Турист vladka
vladka
был 10 сентября 5:35

Красноярск — Россия Сентябрь 2023
  1. Град столичный Красноярск.
  2. В Дивногорск и обратно

Еще одно достопримечательное место, которое хотелось посетить, город гидростроителей Дивногорск, находится от Красноярска в часе с небольшим, если добираться туда на электричке или автобусе, примерно в двух — по воде. Теоретически можно было попасть туда и в составе тургруппы. Взвесив все за и против (расписание транспорта, отсутствие экскурсий на нужное число), решила отправиться туда по железной дороге. Были определенные сомнения: как получится организовать время на месте, найдется ли, чем занять себя на протяжении четырех с лишним часов между прибытием и отъездом, тем более что и погоду обещали «временами дождливую». Но, что задумано, надо исполнять, а потому с утра пораньше отправилась на ж/д вокзал. Оказалось, слишком пораньше, так что в ожидании поезда успела даже прогуляться по длинному виадуку за зданием вокзала.

В Дивногорск и обратно

Между путями там установлен такой вот памятник-электровоз на фоне старых деревянных и за ними новых микрорайонов города.

Сама поездка оказалась в результате очень интересной. Сначала электричка медленно выезжала из городской черты, мимо новостроек и промзоны, по мосту через Енисей (тем временем все это можно было хорошо рассмотреть), потом взяла легкий разгон и перемещалась с ветерком вдоль реки с живописными видами из окон.

Село Овсянка, связанное с именем В. П. Астафьева.

В Дивногорск и обратно

Красавица Мана впадает в Енисей еще чуть выше по течению.

В самом Дивногорске с навигацией все оказалось исключительно просто: уже с виадука там открывается вид на скалистый берег Енисея, а значит, и до набережной, одной из главных достопримечательностей города, отсюда рукой подать.

В Дивногорск и обратно

При спуске с виадука стала видна и симпатично обустроенная прогулочная зона слева от жилого дома, по которой я решила пройти. Там при ближайшем рассмотрении и на самом деле все оказалось экологично-симпатично. Дорожка проходила мимо частных домов с ухоженными участками, на некоторых из них даже цвели розы! Как впоследствии выяснилось, цветочная история в Дивногорске имеет глубокие корни.

И тут мне повезло: разговорилась с идущим в одном со мной направлении местным жителем, и он предложил отвезти меня к Красноярской ГЭС. Т. к. все равно нужно было нанимать туда транспорт, такое предложение оказалось как нельзя более кстати. Договорившись о времени встречи, отправилась погулять на Набережную им. В. И. Ленина, которая была сделана еще в середине 1960-х, когда на месте деревянных домиков первостроителей здесь стали подниматься современные жилые дома. Строили набережную на совесть, а потому и сегодня ее бетонная основа выглядит весьма внушительно (на снимке она слева).

В Дивногорск и обратно

В 2019 г. двухкилометровый отрезок набережной был благоустроен, и сейчас старое и новое там близко соседствуют.

Красноярская ГЭС находится от Дивногорска примерно в шести километрах и теоретически туда можно пройти даже пешком, если есть время и желание. На подъездах к ней в прошлом году обустраивалась туристическаявая зона с дорожками, зелеными насаждениями, гостевым центром и оригинальными «артобъектами», снабженными историческими справками. Например, там есть такая вот турбина

В Дивногорск и обратно

и фрагмент транспортера, который исползовался для неприрывной заливки бетона при строительстве станции.

От будущей точки тур.притяжения мы подъехали к плотине станции максимально близко (на этом берегу реки). Вплотную к сооружению здесь подойти не получится, поэтому снимать пришлось с приближением. Кстати, и там что-то благоустраивали, возможно, видовую площадку для более удобного осмотра.

В Дивногорск и обратно

Новый знакомый-водитель предложил за небольшую доп. плату свозить меня к видовой площадке над селом Овсянка, на что я, подумав, согласилась. Общая стоимость путешествие (Дивногорск — ГЭС — ВП — Дивногорск) составила 600 руб.

С видовой площадки, устроенной на скалистом выступе над рекою, открывается широкий вид как вверх (с. Овсянка на первом плане),

В Дивногорск и обратно

так и вниз (с Красноярском на горизонте) по течению Енисея.

На обратном пути в Дивногорске я вышла рядом со знаком на въезде в город, поскольку планировала посетить расположенный неподалеку памятник регионального значения «Дендросад в районе Старого скита».

В Дивногорск и обратно

Место это с отдельной историей. Еще в конце 1880-х годов сад был разбит послушниками Знаменского скита, названного по имени церкви, в 1888 г. возведенной на берегу Енисея. После упразднения монастыря в 1920-м, десятью годами позже дендросад взяли под свою опеку студенты красноярского лесотехнического техникума.

