Турист Crouch Rus (Crouch01)
Crouch Rus
был 15 августа 19:54

Ингушетия, Владикавказ — Россия Май 2024
Вид из альплагеря на Цей-Лоам

С течением обстоятельств, в дневнике не будет фотографий, сделанных мной лично. Придется довольствоваться теми, которыми поделились со мной мои попутчики, за что им огромное спасибо! В связи с этим дневник выйдет не таким, как обычно, фотографий и букв будет заметно меньше. Без ориентации на хронологию фотографий из-за их отсутствия пересказ будет менее точен и сумбурен, прошу меня за это простить.

Предисловие.

После прошлогодних сборов в Архызе в компании Горнолыжника я снова надеялся на его сотрудничество. Однако, видимо не суждено было мне вновь собрать нашу троицу с Футболистом и приходится второпях искать лучший вариант для поездки. Вариантов не много: Казахстан (дорого), Архыз (я там уже был, но туда едет моя федерация), Актру (далеко), Киргизия (далеко и дорого), Крым (лайтово), Тува (очень далеко) и Ингушетия. До последнего месяца я искал новые варианты, но ничего так и не появилось. Упустив скидку в 5000 за раннее бронирование, я нацелился на последний вариант — Альплагерь Кязи в Ингушетии. Тем более что двое знакомых мне опытных альпинистов с моего города едут туда на личном автомобиле. Это семейная пара, так что так и будем их называть в дальнейшем. Такой расклад мне очень с руки и я оплачиваю предоплату 50% за альпмероприятие. Жаль, но питаться они меня с собой не взяли. За неделю до выезда закупаюсь провизией на 5500 р. в Ашане. Делать раскладку на одного очень неудобно, тем более, что и продукты расходовать одному накладно — как разделить банку тушенки на два раза? Как сварить только одну порцию гречки? Но делать нечего — инструктор сначала определяет меня в группу со средним уровнем, хотя я просился именно к Семейной паре с их возвышенным уровнем. Затем, как только я взял на себя обязанность раскладки по снаряге и составил и заполнил общую таблицу на группу, меня все-таки перевели в группу к Семейной паре. К моему удивлению, тут также все питаются индивидуально, и моя закупка оказывается как нельзя кстати.

Внезапно за пару дней до выезда на меня выходит мой знакомый альпинист из моего же города и изъявляет желание ехать с нами. Будем звать его Водитель за то, что он едет на своей машине. Тут я узнаю, что семейная пара едет не совсем в том составе, котором я ожидал — с ними еще двое детей и две собаки (!). Причем меня об этом предупредить как то забыли))). Даже не могу себе представить, как бы мы не только уместились в одной машине, но и как вообще прошла бы наша дорога, если учесть, что они выезжают в ночь и нам нужно было как то спать во время пути… Я бы точно чувствовал себя лишним и мешающим им. Скрестив пальцы, чтобы Водитель точно поехал с нами, я замер в ожидании. К вечеру все решилось как нельзя лучше — мы едем с ним вдвоем! К тому же, он не прочь питаться вместе, и все мои сомнения и терзания по поводу правильного решения выбора локации майских сборов окончательно рассеиваются. Вечером закидываю свои вещи к нему в машину и уже рано утром мы готовы к новым открытиям.

Дорога прошла быстро и легко, мы даже успели заехать в Элисту в Золотой Храм Будды (всем рекомендую) и покрутили молитвенные барабаны на удачу. По дороге приключений не было, однако хотел бы отметить два события.

Золотой Храм Будды

Первое. Как уже стемнело, мы остановились у мойки самообслуживания — отмыть лобовое стекло от насекомых. Пока вытирали наш Москвич новой модели к нам подошел водитель из соседней кабинки. Он спросил, кто мы такие и куда едем. Узнав, что альпинисты, сказал, что сам очень боится высоты и ни за что бы, ни пошел в горы. После расспросов о нашей машине он внезапно пригласил нас к себе домой отужинать и переночевать. Мы благодарно отказались, сказав, что в планах доехать до места сегодня. Настроение улучшилось.

Второе. Парень из семейной пары позвонил и попросил забрать одну неизвестную, включая него самого, девушку по пути с аэропорта Магаз. Сперва я тоже не совсем понял, откуда ее забирать: из аэропорта или из какого-то магаза? Далее будем называть ее Высокая девушка. Отказать мы не могли, и в итоге оказалось, что это совсем не по пути. Сделав изрядный крюк, все-таки находим ее у магазина Магнит. Выходим, чтобы заодно и закупить недостающую провизию, и к нам с Водителем подходят два молодых парня. Спрашивают, кто мы такие и что тут делаем. Отвечаем. На это они делают нам замечание, что в шортах мужчинам ходить не прилично. Говорим, что сейчас уедем, они желают счастливого пути. Настроение ухудшилось.

Дневник восхождения на Цей-Лоам, Башню, Джарлам и Гиряг

Наш транспорт на фоне калмыцкой степи

Уже поздно вечером мы были на месте — Альплагерь Кязи Республика Ингушетия. Наспех ставим мою палатку для троих, общую огромную палатку инструктора и ложимся спать. Ночью слышим истошный крик нечеловеческой природы.

Дневник восхождения на Цей-Лоам, Башню, Джарлам и Гиряг

Слева направо: Зуб, Цей-Лоам, Коазой-Лоам. На переднем плане наша палатка.

День 1.

29 апреля. Тренировка на скалах.

Сегодня день знакомства с Инструктором, командой и альплагерем. Погода солнечная, тепло. Вид на главную гору массива — Цей-Лоам потрясающий. С Водителем готовим вкуснейший завтрак из яичницы.

Пару слов об альплагере. Он расположен на живописной поляне прямо у подножья огромной трехглавой скалы с вершинами: Зуб (2860 м), Цей-Лоам (3171 м, она же Кязи) и Коазой-Лоам (3100 м). Это очень удобно, ведь при восхождении на эти вершины не нужен промежуточный лагерь. Да и вид просто потрясающий. Сам альплагерь довольно большой, здесь есть достаточно места не только под установку временных палаток, но и просто парковку автомобилей. Альплагерь состоит: из нескольких административных зданий; ВИП вагончиков; стационарных палаток для участников с дровяными печками; душевым вагончиком с горячей (!) водой, двумя водонагревателями, шестью душевыми кабинками, четырьмя раковинами и даже небольшой сушилкой со стиральной машиной; большой общей палатки-кухни, с дровяной печью, холодильником и двумя газовыми плитами; с пятью уличными раковинами под мытье посуды; двумя беседками — одна под тренировки, вторая — застольная с мангалом и четырьмя кирпичными туалетами расположеными поодаль. Надо отдать должное руководству альплагеря — газ, свет и туалетная бумага были всегда в наличии. Иногда были перебои с дровами, но в закрытых общих палатках было и так намного теплее и суше, чем на улице. Одним словом — я попал в самый комфортабельный альплагерь, о котором даже и не думал мечтать! Иногда даже пробивал бесплатный Wi-Fi.

