Финальной точкой нашего вояжа по Ивановской области стала Шуя. И этот старинный русский город нам очень понравился. В Шуе есть всё, что нужно любознательному туристу.
Есть прекрасно отреставрированный деревянный вокзал, недаром последние годы там проводят фестиваль «Путешествие в Рождество». Представьте, как это завлекательно, когда мимо вокзала 19-го века среди снегов движется, в клубах пара паровоз… Такими картинками переполнен интернет, Гугл вам в помощь.
Одноэтажное здание шуйского вокзала в русском стиле построено в 1896 г., его исторический облик сейчас полностью восстановлен.
Есть пешеходная улица с купеческими особняками, с голубями, которые стаями носятся над ней туда и обратно, а потом коллективно (кстати, а кто им отдаёт команду на посадку?) приземляются на крыше одного из особняков.
Пешеходная улица носит имя революционера Малахия Белова (Шуйский Арбат). Долгое время улица носила название Торговая из-за располагавшихся здесь магазинов и торговых рядов.
Гостиный двор, северный корпус. Построен в 1821 году на средства города Шуи и пожертвования горожан. Руководил строительством купец В. М. Киселёв. Во второй половине XIX века часть северного корпуса занимало мужское приходское училище.
Есть литературно-краеведческий музей имени Бальмонта, где по мраморной лестнице вам навстречу спускается экскурсовод в костюме Серебряного века, с декламацией стихов Бальмонта. Как-то сразу хочется распрямить спину, вспомнить всё чему учили в школе и соответствовать).
Здание Городской Думы и Городской управы было построено в начале XIX века. В начале XX века было перестроено в неорусском стиле — как терем XVII-го века. Сейчас это литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта.
Современный памятник Константину Бальмонту. Автор скульптор, уроженец Шуи, Игорь Бычков.
Бальмонт жил в Шуе с 1876 года по 1884 год. Это время пришлось на отрочество и раннюю юность. Помимо вещей, принадлежащих Бальмонту, в зале множество артефактов, емко передающих атмосферу того времени, фотографии старой Шуи, типичные предметы обихода семьи интеллигентов.
Это не канава заполненная водой и не противопожарный пруд. Это ров Шуйского Кремля (сразу за краеведческим музеем)
Есть великолепный собор с высоченной колокольней, где вам расскажут драматическую историю попытки изъятия церковных ценностей и закрытия собора в послереволюционные годы, что встретило открытое сопротивление местных жителей и представителей духовенства.
Колокольня Воскресенского собора строилась более двух десятилетий. Первая версия, возведенной уже до третьего яруса колокольни рухнула. Архитектором был итальянский зодчий Гауденцио Маричелли. Вторым архитектором стал Евграф Яковлевич Петров, ученик М. Ф. Казакова. Достроили колокольню в 1832 году. Общая высота 106,5 метров. На тот момент она уступала лишь колокольне Петропавловского собора Санкт-Петербург
Кафедральный Воскресенский собор был построен в 1790 годы на месте сгоревшего храма. Образец раннего классицизма, здание отличается монументальностью форм и значительностью масштабов (высота здания составляет чуть менее 35 метров)
Есть, наконец, прекрасный особняк купца ПавлОва. Именно так. Есть простая русская фамилия: ПАвлов, а купцу хотелось отличаться от всех и он нарёк себя ПавлОвым, хотя… может у него были и другие побудительные мотивы. В особняке бытует поверье: если загадать желание и прикоснуться к старинному зеркалу на лестнице, то оно сбудется. Нам тоже предложили. Мы отказались, сказав, что если все, кому не лень будут старинные зеркала заляпывать своими пальцами, то кто же их отмывать будет? На что получили трогательный ответ: «Мы отмоем, вы только приезжайте».
Особняк М.А Павлова (1880-е гг). Совсем не ожидали увидеть в провинциальном городе особняк дворцового типа.
Кованные ворота с инициалами хозяина
Холл перед парадной лестницей. Античные скульптуры (выполнены на заводе французского скульптора Антуана Дюрена) и мозаика. Раньше эти вазоны и скульптуры стояли в саду особняка.
Роскошная парадная лестница, широкая с мраморными ступенями и балясинами
Старожилы говорят, что на боковых стенах висели картины с русскими пейзажами.
На стенах не ткань — роспись мастеров лаковой миниатюры из села Холуй.
Резные украшения сделаны не из дерева, это все гипс. В то время резьбой по дереву уже никого не удивишь.
Потолок украшен потрясающей лепниной.
Соседнее здание — усадьба Калужских. Этой усадьбе повезло меньше.
В Шуе сохранилось, в разной степени запущенности, несколько десятков купеческих домов середины 19-го века. Усадьба Небурчиловых
Симпатичные деревянные домики с резными наличниками дополняют атмосферу тихого городка.
Хотелось бы отдать должное ивановским экскурсоводам. Обычно, когда программа тура выполнена — вас пытаются по-быстрому «сбагрить/доставить» на вокзал и быть свободным (вполне естественное желание). НО… по окончании нашей программы наш гид предложила пройтись по улице, ведущей в парк. А в парке (это именно то, что в небольших городах раньше называлось Горсад) довела до смотровой площадки, усадила на скамейки и любовались мы рекой Тезой и её песчаными пляжами, где отдыхали шуяки и шуянки…
Городской парк расположен на высоком берегу речки Теза с которого открывается замечательный вид.
Мраморная скульптурная композиция «Бодрствующий лев» и «Спящий лев». Для многих шуян остается загадкой, откуда они появились в Шуе. Косвенные доказательства говорят, что эти скульптуры — и львов, и «Трёх граций» — привёз в Шую Михаил Алексеевич Павлов, чтобы украсить свой летний сад.»
Восстановление храма во имя Шуйской Смоленской иконы Божией Матери русской старообрядческой церкви. Был построен в 1910–1915 годах
Есть ещё много чего, что можно отнести уже не к высокой культуре, но что неизменно вызывает интерес у туристов, а именно: частная сыроварня с дегустацией, местные ягодные настойки, да даже посещение магазина «Шуйские ситцы». Да, мы знаем, что нынче всё можно приобрести на маркетплейсах, но когда можно зайти в магазин, пощупать, посмотреть, заценить палитру расцветок — приятно.
Теги:
Культурно-познавательный туризм