Сегодня там произрастает более сорока видов деревьев и кустарников, из них более половины — инорайонные.

В Дивногорск и обратно

По территории дендросада проводят экскурсии (но время их, насколько я поняла, нужно согласовывать заранее). Можно погулять там и самостоятельно, он открыт для посетителей с 10 часов. Помимо древесной и прочей растительности интересны там и многочисленные артобъекты экологической и исторической направленности.

Есть тут и особый памятник, создателю первого в Сибири розария (в 1971 г.), строителю КрГЭС, жителю Дивногорска Г. В. Кирпатовскому.

В Дивногорск и обратно

Время моего пребывания в Дивногорске подходило к концу. Зайти в местные Краеведческий и Художественный музеи я, к сожалению, уже не успевала. Поэтому спустилась на набережную для короткой по ней прогулки по дороге к Пионерскому скверу, через который прошла по дороге к электричке. В сквере расположен памятник строителям КрГэс 1958-73гг.

мемориальный комплекс, посвященный Великой Отечественной

В Дивногорск и обратно

и более поздним военным событиям

Из общих впечатлений о Дивногорске: исключительно приятное место с содержательной историей и благоприятным микроклиматом. А еще Дивногорск (вернее, его планировка) в 1960-х был признан «одним из первых в стране опытом удачного решения эколого-градостроительных проблем». И до сих пор он остается уютным, спокойным красивым городком.

Вишенкой на торте дивногорского путешествия стал оригинальный вид кафе на первом этаже Дивногорского ж/д вокзала.

В Дивногорск и обратно

После возвращения в Красноярск решила до вечернего спектакля погулять по тем достопримечательным местам, где еще не удалось побывать. Но почти срезу после выхода из гостиницы попала под дождь. Ходить под зонтиком не очень хотелось, и тут кстати на глаза попалась памятная табличка на доме, где проживал художник Б. Я. Ряузов, и я решила зайти в музей его имени, в этом доме расположенный (60 руб за вход). И ничуть об этом не пожалела. В постоянной экспозиции музея представлены картины художника, котрые он писал на протяжении тридцати с лишним лет, своеобразная летопись Красноярска.

В Дивногорск и обратно

Кроме того, в двух залах музея располагалась еще и временная экспозиция, посвященная знаменитой памирской экспедиции 1933 г., когда Евгений Абалаков в одиночку совершил первовосхождение на семитысячник, названный им пиком Сталина. Кстати, Е.Абалаков  был также профессиональным художником, а еще — выдающимся альпинистом, участником войны. Не случайно имя Е. Абалакова и его брата Виталия, также известного альпиниста, изобретателя тур. снаряжения почитаемо в Красноярске.

Когда после посещения музея я вышла на улицу, там уже светило солнце. Переменчива погода в Красноярске! Пройдя пару кварталов по ул. Ленина, свернула на ул. Декабристов и там увидела такое вот замечательное соседство построек сталинского ампира и конструктивизма 1930-х.

В Дивногорск и обратно

На первом этаже сталинки с давних пор располагается магазин, где даже исторические интерьеры частично сохранены.

Еще дальше по ул. Декабристов, если идти по направлению к набережной Енисея, обращают на себя внимания два здания, которые прежде относились к католической общине, т.н. Дом ксендза и храм Преображения Господня (1911). Сегодня в первом располагается детская музыкальная школа, а в соборе хотя и проходят богослужения, но используется он и как органный зал Красноярской филармонии.

В Дивногорск и обратно

Параллельно ул. Декабристов, вдоль ЦПКиО, протянулась небольшая ул. Горького, где сейчас, по примеру Иркутска, создается свой исторический квартал, который, в отличии от города на Ангаре, находится еще в процессе становления.

Через ул. Горького я планировала пройти на территорию парка, но там активно что-то перестраивали, поэтому прошла до центрального входа в парк на ул. Дубровинского, где осмотрела переход с баллюстрадой и видовой площадкой над рекой (на тот момент все это выглядело порядком подуставшим)

В Дивногорск и обратно

и отправилась дальше, к площади с ТОиБ им. Д. А. Хворостовского (еще одно важное для Красноярска имя) с колонной Аполлона и фонтанами перед ним.

Если не считать Аполлона и фонтанов (то и другое появилось здесь в 2000-е), ансамбль Театральный площади сложился к концу 1970-х, когда напротив поздне-конструктивистской постройки городской администрации (вторая половина 1960-х) были выстроены театр (1976) и гостиница «Красноярск» (1978) и выглядит весьма целесообразно.

Интерьеры театра тоже выглядят созвучно той эпохе: лаконично, несколько условно, функционально.