Познакомились с инструктором и сразу в бой — идем тренить на скалы, расположенные ниже лагеря. Там находится пробитая шлямбурами стенка с маршрутами различной трудности. К сожалению, я сделал очередную ошибку при сборке рюкзака и исключил из списка скальники, а зря. Вот тут бы они очень пригодились. Но ничего, буду лазить по хардкору — в ботинках! И, между прочим, показываю неплохой результат — три трассы с верхней страховкой и даже одну с нижней. Лезть в альпинистких тяжелых ботинках, которые больше на два размера, конечно такое… Еще и жара тут против меня. Однако, с задачей я справился, там более, что в итоге рано или поздно все равно придется обучаться этому мастерству. В конце я даже прошел одну трассу, используя ИТО — искусственные точки опоры.

Скалы нам достались гостеприимные — сухие и тёплые

Так продуктивно прошел день и к вечеру начал дуть сильный ветер, стали слышны раскаты грома вдали. Начал приниматься дождик. Тем временем, в общей палатке я первый раз заполняю маршрутный лист — мне выпала честь быть руководителем на восхождении на вершину Цей-Лоам Главная по правому кулуару Западному гребню по маршруту категории сложности 2А. В итоге состав моей группы такой: Семейная пара, Водитель и Высокая девушка, из-за которой мы с Водителем делали крюк и забирали с аэропорта. Далее мы идем знакомиться с ответственным за безопасность (ОБ) и заодно благополучно выпускаемся у него на маршрут. Выход запланирован в 5:00, подъем в 4:00. Перед нами по этому же маршруту, но на час раньше, идет еще одна группа.

С вечера готовлю все для своего завтрака и заодно перекус на гору — личный и общий, подготавливаю термос к заправке. Так же со мной всегда личная/групповая аптечка, из общественного снаряжения на мне веревка. Ложимся в 22:00.

День 2.

30 апреля. Первое руководство.

Спал неплохо для первого раза на высоте примерно 2000 м. В общественной кухне ставлю электрический чайник. Мне необходим кипяток для: заправки термоса 0,75 л; чашки чая и чтобы залить гречневые хлопья с сухофруктами и орехами.

Выдвигаемся почти вовремя. Благо все на автомобилях и найти того, кто подкинет нас по дороге к началу маршрута, не составляет труда. На моей практике это в первый раз, и мне это очень нравиться. Паркуем авто и выдвигаемся. Уже начинает светать и просматривается линия нашего пути. Она пролегает по полю с большими оврагами по вдоль. Можно идти по гребню, где круче уклон или по оврагу, где полого. Путь изредка промаркирован флажками. Каждый из нас вглядывается вдаль и ищет тот приметный треугольный камень — начало маршрута.

Вот, наконец, и он виднеется вдали. Узнать его можно еще по двум черным вертикальным трещинам. Тропы нет, и мы уже круто карабкаемся по скользкой от росы траве. Одышка дает о себе знать и наша группа рассредоточивается, каждый идет своим темпом. В 6:15 собравшись под искомым камнем и немного переведя дух, начинаем восхождение. Впереди у нас согласно описания два камина и один небольшой дюльфер. Я прошусь лидировать и выхожу под камин. Камином это назвать сложно, просто небольшое сужение с булыжником сверху. Решаем не страховаться здесь — лазание совсем простое. А вот на втором камине можно уже и потренировать страховку. Надеваем снарягу, я иду первым номером. Закладываюсь в сумме двумя френдами и двумя петлями на песочных часах. Это когда природно в скале образовываются сквозные дыры, сквозь которые можно продеть петлю и сделать точку страховки. Пролезав «ключ» делаю станцию на камне вверху — для этого там уже приготовлены два шлямбура. Организовываю перила и все начинают подъем. Я интересуюсь у девушки из семойной пары, которая идет вторым номером и снимает мои точки, надежно ли они стояли. Получаю критику по поводу закладки френда. Да я и сам знал, что он стоит криво, просто рельеф внушал доверие, что срывов не будет, хотя это и не правильно. Вообще это мой второй опыт лидирования, как что собой я доволен. Далее были нудные травяные, каменно-травяные и каменные кулуары, не представляющие трудности, но отнимающие много сил.

1. Подход к маршруту.
  2. Работа на маршруте.
  3. Отдых на маршруте.
  4. Схема маршрута со заками УИАА.

Чем выше мы поднимались, тем жарче нам становилось, и я, как капуста, снимал с себя по одному слою одежды. В итоге, оставшись в одной флиске, я беспечно кладу свой телефон в карман без молнии. На следующем же сложном участке, где нужна некая концентрация внимания, мой единственный девайс для запечатления фотографий выскальзывает из моей одежды. Сперва он скользит по камням и набирает скорось, а потом и вовсе отправляется в полет вертикальным бумерангом, время от времени подпрыгивая по рельефу. Сказать, что я огорчен, ничего не сказать.

Собираясь в это раз я снова пытался уменьшить количество и вес вещей и исключил даже фотоаппарат, который раньше всегда дублировал мой телефон. Логика моя ясна — в прошлый раз фотоаппарат быстро запотел и был бесполезен на большой высоте. С его целью хорошо справлялся и телефон, а вот наоборот не получалось — фотоаппарат не звонил и не показывал дорогу по GPS. Поэтому с легкой руки я избавился от лишнего. Теперь уже избавляться было не от чего и я сопроводил летящий в бездонную пропасть телефон последним взглядом полным печали и безысходности. Жаль было совсем не телефон, а заветные фотографии, включая те, которые я уже не смогу сделать. Всю старую инфу я заблаговременно уже скинул на новенький телефон, который ожидал меня дома. Спускаться на километр вниз по склону, по которому никто не ходит и разыскивать, скорее всего, уже разбитый телефон не было никакого смысла, тем более что это заняло бы очень большое время и сорвало бы общее восхождение.

Смерившись с микро трагедией мы наконец подходим к косой полке. На ней снег и лед, слева от нее обрыв. На полке уже провешены перила от впереди идущих участников. Решаем идти полностью автономно и провешиваем свои, ведь устроить срыв и разделить судьбу моего телефона никому не хочется. Даже надеваем кошки. На этот раз первым идет один из самых опытных участников — парень из семейной пары. Остальные либо на жумаре, либо на скользящем карабине.

