Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 8:48
Как интересно изучать собственное Отечество!

Санкт-Петербург — Россия Июнь 2024

Есть в деревянном храмовом зодчестве Русского Севера удивительная традиция, которая называется «Небо» или «Небеса».

Так получилось, что на моих путях путешественника, в этом году, меня невольно сопровождало Небо, так что об этих добрых встречах я и хотела бы рассказать.

Небеса появились в архитектуре храмов Русского Севера в конце XVII века. Это особая конструкция потолочного перекрытия деревянного храма.

Впервые термин встречается на балке Преображенского собора в Кижах, в 1759 году. Текст свидетельствовал о «возобновлении синих небес». Если точнее, текст был следующий: «Возобновлены сии Небеса в лето мироздания от Рождества по плоти Бога Слова. 1759.»

Вообще сама конструкция имеет еще более раннее происхождение.

В Музее Христианской культуры, в Санкт-Петербурге, в котором я дважды побывала в этом году, есть целый зал, который называется «Небеса в духовной культуре Русского Севера».

В поисках Неба

К сожалению, Небеса здесь находятся в «разобранном виде», в виде настенных образов, но маленький макет показывает архитектуру этого своеобразного потолочного перекрытия — то, как Небо должно «звучать» именно в храмовом пространстве.

Должна признаться, что окончательно с фото макета я разобралась только после того, как увидела «Небо» вживую, в самих храмах, но это случилось позднее.

(Вот как полезно путешествовать!)

В поисках Неба

В музее представлены пять масштабных икон Неба. Это главный круглый медальон и четыре Ангела.

Вообще Небеса — это особая потолочная конструкция в виде усеченной многогранной пирамиды.

Иконы крепились на каркасной основе и от центрального медальона расходились радиальные иконы-трапеции. В представленных музейных образцах иконам изменили форму — трапеции превратили в прямоугольники, чтобы расположить на стене.

Небеса имели, как правило, голубой фон, ассоциировавшийся с небом. Сама иконография раскрывала тему Небесной Литургии в момент Великого входа. Потому два Ангела в священнических одеждах (с копием и с просфорами).

(Ангел с копием)

(Ангел с просфорами)

А два Ангела в диаконских облачениях (с кадилом и кувшином).

(Ангел с кадилом)

(Ангел с кувшином)

Нужно понимать, что данное Небо в музее представлено в фрагментах, большая часть утрачена. Но и по этим фрагментам специалисты отмечают, что эти иконы выполнены в традициях русского народного иконописания второй половины XVIII века. Обонежье.

Конечно, когда я «волею судеб» оказалась в июне в Кижах — так хотелось увидеть Спасо-Преображенский собор после реставрации, я кроме всего, уже ждала и Небо!

В поисках Неба

Ожидания меня не обманули, хотя, как оказалось, собор еще «недореставрирован» и именно Небо предлагается вниманию посетителей в виде стоящего на подставах огромного медальона (цифровка), с котором еще предстоит работать и работать!

Я фотографировала медальон разной техникой — хотелось, чтобы получилось внятнее.

В поисках Неба

Рядом с медальоном несколько досок, которые сохранились от старого Неба. Наверное, их можно назвать тяблами. Они удерживали грани Небес.

По ним можно реконструировать все 16 фрагментов, которые располагались вокруг медальона (Новозаветная Троица).

Экскурсовод оказался знающим. Рассказывал и об истории данного Неба, и вообще о традиции.

В поисках Неба

Мне же было интересно не только услышать, но увидеть потолочное перекрытие, дабы понять природу конструкции!

Как возникла идея Неба? Северяне ездили в большие города и видели красоту каменных сводов.

Для примера можно вспомнить хотя бы верхний храм Спасо-Преображенского собора на Валааме, где я была спустя несколько дней.

В поисках Неба

Конечно, это совсем другая архитектура, но с отсылкой к любимому на Севере Небу.

Все архитектурные особенности храма имеют символическое значение. Купол — это всегда символ неба, а иконография — Евангелие в красках.

Однако как сотворить что-то подобное на Севере, где строили только из дерева! Вот и придумали легкую конструкцию, для которой промежуточных конструкций не нужно. Само перекрытие может держаться на распре балок каркаса. Получался своеобразный «зонтик», состоящий из разного количества граней вокруг центрального медальона.

Не буду рассказывать вам, как финны разобрали Небо в Кижах (во время войны) и увезли в Финляндию, как в результате почти все оказалось утрачено, хотя частично вернули и наши ученые все же стали изучать интереснейшую традицию (лучше поздно, чем…) Это отдельная история и очень непростая.

Меня заинтересовало другое. Преображенский собор поражает мощью, а Небо оказалось такое низкое!

В поисках Неба

Ответ нашла в интернете. Традиция северная, холодно! Низкие потолки традиционно берегли тепло. Кроме того, наивное восприятие северных крестьян «близкого неба» давало особую радость общения!

Вообще создание композиций было дело непростым. Нужно было учитывать точку зрения снизу. Особенности перспективы — дабы не исказить! Пишут, что сегодня сохранилось не более 20 церквей и часовен с традиционным Северным Небом. Мне кажется, что больше…

Конечно, за Небом надо ехать в Кенозерье, в Каргополь.

Однако, я не исследователь, а обычный путешественник, который просто искал Небо, а кто ищет…

Обычно экскурсия не обходит вниманием часовню Архангела Михаила. Вокруг часовни расположены лавочки и люди садятся, чтобы послушать колокольный звон. Когда я в первый раз посетила Кижи, тоже сидела и слушала.

В поисках Неба

В данный момент, я все же была «кошкой, которая бродила сама по себе». К часовне я подошла, когда все уже ушли. Заплатила утомленной смотрительнице у входа «целых 100 рублей» и вошла внутрь!

Когда подошла к аналою — затрепетала! Батюшки! А надо мною-то Небо!

В поисках Неба

Конечно! Уже вернувшись из поездки, я немало прочитала о традиции. Так бывает — сначала что-то открываешь для себя, в том же путешествии, а потом, вернувшись, уже начинаешь изучать.

Но сейчас почему-то не хочется гасить эмоции даже очень ценной информацией.

Я радовалась Небу и никто не мешал этой моей радости! Это было главное.