В Дивногорск и обратно

В зале — хорошая сбежистость рядов кресел, соответственно, обзор и акустика. Очень симпатично решено освещение зала.

К сожалению, местную труппу в деле увидеть не удалось, но побывала на гастрольном музыкальном спектакле.

В вечернее время фонтан перед театром работает в светомузыкальном режиме.

В Красноярске свободными у меня оставалось только полдня и выдались они с утра дождливыми.

В Дивногорск и обратно

Поэтому из гостиницы я вышла позже, чем обычно (кстати, уже светило солнце) и сразу отправилась к набережной Енисея, вернее к той ее зеленой части за Коммунальным мостом, которую раньше не успела пройти.

В Дивногорск и обратно

По Набережной дошла до Краеведческого музея (200 руб. за вход). Спроектированный еще в 1910-е годы, он был достроен уже в конце 1920-х в весьма оргинальном египетском стиле.

Музей разноплановый и организован весьма интересно. В центре — такая вот двух-уравневая конструкция, где в первом этаже отображены дела давно минувших лет с историческими окнами (оригинальный и очень наглядный прием), на втором бегло изложена история советской эпохи. Может быть, слишком бегло.

В Дивногорск и обратно

Отдельно вынесена палеонтологическая коллекция со множеством реальных находок и интерактивом.

И замечательная этнографическая, очень тщательно проработанная. О ее уровне можно судить по снимку ниже, на котором отображены детали быта только одной из народностей Сибири, а они там представлены во множестве.

В Дивногорск и обратно

Очень понравилась идея создания в экспозиции музея подобия улиц начала 1900-х, городской и деревенской.

В Дивногорск и обратно

После посещения музея решила напоследок прогуляться по городу, заодно закрыв оставшиеся незавершенными дела, а именно посещение еще одного музея и покупку местных сладостей.

И вот что увидела по дороге. Красноярский Биг Бен с фонтанами на ул. Вейнбаума.

В Дивногорск и обратно

Художественный музей им. В. И. Сурикова на ул. К.Маркса в особняке золотопромышленников, пароходовладельцев и меценатов Гадаловых, который отличается изысканными интерьерами, интересной коллекцией икон и небольшим собранием работ самого Сурикова.

Памятник «Детям войны» на перекрестке ул. Парижской коммуны и пр. Мира.

В Дивногорск и обратно

Кстати, кварталом дальше, на перекрестке пр. Мира ул. 9-го января, находится фирменный магазин «Краскон», где на пробу и подарки я приобрела конфеты с разными начинками (очень вкусные) и шоколад местного производства.

Еще через квартал, на перекрестке с ул. Ленина, расположился Благовещенский Красноярский женский монастырь (1822 г.) с пристроенной позже (1866) у входа часовней Иверской Богоматери.

В Дивногорск и обратно

Концертный зал СГИИ им. Д. А. Хворостовского находится на ул. Ленина еще немного дальше.

Чтобы не терять времени на не очень живописном отрезке улицы, подъехала пару остановок на автобусе и вышла недалеко от Литературного музея им. В. П. Астафьева.

В Дивногорск и обратно

В Красноярске, который не очень богат на памятники деревянного зодчества (в отличии, например, от Иркутска) здание, в котором музей располагается (постройки конца позапрошлого века), самое, пожалуй, среди них красивое. Напротив — еще одна историческая постройка (1911), в прошлом пожарное депо, котрое и сегодня используется по назначению.

Торговый дом «Абалаковский» в историческом жилом доме.

В Дивногорск и обратно

Последним пунктом красноярской программы для меня стало посещение ресторана «Север» в одном с гостиницей здании, где я взяла, конечно, пельмени (на этот раз с начинкой из северных рыб), сорбет на меду и чай из сосновых шишек, что с учетом дневной скидки оболось в 900 руб.

Путешествие по Красноярску и окрестностям закончилось. На меня он произвел впечатление города основательного, по-настоящему столичного. Здесь нет того, что резко выступало бы в противоречие с окружающим пространством, и в то же нет скучного однообразия и в больших и в малых формах. Очень приятно обилие ухоженной зелени, — заметно, что этому в Красноярске придают большое значение, так же как и организации мест отдыха и занятия спортом. В общем и целом он показался городом с заботой о людях. Кстати (а может быть, не совсем), в Красноярске обращает внимание большое количество по-спортивному подтянутых людей и людей стильно одетых для повседневной жизни, а не на показ. Какая-то самодостаточность во всем, что тоже подкупает.

Наверное, я бы еще при случае Красноярск навестила, ведь там есть еще что посмотреть и чем заняться, думаю, что и другие путешественники смогут найти там для себя много интересного.

Большое спасибо за внимание.

1. Град столичный Красноярск.
  2. В Дивногорск и обратно

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.