Коварная косая полка

Еще немного усилий и мы в полном составе стоим на вершине Цей-Лоам! Время 9:40. Там уже собирается вниз первая группа. Погода отличная и мы устраиваем перекус на вершине. Спуск у нас запланирован по пути подъема. Тут все просто — дорога уже изучена. Из интересного только один дюльфер по камину в конце. К 11:40 были вначале маршрута у треугольного камня. Дальше только бесконечное поле с кочками и скользкой травой.

Дневник восхождения на Цей-Лоам, Башню, Джарлам и Гиряг

Цей-Лоам Главная (3171 м) по правому кулуару Западному гребню (2А к.с.)

В лагерь вернулись намного раньше запланированного — в 12:35. Все остальные группы еще на маршруте, поэтому даже не идем к ОБ на традиционную встречу лагерем — встречать нас некому.

Семейный парень и Водитель пошли на ближайшую скалу «Камень» — тренить спасработы в двойке, а я решил отдохнуть, да и обедать уже скоро надо готовить. После обеда льет проливной дождь. На завтра в планах сходить 3Б на Башню. На этот раз состав группы кардинально меняется — Инструктор, Я, Семейный Парень и двое новых для нас людей — девушка и парень — двойка с опытом как у меня. У них все общее и есть схоженность, одним словом они прекрасно дополняют друг друга. Будем называть их Машенька и Медведь за схожесть с персонажами из сказки. Машенька постоянно просит помочь Медведя, на что он непрекословно выполняет просьбу. Я бы так не смог).

Из-за раннего завтрашнего выхода в 2:00, легли пораньше. Однако сегодня приехали наши новички в полном составе и задумали групповой просмотр кино в общей большой палатке. Наша палатка непредусмотрительно поставлена вблизи. Вставать и ссориться с новыми участникам было совсем лень и так вместо колыбельной нам был «Дневник мотоциклиста».

День 3.

1 мая. Вершина Башня.

Спал хорошо, не смотря на уже привычные ночные истошные крики. Оказывается, недалеко он альплагеря пасется небольшой табун лошадей, к которому каким-то образом затесался один осёл. Вот как раз он то и орет примерно каждый час. Уж не знаю, что там у них происходит — то ли он пристает к лошадям, то ли они к нему, но крики исходят от этого действия ужасающие.

«Найди осла»

Подъем в 1:00. Без собственного телефона ровно, как и часов, конечно, неудобно просыпаться — никогда не знаешь, сколько времени осталось спать. Из-за этого почти всегда я просыпался раньше положенного примерно на час и мучился в непонимании уже вставать или еще поспать.

Завтракаем и грузимся в авто. На этот раз мы едем немого в другое место — чуть дальше памятника пограничникам. Еще темно и мы начинаем свой путь в свете личных фонариков. Идем в тумане, да и ещё морось липнет на одежду. Инструктор почти сразу находит тропу, по ней идти намного легче, чем по полю, да и психологически это тоже помогает — есть уверенность в правильном пути.

Тропа постепенно становится круче, начинают попадаться камни и валуны. Доходим до родника с беседкой. Потом я для себя отметил, что это 1/3 пути на перевал Джарлам. Затем тропа начинает серпантинить — уклон становится больше. Идти сегодя полегче, чем вчера и одышка мучает меньше. Вот появляется забор с колючей проволокой — 2/3 пути. Почти на вершине перевала тропа теряется, и поднимаемся почти в лоб. На перевале выходим из тумана, наслаждаемся звездным небом и обедом Машеньки и Медведя — у них стиль не завтракать в лагере, а делать это под маршрутом. Ну что ж, второй завтрак мне не повредит).

Начинает светать, а наш путь теперь лежит вниз — необходимо сбросить высоту и подойти к началу маршрута. Никто не любит терять высоту, тем более, что это оказался довольно длительный подход. Сперва путаем начало маршрута с соседним. За потерянные силы на лишние подъем и спуск нам досталась награда — мною была найдена корзинка «Венто», Семейным парнем — закладка «BD» и разбитый фонарик «Petzl».

Внешне все кулуары похожи

Идти первой двойке выпало честь мне и Семейному парню, причем он лидер. Затем идет инструктор, подстраховывающийся к моему усу самостраховки кардалетом, а затем и вторая двойка — Машенька и Медведь. Идти с верхней страховкой мне нравится. Это надежно и поучительно — как будто идешь первым свободным лазанием, гарантированно застрахованный от срыва. Семейный парень идет лидером уверенно, лишь только точки страховки ставит на мой взгляд редко, но ему виднее. Я же иду и выщелкиваю веревку из страховочных точек, сами точки мы оставляем для второй двойки. Во второй двойке идет лидером Машенька, замыкает Медведь, снимающий все точки.

Примерно в районе «ключа», подошедшая лазанием ко мне Машенька, просит скинуть ей верхнюю страховку на особо сложном участке. Я прошу её подождать, так как страхую лидера в этот момент. Однако, вскоре, она поднимается ко мне, заложив для своего успокоения две дополнительные точки. Это и вправду было стрёмное место на маршруте, и лезть там с нижней страховкой мне было бы страшновато. А она смогла все сделать сама. Так я понял, что лазание у нее на хорошем уровне.

Дневник восхождения на Цей-Лоам, Башню, Джарлам и Гиряг

Эпичный привал с видом на Казбек

Вот, наконец, в 11:00 я вылезаю на вершину. До тура с запиской совсем не далеко и решаем сделать перекус прямо здесь — погода шикарная — солнце и почти нет ветра. Групповое фото на вершине и спуск.

Вершина Башня (2930 м) по Юго-Западной стене (3Б к.с.)

Вначале дюльфер — одна веревка 50 метров. Пока провешивают перила и страховку, я, идущий по очереди предпоследним, решаю немого отдохнуть на склоне. Для этого я спускаюсь чуть ниже, чтобы спрятаться от ветра. В моменте я осознаю Дзен, эйфорию или суть бытия. Каждый назовет это по-своему.

Только представьте себе: ты один лежишь на мягком теплом ковре из сухой травы, солнышко нежно касается тебя своим теплом и нет даже дуновения ветра, вокруг лишь звенящая в ушах тишина. Ты смотришь вперед вдаль и вниз. Там открывается вид на долину, залитую белыми пушистыми облаками. Ты перестаешь осознавать течение времени, оно остановилось. Нет ничего кроме тебя и замершей природы вокруг. Не знаю, сколько прошло времени, минута или целая вечность. Мгновенье остановилось. Я подумал, как было бы хорошо сейчас перенести сюда ко мне моего сына и с ним разделить этот прекрасный момент. Я просто лежал и дышал. Все мирское и суетное отошло на задний план. Я просто существовал вне времени. Мне стало очень легко. В моменте я подумал, что если это было бы возможно, я готов всю оставшуюся жизнь провести здесь, просто наблюдая вокруг. Это очень интересный опыт, такого я либо не ощущал никогда, либо никогда не осознавал, что ощущаю подобное.

