фильме «Из России с любовью» Бонд с Татьяной Романовой садятся именно в Восточный экспресс, покидая Стамбул. Поезд отправляется от вокзала Сиркеджи, который в почти неизменном виде дошёл до наших дней.

Istanbul 007

Платформа вокзала всё также принимает поезда, внутри есть интересный музей, посвящённый Восточному экспрессу, а рядом со зданием вокзала стоит самый настоящий исторический паровоз.

Примечательно, что в этом фильме появляется и сам Ян Флеминг, автор романов о Джеймсе Бонде. Его можно увидеть стоящим рядом с поездом — в белом свитере и тёмных брюках.

Дворец Кючуксу

Дворец Кючюксу — наверняка одно из самых красивых зданий на Босфоре в азиатской части Стамбула. Нам он интересен тем, что «снялся» в фильме «И целого мира мало», одной из частей Бондианы, с Пирсом Броснаном.

В фильме дворец стал особняком наследницы нефтяной империи Электры (её сыграла Софи Марсо), правда, «перенёсся» из Стамбула в Баку.

Кючуксу — дворец из Бондианы

Девичья башня

Девичья башня — ещё одна стамбульская достопримечательность, которую можно увидеть в фильме «И целого мира мало».

По сюжету коварная Электра (Софи Марсо) похитила директрису Бонда М и заточила именно в Девичьей башне, откуда Бонду (Пирсу Броснану) пришлось её спасать. Впрочем, как мы понимаем сейчас, 007 мог бы так и не стараться, учитывая как поступила с ним М в «Скайфолле».

Istanbul 007

Помимо этих достопримечательностей в кадрах саги о Бонде появляются и другие знаковые места Стамбула, например, Голубая мечеть, дворец Долмабахче, а также мечеть Шепсефа на проспекте Ататюрка, построенная в 1787 году. В одной из сцен «Из России с любовью» мы видим Таню Романову на её фоне. Было/стало:

Дворец Долмабахче:

Ну и во всех трёх фильмах саги множество прекрасных видов Босфора и Золотого Рога.

Istanbul 007

Пересмотрела на днях все три фильма Бондианы со Стамбулом в главной роли. Стамбул и 60 лет назад был всё таким же — невероятным, потрясающим городом, куда хочется возвращаться вновь и вновь.