Самое интересное, что когда я вернулся домой после альпсборов, и стал просить у всех хоть какие-то фотографии, каково же было мое удивление, когда я увидел, что Машенька оказывается в секрете от меня сфотографировала именно тот момент! За что я её очень благодарю. Вот это фото:

Мгновенье, остановись!

После дюльфера нас ждала «любимая» сыпуха и многочисленные травянистые склоны. Во время длительного спуска у меня заболела связка в левом колене. Вернулись в лагерь к 14:00. Ну, теперь уже точно идем на приветствие с лагерем. В колокол бью два раза. Это значит, что всем пора собираться встречать вернувшихся. Инструктор отчитывается перед ОБ об успешном восхождении, нас приветствуют троекратным «Привет!», мы отвечаем однократным «Привет!». Такова традиция альплагеря Кязи.

День 4.

2 мая. День отдыха.

Сегодня по регламенту день отдыха — два восхождения подряд позади. По привычке проснулся в 6:30, встали в 7:00. На обед мы с Водителем приготовили шикарную яичницу и шпроты на хлебе. Сегодня облачно и влажно, Цей-Лоам скрыт в тумане. Машенька и Медведь, Семейный парень и Водитель пошли тренить спасы в двойке на камень, а мне снова делать нечего. Благо за день до этого приехал новый опытный участник — гид, который водит на Эльбрус и Казбек. Он с бородой и в петушке «Спорт» на ретро манер и уж очень похож на барда с Грушинского фестиваля. Так и будем его звать — Бард. У него тоже нет занятия, поэтому мы скооперировались и на этом же камне стали лазить с верхней страховкой по очереди. Слазив 6 раз, я пошел готовить обед, тем более что снова начал накрапывать дождик.

На это раз я готовил гречку с тушенкой. Вскоре и остальных спугнули усиливающиеся осадки. На завтра мы планируем восхождение на Джарлам, снова через одноименный перевал по маршруту 2Б категории. А мы — это тройка: я, Машенька и Медведь. Как говорилось ранее, опыт у нас одинаковый, соответственно и желания по восхождениям совпадают. Им так же нужны руководства, а мне как раз нужны две 2Б. Маршрутный лист заполняет Медведь, ему же соответственно и руководить.

Внезапно вечером проходит информация о ЧП на маршруте 4А на Цей-Лоам. Две двойки не дошли до вершины пару веревок, и лидер первой двойки срывается, вырывает ближайший крюк и ломает ногу. У них с собой нет палаток и спальников, к ним на помощь выходит небольшой спасотряд из двух человек — занести бивачное снаряжение для двоих, а двоих спустить вниз. Так мы поняли, что нашим завтрашним планам не суждено было исполниться — завтра спасработы. Мы в третьем спасотряде: я, Инструктор, Семейная пара в полном составе (несмотря на то, что девушек не берут на спасы, девушка из семейной пары изъявила желание помочь), Водитель, Бард и Медведь. Это мой первый опыт в спасработах. Вспомнив о ноющей связке, прошу у Водителя крем. Он выдает «Спасатель» и еще какую-то пахучую мазь с иероглифами. Мажу на ночь.

День 5.

3 мая. Спасработы.

Встаем в 5:00. Выходим в 6:00. Ночные спасатели вроде бы смогли найти пострадавших только к утру, а это значит, что они перенесли холодную ночевку и дело усугубляется. За час до нашего выхода идет второй спасотряд, так же из 6-ти человек. Мы несем только личное снаряжение, питье, перекус и веревки. Дорога знакомая, однако мешает дождь. Поднявшись под маршрут видим заснеженные камни, значит, всю ночь шел снег и это только усложнит спасработы. Поднявшись 2/3 до вершины уютно размещаемся в гроте и делаем перекус. Становиться промозгло и все утепляются — неизвестно, столько нам тут ждать, команды идти выше не поступало.

1. Маршрут знаком, однако снег добавляет изюминку.
  2. Наш спасотряд в гроте.

Через минут тридцать видим спускающийся народ. Передаем ему веревки, для провешивания перил на особо сложных участках и видим пострадавших. Они измотаны, но идут своим ходом, даже потерпевший. Максимально разгрузив и пристегнув для подстраховки их к себе кардалетами, начинаем совместный медленный спуск. Каково же было мое удивление снова встретить альпиниста в кроссовках вместо ботинок, как это было в Архызе в прошлом году. На этот раз это один из самых опытных участников в пострадавшей группе. Кто бы что не говорил про качество этой обуви, думаю, с холодной ночевкой она уж точно не справилась. Тем более, что спустившись ниже, там, где лежит заснеженная трава и месиво из глины и грязи, он скользил как на лыжах, и пару раз даже упал на спину. Из обуви у него еще были только скальники, и даже не было кошек. Вот так, из-за экономии веса и уверенности в собственных силах многие идут на риск. Пусть в этот раз ему повезло, но согласитесь, это явный признак переоценки своих сил и не дальновидности. Мы же все спускаемся в кошках, наматывая килограммы смеси глины и травы себе на ноги. Да, идти тяжело, зато безопасно.

Ну вот, все спасены, пострадавший поехал на скорой в новую больницу, удобно построенную рядом. Забегая вперед, ему поставили диагноз — перелом таранной кости и наложили гипс. Остальных забирает к себе Семейный парень и везет в альплагерь. До этого по рации было передано, чтобы душевые закрыли до приезда потерпевших. И действительно, горячей воды хватило и на нас!

На завтра планы не меняются — руководство Медведя на Джарлам по 2Б. Этой сплоченной двойке так понравилось идти на перевал ночью, что они запланировали подъем в 1:30, что меня совсем не радует.

День 6.

4 мая. Вершина Джарлам.

Снова ранний выход. Снова долгий подъем на перевал в свете фонарей. Снова второй завтрак на перевале. Последнее — единственное, что из этого мне по нраву.

Подойдя под маршрут, пускаем лезть первым Медведя. На мой взгляд, все идет очень медленно, и надевание снаряди и, приготовление страховки. Сказывается моя с ними несхоженность. Медведь начинает лезть. Тут вообще все идет еще медленнее, лазание в ботинках явно не его конек. Я даже начинаю немного подмерзать. С Машенькой решаем заменить лидера. Выбор пал на меня, и работа стала идти веселее. Закладываюсь, как могу, первым идти с нижней страховкой по неизученному маршруту страшновато. Тем более, скажу честно, я не особо изучал маршрут, да и день простоя в спасработах выбил из памяти все, что там отложилось из описания. В какой-то момент ухожу за перегиб и услышать команды уже проблематично. Наконец, пролезаю «ключ» и выхожу на удобную маленькую полку для страховки. Со всех сторон только сбросы. Закладываюсь за большой камень, организовываю страховку второму — это Машенька. Третий вылезает Медведь. Оказывается, переходя через перегиб то ли я, то ли веревкой сбросило камень, и он точно попал в левую лямку рюкзака Медведя, который в этот момент меня страховал. Самое ужасное, что он ни то чтобы не увидел, но и даже не услышал полет камня.

Вот как Медведь описал это событие: он внезапно почувствовал резкий удар палкой в плечо, увидел искры из глаз, вскрикнул и присел от боли. Даже боюсь представить, чтобы могло произойти если бы он отпустил страховку из рук от боли и я в этот момент сорвался… После, оголив плечо, мы увидели буквально увеличивающуюся на глазах гематому с причудливым нетронутым мостиком от лямки рюкзака.

Дальше наш путь идет через дюльфер 10 метров и заснеженный кулуар. Оказывается, я пошел не совсем верно, но ОБ об этом предупреждал, так что все в рамках приличия. Дальше лезть мы решили пустить Машеньку, чтоб ей не было скучно. Да и мне, после происшествия, честно говоря, не хотелось идти первому. Самое интересное, что пока мы её страховали, нас начала догонять нижняя группа, идущая по маршруту категории выше — 3А. Однако они пошли по нашему пути, облегчив себе дорогу. Пусть это останется на совести их инструктора, а мы идем дальше.

На вершине нас ждал унылый туманный вид. Оказавшись на вершине двумя группами, мы сфотографировали друг друга, и они поблагодарили нас за протоптанный путь.

Дневник восхождения на Цей-Лоам, Башню, Джарлам и Гиряг

Джарлам Центральная (3160 м) по контрфорсу Южной стены (2Б к.с.)

Далее они первыми уходят на траверс на вторую вершину, а нас ждет спуск по 1Б. Однако в таком сильном тумане совсем не просто сориентироваться. Вдалеке мы слышим голоса плутающей группы. Перед уходом они проконсультировали нас о спуске, но легче от этого не стало. Изрядно поплутав и снова встретившись с той группой, мы вроде бы находим правильный спусковой кулуар. Уверенности нет и спуститься на сброс, а потом опять подниматься совсем не хочется, к тому же силы начинают покидать нас. Медведь решает пойти вниз первым и разведать дорогу. На всякий случай пристраховываем его веревкой — видимость совсем упала. Огорчает еще и то, что оказывается, Машенька и Медведь уже были здесь на маршруте 1Б в феврале, но теперь вовсе не узнают рельеф. Я все же теплюсь надеждой правильного пути, так как вижу следы горного козла, уходящие вниз — не на смерь же он шел!

Наконец, Медведь кричит, что нашел тур. Он просто откопал его из снега). Вовремя и приходит связь с альплагерем — они дистанционно подтверждают, что мы на верном пути. Это радует и бодрит, начинаем спускаться веселее. Однако, видимость настолько мала, что сомнения время от времени все-таки закрадываются к нам. Наконец, рельеф выполаживается, далее снова на перевал и вниз.

Затерянные в тумане

В 14:50 мы в лагере. Традиционное приветствие, теплый душ, перекус. Водитель, Бард и наша троица решаем доехать до нижнего кафе за местными национальными блюдами: чепалгаш — лепешка с творогом, и ольгаш — воздушная лепешка без начинки. Кафе имеет много беседок на улице, но там ветер и дождь, поэтому идем внутрь. Внутри длинный стол на 10 человек, но он занят банкетом. Приходится заказывать на вынос.

Девушка, что принимает заказ, очень нерасторопна и путает, кто что заказывает. Долго стоим и разбираемся. В это время упитанный мужчина, сидящий во главе стола, спрашивает у нас: «Кто вы такие? Велосипедисты?». Я отвечаю, что нет, мы альпинисты. На что он благодарит нас за то, что мы есть и что-то говорит мужчине, сидящему подле него. Тот встает, подходит к нам и говорит, что оплатит наш заказ. Мы отказываемся, тем более что всё ещё так и не разобрались, что именно заказать. На что он отвечает, что так сказал старший и кладет на стол двухтысячную купюру. Благодарим его и не знаем, что делать дальше, что мы, что девушка. Водитель ретируется и оставляет выбор за мной. Делать нечего и я широким жестом заказываю три лимонада, порцию бараньего шашлыка, хлеб ольгаш и шесть лепешек чепалгаш. Даже этого оказывается недостаточно, и я говорю, что сдачи не надо. Перед выходом подхожу к упитанному мужчине, оплатившему наш обед, и желаю ему крепчайшего здоровья, что он был очень рад услышать.

Слишком долго ждем свой заказ. В итоге, про шашлык пришлось напоминать снова, часть лепешек положили культурно слоями в фольгу, а часть тупо расфасовали по пакетам и они стразу смялись. Так же пока я ждал заказ, я заметил, что мальчик официант разнося супы, окунает внутрь пальцы, а добрую часть чая из стаканов он разливает по подносу пока несет. Короче обслуживание, мягко говоря, не очень…

Что касается вкуса, так хлеб вообще бомба, мечтаю таким хлебом макать в яичницу глазунью. А вот лепешки с творогом сполна оценить не удалось, так как пока ехали обратно они остыли, да и вид приняли не очень аппетитный. Фото честно позаимствовал из интернета.

1. Ольгаш
  2. Чепалгаш

День 7.

5 мая. День отдыха.

Спалось великолепно. Встал в 7:00. Сегодня снова делаем себе день отдыха — после обеда обещали сильные осадки. Вообще, если позволяет погода и есть достаточно дней, технология — день восхождение/день отдых отлично мне подходит! На завтрак уже по классике готовим яичницу с салом, на обед варю супец. Как и обещали, после обеда валит снег огромными хлопьями. План на завтра — 2Б Гиряг — руководство Машеньки. Снова иду на поводу у своих компаньонов и соглашаюсь на подъем в 2:00.

Дневник восхождения на Цей-Лоам, Башню, Джарлам и Гиряг

Альплагерь под натиском мокрого снега

День 8.

6 мая. Вершина Гиряг.

Из-за отсутствия часов опять встаю на час раньше запланированного. Завтракаю, выдвигаемся в 2:15. Машина Медведя едет максимально 20 км/час из-за прогоревшей прокладки, но делать нечего. Снова свет фонарей, туман, и этот надоедливый подъем на перевал. Однако в этот раз наш путь только до 2/3 пути, как раз до калитки в заборе из колючей проволоки. Отсюда резко влево под скалу — начало нашего маршрута. Снова на этой высоте мы поднимаемся выше тумана и видим звездное небо. Второй завтрак и … мы ждем пока начнет светлеть. Из-за раннего выхода мы пришли на место раньше положенного(.

Дневник восхождения на Цей-Лоам, Башню, Джарлам и Гиряг

А ночные восхождения идут в зачет?

Так как Машенька сегодня руководитель — ей и лезть первым номером. Решаем, что я иду вторым и выщелкиваю точки, Медведь замыкает и собирает снарягу. Я уже приготовил страховку, однако это двойка работает в своем стиле и мне приходится ждать. Машенька решает лезть в кошках и начинает. Дело спорится, и вскоре лезу и я. Кошки тут прямо рекомендуются — скалы сильно поросли травой и ботики так и норовят соскользнуть. Наш лидер идет с хорошим темпом, и мы уже пролезаем ключ. Перекрикиваемся с группой, идущей за нами, и даем рекомендацию по снаряге.

1. Первая веревка маршрута.
  2. Идеальная станция.

Вот мы все и вылезли на траверс. Дальше полого и решаем оставить всю снарягу под камнем у спуска. Но какой, же долгий оказался предвершинный траверс! Мы преодолели его аж за час! Самое интересное, что в одном месте даже хотелось связаться, но веревка осталась позади.

На вершине в каменном туре торчит невесть откуда взявшаяся белая палка от швабры). Если бы не низкие облака, отсюда можно снять великолепные панорамы, включая снимки маршрутов на Башню и Джарлам, которые мы прошли ранее.

Гиряг (2863 м) по Восточной стене (2Б к.с.)

Спускаемся на место закладки и устраиваем перекус. Солнце греет через облака, и мы кайфуем. Отдыхаем минут двадцать и начинаем спуск. Тут все совсем просто — 1Б, трава и не сильный уклон. Главная цель — не сильно сбросить высоту, чтобы попасть прямиком на перевал, и не корабкаться на него снова. Все выходит, как планировали, и мы возвращаемся в лагерь к 13:00.

День 9.

7 мая. Скалодром.

Сегодня снова непогода и вынужденный день отдыха. Идет мокрый снег, дует промозглый ветер. Чтобы дню не пропадать, решаем вместе с новичками ехать на природный скалодром по дороге во Владикавказ. Место оказалось классное, маршруты от 5А до 6С, как раз то, что нам нужно. Снова мучаюсь и лазаю в ботинках. В итоге пролез 4 маршрута без скальников и даже залез на одну шестерку, но уже в сальниках Инструктора. Короче, собой я снова остался доволен.

Крутой бесплатный природный скалодром

На обед так же все решили поехать во Владикавказ в кафе. Выбор пал на кафе быстрого питания «Siria». Тут я побаловал себя «шаурмой на тарелке» за 420 рублей. Ну что я могу сказать — еле осилил, уж такая большая порция была. И очень вкусная, рекомендую! Помимо разрезанной на кусочки шаурмы там была большая порция картофеля фри, сметанный соус, заправленный салат и нарезка из огурцов и помидор. Запивал все это я зеленым чаем.

Меню бистро «Siria»

По пути обратно Водитель завез нас на местную достопримечательность — сторожевую башню. Именно на эту можно было подняться, не смотря на то, что она не новодел. По преданию на первом этаже держали скот, остальные — для жилья и обороны в случае нападения. Так же рекомендую посетить данные сооружения. В нашей башне была новая деревянная лестница, но даже и по ней не все решаться подняться на самый верх — на последний этаж она вертикальная.

А башенных комплексов различной сохранности по пути много

День 10.

8 мая. Сдача зачета.

И снова непогода. Всю ночь шел снег, утром дождь. Даже новички никуда не пошли. Так как мне не хватает в альпкнижке зачета по спасработам подручными средствами, я который день маюсь, пытаясь сагитировать хоть кого-то сдать его со мной.

Сегодня все свободны и настал мой звездный час. Инструктор дает мне команду проводить практическое занятие по спасработам, а заодно и попробовать задать зачет. Я этого совсем не ожидал, но охотно соглашаюсь. Цель практического занятия — рассказать все действия при возникновении ЧП на маршруте с пострадавшим и показать способы эвакуации последнего. А самое главное — это связать носилки из подручных средств. Благо, после нескольких соревнований, я помнил это наизусть. В итоге, почти без поправок от Инструктора, я справился с поставленной задачей и даже получил отметку «отлично» в книжку! Очередной гештальт, наконец, закрыт.

Проведение практического занятия по спасению в группе подручными средствами

После обеда распогодилось и наши самые опытные парни: Семейный парень, Бард и Водитель пошли провешивать первые две веревки на маршрут 4А. Завтра обещали погодное окно и все кинулись выпускаться у ОБ. У нас в планах вторая 3Б на Башню, но по другому маршруту. Благо Инструктор настоял, и выход запланирован в 3:00, а не как обычно в 2:00.

День 11.

9 мая. Вынужденный простой.

Ночью я ощутил, что меня мутит. Не от жирной ли шаурмы, думал я. Но к утру, слава богу, все прошло. Сегодня снова ранний выход, снова хождение в тумане с фонарями, снова звездное небо на перевале, снова второй завтрак, снова большой сброс высоты под маршрут. Зная дорогу идти, конечно, легче, но зная как долго это делать — расстраивает.

Вот, наконец, мы под маршрутом. Лежит снег, и мы двигаемся вверх осторожнее. В определенный момент даже натыкаемся на медвежьи следы, но вчерашней свежести.

Вид с высоты перевала Джарлам

Не тут-то было. Подойдя на старт, мы обнаружили группу из 4-х человек, их лидер провешивает первую веревку. Сказать, что мы были удивлены — ничего не сказать. Решаем посидеть и подождать связи — спросить у базы как так вышло, что две группы одновременно оказались на одном маршруте?! Здесь теневая сторона и мы потихоньку начинаем замерзать. Лидер ковыряется на одном месте уже минут тридцать, а у Машеньки уже зуб на зуб не попадает. База разводит руками — их косяк. Перед нами встает мучительная дилемма — ждать и замерзнуть или оставить снаряжение и перенести восхождение на завтра. Ах, как бы хотелось пройти этот маршрут в праздник и Медведь даже несет маленькую копию знамя победы, чтобы водрузить его на вершине! Делать нечего и, не смотря на все мои супер идеи, Инструктор командует спускаться. Я очень расстроен — проделать такой большой путь и уйти ни с чем в отличную погоду, с большим запасом сил… Завтра их явно будет уже меньше. Но все решено. Мы с Медведем оставляем свои рюкзаки, набитые снарягой, и веревку в закладке в гроте и начинаем спуск. К слову, решение было верным, так как за час лидер первой группы так и не ушел на полную веревку.

К всеобщему удивлению, прослушав связь с группами по рации, узнаем, что почти на всех маршрутах такая же беда — по несколько групп в очереди. Оказывается, это приехавшие Ростовцы со своей руководительницей почему-то не согласовали очередность восхождений с ОБ. Или ОБ ошибся и все перепутал. Такое положение дел никак не годиться в горах!

Спустившись уже к беседке, и сидя на отдыхе у родника, нас вызвали по рации и попросили подстраховать с очередными спасами — парень сорвался и сломал руку. Узнав, что мы уже так сильно сбросились вниз, скомандовали спускаться дальше — потерпевший нормально идет и сам.

Дневник восхождения на Цей-Лоам, Башню, Джарлам и Гиряг

До дороги осталось спускаться совсем чуть-чуть

Уже вечером, в общей палатке, вернувшиеся наши новички рассказали, что на их маршруте было аж еще две группы помимо них, и они мерзли в ожидании до последнего, но сходили гору. Правда одна участница сорвалась и зашибла ступню, но идти смогла сама. Так наше решение о переносе восхождения все больше укреплялось.

День 12.

10 мая. Нам нужны спасы.

Сегодняшнее начало дня — повтор вчерашнего, за исключением двух нюансов. Первое — подход у нас налегке, что не может не радовать. И второе — к нам присоединился Семейный парень, что тоже очень радовало, так как он быстро и хорошо лазает и в случае затыка лидера Машеньки у нас всегда есть козырь в рукаве! Кстати, вчера он удачно сходил 4А в компании с Бардом, Водителем и еще одной Девушкой.

Семейный парень любезно предложил понести в своем рюкзаке мой термос, за что ему огромное спасибо, иначе мне пришлось бы брать второй рюкзак.

На удивление повтор вчерашнего пути, только налегке, дался мне очень просто, быстро и незаметно! В этот раз мы на маршруте одни, ну или хотя бы первые и связка Машенька — Медведь начинают лезть. Наша двойка Я — Семейный парень (Инструктор на крадалете) идет по оставленным точкам лидера.

Дело спорится, и Машенька идет с хорошим темпом. Инструктор дал команду мне лезть почти сразу за Медведем, наверное, чтобы не терять нитку маршрута и сильно не отрываться друг от друга.

Работа на маршруте

Лазание тут вроде не очень сложное, но вот идти первым номером здесь мне было бы страшно — крутые сбросы слева и справа, маршрут читается не явно и можно легко свернуть в тупик. А Машенька молча лезет и терпит это все, респект ей! Медведь же лезит гораздо труднее, иногда жумарится на верхней страховке. На одном из неудобных участков он и вовсе по ошибке снимает крюк на песочных часах. Получается, у второй двойки, то есть у нас, свободное лазание больше 5 метров, что очень опасно. К счастью, у меня как раз на плече чудом остается петля 60 см с карабином, и я ставлю для нашей двойки свой крюк.

Далее идет ключ маршрута. Я завис у крюка и жду, пока Медведь медленно вылезет этот участок. Собираюсь начать движение и ставлю левую ногу максимально высоко на удобную полку. Вдруг, Медведь кричит: «Камень!» Я поднимаю голову вверх и вижу валун, который прыгает почти по вертикальной скале чуть левее меня. Инстинктивно вжимаюсь в каменную стену, ударяясь каской и, кажется, матерюсь. Далее у меня темнеет в глазах от боли. Левая нога слетела с уступа и болтается в воздухе. Быстро соображаю и встегиваю ус самостраховки в крюк напротив. Наступает вторая волна боли, и я отпускаю руки, вешу на усе. Немного переждав, не могу понять сломана ли левая нога. Пытаюсь лезть вверх, но на одной ноге это невозможно — на левую наступить не могу. Кричу Медведю, чтоб скинул мне верхнюю страховку, что тот и делает. Немного лезу вверх, но боль не дает полноценно использовать ногу. Понимаю, что единственный шанс — жумарится по верхней страховке. Выходит лучше, но вот веревка, идущая вниз ко второму участнику, застряла где-то между камнями и сильно трется, не давая свободно лезть.

Наконец, заветная травяная полка — там стоит Медведь, Маша чуть выше ждет нас. Встаю на самотраховку и падаю на траву, сказав Медведю только одно: «Нам нужны спасы». Медведь вместо меня начинает выбирать Семейного парня снизу, а я тем временем расстегиваю самосбросы и поднимаю тайтсы на ноге выше колена. Что я вижу: в месте удара камня — слева с наружной стороны начинает опухать колено, справа, с противоположной стороны, чуть ниже колена рваная рана. Констатирую открытый перелом — удар слева, кость рвет кожу справа, все логично. Говорю об этом Медведю. Тот передает Машеньке, она по связи говорит о травме и моем предположении. По рации слышится: «Хорошо, мы поднимаемся!». Я тем временем решаюсь попробовать раскрыть рваную рану и увидеть кость, но к счастью вижу только мясо. Уже лучше. По моей просьбе Машенька дает мне перекись, и я выливаю её себе на рану.

Поднявшийся Инстурктор ощупывает поврежденное место и констатирует ушиб, кость цела. Тщетно я ищу в своей аптечке обезболивающее в уколах. Я взял только «Спазган», а это аналгетик совмещенный со спазмолитиком и Интурктор не решается мне его вколоть. Приходится довольствоваться «Нимесилом» в порошке.

Тем временем остальным была дана команда идти только вверх — транспортировка пострадавшего вниз по такому сложному маршруту заняла бы намного больше времени, чем подняться пару веревок вверх, а потом спуститься уже по несложному маршруту.

Обезболивающее начинает работать и я даже встаю. Инструктор говорит надо двигаться, чтобы уменьшить отек. Нагружать поврежденную ногу я могу только в прямом виде, любые манипуляции со сгибом ведут к усилению боли и непонятным похрустываниям. Теперь я иду крайним из участников, за мной только инструктор. Я даже сам организовываю страховку Семейному парню, чтобы хоть как то отвлечься. Далее уже лезть мне и я начинаю свой нелегкий путь. Не использую левую ногу совсем — на неё нет никакой надежды. Кое-как пролажу оставшуюся пару веревок. Дальше только пешком до вершины и заветный спуск.

С помощью палок доковылял до вершины. Мужаюсь и прошу сфотографировать меня у тура со счастливым лицом. Левую ногу нарочно выставляю вперед. Пьем чай, делаем перекус. До спуска еще нужно преодолеть траверс, тут я уже как Сильвер ковыляю на всех парах, чтобы сильно не задерживать группу.

Дневник восхождения на Цей-Лоам, Башню, Джарлам и Гиряг

Башня (2930 м) по Юго-Восточному ребру (3Б к.с.)

Вот и спусковой дюльфер 50 метров, около которого в прошлый раз я поймал Дзен. Удивляюсь, как же легко можно оказаться в одном и том же месте, но совершенно в разных состояниях. В этот раз меня пускают на спуск вторым, и я скольжу по веревке. Дальше сыпуха и бесконечные склоны травянистых кочек. Стараюсь вставать на больную ногу без изгиба, что непросто на сложном рельефе, но останавливаться нельзя.

Какой же длинный путь мне предстояло пройти на 1,5 ногах. Согласно данным по часам в сумме вышло около 10.000 шагов. Спасибо группе, что держали мой темп на спуске и не дали сильно отстать. Отдельное спасибо Семейному парню, который нёс весь спуск веревку, которою должен был нести я.

После традиционной встречи лагерем, я ковыляю в душ. Из-за опухлости нога почти перестала сгибаться. Затем тщетно ищу в лагере медсестру, но её здесь просто не предусмотрено. Делать нечего и ковыляю на обед. Поехать в ближайшую больницу тоже не удается — Водитель сегодня днем выпил пива, да и бензина не много — заправка только во Владикавказе. Придется мне мучиться в незнании еще пару дней(.

День 13.

11 мая. Вынужденный отдых.

Ночью заметил особенность — при смене положения ноги такое чувство, но она затекает и это состояние проходит с характерной болью. Все мои планы по восхождению на еще одну 3А рушатся и, как назло, стоит идеальная погода. Как раз для сложной 4Б для наших ребят: Бард, Семейный парень и Инструктор, которые сегодня утром вышли на неё. Остальные участники вынужденно остались в лагере по разным организационным причинам. Новички съехали еще вчера — некоторые успели за эти сборы закрыть третий разряд.

Днем снова спасы. Девушка на маршруте сорвалась, сломала ногу и сильно ушибла руку. Поэтому всех парней, включая Водителя и Медведя, снова организуют в отряды помощи. Даже все соседние группы решено снять с маршрута — пострадавшая девушка оказалось большой. И если бы со мной все было хорошо, и мы бы как планировали, вышли втроем на 3А, нас бы тоже сняли и в итоге я ничего не потерял.

Я и девчонки провожаем усталые лица уходящих на спасы — уж больно много травм в этом сезоне! Наших парней на 4Б не снимали — большая удаленность от места происшествия, поэтому на нас готовка обеда и для них и для спасателей — не ясно, на сколько затянуться эти работы, а уезжать нам крайний срок — сегодня вечером.

Серпантин на перевал

К частью не все оказалось так плохо и почти следом за вернувшимися к обеду с 4Б, вернулись и наши парни — тащили весь путь поломанную девушку в МЧС-овской акье.

Так закончились наши майские сборы 2024.

Спасработы в разгаре

Послесловие.

Время подвести итоги. Задача не из легких, но начнем по порядку.

Во-первых. Сборы вышли как нельзя продуктивнее — я совершил аж 5 восхождений и тем самым это моё самый продуктивный выезд. Успел находить на 2 разряд по альпинизму, что тоже большое достижение.

Во-вторых. Несмотря на капризы природы, мы взяли от сборов все, что могли. Для примера, наши новички из Федерации выбрали Архыз и прогадали — сходили лишь по две горы.

В-третьих. Я и лез первым номером, и ходил в тройке без инструктора с новыми ребятами, и работал по установленным крючьям, словом опыт получил огромный.

В-четвертых. Такое количество травм за одни сборы я еще не встречал. Тем более травмировался сам, пусть не по моей вине, но не будем искать виноватых в этом. Можно грешить на все: и на группу, которая без очереди заняла наш маршрут 9 мая; и инструктора, который велел лезть друг за другом и на меня слетел камень; и даже Медведя, в том, что лез неаккуратно. Но что было, то прошло и зла я, ни на кого не держу. Тем более, что диагноз Инструктора оказался правдивым и уже дома в травмпункте мне поставили диагноз: «Закрытая травма КСА левого коленного сустава». Перелома нет, жидкости в колене тоже, что не может не радовать. Скажу честно, там, сразу после травмы и во время длительного спуска, я уже подумывал о завершении карьеры альпиниста. Ведь если бы этот камень летел чуть правее, то весь удар пришелся бы уже на каску, которая бы точно не выдержала. Голова, может быть, и выдержала бы, а вот шейные позвонки уже вряд ли и я бы, скорее всего, к сожалению, повторил судьбу моих приятелей, погибших в 2022 году от камнепада.

Состояние ноги на второй день после травмы

В-пятых. Кязи — очень хорошо оборудованный, легкодоступный в плане транспорта и комфортный альплагерь с кучей маршрутов, которые можно ходить из лагеря в лагерь. Честно говоря, чтобы не становиться «Королями перевала Джарлам» и не ходить туда-сюда по нему 5 раз, я бы не послушал никого и установил бы штурмовой лагерь чуть ниже перевала, на удобной поляне. Хоть воды там и нет, её всегда можно принести налегке с источника у беседки, что многие и делали, судя по установленным там палаткам.

И в-шестых. Нужно искать напарника. Тратить драгоценное время на схоженность на притирку к новой двойке совсем не хочется. В этот раз все получилось идеально, но вот повезет ли снова? Большой привет Машеньке и Медведю, ходить в вашей компании было одно удовольствие!

Празднование закрытия смены

Вот, наверное, и все, далее озвучиваю траты.

Традиционная таблица расходов:

1 520

ИТОГО

39 200

И в самом конце. Моя травмированная нога понемногу восстанавливалась после каждой ночи. На 16-ты день я даже уже мог немного имитировать бег, однако гибкость исчезла. Приходиться, превозмогая боль разрабатывать её, с силой сгибая в колене руками. Одним словом — берегите себя!

Теги: Экстремальный отдых

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.